Разработка урока по русскому языку "Комплексная работа с
текстом"
Учитель русского языка и литературы Иванова Ольга Павловна
Цели урока:
1) продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом ;
2) повторить основные речеведческие понятия;
3) закрепить навыки правописания личных окончаний глаголов;
4) отработать постановку знаков препинания в предложениях с деепричастными
оборотами;
5) формировать речевые навыки и умения учащихся;
6) развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.
Оборудование: тексты, магнитофон, кассеты с записями пения птиц, звуков весеннего
леса, репродукции и фотографии с изображением весенней природы, словарь русского
языка.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас урок-повторение. Приготовьте, пожалуйста, рабочие тетради, словари.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
О каких звуках нам предстоит поговорить?
Где же их можно услышать?
Посмотрите в окно и прислушайтесь... Что вы услышали?
А что вы можете услышать ранним утром, выйдя из дома на улицу? Может быть примерно
это?
(Включается магнитофон с записями голосов птиц)
Что вы услышали?
Как вы думаете, о чем поют птицы7
Какие чувства вы испытывали, когда слушали эти звуки?
Сколько же еще можно услышать звуков весны, если быть внимательным! А как слышат
весну писатели и поэты? И самое интересное - как они рассказывают об этом?
II. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом Ивана Сергеевича Соколова-Микитова,
который так и называется «Звуки весны». Поработаем с этим текстом, а потом вы сами
напишете сочинение -миниатюру.
А сейчас откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока.
III. Давайте сначала послушаем небольшое сообщение об авторе текста.
Пожалуйста, Зарина.
IV. Работа с текстом
Сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно следите.
(Чтение текста учителем)
О чем вас заставил задуматься данный текст ?
О чем рассказывается в тексте ?
Что отражается в названии рассказа?
К какому стилю речи можно отнести этот текст? Если затрудняетесь, используйте таблицу.
А к какому типу речи относится этот текст?
Назовите жанр текста и укажите его признаки.
Укажите, какие изобразительно-выразительные средства языка ис пользует автор в
рассказе?
Найдите их в тексте.
Теперь вопрос по содержанию текста. С чем автор сравнивает наступление утра?
А вы знаете, что такое симфония?
Давайте посмотрим, как истолковано это слово в толковом словаре и запишем в словарь.
Какое перед нами слово однозначное или многозначное?
В каком из этих значений употребляется это слово в нашем рассказе?
Услышали ли вы симфонию утра?
Каким способом автор достиг того, что мы смогли эту симфонию УСЛЫШАТЬ?
Прочитайте, как начинается симфония?
Найдите в тексте, голоса каких птиц звучат в симфонии утра?
(Учитель записывает на доске, а учащиеся - в тетради)
А теперь выпишите глаголы, с помощью которых мы услышали музыку утра.
(Дети называют, учитель записывает на доске, а учащиеся в тетради)
Теперь выделите окончания глаголов и объясните их правописание. Альфия выполняет
работу у доски, а остальные на местах в тетради.
Ответьте, пожалуйста, к какому времени относятся все эти глаголы?
Как вы думаете, почему автор использует только эту временную форму в своем рассказе?
А теперь найдите в тексте глаголы, которые употребляются в переносном значении.
Объясните их значение.
Далее займемся повторением деепричастий. Какую роль в тексте играют деепричастия?
Вопрос по теории: что такое деепричастный оборот?
Найдите в первом абзаце предложения с деепричастными
Найдите и выпишите из текста предложение, оборотами.
Объясните постановку знаков препинания в предложении, начинающемся словами
Нарастая и замирая.... Инзиль пишет на доске, остальные в тетради.
Инзиль, выдели известные тебе орфограммы в словах этого предложения и объясни их
правописание.
А сейчас произведите синтаксический разбор и составьте схему этого предложения. К
доске пойдет Расима, остальные выполняют работу в тетради.
Теперь вспомним морфологический разбор деепричастий.
Выполните самостоятельно разбор деепричастий этого предложения в тетради, а потом
проверим.
Ильнара идет к доске, выписывает деепричастия из предложения, производит их
морфемный разбор. Расскажи об особенностях морфемного состава деепричастий.
V. Написание сочинения-миниатюры.
* А теперь вы сами попробуете создать небольшое описание, но перед этим познакомимся
еще с одним текстом о весне. Это отрывок из рассказа К. Г. Паустовского «Весенние
слова». Он поможет вам в написании сочинений. Юнусова Альфия, прочти нам,
пожалуйста, текст.
* Какие слова, по мнению Паустовского, являются весенними?
* Хорошо, правильно! Теперь при работе можете опираться и на текст К.Г. Паустовского.
Весь материал - в документе.