Напоминание

"Комплексная работа с текстом"

Автор: Иванова Ольга Павловна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МОУ "Михайловская средняя общеобразовательная школа" Зырянского района Томской области

Населённый пункт: с.Михайловка

Наименование материала: Разработка урока

Тема: "Комплексная работа с текстом"

Описание:

Цели: Повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания личных окончаний глаголов; отработать постановку знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами;

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1037

Опубликовано 15.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Разработка урока по русскому языку "Комплексная работа с

текстом"
Учитель русского языка и литературы
Иванова Ольга Павловна

Цели урока:
1) продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с
текстом
; 2) повторить основные речеведческие понятия; 3) закрепить навыки правописания личных окончаний глаголов; 4) отработать постановку знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами; 5) формировать речевые навыки и умения учащихся; 6) развивать чувство прекрасного, любви к родной природе. Оборудование: тексты, магнитофон, кассеты с записями пения птиц, звуков весеннего леса, репродукции и фотографии с изображением весенней природы, словарь русского языка.
Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок-повторение. Приготовьте, пожалуйста, рабочие тетради, словари. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? О каких звуках нам предстоит поговорить? Где же их можно услышать? Посмотрите в окно и прислушайтесь... Что вы услышали? А что вы можете услышать ранним утром, выйдя из дома на улицу? Может быть примерно это? (Включается магнитофон с записями голосов птиц) Что вы услышали? Как вы думаете, о чем поют птицы7 Какие чувства вы испытывали, когда слушали эти звуки?
Сколько же еще можно услышать звуков весны, если быть внимательным! А как слышат весну писатели и поэты? И самое интересное - как они рассказывают об этом?
II. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, который так и называется «Звуки весны». Поработаем с этим текстом, а потом вы сами напишете сочинение -миниатюру. А сейчас откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока.
III. Давайте сначала послушаем небольшое сообщение об авторе текста.
Пожалуйста, Зарина.
IV. Работа с текстом
Сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно следите. (Чтение текста учителем) О чем вас заставил задуматься данный
текст
? О чем рассказывается в
тексте
? Что отражается в названии рассказа? К какому стилю речи можно отнести этот текст? Если затрудняетесь, используйте таблицу. А к какому типу речи относится этот текст? Назовите жанр текста и укажите его признаки. Укажите, какие изобразительно-выразительные средства языка ис пользует автор в рассказе? Найдите их в тексте. Теперь вопрос по содержанию текста. С чем автор сравнивает наступление утра? А вы знаете, что такое симфония? Давайте посмотрим, как истолковано это слово в толковом словаре и запишем в словарь. Какое перед нами слово однозначное или многозначное? В каком из этих значений употребляется это слово в нашем рассказе? Услышали ли вы симфонию утра? Каким способом автор достиг того, что мы смогли эту симфонию УСЛЫШАТЬ?
Прочитайте, как начинается симфония? Найдите в тексте, голоса каких птиц звучат в симфонии утра? (Учитель записывает на доске, а учащиеся - в тетради) А теперь выпишите глаголы, с помощью которых мы услышали музыку утра. (Дети называют, учитель записывает на доске, а учащиеся в тетради) Теперь выделите окончания глаголов и объясните их правописание. Альфия выполняет работу у доски, а остальные на местах в тетради. Ответьте, пожалуйста, к какому времени относятся все эти глаголы? Как вы думаете, почему автор использует только эту временную форму в своем рассказе? А теперь найдите в тексте глаголы, которые употребляются в переносном значении. Объясните их значение. Далее займемся повторением деепричастий. Какую роль в тексте играют деепричастия? Вопрос по теории: что такое деепричастный оборот? Найдите в первом абзаце предложения с деепричастными Найдите и выпишите из текста предложение, оборотами. Объясните постановку знаков препинания в предложении, начинающемся словами Нарастая и замирая.... Инзиль пишет на доске, остальные в тетради. Инзиль, выдели известные тебе орфограммы в словах этого предложения и объясни их правописание. А сейчас произведите синтаксический разбор и составьте схему этого предложения. К доске пойдет Расима, остальные выполняют работу в тетради. Теперь вспомним морфологический разбор деепричастий. Выполните самостоятельно разбор деепричастий этого предложения в тетради, а потом проверим. Ильнара идет к доске, выписывает деепричастия из предложения, производит их морфемный разбор. Расскажи об особенностях морфемного состава деепричастий.
V. Написание сочинения-миниатюры.
* А теперь вы сами попробуете создать небольшое описание, но перед этим познакомимся еще с одним текстом о весне. Это отрывок из рассказа К. Г. Паустовского «Весенние слова». Он поможет вам в написании сочинений. Юнусова Альфия, прочти нам, пожалуйста, текст.
* Какие слова, по мнению Паустовского, являются весенними? * Хорошо, правильно! Теперь при работе можете опираться и на текст К.Г. Паустовского. Весь материал - в документе.


Яндекс.Метрика