Напоминание

"Личностно -ориентированный подход в подготовке и проведении уроков внеклассного чтения"

Автор: Арнцт Елена Викторовна

Должность: учитель русского языка

Учебное заведение: МОБУ "СОШ №16"

Населённый пункт: г.Минусинск

Наименование материала: Методическая система работы

Тема: "Личностно -ориентированный подход в подготовке и проведении уроков внеклассного чтения"

Описание:

В работе Арнцт Е.В. показана роль уроков внеклассного чтения в системе литературного образования школьников. Описаны методы и приемы развития творческих способностей учащихся. Предоставлена разработанная система уроков внеклассного чтения в 5 классе (поурочное планирование, методические рекомендации, конспект урока).

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1096

Опубликовано 18.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Личностно-ориентированный подход к подготовке

и проведению уроков внеклассного чтения.

Краткая аннотация работы
. В работе Арнцт Е.В. показана роль уроков внеклассного чтения в системе литературного образования школьников. Описаны методы и приемы развития творческих способностей учащихся. Предоставлена разработанная система уроков внеклассного чтения в 5 классе (поурочное планирование, методические рекомендации, конспект урока).
Цели и задачи, на решения которых направлена работа:
1. Создать эффективную образовательную среду для развития творческого потенциала школьников 2. .Расширить литературное образование школьников. 3. Углубить читательскую культуру. 4. Формировать эстетический вкус. 5. Раскрыть творческий потенциал учеников. 6. Реализовать на уроках внеклассного чтения творческие возможности учащихся через разнообразие форм и видов деятельности. 7. Ориентироваться на индивидуальные особенности ребят и включать всех в творческую деятельность. 8.
Личностно-ориентированный подход к подготовке и

проведению уроков внеклассного чтения
Уроки внеклассного чтения являются составной, логически оправданной и эстетически значимой частью литературного образования школьников в условиях изучения литературы как искусство слова. Они проводятся как после изучения отдельного произведения, так и в заключение учебного раздела программы. Кроме того, уроки внеклассного чтения могут служить
либо преамбулой к серии уроков, либо дополнительной иллюстрацией к постижению художественного мира писателя. Важность уроков внеклассного чтения среди прочих уроков объясняется следующим: 1) Это особые уроки, обязательно интересные по содержанию и оригинальные по форме; уроки – праздники, путешествия, конкурсы, развлечения, способные поддерживать у ребенка постоянный интерес к детской книге; 2) Это уроки – зачеты, где учащиеся отчитываются сразу по нескольким заданиям; 3) Такие уроки развивают творческую активность учащихся (составление викторин, написание сочинений, создание иллюстраций и т.д.); 4) Эти уроки позволяют раскрыться сценическим дарованиям детей; 5) Предоставляют прекрасные возможности для формирования монологической и диалогической связной речи; 6) Учат мыслить и говорить красиво, стройно и интересно, учат вести дискуссию; 7) Дети получают множество навыков работы с книгой; 8) Через литературу приобщаются к другим видам искусства.
Методы и приёмы развития творческих способностей на уроках

внеклассного чтения.
Для реализации путей развития творческих способностей м я таким образом стараюсь организовать процесс чтения и изучения литературного произведения, чтобы подростки постоянно находились в ситуации решения творческих задач. Это условие реализую на уроках литературы наиболее ярко через метод творческого прочтения произведения, при котором ребята постоянно находятся в ситуации решения творческих задач, будь то иллюстрирование произведения, его досказывание, домысливание, а так же инсценирование произведения или его эпизода. Все перечисленное есть лишь некоторые из отдельных приемов реализации данного метода, организующих деятельность ребенка, результатом которой всегда является новый продукт, значимый для составления восприятия искусства. Будь то материальный (иллюстрация, письменный текст, устная речь и т.д.) продукт или духовный (понятие, суждение, нравственная или эстетическая ценность и т.д.) Метод творческого чтения способствует «развитию наблюдательности, умению видеть и слышать явления жизни, умению найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений, путем выполнения различного рода творческих заданий».
Среди видов деятельности учащихся при реализации приемов использую выразительное чтение (в идеале художественное ), слушание художественного чтения, близкие к тексту и сжатые пересказы, художественное рассказывание, инсценировки, составление сценариев, рассматривание иллюстраций и оценка их, сочинения разного жанра по картинкам и живым впечатлениям. Решение задач, возникающих перед учащимися в процессе этих и других видов деятельности, развивает у них « умение мобилизовать… имеющиеся знания и включать его в процесс анализа новых ситуаций». При развитии этого творческого умения развиваются и творческие способности, обуславливающие успешность приобретения данного умения. Эти такие способности, как готовность памяти, гибкость мышления, способность к сближению понятий, способность к переносу опыта. Также формируется самостоятельность при оценке того, что дети читают, слышат и пишут. Кроме того, у учащихся развивается стремление найти новый подход, новый тип решения или так называемая ориентация на творчество. А значит, прежде всего, творческая активность учащегося. В основе этого лежат такие способности как зоркость в поисках проблем, способность к «сцеплению» и «антисцеплению», легкость генерирования идей, способность предвидения. Метод творческого чтения способствует выполнению задачи развития и совершенствования глубокого, активного и полного творческого восприятия художественного произведения, возникновению художественного переживания школьниками, развитию их стремления к творчеству, реализации своих возможностей. Но для начала пути к творчеству необходимо глубокое осмысление произведения, этому способствуют приемы анализа и прочтения произведений, активизирующие воображение и сотворчество учащихся. Это такие приемы как досказывание, пересказ или же рассказывание. Ценность этих приемов в том,что они способствуют активизации творческого воображения учащихся, развитию стремления к творчеству. И выразительное чтение, и рассказывание требуют от учеников активного переживания прочитанного, творческого отклика личности на изученное произведение. Большое внимание в своей работе уделяю заданиям творческого характера, заставляющим ученика в какой-то степени «пересоздавать» текст. Это инсценирование, составление киносценария и устное словесное рисование.
Создание инсценировки даже по отдельным эпизодам – трудный, но издавна практикуемый в школе вид работы. Прежде всего, инсценирование побуждает учеников к творческому «претворению» литературных образов и, как и все приемы активизации читательского восприятия, возбуждают воображение и сопереживание. Однако необходимо предлагать школьникам посильные задания. Необходимо сначала подготовить учащихся, дать им возможность войти в произведение, сжиться с ним. На первых этапах анализа инсценирование, как правило, невозможно. Сначала, после прочтения и анализа произведения (как правило, небольшого рассказа), ребята пытаются описать внешний вид актера, необходимый для изображения того или иного героя. Для этого они анализируют портреты, даваемые автором в произведении. Косвенно представить себе героя помогает и речевая характеристика. Говоря о костюме героя, дети вспоминают прочитанные ими ранее произведения той эпохи, характерные для того времени детали одежды. Выделяем основной мотив сюжета, тем самым осмысливая общее направление работы над инсценировкой. После подготовки к инсценированию, разработки текстов актеров, происходит собственно само инсценирование. Для этого дети определяют общие движения актеров, их мимику, жесты, положение на сцене. Иногда в инсценировках участвует весь класс. Чтобы добиться этого, я использовала рекомендации Т.С. Зепаловой, которая в своей книге « Уроки литературы и театр» рекомендует проводить представление «чередующимися группами актеров». Такие своеобразные театры читателей имеют в качестве ведущей психологическую задачу, которая состоит в «психологическом раскрепощении школьника, в формировании у него чувства уверенности и поддержании чувства достоинства». Инсценировка и ее чтение в лицах оцениваются всем классом. Устное словесное рисование входит составной частью в анализ текста, служит развитию воображения, наблюдательности. Обогащению словаря школьника образными средствами языка художественного произведения. Устное рисование открывает эмоциональный настрой читателя, способствует пониманию авторской мысли, развивает речь ученика. При изучении произведения я сначала прошу рисовать иллюстрации к сценкам, острым сюжетным эпизодам, в которых автор очертил облик героев,
т.е. поначалу выбираем для устного рисования эпизоды, описанные автором так, что они дают опору творческому воображению. Затем пробуем развивать творческое воображение, рисуя портрет героя, не данный автором текста. И, наконец, самое трудное задание – нарисовать пейзаж. Для более эффективного развития творческих способностей я стараюсь усложнять и видоизменять формы словесного рисования. Прием иллюстрирования художественного текста используется в пятых – седьмых классах. В этом возрасте учащиеся любят самовыражаться через цвет, рисунок. С помощью цвета можно передать настроение, предупреждение, вызов всего произведения. Начинаем с простых тренировочных упражнений. Перед прочтением лирического отрывка дети разделяют лист на две части. В одной части прошу зарисовывать цвета, которые появляются в воображении детей по ходу чтения произведения. Затем дети пробуют объяснить, почему они использовали те или иные цвета. Затем выясняем, какие слова, образы или звуки вызвали у них ту или иную цветовую ассоциации; стремился ли художник с помощью цвета изобразить чувство и насколько нам удалось понять его. Постепенно задания усложняются, ребята пытаются передать не только собственное восприятие произведения, но и авторский замысел, идею. Выбор методов и приемов,конечно, зависит от характера изучаемого текста, от реальной читательской ситуации в классе. В своей работе я стараюсь не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассное чтение.
Система уроков внеклассного чтения в 5 классе (поурочное

планирование, методические рекомендации, темы творческих работ).
Начиная работу с пятым классом в 2007 году, я приступила к созданию системы уроков внеклассного чтения. Эти уроки мне всегда казались наиболее важными среди прочих уроков литературы. Учитывая пожелания детей и свои читательские интересы, взяв за основу типовую программу по литературе Т.Ф. Курдюмовой, я стала проводить интересные уроки
внеклассного чтения, создавая собственную систему подготовки и их проведения. Поскольку стержневым требованием к каждому уроку литературы должно являться развитие читательских умений, способствующих развитию интеллектуально – творческого и эмоционально – образного мышления школьников, то все задания к нашим урокам внеклассного чтения максимально дифференцированы и индивидуализированы. К каждому уроку внеклассного чтения учащимся предлагается на выбор 15 – 20 заданий, ранее отработанных на уроках литературы: литературоведческое исследование, интерпретация художественного текста, различные виды творческого пересказа, словесное рисование, аннотация, слово об авторе, очерк творчества, «парад действующих лиц», вопросы для «проницательного» читателя, рисунки с литературно – художественными комментариями, обзор – анализ сборников, реферативные сообщения, устные и письменные сочинения – высказывания, различные виды викторин и другое. Успех любого урока определяется не только его содержанием, но и формой проведения, особенно в 5 – 6 классах. Поэтому к каждому уроку ведется тщательная подготовка не только учащихся, но и учителя. Мы с ребятами используем традиционные формы и придумываем свои. В наших уроках, при всем их разнообразии, есть объединяющие (постоянные) звенья: а ) задания к уроку дети готовят по выбору; б ) после каждого урока внеклассного чтения – обязательные творческие работы (как правило, письменные); в ) за урок можно получить не одну , как обычно, отметку, а несколько (при условии выполнения нескольких заданий); г ) задания к уроку придумываем вместе. От урока к уроку – все сложнее и разнообразнее. Начинали мы с индивидуальной подготовки и выступления учащихся по выбранному ранее заданию («Сказка тем и хороша», «Сказки народов Сибири», «В мире истины, добра и красоты», «Есть в русской природе особая нежность»). Затем разбились на небольшие группы, выбрали произведения, распределяли задания и на уроке представляли рассказ или сказку уже несколько человек, сначала даже двое ( «…на свете правды больше станет», «Посмеемся и подумаем»).
Последние уроки внеклассного чтения мы проводили уже несколько иначе: вместо мини-групп класс делится на две команды. Выбирая по жребию героев для представления: «Волшебный мир героев Джанни Родари, «Путешествия в Волшебную страну». Уроки проходили в виде конкурса – презентации датской книги. По результатам жюри устанавливало командное и личное первенство. К концу года наши уроки становились более зрелищными и интересными: дети инсценировали отрывки из произведений, готовили элементы декораций и костюмы литературных персонажей. Использовали мы и традиционную форму - урок – беседу – «Что может любовь?» ( по сказке М.Ю. Лермонтова «Ашик – Кериб»), а также развернутые монологи – защиты по плану, данному учителем заранее ( «Детская периодическая печать»). Творческие работы мы начинали с сочинений на одну тему («Каким я вижу музей сказок»), а теперь мы пишем, выбирая тему по душе. К последнему уроку внеклассного чтения дети придумали уже свои темы. Учащимся нравится писать сочинения по выбору. После написания и проверки мы обязательно разбираем творческие работы: читаем, обсуждаем, занимаемся литературным редактированием, делаем работу над грамматическими ошибками. Ценность таких уроков в том, что они создают необходимые условия для творческого восприятия текста, а следовательно – простор для раскрытия индивидуальных творческих возможностей каждого школьника.

Поурочное тематическое планирование уроков внеклассного чтения в 5 классе











Результаты
Продуктивность уроков литературы, в том числе и внеклассного чтения, определяется повышенным интересом к искусству слова. Создавая данную систему внеклассных занятий, я стремилась к реализации путей развития творческих способностей учащихся. Такая система работы (а ведется она уже в течение 9 лет) дает высокое качество знаний и умений, что обеспечивается: - несомненным интересом учащихся к книге; - сформированностью требовательного эстетического вкуса в выборе художественного произведения и его оценке; - активностью на уроке учащегося, а не учителя; - возможностью для учащегося проявить свои творческие способности в разных сферах деятельности и получить за урок несколько оценок; - правом выбора задания по интересам и возможностям учащегося; - хорошим уровнем коммуникативных навыков каждого учащегося.
Критерии оценивания результатов.
Основным критерием, определяющим эффективность данной системы, является неподдельный интерес к урокам внеклассного чтения, включенность каждого в творческую деятельность, личностный рост ребят. Учащиеся с удовольствием принимают участие в творческих конкурсах различного уровня: Международный конкурс творческих работ «Сказка в новогоднюю ночь» (дипломы участников), Всероссийский конкурс стихов и открыток «Поздравь ветерана с Победой» (сертификаты участников), городской конкурс «Пасхальная радость» (победитель в номинации «Лучшее стихотворение»). Ребята ежегодно становятся участниками и призерами городского конкурса чтецов «Пушкиниана». Двенадцать человек увлеклись театральным искусством и посещают театральную студию. Многие дети пробуют создавать свои стихи и рассказы, некоторые даже иллюстрируют их. Элементы этой методики я с успехом применяю и на уроках русского языка. Дети с удовольствием выполняют различные задания творческого характера,
умеют работать в парах, группа, индивидуально. В планах на этот год написание исследовательской работы по литературе, участие в творческих конкурсах различного уровня. Для определения уровня сформированности учебных умений по предмету пользуемся диагностикой общих умений коммуникации, на основании результатов которой выстраивается индивидуальная работа на уроке.



Яндекс.Метрика