Напоминание

"Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы"

Автор: Мусина Елена Анатольевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МАОУ Улу-Юльская СОШ

Населённый пункт: пос. Улу-Юл Первомайского р-на Томской обл

Наименование материала: статья

Тема: "Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы"

Описание:

В данной статье представлен опыт работы по применению информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы. Приведены примеры использования различных интерактивных источников (электронных презентаций, тренажеров, тестов, библиотек, фонохрестоматий, видеофильмов и аудиокниг; контента "Кирилл и Мефодий – школа", интерактивной доски), благодаря которым активизируется познавательная деятельность и творческий потенциал учащихся, что отвечает всем принципам современного урока.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1101

Опубликовано 18.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы
Говорят: «Кто владеет информацией – владеет миром». Сегодня в наш информационный век этот афоризм особенно актуален. Если несколько лет назад мел, доска, учебник и потрёпанные сборники дидактических материалов – вот всё, чем владел учитель, то сегодня компьютер во многом изменил весь образовательный процесс. Учителю предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным, разнообразить формы работы, чтобы ребёнок активно и с увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Применение ИКТ в образовательном процессе во многом способствует решению данной проблемы. Свою работу по использованию ИКТ на уроке могу разделить по следующим направлениям. Мой кабинет оснащён компьютером, проектором и интерактивной доской. Поэтому я имею возможность демонстрировать электронные презентации . Уроки, составленные при помощи PowerPoint, зрелищны, эффективны и позволяют учителю сэкономить время на уроке. Я использую презентации при изложении нового материала и на этапе проверки знаний. Презентации составляю сама, иногда нахожу на сайтах Интернета. Закрепление изученного материала есть возможность проводить с использованием электронных тренажёров, например, «Фраза», «Русский язык. Репетитор», «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык» и др. Также в наличии имеется электронная библиотека DVD и CD-дисков с фонохрестоматиями, видеофильмами и аудиокнигами. Несколько лет назад в классе появилась ИАД InterWriteBoard. Она помогает мне и на уроках, и при подготовке к экзаменам, и во внеклассной работе. По моему мнению, интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, позволяющее повысить интерес и мотивацию к предмету, сделать урок более интенсивным, а подачу материала более эффективной. Как электронная интерактивная доска используется мной на уроке? Во-первых, доска облегчает подготовки к занятиям. Я заранее делаю заготовки слайдов, где продумываю и элементы исследования; и поэтапное осмысление правила, причём возможность в процессе урока делать надписи и пометки с помощью электронного маркера поверх текста позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных блоках информации. Интересный вид работы на этапе закрепления – вставить пропущенные буквы, сделать синтаксический и пунктуационный разбор предложения, начертить схему. Ученики могут отменять свои действия и выполнять их снова. Различные инструменты, которые есть в арсенале доски, позволяют скопировать текст, изменить его шрифт, размер и даже цвет. Объекты можно копировать и вставлять, вырезать и удалять с экрана, выделять и перемещать по рабочему полю, а действия с объектами можно отменять или возвращать. Есть в наборе инструменты «шторка», «матрица», «прожектор» и др. Благодаря возможностям ИАД можно в урок вставлять презентации, звуковые и видеофайлы, Интернет-ресурсы. Интерактивная доска позволяет мне создавать коллекцию уроков, которые можно постоянно обновлять и к которым можно возвращаться в любое время. Несколько восторженных слов хочу сказать о « КМ-школе», которая имеет поистине неограниченные возможности. Что собой представляет контент «Кирилл и Мефодий–школа?»  Это более 1100 готовых мультимедиа уроков практически по всем учебным предметам школьной программы, в т. ч. по русскому языку и литературе;
 Это банк тестовых заданий, составленный в соответствии с требованиями ЕГЭ;  Это электронная библиотека, куда входит более 14000 книг;  Это иллюстрации, репродукции, фотографии, портреты, аудио- и видеофрагменты;  Это интерактивные материалы: тренажёры, гиперссылки;  Это словари и многое другое Готовые уроки представляют собой слайды. Учащимся предлагаются различные гиперссылки на критические статьи, энциклопедические справки, тексты литературных произведений. Слайды урока содержат, кроме текстового, иллюстративный материал: рисунки, репродукции, портреты, аудио- и видеофрагменты. В каждом уроке КМ-школы предусмотрены тренажёры и тесты, которые можно использовать для проверки усвоения материала учащимися. Любой урок может быть отредактирован учителем. Можно использовать лишь небольшой фрагмент, а при необходимости добавить дополнительную информацию из Базы знаний КМ, используя поисковую систему. Применяя богатейший материал базы знаний и конструкторы слайдов и тестов, учитель может с нуля создать свой собственный урок. И, наконец, электронные тесты. Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. В современной школе все большее значение приобретают различные формы тестов в связи с тем, что основной формой сдачи экзаменов является тестирование. Применение электронных изданий в учебном процессе облегчает проведение урока, позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем, оказывает существенную помощь учителю при подготовке к уроку. Интерактивные обучающие задания оказывают положительное влияние на мотивацию учащихся и их интерес к изучаемому материалу. Итак, применение ИКТ обогащает методический рисунок урока, что в итоге будет способствовать интенсификации урока, повышению интереса учащихся к предмету, росту их самостоятельности и, как следствие, повышению успеваемости и качества знаний.
Применение информационных технологий
на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они · позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; · способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; · позволяют индивидуализировать процесс обучения; · повышают интерес к урокам русского языка и литературы; · активизируют познавательную деятельность учащихся; · развивают творческий потенциал учителя и учащихся; · осовременивают урок.


Яндекс.Метрика