"Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы"
Автор: Мусина Елена Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Улу-Юльская СОШ
Населённый пункт: пос. Улу-Юл Первомайского р-на Томской обл
Наименование материала: статья
Тема: "Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы"
Описание:
В данной статье представлен опыт работы по применению информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.
Приведены примеры использования различных интерактивных источников (электронных презентаций, тренажеров, тестов, библиотек, фонохрестоматий, видеофильмов и аудиокниг; контента "Кирилл и Мефодий – школа", интерактивной доски), благодаря которым активизируется познавательная деятельность и творческий потенциал учащихся, что отвечает всем принципам современного урока.
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы
Говорят: «Кто владеет информацией – владеет миром». Сегодня в наш
информационный век этот афоризм особенно актуален. Если несколько лет назад мел,
доска, учебник и потрёпанные сборники дидактических материалов – вот всё, чем владел
учитель, то сегодня
компьютер во многом изменил весь образовательный процесс.
Учителю предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным,
разнообразить формы работы, чтобы ребёнок активно и с увлечением работал на уроке,
видел плоды своего труда и мог их оценить. Применение ИКТ в образовательном
процессе во многом способствует решению данной проблемы.
Свою работу по использованию ИКТ на уроке могу разделить по следующим
направлениям.
Мой кабинет оснащён компьютером, проектором и интерактивной доской. Поэтому я
имею возможность демонстрировать
электронные презентации . Уроки, составленные
при помощи PowerPoint, зрелищны, эффективны и позволяют учителю сэкономить время
на уроке. Я использую презентации при изложении нового материала и на этапе
проверки знаний. Презентации составляю сама, иногда нахожу на сайтах Интернета.
Закрепление изученного материала есть возможность проводить с использованием
электронных тренажёров, например, «Фраза», «Русский язык. Репетитор», «Подготовка к
ЕГЭ. Русский язык» и др.
Также в наличии имеется электронная библиотека
DVD и
CD-дисков с
фонохрестоматиями, видеофильмами и аудиокнигами.
Несколько лет назад в классе появилась ИАД InterWriteBoard. Она помогает мне и на
уроках, и при подготовке к экзаменам, и во внеклассной работе. По моему мнению,
интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе,
позволяющее повысить интерес и мотивацию к предмету, сделать урок более
интенсивным, а подачу материала более эффективной.
Как электронная интерактивная доска используется мной на уроке?
Во-первых, доска облегчает подготовки к занятиям. Я заранее делаю заготовки
слайдов, где продумываю и элементы исследования; и поэтапное осмысление правила,
причём возможность в процессе урока делать надписи и пометки с помощью
электронного маркера поверх текста позволяет акцентировать внимание учащихся на
наиболее важных блоках информации. Интересный вид работы на этапе закрепления –
вставить пропущенные буквы, сделать синтаксический и пунктуационный разбор
предложения, начертить схему. Ученики могут отменять свои действия и выполнять их
снова. Различные инструменты, которые есть в арсенале доски, позволяют скопировать
текст, изменить его шрифт, размер и даже цвет. Объекты можно копировать и вставлять,
вырезать и удалять с экрана, выделять и перемещать по рабочему полю, а действия с
объектами можно отменять или возвращать. Есть в наборе инструменты «шторка»,
«матрица», «прожектор» и др. Благодаря возможностям ИАД можно в урок вставлять
презентации, звуковые и видеофайлы, Интернет-ресурсы. Интерактивная доска
позволяет мне создавать коллекцию уроков, которые можно постоянно обновлять и к
которым можно возвращаться в любое время.
Несколько восторженных слов хочу сказать о «
КМ-школе», которая имеет
поистине неограниченные возможности.
Что собой представляет контент «Кирилл и Мефодий–школа?»
Это более 1100 готовых мультимедиа уроков практически по всем учебным
предметам школьной программы, в т. ч. по русскому языку и литературе;
Это банк тестовых заданий, составленный в соответствии с требованиями ЕГЭ;
Это электронная библиотека, куда входит более 14000 книг;
Это иллюстрации, репродукции, фотографии, портреты, аудио- и
видеофрагменты;
Это интерактивные материалы: тренажёры, гиперссылки;
Это словари и многое другое
Готовые уроки представляют собой слайды. Учащимся предлагаются различные
гиперссылки на критические статьи, энциклопедические справки, тексты литературных
произведений. Слайды урока содержат, кроме текстового, иллюстративный материал:
рисунки, репродукции, портреты, аудио- и видеофрагменты.
В каждом уроке КМ-школы предусмотрены тренажёры и тесты, которые можно
использовать для проверки усвоения материала учащимися.
Любой урок может быть отредактирован учителем. Можно использовать лишь
небольшой фрагмент, а при необходимости добавить дополнительную информацию из
Базы знаний КМ, используя поисковую систему.
Применяя богатейший материал базы знаний и конструкторы слайдов и тестов,
учитель может с нуля создать свой собственный урок.
И, наконец, электронные тесты.
Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость
осуществлять контроль знаний учащихся. В современной школе все большее значение
приобретают различные формы тестов в связи с тем, что основной формой сдачи
экзаменов является тестирование.
Применение электронных изданий в учебном процессе облегчает проведение урока,
позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при
осуществлении обратной связи между учеником и учителем, оказывает существенную
помощь учителю при подготовке к уроку.
Интерактивные обучающие задания оказывают положительное влияние на
мотивацию учащихся и их интерес к изучаемому материалу.
Итак, применение ИКТ обогащает методический рисунок урока, что в итоге будет
способствовать интенсификации урока, повышению интереса учащихся к предмету,
росту их самостоятельности и, как следствие, повышению успеваемости и качества
знаний.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано
это тем, что они
· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на
уроке;
· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
· позволяют индивидуализировать процесс обучения;
· повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
· активизируют познавательную деятельность учащихся;
· развивают творческий потенциал учителя и учащихся;
· осовременивают урок.