"Активные формы и методы эстетического воспитания"
Автор: Баисова Фарида Мурадиновна
Должность: учитель изобразительного искусства и технологии
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 8"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Активные формы и методы эстетического воспитания"
Описание:
"Активные формы и методы эстетического воспитания"
учитель изобразительного искусства и технологии
Баисовой Фариды Мурадиновны
МБОУ "СШ №8"
г. Новый Уренгой
Ребенок - не кувшин, который надо наполнить,
а лампада, которую надо зажечь.
«Активные формы и методы эстетического воспитания»
учитель изобразительного искусства и технологии
Баисовой Фариды Мурадиновны
МБОУ «СШ №8»
г. Новый Уренгой
Ребенок - не кувшин, который надо наполнить,
а лампада, которую надо зажечь.
Средневековые гуманисты.
В настоящее время назрела необходимость определения истинного значения и места
художественно-эстетического обучения и воспитания школьников в процессе становления и
формирования личности.
Уникальность и значимость уроков изобразительного искусства и музыки в том, что в современной
логизированной школе они играют совершенно особую роль – развивают эмоционально-
нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждают способность видеть, ценить и создавать
красоту в жизни и искусстве. Изобразительное искусство и музыка, да и искусство в широком
смысле, непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в
качестве цели, а не побочного результата.
Дойти до этой цели помогают различные формы и методы обучения, которые применяем на наших
уроках изобразительного искусства и музыки . Работа с ребёнком – это процесс, который требует
осторожности и деликатности. Ряд педагогов считают, что «природа ребёнка и природа искусства во
многом родственны, в первую очередь чувственным аспектом познания». Поэтому, в отличии от
обычного урока, где ведущей формой мышления является рационально-логическая, и дети
осваивают какое-либо понятие или реальность, тогда как на уроке искусства ребёнок мыслит
образами и познаёт отношение к реальности. Исходя из этого, на уроке изобразительного искусства
ученику предлагается не просто нарисовать, например натюрморт, а представить его образ,– какой
он, весёлый или грустный, радостный или задумчивый. Не просто изобразить клоуна в цирке, а
понять характер, душу этого клоуна. И изобразить уже не само явление, а своё собственное
отношение к этому явлению. На уроках музыки не просто выучить текст и пропеть ее, а понять и
осмыслить почему это песня написана имена в такой композиции, что автор хотел передать,
представить обстановку настроения смысла текста.
А для усиления эмоционального воздействия на ребёнка применяются активные формы обучения.
Например, театральная педагогика или арттерапия. Ребёнок, вживаясь в образ, вникая в суть,
внутренне освобождается, снимаются комплексы, он учится доверять. Доверять товарищам,
учителю, себе. Коллективно-индивидуальная работа учащихся позволяет в полной мере погрузиться
в творчество, насладится его результатом.
Наши уроки изобразительного искусства и музыки тесно переплетаются и с занятиями
дополнительными объединении: «Палитра» и «Хореографии».
Более наглядно использование Активные формы и методы эстетического воспитания
прослеживается во время оформления выставок, участие в проектах и конкурсах: «Радуга»,
«Вдохновение» , «Праздник народов севера», «Гостеприимный Ямал».
Так же мы используем АМО во внеурочной деятельности.
•
использовании знаний и опыта обучающихся, (просмотр работ уч-ся)
•
вовлечении в процесс всех органов чувств,
(прослушивание музыки, просмотр работ,
изучение музыкальных инструментов и предметов быта, ознакомление с блюдами разных
народов)
•
групповой форме организации их работы, (каждая группа отвечает за определенный этап)
•
деятельностном подходе к обучению, (практическое изучение ремесла, танца, традиции)
•
разнообразных коммуникациях (изучения все сторонней истории представляющего
народа)
•
творческом характере обучения, (перевоплощение в человека другой национальности)
•
практической направленности, (выполнение работ своими руками, ремесло, танцы, стихи)
•
игровом действе, ( весь процесс идет в игре, вживание в роль)
«Искусство – это время и пространство,
в котором живёт красота человеческого духа.
Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство
выпрямляет душу. Познавая ценности искусства,
человек познаёт человеческое в человеке,
поднимает себя до прекрасного…»
В.А.Сухомлинский
Именно на таких уроках и внеурочных занятиях эстетического направления ребенок раскрывается и
разжигается наша лампада.