"Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе".
Автор: Недосекина Лилия Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: СОШ
Населённый пункт: с. Казачка Калининский район Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе".
Описание:
Речь идет о давнем споре между западниками и славянофилами, который раздирает историческую науку вот уже более трех веков...
Сегодня же ситуация радикально меняется – не из-за новых исторических открытий, но в силу того, что в России вновь возрождается идея об исключительном пути России, которая никак не может идти в ногу с Европой. К каким удивительным открытиям это приведет отечественную историю, мы узнаем в самое ближайшее время.
Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.
Речь идет о давнем споре между западниками и славянофилами, который
раздирает историческую науку вот уже более трех веков. Начало же спору
положил фрагмент из «Повести временных лет» киевского монаха Нестора:
«В год 6370 от сотворения мира (то есть, 862 год от Р.Х.) изгнали варяг за
море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них
правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с
другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и
судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались
русью, как другие называются шведы, а иные варяги - норманны и англы, а
еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и
весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить
и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой
всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, -
на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась
Русская земля».
Нестор специально оговаривает, что варяги – это жители побережья
Варяжского (ныне – Балтийского) моря, и среди варягов есть много разных
этносов – шведы, норманны там и прочие англы. Есть еще и русь – вероятно,
это были представители западнославянских народов, которые в то время
обитали в долине Эльбы и на южном побережье Балтики, на территории
нынешней Германии, Польши и Восточной Пруссии. Сам рассказ о
призвании Рюрика с братьями, очевидно, является цитатой из более ранней
новгородской летописи – ведь для Новгородской республики призвание
князей было самым обычным делом, главенствующее место в вертикали
власти Новгородской республике принадлежало вовсе не князю, но Вечу –
средневековому парламенту. Главенствующая роль на Вече принадлежала
партии «золотых поясов» - это наиболее богатые и влиятельные купцы и
землевладельцы, обладавшие собственными армиями. Князь же был фигурой
третьестепенной – это был командир профессиональной воинской дружины,
которого Вече нанимало для решения конкретных вопросов: собрать,
допустим, ополчение, сжечь крепость соседей или же собрать налоги с
отдаленных провинций Республики.
Ситуация же в Новгороде накануне призвания Рюрика описана тоже
предельно ясно: представители наиболее знатных родов, избавившись от
викингов-вымогателей, насмерть переругались друг с другом – как это, увы,
часто бывает в стане победителей. И вот, когда дело дошло до поножовщины,
тогда и возникла идея пригласить в город «третейского судью» со стороны,
который смог бы открыто и непредвзято рассудить конфликтующие стороны.
Кто мог бы быть таким судьей? Только человек, находящийся с новгородцами
в едином культурном, родовом и религиозном пространстве. То есть,
славянин.
Почему новгородцы придали такое значение этому событию? Возможно,
именно с этого момента в Новгородской республике и пошла традиция
нанимать князей, кандидатуры которых утверждались аристократией на Вече.
Но вот киевский монах Нестор, живший спустя триста лет после
описываемых событий, придал пришествию Рюрика совсем другой характер:
в «Повести временных лет» призвание варягов стало отправной точкой
развития русской государственности.
Интересно, что многие современные историки не разделяют позицию
Нестора и предлагают считать в качестве исходной точки создания
государства на Руси 860 год, когда большой отряд русов напал на
Константинополь. Конечно, в исторических источниках можно найти и более
ранние упоминания о набегах славян на Византию, но это были обычные
грабительские набеги. Но поход 860 года стал событием совершенно иного
уровня. Во-первых, это была мощная военная кампания, организованная
непосредственно из Киева. Во-вторых, к стенам Царьграда подошло более
200 судов, на каждом из которых было 30—40 воинов – а это уже настоящая
армия, говорящая о наличии единого руководящего центра среди славян.
Обращает внимание и тщательная подготовка военных действий - в тот
момент император Михаил III во главе всей армии воевал с арабами в Малой
Азии, и Константинополь практически было некому защищать. И появление
русских у стен столицы стало для жителей Византии настоящим шоком. Ведь
недаром патриарх Фотий признал, что тогда Константинополь спасло только
чудо – внезапно нахлынувший шторм разметал и потопил ладьи русских.
Этот шторм был приписан заступничеству Богородицы – накануне этого
жители Константинополя, умоляя Господа о спасении от варваров, прошли
вдоль берега Босфора с белым покровом Божией матери, вынесенного из
храма во Влахернах, и именно в честь именно этого события и был
установлен праздник Покрова. И пусть русским не удалось тогда разграбить
Константинополь, но зато они заставили Византию пересмотреть свое
отношение к северным соседям. Патриарх Фотий писал: «народ не именитый,
народ не считаемый ни за что, народ незначительный, но получивший
значение, униженный и бедный, но достигший блистательной высоты и
несметного богатства…» Кроме того, впервые в истории жители Византии
предложили пленным русским принять крещение, а когда те согласились, то
спокойно отпустили пленных по домам, а ведь до этого они даже не
задумывались об обращении славян в христианство. Так что, идея
государства на Руси возникла и без участия варяга Рюрика и его братьев, кем
бы они не были по национальности (тем более, что в то время привычных
нам национальностей еще не существовало вовсе).
Казалось бы, спор закончен?
Но в том-то и дело, что западников и славянофилов мало волнует сама
история возникновения государственности на Руси. Все копья ломаются
вокруг политики, вокруг вечно актуального вопроса: «Россия – это
государство с европейскими традициями или у нее есть свой особый –
евразийский или какой-нибудь там еще - путь развития?».
Ответ, понятное дело, никак не зависит от исторических исследований, а от
политической коньюктуры. Собственно, от политического курса зависит и
происхождение князя Рюрика.
Сама норманнская теория возникла в первой половине XVIII века – то есть,
собственно, в момент зарождения самой российской истории, которую
писали по заказу двора императрицы Анны Иоанновны немецкие ученые
Готлиб Зигфрид Байер и Герард Фридрих Миллер. Собственно, во главе двора
тоже стояла «немецкая партия»: граф Остерман, герцог Бирон и генерал-
фельдмаршал Миних. Понятно, что норманнская теория не только ласкала
самолюбие вельможных иностранцев, но и навсегда закрепляла
цивилизационное лидерство германской аристократии на Востоке, русские
варвары должны знать, что даже своему государству они обязаны немцам.
В современной науке наиболее емко и образно норманнскую теорию
сформулировал известный американский историк-советолог Ричард Пайпс,
сравнивший славян с племенами индейцев. «Понятие «Киевское государство»
может привести на ум территориальную общность, известную из
норманнской истории Франции, Англии и Сицилии, однако следует
подчеркнуть, что ничем подобным оно не было, - пишет Пайпс в своей книге
«Россия при старом режиме». – Варяжское государство в России напоминало
скорее великие европейские торговые предприятия XVII – XVIII в., такие как
Ост - Индская компания или Компания Гудзонова залива, созданные для
получения прибыли: но вынужденные из-за отсутствия какой-либо
администрации в районах своей деятельности сделаться как бы суррогатом
государственной власти. Великий князь был прежде всего купцом, и
княжество его являлось по сути дела коммерческим предприятием:
составленным из слабо связанных между собой городов, гарнизоны которых
собирали дань и поддерживали – несколько грубоватым способом –
общественный порядок. Вместе со своими дружинами варяжские правители
составляли обособленную касту… Ничто так хорошо не выражает отношения
варягов к их русскому княжеству, как то обстоятельство, что они не
затруднились выработать четкого порядка княжеского владения. Дело, по
видимому, решалось силой: после смерти правителя князья набрасывались
друг на друга…»
Интересно, что археологические раскопки полностью подтверждают эту
нелестную оценку Пайпса. К примеру, в городе Старая Ладога Ленинградской
области (это Aldeigjuborg из скандинавских летописей) была найдено
множество скандинавских вещей – погребальных камней с руническими
надписями, мечей, подвеска с девизом: «Тор владеет рунами гнева Аса.
Свершит это Один, Дага ради. Вельва меня возьми!». Археологи установили,
что первый поселок на берегу реки Волхов появился в 753 году – это
установили методом дендрохронологии по возрасту спиленного дерева,
которое служило опорой для навеса над каменной наковальней. А раз есть
наковальня с кузницей, значит, тут жили ремесленники, а поэтому
обнаруженное поселение считается уже не деревней, но поселком – будущим
городом. На рубеже 810 – 811 годов Ладогу заселяют чужеземцы: в поселке,
прежде насчитывавшем едва ли десяток дворов, строится четыре десятка
новых домов: многие из которых имели довольно внушительные размеры
10х16 метров. Именно в таких теремах, как писали арабский путешественник
Ибн Фадлан, и жили торговцы живым товаром, которые поставляли
славянских девушек и юношей в гаремы азиатских ханов. Работорговля, судя
по всему, приносила хорошую прибыль – об этом свидетельствуют тысячи
кладов арабских серебряных дирхемов, которые ученые выкопали из русской
земли. Помимо серебряных монет с Востока везли стеклянные бусы,
ювелирные изделия из горного хрусталя и сердолика, стеклянные лунницы,
снаряжение для всадников и коней, ткани, пряности. Сам город Aldeigjuborg
был центром транзитной торговли – здесь купцы зимовали и меняли морские
корабли на речные лодьи. Но в середине века Ладога подверглась
разграблению. Дома купцов были сожжены, сами они были безжалостно
преданы смерти – об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что
многочисленные «заначки» серебра так и не дождались своих владельцев.
Возможно, крепость взяли штурмом новгородцы, о чем и писал монах
Нестор: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой
владеть…»
После этого новгородцы и позвали русского Рюрика, которого историки-
норманисты, опустив «неудобные слова» из летописи Нестора, записали в
шведские конунги.
В ответ на норманнскую теорию и возникло учение славянофилов,
.Норманнскую теорию отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А.
Гедеонов и др. которых поддерживала императрица Елизавета Петровна,
разогнавшая засилье «бироновщины». Первым славянофилом был
знаменитый историк Василий Татищев, который писал: «И хотя все наши
историки Нестора Печерского за первейшего историка русского почитают,
однако ж то довольно видимо, что прежде его писатели были, да книги те
погибли или еще где хранятся… О князях русских старобытных монах
Нестор плохо знал, какие дела свершали славяне в Новгороде». Татищев
представил публике список с древней летописи первого епископа Великого
Новгорода Иоакима, написал, что Рюрик был славянином, внуком князя
Гостомысла от средней его дочери Умилы. Четверо сыновей Гостомысла
были убиты на войне, а поэтому славяне и пошли к варягам просить отдать
им наследника древнего рода.
Теорию Татищева поддержал и Михаил Ломоносов, известный своей
нелюбовью ко всему немецкому, и не раз публично поносивший Байера за
извращение русской истории. Однако, во второй половине XVIII века
политическая ситуация вновь изменилась: на российский престол взошла
Екатерина Великая – то есть, в девичестве София Августа Фредерика
Анхальт-Цербстская. И норманизм вновь стал господствующей идеологией –
вплоть до середины XIX века.
И в этот момент политическая конъюнктура радикально изменилась. В конце
1840-х годов страны Западной Европы оказались охвачены сильнейшим
революционным движением: если Французская революция, приведшая к
власти Наполеона, еще казалась временным умопомешательством
французской черни, то теперь, как казалось из Петербурга, уже вся Европа
погрузилась в революционное безумие и нигилизм. И вся русская элита
развернулась прочь от Европы – к традиционным ценностям, к православию
и славянофилам. Один из главных идеологов славянофильства XIX века
Алексей Хомяков писал: «История призывает Россию стать впереди
всемирного просвещения, дает ей право на это за всесторонность и полноту
ее начал (…)». Хомяков полагал, что всемирная задача России состояла и
состоит в том, чтобы освободить человечество от того одностороннего и
ложного развития, какое получила история под влиянием Западной Европы,
которая «развивалась не под влиянием христианства, а под влиянием
латинства, т. е. христианства односторонне понятого».
Следом из политического небытия вновь всплыла концепция «Третьего
Рима», которая трансформировалась в идеологию панславизма – то есть,
объединения всех славянских народов в единое славянское государство.
Поскольку большая часть славянских народов была в то время порабощена
Османской империей, Россия начала долгие войны с турками за
освобождение братьев-славян и возвращение Константинополя – будущей
столицы «Великой Греко-Российской Восточной Империи».
Что бы понять настроение панславистов, достаточно прочитать
стихотворение Федора Тютчева от 1850 года, утверждавшего, что вскоре
Византия освободится от власти турок:
"Четвертый век уж на исходе, –
Свершится он – и грянет час!
И своды древние Софии,
В возобновленной Византии
Вновь осенят Христов алтарь".
Пади пред ним, о царь России, –
И встань как всеславянский царь!
Российская империя рухнула прямо на пороге осуществления свой мечты, к
которой панслависты продирались полвека. Уже была подготовлена
десантная операция, уже был сформирован геройский полк для взятия
Стамбула, состоящий из одних кавалеров Георгиевских крестов. И в этот
момент высшего напряжения всех сил, когда, казалось, все мечты сбываются,
империя рухнула в революционное безумие, увлекая за собой в пропасть
миллионы мужиков…
Ленин же был типичным западником. Только подумайте: приехав в Россию
через пару месяцев после февральской революции, Ленин тут же обратился к
своей партии с дичайшей идеей: взять курс на новую революцию. И привил в
России марксизм - новомодную западную идеологию, рожденную в
философских клубах Лондона и Берлина.
Во времена сталинизма идеология снова совершила разворот в сторону
славянофильства - были переизданы все труды «реакционного» историка
Дмитрия Иловайского (славянофила позапрошлого века), появились работы
академика Бориса Рыбакова и «евразийская теория» Льва Гумилева.
Перестройка, а еще больше распад СССР, после которого Киев – «мать
городов русских» - оказался на территории иностранного государства,
ниспровергли теорию славянофилов. В ответ на происки украинских
историков и националистов в России был запущен «норманнский» проект
«Старая Ладога - первая столица Руси». Заброшенная крепость на берегу
реки Волхов была частично восстановлена, началось финансирование
раскопок.
Сегодня же ситуация радикально меняется – не из-за новых исторических
открытий, но в силу того, что в России вновь возрождается идея об
исключительном пути России, которая никак не может идти в ногу с Европой.
К каким удивительным открытиям это приведет отечественную историю, мы
узнаем в самое ближайшее время.