"Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии"
Автор: Веретенникова Светлана Валерьевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии"
Описание:
Выявление детей склонных к исследовательской работе, происходит на уроках на основе собственных наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности, имеют активную познавательную потребность. Биологические интересы школьников выявляются на уроках, постоянно стараюсь держать таких ребят в поле своего зрения, стараюсь развивать их интерес к биологии.
Что касается подготовки к НОУ, то при всей ответственности педагога за качество планируемой работы необходимо помнить, что исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося-исследователя. Руководитель лишь указывает и расставляет вехи на пути исследования, советует и ориентирует учащегося в море информации.
В совместной работе успех зависит от каждого, но основная доля ответственности за результат ложится на руководителя работы. Подготовка подразумевает определенный план работы.
учащихся по биологии.
Выступление на ШМО учителей
МБОУ СОШ № 19 г. Нижнего Новгорода
Веретенникова Светлана Валерьевна
Учитель биологии и химии
В начале своего выступления мне хотелось выразить такую мысль:
«Учитель не может научить тому, чего не умеет делать сам». Другими
словами организацию научно-исследовательской деятельности надо начинать
с себя. Руководитель должен четко понимать и разбираться в проблеме
исследования, уметь организовать работу свою и школьника, знать как
правильно оформить работу, выступление и презентацию.
Результат приходит с опытом, но опыт полезен не только учителям, он
необходим и учащимся. В НОУ у нас участвуют школьники старших
классов, диплом участника, а лучше победителя учитывается при
поступлении в профильные ВУЗы. Но если в младших и средних классах не
было опыта хотя бы небольшой исследовательской работы, то начинать в 10-
11 классах бывает очень сложно. Поэтому организовывать
исследовательскую деятельность необходимо с младших классов. Уже в 5-6-х
классах на уроках биологии дети знакомятся с тем, как правильно оформить
реферат, подготовить доклад, выступать так, чтобы было интересно слушать.
Исследовательская работа должна начинаться с младших школьников и
продолжаться в средней параллели учащихся. Это путь к развитию не только
учеников, но и педагогов. И что не менее важно путь к более тесному
сотрудничеству с родителями. Немаловажную роль при работе с детьми
играет положительное отношение родителей к тому, что их ребенок много
занимается биологией. Часто мамы и папы учеников не видят будущее своего
ребенка связанным с биологией, за исключением наверное, случаев, когда
ребенок нацелен в медвуз и участие в НОУ может ему помочь при
поступлении.
Выявление детей склонных к исследовательской работе, происходит на
уроках на основе собственных наблюдений, изучения психологических
особенностей, речи, памяти, логического мышления. Такие дети имеют более
высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к учению, творческие возможности, имеют активную
познавательную потребность. Биологические интересы школьников
выявляются на уроках, постоянно стараюсь держать таких ребят в поле
своего зрения, стараюсь развивать их интерес к биологии.
Что касается подготовки к НОУ, то при всей ответственности педагога за
качество планируемой работы необходимо помнить, что исследовательская
работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от
учащегося-исследователя. Руководитель лишь указывает и расставляет вехи
на пути исследования, советует и ориентирует учащегося в море
информации.
В совместной работе успех зависит от каждого, но основная доля
ответственности за результат ложится на руководителя работы. Подготовка
подразумевает определенный план работы. Но сначала необходимо
определиться с темой, учитывая её актуальность в современной науке.
Показателем актуальности является наличие проблемы в данной отросли
исследования. При выборе темы важно, чтобы она представляла интерес для
учащегося не только на данный момент, но и на перспективу. Хорошо, если
тема интересна и для ученика и для педагога и, конечно, могла быть
реализована в имеющихся условиях, т.е. литература и оборудование должны
быть доступны.
Исследовательская деятельность представляет собой длительный
процесс, обычно подготовка и проведение работы занимает от полугода до
года.
Если тема работы определена, то следующим этапом является изучение
информации по избранной проблеме. Нередко цель и задачи исследования
приходят вместе с анализом литературных источников по изучаемой
проблеме. Считаю, что подборка литературы – это задача руководителя,
поскольку, как показывает практика, учащиеся не могут самостоятельно
найти первоисточники. Подбирая информацию по избранной теме, в первую
очередь следует ознакомиться с традиционными вузовскими учебниками по
соответствующей теме работы дисциплине. И только потом окунаться в
безграничный океан информации, коим является Интернет. Очень часто
информации оказывается намного больше, чем это необходимо и здесь важна
редакция руководителя.
С точки зрения исследовательской работы биология – благодатная наука.
Здесь можно провести эксперимент, опыт, а можно сделать неплохую работу
на основе наблюдения природных объектов или явлений. Конечно,
эксперимент более интересен как исследовательская работа, но и претензий к
его проведению и результатам, как правило бывают больше.
Экспериментальная работа требует скрупулезного выполнения методики, т.к.
любое, даже незначительное отклонение в условиях проведения опыта может
привести либо к искажению результатов исследования, либо к заведомо
ложным данным. Все варианты эксперимента обязательно должны
находиться в одинаковых условиях, изменяется только изучаемый фактор.
Если в ходе эксперимента исследуются несколько факторов, то опыт
строиться так, чтобы можно было выявить как влияние каждого фактора в
отдельности, так и их совместного действия. В число экспериментальных
групп включаются контрольные варианты. После проведения
экспериментальной работы, когда все результаты собраны, их принято
подкреплять математической обработкой. Достоверность полученных
результатов и сделанных выводов проверяется с помощью методов
математической статистики. Как показывает практика работы на школьных
конференциях, больше всего претензий предъявляется к работам
экспериментального характера. При всем уважении к огромной проделанной
работе, именно эксперимент не выдерживает никакой критики. Те редкие
исключения, когда работа выполнена четко и почти безукоризненно, чаще
всего это работы на базе ВУЗа. Эти работы изначально имеют более высокий
потенциал, т.к. школа не может тягаться с институтом ни в аппаратной
оснащенности, ни в научных кадрах. Поэтому одно из направлений в
школьной научной работе считаю связь с ВУЗами, в первую очередь с теми,
которые сами предлагают помощь и ведут активную работу со школьниками
– это ННГУ им. Лобачевского, ННАСУ, ННГПУ им. Минина.
Еще одна важная составляющая в подготовке к НОУ – это обучение
школьников презентовать свою работу. Главная задача докладчика – точно
сформулировать и эмоционально изложить суть исследования, подкрепляя
наглядным материалом. Докладчик должен донести до слушателей свою
индивидуальность в исследовании, соблюдая при этом установленный
регламент. Поэтому написанная учеником исследовательская работа и
сообщение для выступления по содержанию разные жанры, к которым надо
готовить по-разному. Для подготовки к выступлению необходимо обучать
ораторскому искусству.
И в заключении хотелось бы привести результаты своей работы за
последние 3 года.
Количество участников научных конференций и научных обществ
учащихся
Уровень научных
конференций
Количество участников/
победителей/ призеров
2011-2012
уч. год
2012-2013
уч.год
2013-
2014
уч.год
Суммарно
за 3 года
Районный
1/0/1
2/0/2
3/1/2
6/1/5
Муниципальный
2/0/0
0
3/0/3
5/0/3
Региональный
0
1/0/1
2/0/2
3/0/3
Всероссийский
1/0/1
0
2/0/2
3/0/3
Международный
0
0
1/0/0
1/0/0
Дата
Название
конференци
и
Ф. И.
участник
а
Клас
с
Тема
работы
Уровень
проведения
Результат
Март
2011
Районная
конференция
НОУ
Лебедева
Вера
9А
Прививки: за и
против
районный
3 место
Апре
ль
2011
Городская
конференция
школьников
«Экология и
здоровье»
Лебедева
Вера
9А
Прививки: за и
против
городской
участие
06.04
2012
Городская
научно-
Черепано
ва
10
Стресс в жизни
школьника
Городской
участие
практическа
я
конференция
«Экология и
здоровье»
Любовь
15-
18.05
2012
Восьмая
детско-
юношеская
экологическа
я ассамблея
в рамках 14
международ
ного научно-
промышленн
ого форума
«Великие
реки»
Австрийс
кая
Елизавета
5
Общероссий
ский
Диплом
лауреата
14.02
2013
Областная
конференция
школьных
исследовател
ьских
проектов
«Молодёжн
ый
мониторинг
природных
объектов»
Киселева
Елизавета
8А
Прогноз
изменений
гидрологическог
о режима г.
Дзержинска
вследствии
подъема уровня
Чебоксарского
водохранилища
областной
Диплом
лауреата
Март
2013
Районная
конференция
НОУ
Киселева
Елизавета
8А
Прогноз
изменений
гидрологическог
о режима г.
Дзержинска
вследствии
подъема уровня
Чебоксарского
водохранилища
районный
2 место
Март
2013
Районная
конференция
НОУ
Кислова
Анна
9Б
Рак крови
районный
3 место
28-
30.11
2013
Интернет-
конкурс
«Живая
карта» в
рамках
Молодеж
ного
Экологичес
кого форума
стран СНГ
Киселева
Елизавета
9А
Потенциальная
зона
подтопления и
места
долговременного
захоранения
крупного
рогатого скота
Международ
ный
Г. Москва
участие
20.02
2014
Областная
конференция
Киселева
Елизавета
9А
Потенциальная
зона
областной
Диплом
лауреата
школьных
исследовател
ьских
проектов
«Молодёжн
ый
мониторинг
природных
объектов»
подтопления и
места
долговременного
захоранения
крупного
рогатого скота
20.02
2014
Областная
конференция
школьных
исследовател
ьских
проектов
«Молодёжн
ый
мониторинг
природных
объектов»
Нестерова
Дарья
9А
Влияние
промышленных
щламонакопител
ей на
экологическое
состояние
прилегающей
территории
областной
Диплом
лауреата
Март
2014
Районная
конференция
НОУ
Ганина
Анастаси
я
9А
Влияние
профессиональн
ой деятельности
педагогов на их
здоровье
районный
1 место
12.04
2014
44 городская
конференция
НОУ
Ганина
Анастаси
я
9А
Влияние
профессиональн
ой деятельности
педагогов на их
здоровье
городской
Диплом 2
степени
Март
2014
Районная
конференция
НОУ
Желонкин
а
Кристина
8А
Лекарственные
препараты
неорганической
природы
районный
3 место
Март
2014
Районная
конференция
НОУ
Гиева
Мария
8А
ГМО в нашей
жизни
районный
2 место
12.04
2014
44 городская
конференция
НОУ
Киселёва
Елизавета
9А
Потенциальная
зона
подтопления и
места
долговременного
захоранения
крупного
рогатого скота
городской
Диплом 2
степени
12.04
2014
44 городская
конференция
НОУ
Нестерова
Дарья
9А
Влияние
промышленных
щламонакопител
ей на
экологическое
состояние
прилегающей
городской
Диплом 3
степени
территории
12.04
2014
XXI
Всероссийск
ие
юношеские
чтения им.
Вернадского
Киселева
Елизавета
9А
Потенциальная
зона
подтопления и
места
долговременного
захоранения
крупного
рогатого скота
Общероссий
ский
Г. Москва
-Диплом
лауреата
-Грамота в
номинации
«Актуальное
исследовани
е»
-Премия 2
степени для
поддержки
талантливой
молодёжи
25.04
2014
Российский
национальн
ый
юниорский
водный
конкурс
Киселева
Елизавета
9А
Потенциальная
зона
подтопления и
места
долговременного
захоранения
крупного
рогатого скота
Общероссий
ский
Г.Москва
-Диплом
финалиста
-Приз
компании
«Русгидро»
13.05
2014
10
Всероссийск
ая
молодежная
экологическа
я Ассамблея
Киселева
Елизавета
9А
Потенциальная
зона
подтопления и
места
долговременного
захоранения
крупного
рогатого скота
Общероссий
ский
Диплом
лауреата
13.05
2014
10
Всероссийск
ая
молодежная
экологическа
я Ассамблея
Нестерова
Дарья
9А
Влияние
промышленных
щламонакопител
ей на
экологическое
состояние
прилегающей
территории
Общероссий
ский
Диплом
лауреата