Напоминание

Рабочая программа по музыке за курс основного общего образования

Автор: Рахматуллина Лейсан Халиловна

Должность: учитель

Учебное заведение: МБОУ ФСОШ №1

Населённый пункт: пгт.Федоровский, Сургутский р-н

Наименование материала: методическая разработка

Тема: Рабочая программа по музыке за курс основного общего образования

Описание:

Рабочая программа по предмету "Музыка" для V—VII классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке и содержанием программы для общеобразовательных учреждений "Музыка. 5-7 классы" авторов Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1209

Опубликовано 24.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Федоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО на заседании МС Директор школы _________ Лазарева Е.И. ________ Берестина Т.И. _________ Пайль А.В. Протокол №1 Протокол №1 Приказ №546 от 28.08.2015г от 28.08.2015г от 31.08.2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ

ЗА КУРС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разработчик:
Рахматуллина Лейсан Халиловна, учитель музыки, I квалификационная категория.
Учебно-методический комплект
: авторов Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка. 5-7 классы». г.п. Федоровский, 2015г. 1

1. Пояснительная записка
Программа по предмету «Музыка» для V-VII классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского. Данная программа обеспечивает преемственность в изучении учебного материала на ступени начального общего и основного общего образования, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Рабочая программа по предмету «Музыка» для V—VII клас сов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке и содержанием программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-7 классы» авторов Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская - М.: Просвещение, 2011. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта авторов
Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской
:
Учебники:
«Музыка. 5 класс» «Музыка. 6 класс» «Музыка. 7 класс»
Пособия для учащихся:
«Музыка. Творческая тетрадь. 5 класс» «Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс»
Пособия для учителей:
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс» «Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс» «Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс» «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс» (МР3) «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс» (МР3) «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 7 класс» (МР3) «Уроки музыки. 5-6 классы» «Уроки музыки. 7 класс» В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов- музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования. В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно - психических перегрузок учащихся.
Цель
общего музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъем лемой части их духовной культуры наиболее полно отра - жает заинтересованность современного общества в возрожде нии духовности, обеспечивает формирование целостного ми ровосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие
задачи
и направления: — приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; — воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классически и современным музыкальным наследием; эмоционально- ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; — развитие общей музыкальности и эмоциональности эмпатии и восприимчивости, 2
интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей; — освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью; — овладение художественно-практическими умениями навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментального музицирования и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно- коммуникационных технологий). Цели общего музыкальною образования, реализуемые че рез систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расши рение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, актив ный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятель ное освоение различных учебных действий. Значение музыкального образования в основной школе за ключается в расширении музыкального и культурного кругозо ра учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, разви тии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощении на примере разных музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургическою развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа му зыкальною воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углуб ления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных пред ставлений о единых закономерностях развития музыки и жиз ни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, твор - ческое постижение мира через искусство, обеспечивает в це лом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодей - ствию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.
2. Общая характеристика учебного курса
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважение к своим истокам. Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие ви дов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное зна комство с жанровым и стилевым многообразием классическо го и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на дан ном этапе приобретает в большей степени деятельностный ха рактер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного со - 3
трудничества, музыкальных впечатлений и эстетических пред ставлений об окружающем мире.
Методологическим основанием
данной программы служат современные научные исследования, в которых отражает идея познания школьниками художественной картины мира себя в этом мире.
Содержание программы
базируется на нравственно-эстетическом, интонационно- образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального ис- кусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются постоянных связях и отношениях с произведениями миров музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира. Преемственность содержания программы V—VII классов с программой «Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как: - освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства — интонационной природы музыки, цитрон, стилей, языка произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки; -включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выход за рамки музыки; -расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства; -формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки. Начиная с VI класса в учебники «Музыка» введен раздел
«Исследовательский

проект».
Содержание проектов ориентиру ет учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни. В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация (драматизация) художественных произведений, жизнен ных впечатлений школьников, творческие работы: изготовле ние альбомов, газет, составление коллекций, съемка видеофильмов, рисование, конструирование, литературное твор чество (стихи, проза, эссе) и др. Итогом деятельности по проекту может стать письменная творческая работа учащихся, которую они публично защища ют. Защита проекта может проходить в форме компьютерной презентации, коллективного творческого дела. Основные критерии оценки ученического проекта: - актуальность темы и предлагаемых решений, практичес ким направленность и значимость работы; - полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность; - умение делать выводы и обобщения; - самостоятельность суждений, уровень творчества участ ников проекта, оригинальность раскрытия темы, решений; - умение аргументировать собственную точку зрения; 4
- художественное оформление проекта (подбор музыкаль ных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомом, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта и пр.).
Межпредметные связи
просматриваются через взаимодействия музыки с: -литературой («Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик», «Былина о Садко», «Свадьба Фигаро», «Ромео и Джульетта» и др.), -изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска); -историей; -мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»); -русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»); -природоведением (времена года, различные состояния и явления природы), -географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств). Контроль осуществляется в следующих видах: текущий, тематический, итоговый. Текущий контро ль в форме ф ронтального опроса по теме, блиц-опрос по пройденному материалу, оценивания певческих умений учащихся и умения анализировать музыкальные произведения. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Тематический контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме – музыкальная викторина, сольное и ансамблевое пение, творческая работа по теме четверти или тест. Методы диагностики итогового контрол я - музыкальная викторина, сольное и ансамблевое пение, проект, урок-концерт.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану и учебному плану МБОУ «Федоровская СОШ № 1» на изучение предмета «Музыка» в 5-7 классах отводится 105 учебных часов (1 ч в неделю, 35 часов за год).
Основные методические принципы
построения программы V—VII классов: • Принцип увлеченности • Принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя • Принцип тождества и контраста • Принцип интонационности • Принцип диалога культур В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству. Реализация данной программы предполагает использование
методов

художественной педагогики:
• Метод художественного, нравственно - эстетического познания музыки • Метод интонационно-стилевого постижения музыки • Метод эмоциональной драматургии урока • Метод концентричности изучения музыкального материала • Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении) • Метод создания композиций • Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) Основная форма организации учебного процесса - классно-урочная: урок введения в тему, углубления темы, обобщения темы, обобщающий урок-концерт года, а также нетрадиционные формы - урок-образ, урок-путешествие, урок творчества, конкурс, викторина, игра, интегрированный урок и др. В одном уроке музыки могут сочетаться 5
несколько типов, например, урок углубления темы может одновременно содержать признаки урока-образа и урока-путешествия, урок введения в тему может быть сразу уроком творчества и уроком образом и т.д.
Виды музыкальной деятельности
на уроках разнообраз ны и направлены на полноценное общение школьников с вы сокохудожественной музыкой в современных условиях широ кого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произве дение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интони рование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструменталь ные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо исполнительской деятельности, творческое нача ло учащихся проявляется в размышлениях о музыке (ориги нальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импро визациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбивших ся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. При реализации содержания программы
основными видами практической

деятельности
на уроке являются: - слушание музыки, анализ музыкального произведения; - выполнение проблемно-творческих заданий (в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений), выполнение рефератов, сообщений, викторин и тестов; - хоровое, ансамблевое и сольное пение. Используемые
технологии обучения:
технология восприятие музыки, технология вокально-хоровой работы, технология вокально-хоровой работы, технология ассоциативно- образного мышления, технология музыкально-ритмического развития, здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии, проектно-исследовательская деятельность.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в основной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального рос сийского общества; — целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; — ответственное отношение к учению, готовность и спо собность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; — уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диа лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; — компетентность в решении моральных проблем на осно ве личностного выбора, осознанное и ответственное отноше ние к собственным поступкам; 6
— коммуникативная компетентность в общении и сотруд ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образова тельной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; — участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; — признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не обходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; — принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; — эстетические потребности, ценности и чувства, эстети ческое сознание как результат освоения художественного на следия народов России и мира, творческой деятельности му зыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты
характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся: — умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; — умение самостоятельно планировать пути достижения це лей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре шения учебных и познавательных задач; — умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; — умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де лать выводы; — смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; — умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; — умение организовывать учебное сотрудничество и совме стную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; — формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты
обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают: — сформированность основ музыкальной культуры школь ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; — сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали зации, самообразования, организации содержательного куль турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой куль туры; — развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; — сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша ние музыки, пение, инструментальное 7
музицирование, драма тизация музыкальных произведений, импровизация, музы кально- пластическое движение и др.); — воспитание эстетического отношения к миру, критичес кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес ких способностей в многообразных видах музыкальной дея тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо писью; — расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; — овладение основами музыкальной грамотности: способ ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; — приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це ленаправленной и содержательной музыкально-учебной дея тельности, включая информационно- коммуникационные технологии; — сотрудничество в ходе реализации коллективных творчес ких проектов, решения различных музыкально-творческих задач. В программе предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений , присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе. В слушательской деятельности это
умения:
 воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;  характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;  дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;  выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками; В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются
умения
, связанные с воплощением произведения в собственном исполнении. На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле. К умениям, связанным с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений, относятся также
умения
:  интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности) в своей исполнительской трактовке;  предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;  сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;  оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении. В музыкально-композиционном творчестве предусматривается формирование
умений
импровизировать и сочинять музыку по заданным учителем параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них. Наряду с умениями в программе очерчивается круг музыкальных навыков , формируемых в исполнительских видах музыкальной деятельности, а также в музыкально- слушательской деятельности. 8
В певческой деятельности предусматривается совершенствование
навыков
: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания. В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие
навыков
«перевода» пространственно-временных соотношений в музыке — в зрительно- наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации. В слушательской деятельности формируются
навыки
, связанные прежде всего с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.), а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.
Опыт музыкально-творческой учебной деятельности
приобретается учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе слушания музыки, в вокально- хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации. В музыкально-пластической деятельности творческий опыт обогащается посредством воплощения пластическими средствами художественного образа музыкальных произведений более сложных в интонационно-образном отношении и разнообразных по стилю. В процессе драматизации музыкальных произведений накопление творческого опыта осуществляется при создании художественного замысла и воплощении эмоционально- образного содержания музыки сценическими средствами; выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения детских опер и мюзиклов (фрагментов). Опыт творческой музыкальной деятельности учащиеся приобретают и при освоении современных информационно-коммуникационных технологий.
5. Содержание тем учебного курса
Структуру программы составляют разделы, определяющие концентрический принцип построения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, полугодия, года. Реализация концентрического принципа предполагает постепенное все более полное и многоаспектное изучение учащимися обозначенной темы. С этой целью в ней выделяется центральный элемент, то есть то концептуальное «ядро», которое в ходе дальнейшего изучения будет находиться в центре внимания учащихся, и несколько различных по широте и глубине уровней его рассмотрения (концентров). При этом выстраивается определенная этапность в изучении тематического материала, определяемая логикой его концентрического «развертывания». В результате, изучаемая проблема получает все более многогранное 9
раскрытие благодаря привлечению нового конкретного музыкального материала и изменения ракурса ее освещения. В 5 классе обучающиеся постигают взаимосвязи между музыкой, литературой и изобразительным искусством (« Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство») В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Мир образов представлен народной, религиозной, классической и современной музыкой. Рассматривается место музыки в семье искусств (« Мир образов вокальной и инструментальной музыки» и «Мир образов камерной и симфонической музыки») В программе 7 класса выявляются особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, концерте и др. (« Особенности драматургии сценической музыки» и «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»). Содержание программы «Музыка» для 5–7 классов раскрывается в учебных темах каждого полугодия. Эти темы, с одной стороны, ориентированы на изучение школьниками общих закономерностей музыкального искусства на разных этапах обучения музыке. С другой стороны они имеют обобщенный характер, что позволяет учителю на основе вариативного подхода определять ключевые моменты в формировании музыкальной культуры каждого конкретного класса и, в соответствии с этим, планировать содержание занятий. Каждая учебная тема программы раскрывается целым рядом художественно- педагогических идей. Соподчиненность содержательных линий программы 5–7 классов условно выявляется на двух уровнях: «горизонтальном» (освоение закономерностей музыки, музыкально-практическая и творческая деятельность школьников) и «вертикальном» (освоение духовно-нравственных ценностей музыкального искусства учащимися).
Содержание тем учебного курса

Наименование

темы (раздела)

Количес

тво

часов

Содержание учебного материала

5класс

«Музыка и

литература»
16 Что роднит музыку с литературой. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Вокальные жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов. Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой: сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств 10
художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
“Музыка и

изобразительное

искусство”
19 Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живопис ная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве..
6 класс

«Мир образов

вокальной и

инструментально

й музыки»
16 Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония. 11
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
«Мир образов

камерной и

симфонической

музыки»
19 Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцу развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
7 класс

«Особенности

музыкальной

драматургии

сценической

музыки»
16 Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально- драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально- хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении. 12

«Особенности

драматургии

камерной и

симфонической

музыки»
19 Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно- симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности

Тематическое планирование

Характеристика видов

деятельности учащихся

5 класс (35 часов)

Музыка и литература (16 часов)

Что роднит музыку с литературой.

Вокальная музыка
. Рос сия, Россия, нет слова красивей... Песня русская в березах, пес ня русская в хлебах... Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно...
Фольклор в музыке русских композиторов.
Стучит, гремит Кикимора... Что за прелесть эти сказки...
Жанры инструментальной и вокальной

музыки.
Мелоди ей одной звучат печаль и радость... Песнь моя летит с мольбою...
Вторая жизнь песни.
Живительный родник творчества. Раскрываются следующие содержательные линии: Сюже ты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Обобщение материала I четверти.
Всю жизнь мою несу родину в душе...
«Перезвоны». Зву чащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота?
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
.
Выявлять
общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.
Проявлять
эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Исполнять
народные песни, песни о родном крае современных композиторов;
понимать
особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.
Воплощать
художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.
Импровизировать
в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.
Находить
ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. 13
Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь... Был он весь окутан тайной — черный гость...
Первое путешествие в музыкальный театр

Опера.
Оперная мозаика. Опера
-
былина «Садко». Звучащие картины
.
По клон вам, гости именитые, гости заморские!
Второе путешествие в музыкальный театр.

Балет.
Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик».
Музыка в театре, кино, на телевидении.

Третье путешествие в музыкальный театр.
Мюзикл.
Мир композитора.
Раскрываются следующие содержательные линии: Симфония-действо. Кантата. Средства музыкальной выразительности. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Струнные инструменты; челеста; флейта. Колокольность. Жанры фортепи анной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. При - емы развития в музыке. Контраст интонаций. Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Инструментальные темы. Музыкальный и литературный портре ты. Выдающиеся исполнители (дирижеры, певцы). Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое развитие. Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Му зыкальные и литературные жанры. Обобщение материала II четверти.
Владеть музыкальными
терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
Размышлять
о знакомом музыкаль - ном произведении,
высказывать
суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
Импровизировать
в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.
Находить
жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Творчески
интерпретировать
содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразитель ной деятельности.
Рассуждать
об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.
Определять
специфику деятельности композитора, поэта и писателя.
Определять
характерные признаки музыки и литературы.
Понимать
особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Самостоятельно
подбирать сходные
и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке. Самостоятельно
исследовать
жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов.
Определять
характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п.
Участвовать
в коллективной исполнительской деятельности/
Передавать
свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Самостоятельно
работать
в творческих тетрадях.
Делиться

впечатлениями о

концер
тах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями. 14

Использовать
образовательные ре - сурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать
коллекцию музыкальных

и литературных произведений.

Музыка и изобразительное искусство (19 ч)

Что роднит музыку с изобразительным

искусством.

Небесное и земное в звуках и красках.
Три вечные стру ны: молитва, песнь, любовь... Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье... В минуты музыки печальной... Есть сила благодат - ная в созвучье слов живых...
Звать через прошлое к настоящему.
Александр Невский. За отчий дом, за русский край... Ледовое побоище. После побоища.
Музыкальная живопись и живописная

музыка.
Ты рас крой мне, природа, объятья... Мои помыслы — краски, мои краски — напевы... И это все — весенних дней приметы! Дыхание русской песенности.
Колокольность в музыке и

изобразительном искусстве.
Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко...
Портрет в музыке и изобразительном

искусстве.
Звуки скрипки так дивно звучали... Неукротимым духом своим он побеждал зло.
Волшебная палочка дирижера.
Дирижеры мира.
Образы борьбы и победы в искусстве.
О, душа моя, ныне — Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет... Раскрываются следующие содержательные линии: Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Песенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение a capella. Солист. Орган. Исторические события, картины природы, характеры, порт реты людей в различных видах искусства. Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность и изобразительность. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса (меццо-сопрано). Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок. Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска,
Выявлять
общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.
Соотносить
художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
Находить
ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
Наблюдать
за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.
Распознавать
художественный смысл различных форм построения музыки.
Участвовать
в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Исследовать
интонационно- образную природу музыкального искусства.
Самостоятельно подбирать
сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.
Определять
взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.).
Владеть
музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
Проявлять
эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при 15
орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр. Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Груп пы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дири - жеры. Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка. Обобщение материала III четверти.
Застывшая музыка.
Содружество муз в храме.
Полифония в музыке и живописи.
В музыке Баха слышатся мелодии космоса...
Музыка на мольберте.
Композитор- художник. Я полечу в далекие миры, край вечный красоты... Звучащие картины. Все ленная представляется мне большой симфонией...
Импрессионизм в музыке и живописи.
Музыка ближе все го к природе... Звуки и запахи реют в вечернем воздухе.
О подвигах, о доблести, о славе.
О тех, кто уже не придет никогда, — помните! Звучащие картины.
В каждой мимолетности вижу я миры...
Прокофьев! Музы ка и молодость в расцвете... Музыкальная живопись Мусоргского.
Мир композитора.

С веком наравне.
Раскрываются следующие содержательные линии: Орган ная музыка. Хор a capella. Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Музыкальная живопись. "Живописная му зыка. Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Имп - рессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые рит мы. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства. Обобщение материала IV четверти. их восприятии и исполнении.
Использовать
различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.
Исполнять
песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.
Различать
виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
Анализировать
и
обобщать
многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Воплощать
художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.
Импровизировать
в пении, игре, пластике.
Формировать
личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.
Осуществлять
поиск музыкально- образовательной информации в сети Интернет. Самостоятельно
работать
с обучающими образовательными программами.
Защищать
творческие исследовательские проекты.
Оценивать
собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность своих сверстников.
6 класс (35 ч)

Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч)

Удивительный мир музыкальных образов.

Образы романсов и песен русских

композиторов.
Старин ный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. Два музыкальных посвящения. «Я помню чудное мгновенье». «И жизнь, и слезы, и любовь...». «Вальс-фантазия». Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. «Уноси моё сердце в звенящую даль…». Музыкальный образ
Различать
простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.
Характеризовать
музыкальные произведения (фрагменты).
Определять
жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; 16
и мастерство исполнителя. Картинная галерея.
Обряды и обычаи в фольклоре и

творчестве композиторов.
Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов.
Образы песен зарубежных композиторов.
Искусство пре красного пения. Старинной песни мир. Песни Франца Шубер та. Баллада. «Лесной царь». Картинная галерея. Раскрываются следующие содержательные линии: Лири ческие, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Ро манс. Интонация. Музыкальная и поэтическая речь. Мелодия и аккомпанемент. Вариации. Рондо. Куплетная форма. Особен - ности формы (вступление, кода, реприза, рефрен). Приемы раз вития. Повтор. Контраст. Выразительность. Изобразительность. Диалог. Песня, ария, хор в оперном спектакле. Речитатив. Народные напевы. Фразировка. Ритм. Оркестровка. Жанры народ ных песен. Мастерство исполнителя. Развитие образа. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Обобщение материала I четверти.
Образы русской народной и духовной

музыки.
Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской». «Орнамент». Сюжеты и образы фресок. «Перезвоны». Молитва.
Образы духовной музыки Западной

Европы.
«Небесное и земное» в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скор би и печали. «Stabat mater». Реквием.
Авторская песня: прошлое и настоящее.
Песни вагантов. Авторская песня сегодня. «Глобус крутится, вертится...». Песни Булата Окуджавы.
Джаз — искусство XX в.
Спиричуэл и блюз. Джаз — музыка легкая или серьезная? Раскрываются следующие содержательные линии: Музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инстру менты, напевы, наигрыши. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, a capella, хоровое многоголосие). Духовный концерт, полифония. Музыка в народ ном духе.
различать
лирические, эпические, драматические музыкальные образы.
Наблюдать
за развитием музыкальных образов.
Анализировать
приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.
Владеть
навыками музицирования.
Участвовать
в коллективных играх- драматизациях.
Участвовать
в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно- музыкальных композиций.
Инсценировать
песни, фрагменты опер, спектаклей.
Воплощать
в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.
Называть
отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др.
Ориентироваться
в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.
Воспринимать
и
определять
разновидности хоровых коллективов по манере исполнения.
Использовать
различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раскрывать
образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.
Выявлять
возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).
Приводить
примеры преобразующего влияния музыки.
Исполнять
музыку, передавая ее художественный смысл.
Оценивать
и
корректировать
собственную музыкально- творческую деятельность.
Ориентироваться
в джазовой музыке,
называть
ее отдельных 17
Особенности развития (вариантность). Контраст образов. Варьирование. Живописность музыки. Контраст — сопостав ление. Хор — солист. Единство поэтического текста и музыки. Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофо ния. Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Авторская песня. Бард. Спиричуэл и блюз. Импровизация. Ритм. Тембр. Джазовая обработка. Обобщение материала II четверти. выдающихся исполнителей и композиторов.
Находить
информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами.
Составлять
отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей и др.
Защищать
творческие исследова - тельские проекты.
Выполнять
задания из творческой тетради.
Мир образов камерной и симфонической музыки (19 ч)

Вечные темы искусства и жизни.

Образы камерной музыки.
Могучее царство Шопена. Вдали от Родины. Инструментальная баллада. Рождаются великие тво рения. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея. Инструментальный концерт. «Времена года». «Итальянский концерт». «Космический пейзаж». «Быть может,- вся природа — мозаика цветов?» Картинная галерея.
Образы симфонической музыки.
«Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина. «Тройка». «Вальс». «Вес на и осень». «Романс». «Пастораль». «Военный марш». «Венчание». «Над вымыслом слезами обольюсь».
Симфоническое развитие музыкальных

образов. «В
печали весел, а в веселье печален». Связь времен. Раскрываются следующие содержательные линии: Жиз ненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение времени и пространства в музыкальном искусстве, нравственных исканий человека. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Прелюдия. Вальс. Мазурка. Полонез. Этюд. Музыкальный язык. Баллада. Квартет. Ноктюрн. Сюита. Форма. Сходство и различия как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность). Рефрен, эпизоды. Взаимодействие нескольких музыкаль ных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Синтезатор. Колорит. Гармония. Лад. Тембр. Динамика. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опе ре, симфоническая поэма,
Соотносить
основные образно- эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.
Сопоставлять
различные образцы народной и профессиональной музыки.
Обнаруживать
общность истоков народной и профессиональной музыки.
Выявлять
характерные свойства народной и композиторской музыки.
Передавать
в собственном исполнении различные музыкальные образы.
Анализировать
и
обобщать
многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Называть
имена выдающихся русских и зарубежных композиторов,
приводить
примеры их произведений.
Определять
по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная.
Различать
виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
Осуществлять
исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.
Выполнять
индивидуальные проекты,
участвовать
в коллективных проектах. 18
увертюра-фантазия, музыкальные ил люстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, драматические образы. Обработка. Интерпретация. Трактовка. Обобщение материала III четверти.
Программная увертюра.
Увертюра «Эгмонт». Скорбь и ра дость. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Мир музыкального театра.
Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика».
Образы киномузыки.
«Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино.
Исследовательский проект.
Раскрываются следующие содержательные линии: Прог раммная увертюра. Сонатная форма (ее разделы). Контраст, конфликт. Дуэт. Лирические образы. Выдающиеся артисты балета. Образ-портрет. Массовые сце ны. Контраст тем. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Вокально- инструментальный ансамбль, хор, солисты. Вокальная музыка. Инструментальная музыка. Темы исследовательских проектов: Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве. Образы защитников Отечест ва в музыке, изобразительном искусстве, литературе. Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, известные ис полнители и исполнительские коллективы. Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к будущему. Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения. Авторская песня: люби мые барды. Что такое современность в музыке. Обобщение материала IV четверти.
Импровизировать
в одном из современных жанров популярной музыки и
оценивать
собственное исполнение.
Оценивать
собственную музыкально- творческую деятельность.
Заниматься
самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования).
Применять
информационно- коммуникационные технологии для музыкального самообразования
Использовать
различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений
Защищать
творческие исследова - тельские проекты (вне сетки часов)
7 класс (35 ч)

Особенности драматургии сценической музыки (16 ч)

Классика и современность.

В музыкальном театре. Опера.
Опера «Иван Сусанин». Но вая эпоха в русском музыкальном искусстве. «Судьба человечес кая — судьба народная». «Родина моя! Русская земля». Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.
В музыкальном театре.

Балет.
Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны».
Определять
роль музыки в жизни человека.
Совершенствовать
представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель). Эмоционально-образно
восприни

-

мать
и
оценивать
музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной 19
«Молитва».
Героическая тема в русской музыке
.
Галерея

героических образов.

В музыкальном театре.
«Мой народ – американцы…». «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. Раскрываются следующие содержательные линии: стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуаль ности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко- эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Осо бенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и ха рактерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов. Обобщение материала I четверти.
Сюжеты и образы духовной музыки.
«Высокая месса». «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодче ство России. Образы «Вечерни» и «Утрени».
Вечные темы. Главные образы.
Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда».
Музыка к драматическому спектаклю.
«Ромео и Джульетта». Раскрываются следующие содержательные линии: Сравни тельные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся ис полнители и исполнительские коллективы. Музыка в драмати ческом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. Обобщение материала II четверти. музыки.
Обосновывать
свои предпочтения в ситуации выбора.
Выявлять
особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.
Выявлять (распознавать)
особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.
Называть
имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей,
узнавать
наиболее значимые их произведения и интерпретации.
Исполнять
народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.
Анализировать
и
обобщать
многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Использовать
различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.
Решать
творческие задачи.
Участвовать
в исследовательских проектах.
Выявлять
особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.
Анализировать
художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Осуществлять
поиск музыкально- образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы. Самостоятельно
исследовать
творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.
Собирать
коллекции классических произведений.
Проявлять
творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т.п.
Применять
информационно- коммуникационные технологии для музыкального самообразования. 20

Использовать
различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (19 ч)

Музыкальная драматургия — развитие

музыки.
Два на правления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
Камерная инструментальная музыка.
Этюд. Транскрипция.
Циклические формы инструментальной

музыки.
«Кончерто гроссо» А. Шнитке. «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.
Симфоническая музыка.
Симфония №103 («С тремоло литавр» Й. Гайдна. Симфония № 40 В.-А Моцарта. Симфония № 1 «Классическая» С. Прокофьева. Симфония № 5 Л. Бетховена. Симфония № 8 («Неоконченная»)
Ф.
Шуберта. Симфония № 1 В. Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П. Чайко вского. Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича. Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина.
Музыка народов мира.

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Исследовательский проект
(вне сетки часов).
Пусть музыка звучит!
Раскрываются следующие содержательные линии: Сонат ная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музы кальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных об работках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполни теля: выдающиеся исполнители и исполнительские
Сравнивать
музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.
Совершенствовать
умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Называть
крупнейшие музыкаль ые центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).
Анализировать
приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.
Анализировать
и
обобщать
жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.
Размышлять
о модификации жанров в современной музыке.
Общаться
и
взаимодействовать
в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Самостоятельно
исследовать
творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т.п.
Импровизировать
в одном из современных жанров популярной музыки и
оценивать
собственное исполнение.
Ориентироваться
в джазовой музыке,
называть
ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Самостоятельно
исследовать
жанровое разнообразие популярной музыки.
Определять
специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки,
высказывать
21
коллективы.
Тематическое планирование
Темы исследовательских проектов: «Жизнь дает для песни образы и звуки...». Музыкальная культура родного края. Класси ка на мобильных телефонах. Музыкальный театр: прошлое и настоящее. Камерная музыка: стили, жанры, исполнители. Му зыка народов мира: красота и гармония. Обобщение материала III и IV четвертей. собственное мнение о ее художественной ценности.
Участвовать
в музыкальной жизни школы, города, страны и др. Осуществлять проектную деятель - ность. Защищать
творческие

исследовательские проекты (вне

сетки часов)

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Список литературы для учителя
1. Абдулин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 2003. 2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. 3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г. 4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 5. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях» - М., Академия, 2002г. 6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г. 7. Золина Л.В. «Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы». Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2008.- 176с 8. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке». - М., Просвещение, 1989г. 9. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца». - М., Просвещение, 1989г. 10. Критская Е.Д., Школяр Л.В. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании». - М., Флинта,1999г. 11. Музыка в 5-8 классах/ методическое пособие/ под ред. Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1999г. 12. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис- пресс, 2007.- 176с. 13. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г. 14. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г. 15. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г 16. Смолина Е.А. «Современный урок музыки». - Ярославль, Академия развития, 2006г. 17. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания». - Санкт- Петербург, 2002г. 18. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки». - М., Просвещение, 1993г. 19. Школяр Л.В. «Музыкальное образование в школе». – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 20. Школяр Л.В. «Теория и методика музыкального образования детей». – М., Флинта, Наука, 1998. 21. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010 22

Список литературы для учащихся
1. Минакова А.А. История мировой музыки: Жанры. Стили. Направления. – М., Эксмо, 2010. 2. Учебник «Музыка. Учебник (+CD)» для 5-7 классов авт. Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. 1. Хачатурян Д.К. Словарь по искусству (архитектура, живопись, музыка). – М., 1999. 2. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино. – М., Аванта, 2001. 3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка / авт.-сост. А.С.Кленов; под общ. ред. О.Г.Хинн. – М., 1998.
Электронные образовательные ресурсы. Интернет ресурсы
1. Мультимедийная программа «Музыкальный класс». – 000 «Нью Медиа Дженерейшн». 2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки». - Издательство «Кирилл и Мефодий». 3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки». - «Коминфо». 4. Мультимедийная программа «Школа музыки». – «Поиграйка Gold». 5. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» 6. Российский общеобразовательный портал «Музыкальная коллекция» - 7. Детские электронные книги и презентации – 8. Сообщество взаимопомощи учителей – 9. Сеть творческих учителей «Мир музыки» - 10. Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) 11. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 12. Учительский портал. Уроки музыки 13. Сайт для учителей музыки 14. Сайт все для учителей музыки и музыкального 15. Музыкальный энциклопедический словарь – 16. Классическая музыка –
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» Примерная программа основного общего образования по музыке Программы по музыке Хрестоматии с нотным материалом Сборники песен и хоров Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки) Методические журналы по искусству Учебно-методические комплекты к программе по музыке. Учебники по музыке Творческие тетради Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству Справочные пособия, энциклопедии
2. Печатные пособия
Таблицы и карточки: нотные примеры, признаки характе ра звучания, средства музыкальной выразительности Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, рас - положение партий в хоре Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России 23
Портреты композиторов Атласы музыкальных инструментов
3. Цифровые образовательные ресурсы
Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке. Цифровая база данных для создания темати ческих и итоговых разноуровневых трениро - вочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности (редактор создания презентаций) Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (редактор нотной грамоты, система обработки тональности, темпа)
4. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD) Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных компози- торов Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов Видеофильмы с записью известных хоровых и танцевальных коллективов Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов Презентации: произведения пласти ческих искусств различных исторических сти лей и направлений, эскизы декораций к музы кально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкаль ных произведений), нотный и поэтический текст песен, изображения музыкантов, играю щих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры
5. Учебно-практическое оборудование
Музыкальные инструменты: фортепиано и специализированный стул, клавишный синтезатор Комплект детских музыкальных инструментов: деревянные ложки – 2шт., трещотки – 4 шт., треугольник – 3 шт., бубен – 4 шт. Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (магнитофон) Компьютер и принтер Мультимедийный проектор и интерактивная доска Аудиторная доска Ученические парты – 13 шт., стулья – 26 шт.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

По окончании VII класса учащиеся научатся:
— наблюдать за многообразными явлениями жизни и искус ства, выражать свое отношение к искусству; — понимать специфику музыки и выявлять родство художе ственных образов разных искусств, различать их особенности; — выражать эмоциональное содержание музыкальных про изведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования; — раскрывать образное содержание музыкальных произве дений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке; — понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности; — осуществлять исследовательскую деятельность художест венно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с 24
музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.; — разбираться в событиях художественной жизни отечест венной и зарубежной культуры, владеть специальной термино логией, называть имена выдающихся отечественных и зару бежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи); — определять стилевое своеобразие классической, народ ной, религиозной, современной музыки, разных эпох; — применять информационно-коммуникативные техноло гии для расширения опыта творческой деятельности в процес се поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Обучение музыкальному искусству в VII классе основной школы должно

обеспечить учащимся возможность
: • знать основные жанры народной, профессиональной, ре лигиозной и современной музыки; • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном кон- церте и др.); • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музы кальные сочинения различных жанров и стилей; • творчески интерпретировать содержание музыкального про изведения, используя приемы пластического интонирова ния, музыкально-ритмического движения, импровизации; • осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений; • выявлять особенности построения музыкально-драмати ческого спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства; • использовать различные формы индивидуального, груп пового и коллективного музицирования, выполнять твор ческие, задания, участвовать в исследовательских проектах; • совершенствовать умения и навыки самообразования.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни:
 проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально- эстетической жизни класса, школы (музыкальные фестивали и конкурсы, театральные спектакли, школьные концерты и др.);  совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. 25
26


Яндекс.Метрика