"Детская общественная организация в жизни современной школы"
Автор: Калайда Ирина Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Борисовская СОШ № 2"
Населённый пункт: П. Борисовка
Наименование материала: статья
Тема: "Детская общественная организация в жизни современной школы"
Описание:
Статья посвящена детскому общественному объединению как средству воспитания и формирования личности современного подростка. По результатам исследования, проведенного на базе детской общественной организации "СпАрта" МБОУ "БСОШ № 2", можно сделать вывод о том, что детские общественные организации являются важным средством и условием воспитания и формирования личности современного подростка.
Должность: Старшая вожатая, педагог дополнительного образования
Место работы: МБОУ «Борисовская СОШ № 2»
Электронный адрес:
Ирина Калайда
Аннотация
Статья посвящена детскому общественному объединению как средству воспитания
и формирования личности современного подростка.
По результатам исследования,
проведенного на базе детской общественной организации «СпАрта» МБОУ «БСОШ № 2»,
можно сделать вывод о том, что
детские общественные организации
являются важным
средством и условием воспитания и формирования личности современного подростка.
Ключевые слова:
детская общественная организация, воспитательные
возможности, деятельность детских общественных организаций, социализация,
самореализация, творческая самореализация.
Детская Общественная Организация
в жизни современной школы.
Детство – это не период подготовки к будущей жизни. Это часть всей жизни. В ней
ребята получают первый опыт решения возникших проблем, учатся жить и работать
вместе с другими людьми, учатся познавать себя и
окружающий мир. Социальная
активность воплощается в реальных действиях, поступках, в повседневном поведении. В
школьном возрасте самостоятельная деятельность нуждается в определённой
педагогической помощи, внимательной поддержке профессиональных педагогов. Среди
разнообразных процессов, протекающих в детской среде, немаловажную роль играет
детская общественная организация.
Современные детские общественные организации выступают как особый
социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и
методами. Если в школе, как важнейшем социальном институте закладывается фундамент
мировоззренческих позиций
подрастающего поколения, то в детской организации
подростки реализуют свой творческий и лидерский потенциал в пространстве
сегодняшней жизни. Объединенные усилия семьи, школы, детских организаций позволяют
успешно решать задачи патриотического воспитания юных граждан. Воспитательная
работа с детьми - дело сложное, кропотливое, исключительно ответственное
, требующее
высокого педагогического мастерства, глубоких знаний, любви к своему делу с открытой
душой и распахнутым сердцем. Время, в котором мы живем, характеризуется двумя
емкими понятиями - эффективностью и качеством. Борьба за качество пронизывает все
сферы нашей жизни. Для нас учителей, воспитателей и вожатых, качество - это
максимально высокий результат наших усилий в воспитании и формировании личности
нового человека.
Таким образом, детская общественная организация, имея значительный
воспитательный потенциал, расширяет зону формирования общей культуры,
способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных
ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка и
главное творческую
самореализацию.
Роль детских организаций в школе очень высока, начиная с первого дня,
необходимо перед членами организации ставить активную позицию, заставлять их
принимать самостоятельные решения, действовать, добиваться поставленной цели.
Старшему вожатому важно не упустить момент, подготовить учеников к принимать
определенные решения. Чем выше будет проявлена инициатива и самостоятельность, тем
больше усилий нужно приложить, для того чтобы в течение года выполнить свои замыслы,
запланированные мероприятия, которые направленные на общественный уровень
обучающихся.
Рассмотрим некоторые цели и задачи Детских Общественных Организаций в
современных школах: 1. Д етская Организация – верный помощник учителя
. Помощь
ученикам состоит в правильной организации учебного труда, режима дня, воспитании
стремления пополнения знаний не только на уроке, но и в процессе внеклассной и
самостоятельной работы. 2. Гражданское воспитание юного поколения.
Основной целью
гражданского воспитания подростков в детских общественных организациях
является
воспитание школьников в духе любви и уважения к труду,
чувства любви к Родине,
стремления к миру, потребности в труде на благо общества. Цель деятельности детской
общественной организации по воспитанию гражданственности можно рассматривать в
двух аспектах. С одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети,
объединившиеся в организацию, с другой — как сугубо воспитательную цель, которую
ставят перед собой взрослые, создавшие эти детские организации. В деятельности детских
общественных организаций формируется новая позиция подростка — позиция члена
общества, что является показателем эффективности работы детских общественных
организаций. Смена социальной позиции в жизни подростка, в результате чего он
оказывается перед нравственным, добровольным выбором в ситуации принятия на себя
новых прав и обязанностей, является стимулом и показателем его личностного развития.
3.
Физическое воспитание юных школьников.
Результатом систематических занятий
физической культурой и спортом должна стать сдача нормативов комплекса ГТО.
Необходимо добиться, чтобы каждый ученик делал утреннюю гимнастику, занимался в
спортивном кружке или секции, воспитывал волю и закалял характер.
4. Военно–
патриотическое воспитание – воспитание подрастающего поколения на примерах жизни
и подвигов героев Великой Победы, оно сплачивает юных детей на общественно полезные
дела, способствует формированию высоких нравственных качеств.
Времена пришли
новые, а времена, как известно «не выбирают». Слепое повторение или копирование
старого опыта исключено. Но есть вечные ценности
— то, что может составить основу
взаимодействия детей и взрослых, путь конструктивного диалога разных поколений, без
которых невозможно возрождение человеческого достоинства, достоинства народа
в целом — это чувство Родины. Необходимо направлять деятельность на оказание заботы
и помощи младшим, ветеранам войны и труда, родителям – а так же всем, кто в ней
нуждается. 5.
Нравственное воспитание – главный результат работы - формирование у
каждого ребенка высоких моральных качеств и норм поведения, достижения нового
рубежа в идейно-нравственном становлении личности.
Особое место отводится тону и стилю работы самого вожатого, его личному
примеру. Старший вожатый –наставник, друг и советчик ребят, это он многому учит детей
и этим похож на учителя. Вместе с детьми, активом выступает организатором
коллективных игр, массовых дел, поддерживает и стимулирует работу. Вожатый знакомит
детей с новыми программами деятельности школьников, принимает активное участие
вместе с детьми на районных мероприятиях.
Наша детская общественная организация «СпАрта» - независимая, добровольная,
самоуправляемая организация учащихся 2-8 классов, действующая на базе
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Борисовская средняя
общеобразовательная школа № 2». ДОО «СпАрта» ставит своей целью сделать школьную
жизнь интересной и увлекательной, быть полезной окружающим людям, а так же:
способствовать сохранению и укреплению здоровья ребят,
пропагандировать ЗОЖ;
развивать индивидуальность ребят через различные формы внеклассной и
внеурочной деятельности;
развивать инициативу и творчество ребят в процессе коллективных дел;
воспитывать культурного человека, настоящего гражданина своей страны.
Деятельность детской организации определяется принципами : добровольности,
творческой активности, самостоятельности, соревнования, игрой и романтикой:
самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоуправление;
неприятие иждивенчества, личная ответственность за порученное дело;
установка на постоянное добротворчество, воспитание в себе привычки заботиться
об окружающих;
чертой любой работы сделай творчество, самое скучное дело умей сделать
интересным;
коллективизм, формирующий в каждом члене организации яркую индивидуальную
личность.
Член ДОО «СпАрта» имеет право:
свободно войти и выйти из состава организации;
подавать на обсуждение любые вопросы;
выражать своё личное мнение;
избирать и быть избранным в руководящие органы организации;
представлять свою организацию на конкурсах, смотрах и иных мероприятиях, в
соответствии со своими возможностями и умениями.
Член ДОО «СпАрта» обязан:
соблюдать Устав и выполнять решения;
уважать права и считаться с интересами других членов организации;
активно участвовать в деятельности организации, уважать мнение коллектива, всей
организации, чтить её традиции.
Наша организация поддерживает традиции мероприятий:
Открытие Спартианских игр,
посвященных началу учебного года, каждый учебный год начинается с этого праздника. Он
всегда разный, но неизменно интересный и веселый. Мы соревнуемся в ловкости, силе и
укрепляем здоровье; День Учителя, 5 октября в нашей школе чествуют учителей. В этот
день по традиции для них проводится праздничный концерт, спектакль и веселые
конкурсы;
Принятие в ДОО «СпАрта»
, второклассники подросли, пришла пора им
становиться полноправными жителями нашей «СпАрты» - спартиатами. Чтобы это
событие прошло для них торжественно и незабываемо, мы готовим для них конкурс –
праздник и дарим значки членов организации;
Выборы I стратега ДОО «СпАрта»,
в
декабре в нашей школе проходят выборы
I стратега детской организации. Это очень
серьезное и ответственное мероприятие, ведь от того, кто станет главой «СпАрты»,
зависит, как пройдет школьная жизнь в ближайшие 2 года;
Новый год, самый любимый
праздник, традиционно проходящий у новогодней елки;
Операция «Ветеран»
Помощь
ветеранам войны – давняя традиция учащихся школы. Не забывают подвиги дедов:
посещают ветеранов ВОВ, оказывают им посильную помощь, приглашают на концерты и
уроки мужества.
Детство – это время формирования личности ребёнка, время включения в активную
деятельность, пора развития и социализации. И, исходя из этого, мы видим всю важность
и необходимость создания детских общественных организаций в школе, которая поможет
нам сделать все это правильно.
В заключении можно твердо сказать, что ДОО является фактором развития
социальной инициативы и гуманистической направленности личности подростков.
Детское общественное движение, являясь выражением общественно направленной
организованной самодеятельности детей, обладает огромным социальным
и воспитательным потенциалом. Детское движение как предмет научного познания
раскрывается через
межпредметное взаимодействие
исторических, социальных,
психологических и педагогических наук. ДОО рассматривается как результат
взаимодействия объектов и субъектов социального воспитания, которыми одновременно
являются и само объединение, и каждый его член. Детское объединение выступает
средством (субъектом) влияния на
подростка привлекательностью деятельности,
сложившимися традициями, потребностью детей в товарищеском сообществе -
защитнике ребенка.
В процессе освоения ребенком новой позиции он становится
способным усиливать свое индивидуальное влияние на объединение, отдельных его
членов, становясь субъектом его жизнедеятельности и своей собственной. Именно во
взаимодействии объектной и
субъектной роли рассматривается особая позиция
члена детского объединения. Индивидуальные ступени, результаты их
освоения ребенком являются показателями развития личности ребенка
в воспитательном пространстве, созданном детскими общественными организациями.
Функции детской общественной организации представлены автором работы следующим
образом:
1. Создание условий для приобретения детьми опыта социально значимых отношений.
2. Оказание помощи ребенку в самопознании и самореализации.
3. Формирование у детей и подростков активной гражданской позиции.