Напоминание

"ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ."

Автор: Мордвинов Игорь Николаевич

Должность: преподаватель организатор ОБЖ

Учебное заведение: МБОУ Криводановская СОШ №22 НСО

Населённый пункт: Криводановка

Наименование материала: статья

Тема: "ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ."

Описание:

В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах реформируемой российской государственности. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога деструктивности и конфликтогенности с фашистским и расистским уклоном, до призывов первых лиц государства к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма, принятия Государственных программ "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы" и "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы", а также "Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации", в которой патриотизм определяется как "любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите".

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1262

Опубликовано 29.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ. Преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ Криводановская «СОШ №22» Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит. Артур Шопенгауэр В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах реформируемой российской государственности. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога деструктивности и конфликтогенности с фашистским и расистским уклоном, до призывов первых лиц государства к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма, принятия Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», а также «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», в которой патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите». Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. «Патриотизм — это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества». Патриотизм неразрывно связывают с любовью к Родине, служении Отечеству, но в моём понимании патриотизм это нечто другое и высказывание. Артура Шопенгауэра
« Самая дешевая гордость — это гордость национальная.»
как нельзя, кстати подходит для сегодняшней ситуации происходящей в стране вокруг понятия патриотизм. Во всех средствах массовой информации звучит одно, «мы патриоты» и все как один подхватили идею патриотизма, в каждом магазине, в каждом павильоне можно встретить одежду, различную канцелярскую продукцию «патриотического» направления. Но разве в этом основная суть патриотизма. В нашей стране основная идея заключается в том, что не важно как мы об этом думаем, не важно мнение окружающих, главное чтобы было модно и престижно, а самое главное, чтобы это хорошо продавалось, и приносило прибыль, и самое страшное заключается в том, что основная масса населения это одобряет, и истинным патриотизмом для себя считают одеть майку с надписью патриотического толка, а если с
изображением президента, то это и есть наивысшая точка патриотизма. Почему мы так безропотно это принимаем, что произошло с нашей нацией? Считаю, что ответ на эти вопросы лежит в дошкольном и школьном воспитании. В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные изменения: ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего поколения на детей, ухудшается уровень жизни многих слоев населения, идет переориентация на иные, чем раньше ценности. В душах наших детей озлобленность, эгоизм, безразличие. Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания обучащихся. Поэтому на сегодня главная проблема заключается в создании современной системы гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, способного обеспечить целенаправленное воздействие на юных граждан для возрождения, сохранения, формирования в новых условиях преданности чувства любви к своим близким, уважению старшего поколения, формирования целостного понимания значения семьи, родного дома, и только через воспитание этих качеств переходить к формированию чувства озабоченности судьбой своей страны, готовности исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства, уверенности в великом будущем России. Чтобы выявить суть направлений процесса гражданско – патриотического воспитания, необходимо определить на чем оно базируется. Вера в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы гражданско – патриотического воспитания, именно в таком направлении мы стараемся воспитывать будущие поколение. В этом и заключается основная ошибка. Необходимо воспитывать у школьников чувство любви к своему дому, чувства ответственности перед старшим поколением на принципе уважения, и именно эти понятия должны стать составной частью патриотического воспитания, ориентированного на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, где конечной целью патриотического воспитания станет служение Отечеству и его вооруженной защите. «…Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца. <…> Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Поэтому, конечно, этим нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период.

Д.А.Медведев.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему; вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех. Поэтому задача школы, особенно классных руководителей, учителей предметников состоит в необходимости искать новые формы по воспитанию гражданско – патриотических чувств молодого поколения. Прежде всего, в школе должна работать Программа гражданского и военно-патриотического воспитания, в которой будут отражены педагогические технологии, формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы, основные направления работы, координация деятельности общественных организаций, взаимодействие с окружающим социумом и т.д. Данная Программа может предполагать следующие формы взаимодействия педагогов и учащихся: педагог – ученик: учебные предметы, дистанционные олимпиады, сетевые проекты, уроки мужества, беседы, лекции, круглые столы, конференции, экскурсии, походы, игры, вахта памяти, фестивали, смотры строя и песни и т.д. педагог – педагог: открытые мероприятия, лекции, семинары, круглые столы, дистанционные олимпиады, сетевые проекты, конференции, методические разработки и т.д. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота – одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание учащихся, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины, преподавателю необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являться патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край. Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей своё единство с Отечеством. Он формируется под влиянием многих факторов: в процессе обучения и социализации подрастающего поколения, однако
главную роль при этом играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества. При этом следует учитывать, что главным творцом воспитательной системы является сам народ. В соответствии с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года» общеобразовательные школы в ближайшие десятилетия призваны обеспечивать: - воспитание высоких духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству; - формирование патриотических чувств и сознания молодежи на основе культурно-исторических ценностей, славных трудовых и боевых традиций российского народа, почитания святынь и ценностей многонационального государства; - изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировой истории; - формирование глубокого понимания гражданского и воинского долга, развитие высокой культуры и образованности. Анализ проблем гражданско-патриотического воспитания учащихся школы показал, что главные из них: разрушение существовавшей системы ценностей и отсутствие вновь созданных; замалчивание и размывание в средствах массовой необходимой информации для воспитания подрастающего поколения как достойных защитников своей Родины; воспитание чувства гордости за свое Отечество, хорошего знания истории и традиций отечественной культуры. Обеспечить соблюдение прав и свобод каждого гражданина может только сильное государство, обладающее мощным потенциалом не только техническим и научным, но прежде всего человеческим, сильным духом, волей, гражданственностью и патриотизмом. Несмотря на коренные изменения, идеи патриотизма и гражданственности базируются на идеи гражданского служения своему отечеству, гуманного отношения к любому человеку, национальной терпимости народов друг к другу. Время не стоит на месте, и, возможно, основные тенденции развития гражданственности в России на сегодняшний день совсем скоро тоже станут лишь достоянием истории и наших потомков. Таким образом: Под гражданско-патриотическим воспитанием мы понимаем специально организованный процесс, направленный на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Формирование гражданско-патриотического воспитания у школьников будет зависеть от следующих условий, если: - работа будет осуществляться во взаимодействии родителей, администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, классными руководителями, педагогическим коллективом школы и внешкольными организациями; - будут учитываться все компоненты гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Хотелось бы отметить, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так семья, школа.


Яндекс.Метрика