Напоминание

"Строение вещества. Молекулы"

Автор: Томилина Ольга Александровна

Должность: учитель физики

Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "СОШ №33"

Населённый пункт: г. Астрахань

Наименование материала: мастер класс

Тема: "Строение вещества. Молекулы"

Описание:

Данный урок направлен на формирование знаний по теме "Строение вещества. Молекулы", а также содействует развитию речи, мышления, а также овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1266

Опубликовано 30.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Тема: Строение вещества. Молекулы.

Методические цели:

Образовательные:
вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Молекулы»
Развивающие:
содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
Воспитательные:
формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Оборудование
:  Тарелка с водой,  подсолнечное масло,  2 сосуда с водой,  пустой сосуд большего объема,  акварельная краска,  сосуд с горячей водой,  демонстрационный термометр.
Демонстрации:
1. Увеличение объема воды при нагревании. 2. Растекание капли масла по поверхности воды. 3. Уменьшение окраски раствора при добавлении чистой воды.
План занятия:
1. Организационный этап. 1 мин. 2. Этап постановки целей и задач урока. 4 мин. 3. Этап получения новых знаний. 8 мин. 4. Этап исследовательской работы учащихся. 15 мин. 5. Этап обобщения и закрепления нового материала. 13 мин. 6. Рефлексия. 2 мин. 7. Заключительный этап. 2 мин.
Ход урока:

В одном мгновенье видеть вечность

Огромный мир – в зерне песка,

В едином миге – бесконечность

И небо – в чашечке цветка.


У. Блейк.
1.
Организационный этап.

Учитель:
Здравствуйте. Девочки, сели. Мальчики, сели. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе. 2.
Этап постановки целей и задач урока.

Проблемная ситуация

Учитель:
Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной, Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. писал русский поэт Ф.И. Тютчев, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает. Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать, как они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события:  если капнуть каплю краски в стакан с водой, то …;  если открыть флакон с духами, то …;  если нагреть лед, то …;  если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;  если капнуть каплю масла на воду, то … ;  если опустить термометр в горячую воду, то … (Опыт 1) и т.д. Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы?
Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.

Учитель:
Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, которые вы получили на уроках природоведения в младших классах. А теперь ответьте на такой вопрос: «Одинаково ли будет себя вести капля подсолнечного масла, помещенная на поверхность воды и на поверхность стола? Почему вы так считаете? Вы уверены в этом, или предполагаете?». Еще один вопрос: «Предположим, вы решили изготовить аэроплан. Из чего вы будете его изготавливать? Почему вы выбрали именно эти материалы?». Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутренне строение различных веществ для того, чтобы изготовить тот или иной механизм, и чтобы при этом он отвечал предъявляемым к нему требованиям. Обратите внимание на эпиграф нашего
урока. Цель, которую мы сегодня ставим перед собой – увидеть многое в малом, получить представление о внутреннем строении вещества. 3.
Этап получения новых знаний.
 Как узнать, из чего состоит, например, мел? – раздробить.  Получатся очень маленькие частицы, но можно ли сделать их ещё мельче.  А как узнать из чего состоит крупинка сахара? – растворить. Значит, частицы очень малы, ведь мы их даже не видим, а вот вкус остаётся. Древнегреческий философ Демокрит ещё две с половиной тысячи лет назад догадался, что все тела состоят из мельчайших частиц. Но увидели их совсем недавно, после изобретения электронного микроскопа. Опустим маленькую крупинку марганцовки в высокую колбу с водой. После перемешивания, вода станет светло розовой. Таким образом, можно сделать вывод, что молекул в крупинке было очень много. Видеофрагмент 1: «Разбавление раствора с краской». [2] Например, на кончике иглы их так много, что распределись они на расстояние от Земли до Солнца, то на каждом миллиметре их окажется более миллиона штук. Мельчайшей частицей данного вещества является молекула. Основные положения теории строения вещества сформулировал великий русский ученый М.В. Ломоносов. Отметим, что Ломоносов говорил «корпускула», а не «молекула». Это Вам может пригодиться при решении кроссвордов. А вот как располагаются молекулы по отношению друг к другу, в притирку или на расстоянии? – на расстоянии, так как тела можно сжать. Действительно, любое тело можно сжать, значит, между молекулами есть промежутки. Эксперимент. Рассмотрим монету, которая проскальзывает между двумя гвоздями, вбитыми в доску. Нагреем монету. Что мы видим? – монета застревает. Почему? – монета увеличилась в размерах. Отметим, что увеличиваются не сами молекулы, а промежутки между ними. Видеофрагмент 2: «Расширение твердого тела при нагревании». [2]
Пример. Стальной стержень длиной 1 м при нагревании от -50 до +50 градусов Цельсия удлиняется всего на 1 мм. Видеофрагмент 3: «Расширение жидкости при нагревании». [2] Видеофрагмент 4: «Расширение газа при нагревании». [2] Какой можно сделать вывод? – все тела расширяются при нагревании. А что же происходит с бутылкой воды на морозе? – она лопается. Видеофрагмент 5: «Расширение воды при замерзании». [2] Дело в том, что вода - исключение. Вода имеет наибольшую плотность при 4 градусах Цельсия. При увеличении или уменьшении этой температуры вода расширяется.
3. Виртуальный эксперимент.
Один из учащихся проводит виртуальный эксперимент. Флеш-модель: «Расширение жидкости при нагревании». [3]
Какой вывод можно сделать? – жидкость расширяется при нагревании.
Учитель:
Мы с вами каждый день наблюдаем целый ряд окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, ручки, тетради, автомобили и т.д. Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на самом деле являются таковыми?
Ученик
: Только кажутся?
Учитель
: Тогда скажите, из чего они состоят?
Ученик:
Из отдельных частичек.
Учитель:
А что удерживает их друг возле друга?
Ученик
: Притяжение.
Учитель:
Как вы думаете, а между частичками есть пространство, или они расположены вплотную друг к другу?
Ученик:
Есть.
Учитель:
А где на ваш взгляд промежутки между этими частичками больше, в твердых телах или в газах?
Ученик:
В газах.
Учитель
: Почему вы так думаете?
Ученик:
Потому что они легче сжимаются.
Учитель:
А при сжатии уменьшаются сами частички в объеме, или промежутки между ними?
Ученик:
Промежутки.
Учитель:
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: 1. Все тела состоят из отдельных частичек. 2. Между этими частичками существует притяжение. 3. Тела изменяют свой объем за счет уменьшения или увеличения промежутков между частичками.
IV. Этап исследовательской работы учащихся.

Учитель:
Что ж, теперь давайте проведем небольшие исследования, чтобы ответить на вопрос: «Каков размер частиц, из которых состоят все тела?»
Учитель дает указания по проведению исследовательских работ.

Исследовательская работа №1.

Растворите крупинку краски в небольшом количестве воды. Затем поместите каплю полученного раствора в сосуд с водой, тщательно перемешайте. Отлейте из сосуда половину окрашенной жидкости в другой сосуд, а первый долейте чистой водой до того же уровня. Повторите эту операцию 2-3 раза. В конце опыта оцените окрас жидкости в первом сосуде и сделайте соответствующий вывод о размерах частиц краски.
Исследовательская работа №2.
Капните каплю растительного масла на поверхность воды. Проследите за ее поведением. Оцените размер масляного пятна. Сделайте соответствующий вывод о размерах частиц масла.
Учащиеся выполняют исследовательскую работу, делают вывод по ней,

после чего делают доклад о проделанной работе и ее результатах. Учитель

проводит консультационную индивидуальную работу.

V. Этап обобщения и закрепления нового материала.

Учитель:
Таким образом, мы можем сделать еще один очень важный вывод:
Размеры частиц, из

которых состоят все тела, малы.
Мы выяснили, что все тела состоят из частиц. А как эти частицы называются? Вспомните из природоведения.
Ученик:
Молекулы.
Учитель:
Как вы думаете, молекулы – самые маленькие частицы или они состоят из более мелких частичек?
Ученик:
Нет, молекулы также состоят из частиц.
Учитель:
Как эти частицы называются?

Ученик:
Атомы.
Учитель:
Скажите, в состав молекулы входит один атом, два или более? И от чего зависит это количество?
Ученик:
В состав молекулы может входить много атомов, это зависит от вещества.
Учитель:
А, как вы думаете, молекулы различных веществ одинаковы или нет?
Ученик:
Нет.
Учитель:
Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул или нет?
Ученик:
Да.
Учитель:
Почему?
Ученик:
Потому что это одно и то же вещество, но в разном виде.
Учитель:
Выводы: 1. Молекулы различных веществ различны. 2. сохраняют свою форму и объём.
Работа в группах

1 группа:
Одинаков ли состав молекул и объемы холодной и горячей воды? Как изменяются промежутки между частицами медной заклепки при нагревании и охлаждении?
2 группа:
Одинаков ли состав молекул у чугуна и стали? Чем можно объяснить увеличение длины проволоки при нагревании?
3 группа:
Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул? Зачем на стыке между рельсами делается зазор, из-за которого слышен перестук колес?

VI. Рефлексия.

Учитель:
Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. Перед каждым из вас находится рисунок, на котором вы должны отметить уровень вашего настроения к концу урока. А еще хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось заняться еще.
VII. Заключительный этап.

Учитель:
Решать загадки можно вечно. Вселенная ведь бесконечна. Спасибо всем нам за урок, А главное, чтоб был он впрок! Мне очень понравилось с вами работать. А теперь давайте подведем итоги вашей работы на сегодняшнем уроке.
Домашнее задание:
§ 25,26, ответить на вопросы после параграфа.
Творческое задание:
Придумать один или несколько опытов, доказывающих, что между молекулами имеются промежутки, и доказывающих


Яндекс.Метрика