Напоминание

"Огонь, мерцающий в сосуде..."

Автор: Позднякова Ольга Дмитриевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ "Падунская средняя общеобразовательная школа"

Населённый пункт: п.ст. Падунская Кемеровской области

Наименование материала: Программа курса по литературе для профильных классов

Тема: "Огонь, мерцающий в сосуде..."

Описание:

В условиях профильного обучения воспитывающая роль и познавательное значение художественной литературы играют важную роль в литературном и общеинтеллектуальном развитии школьников. Литература – предмет, который расширяет кругозор учащихся, приобщает к русской национальной культуре и к культуре других стран, прививает им вкус и любовь к слову, помогает развитию творческих способностей, способствует навыкам общения и адаптации молодого поколения. Поэтому очень важно создать условия для выбора учащимися данного предмета с целью дальнейшего изучения. Данная программа поможет педагога-филологам в работе по литературе в профильных классах.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1319

Опубликовано 02.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

МБОУ «ПАДУНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
(РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА О КРАСОТЕ)
ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 9 КЛАССА Составитель: О.Д.Позднякова , учитель литературы МБОУ «Падунская средняя общеобразовательная школа» Настоящая программа курса по выбору может быть рекомендована для работы в 9 -10 профильных социально-гуманитарном или филологическом классах. С О Д Е Р Ж А Н И Е
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 Учебно-тематическое планирование . . . . . . . . . . .7 Программа курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 Список литературы для учителя . . . . . . . . . . .. . . 14 Список литературы для учеников . . . . . . . . . . . . . .15 Список ключевых слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Высказывания для плакатов . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 Интеллектуальный марафон . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Методические рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Критерии оценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Материалы исследовательской групповой работы «Тайна имени» . . . . . . . . . . . . . 24 Электронные презентации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
3


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях перехода школ на профильное обучение воспитывающая роль и познавательное значение художественной литературы играют важную роль в литературном и общеинтеллектуальном развитии школьников. Литература – предмет, который расширяет кругозор учащихся, приобщает к русской национальной культуре и к культуре других стран, прививает им вкус и любовь к слову, помогает развитию творческих способностей, способствует навыкам общения и адаптации молодого поколения. Поэтому очень важно создать условия для выбора учащимися данного предмета с целью дальнейшего изучения. Наиболее значимой и интересной для школьников этого возраста является возможность постижения внутреннего и внешнего мира человека – героя классической и современной литературы. Целесообразно показать девятиклассникам мир «в человеке» и вокруг него в социальном деянии, в нравственном поиске, в духовном самоопределении, сосредоточить внимание на человеческом в человеке. Подобные задачи, раскрывающие школьникам основы человекознания, наиболее полно могут решаться в курсе «Огонь, мерцающий в сосуде…»(русская литература о красоте). Отличием данного курса является тематическая и практическая направленность материала, бо  льшая по объёму аналитическая работа с художественным текстом, иллюстрирование их произведениями других видов искусства: живописи, музыки. Этот курс расширит возможности учащихся увидеть человеческую красоту в ее внешнем и внутреннем проявлении в русской классической и современной литературе. Предлагаемые материалы помогут девятиклассникам глубже понимать произведения художественной литературы, яснее видеть детали, образы, точнее и ярче выражать свои впечатления в устной и письменной речи при условии регулярного 4
посещения занятий и активной работы на уроках. Содержание изучаемых произведений не оставит учащихся равнодушными, поможет в будущем ориентироваться в жизненных ценностях, отличая истинное от ложного. В данном курсе предусматривается большой объем самостоятельной работы, работы с художественными произведениями, с публицистикой и критикой, с Интернет-ресурсами. В 9 классе этап литературного образования является переходным, так как решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса. 9 класс готовит учеников к историко-литературному курсу старших классов. Теория литературы в 9 классе помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Усложняются понятия о структуре произведения (фантастическое и реальное, антитеза в композиции, реминисценции и заимствования, пародии, средства создания образа в литературе и кино и т. д.), о стихотворной речи (акцентный стих, пиррихий, спондей и проч.), о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле.
Цели данного курса:

Работа с произведениями художественной литературы в 9 классе

направлена на достижение следующих целей:

воспитание
духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; 
развитие
представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической 5
обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; 
совершенствование умений
анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
По окончании курса учащиеся должны овладеть общеучебными

умениями и навыками.
Материалы предлагаемого курса предусматривают формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:  поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей,  сравнение, сопоставление, классификация,  самостоятельное выполнение различных творческих работ;  способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде, 6  осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
 владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,  составление плана, тезисов, конспекта,  подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,  самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Подбор произведений составлен на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной. В данную Программу включены не только произведения классической литературы, но и произведения ХХ века, которые недостаточно полно рассматривает учебная Программа (Н.Заболоцкий, Я.Смеляков, Е.Винокуров) или незаслуженно забыты. Курс рассчитан на 13 часов. В том числе: теория -1час практика – 12 часов 7 Из них: творческие работы – 10 сочинения разных жанров: эссе, эпистолярный жанр, рассуждения -3
исследовательских работы
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Наименование раздела , темы Количество часов контроль всего теория практика 1 2 2.1 3 3.1 3.2 3.3 ВВЕДЕНИЕ Русская классическая и современная литература о красоте человеческой ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛТЕРАТУРЫ «Слово о полку Игореве» Красота образа русской женщины, воплощенного в Ярославне ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ Х1Х ВЕКА А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна и Ольга. Красота внешняя и внутренняя. Тайна имен и внешности. И.С.Тургенев. «Первая любовь» Красота «тургеневской девушки» 1 1 1 4 1 1 2 1 1 1 1 Интеллектуальный марофон (по произведениям, изученным в 8 классе) Творческая работа в парах: составление вопросов к тесту о внешней и внутренней красоте Ярославны Исследовательская работа. Тайна имен, внешности и образа жизни. Составление презентаций Мини сочинение (письмо героине «Почему вы мне нравитесь /не нравитесь/)
3.3.1. 3.3.2 4 4.1 4.2 4.3. Л.Н.Толстой. «Война и мир» Наташа Ростова и Элен Курагина. Красота человеческих лиц и красота человеческих душ. Пьер Безухов и Анатоль Курагин. Несовпадение внешнего видения и определения понятия красоты Л.Н.Толстым. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА В.В.МАЯКОВСКИЙ Стихотворения «Надоело», «Секрет молодости» Красота поколения по Маяковскому. Н. Заболоцкий. Стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка». Нравственный смысл красоты. Д.Кедрин. Стихотворение «Красота» Влияние искусства на душу 6 1 1 1 1 1 Эссе «Пустая красота» Групповое исследование «Чаша весов» /внешность – поступки/ Мастерская слова «Красота и образ жизни» Мастерская слова «Красота души» Творческая работа «Красота в искусстве»
4.4. 4.5. 4.6. 5. изображаемых предметов и явлений. Россия как средоточие красоты. В.В. Вересаев Рассказ «Состязание» Свет красоты, отворачивающий человека от самого дорогого. Свет красоты, озаренный любовью. Я.Смеляков. Стихотворение «Милые красавицы России» Е.Винокуров. Стихотворение «Сколько прелести есть в человеческих лицах…» 1 1 1 1 Аналитическая беседа по содержанию рассказа. Работа с репродукциями русских художников Картинная галерея. Составить описание репродукций картин Боровиковского «Портрет В.Лопахиной», Рокотова «Портрет Струйской» Проба по выбору «Красота и красивость» Сочинение- рассуждение по изученным материалам курса
Обобщающее занятие. Что есть красота? 11 ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«ОГОНЬ, МЕРЦАЮЩИЙ В СОСУДЕ…»

9 - 10 класс
13 часов
Введение.
Русская классика и современная литература о человеческой красоте. 1ч.
Из древнерусской литературы
1ч.
«Слово о полку Игореве»
Красота образа русской женщины : жены, любимой ; обобщенный образ жены русского воина.
Из литературы XIX века.
4ч.
А.С.Пушкин «Евгений Онегин».
1ч. Татьяна и Ольга. Красота внутренняя и внешняя. Основной смысл существования Татьяны – любовь; основной смысл существования Ольги - удобство и простота . Тайна имен и внешности.
И.С.Тургенев «Первая любовь»
1ч. Зинаида, ее красота, обаяние, неповторимость, изменчивость. Красота «тургеневской девушки». Восприятие красоты окружающими.
Л.Н. Толстой. « Война и мир»
2ч. Наташа Ростова, Элен Курагина, Пьер Безухов, Анатоль Курагин. 12 Красота человеческих лиц и красота человеческих душ. Несовпадение внешнего видения и определения Толстым понятия человеческой красоты.

Из литературы ХХ века.
6 ч.
В.В. Маяковский
. 1 ч.
«Надоело», «Секрет молодости»
Красота лирического героя, красота поколения по Маяковскому. Влияние образа жизни на красоту человека, на восприятие им самого себя и молодого поколения.
Н. Заболоцкий
1 ч.
Стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка»
Представление о красоте в каждом из стихотворений. Понимание учащимися смысла стихотворений. Нравственный смысл красоты.
Я. Смеляков
1ч.
Стихотворение «Милые красавицы России»
и другие по выбору учащихся. Образы - представления стихотворения, олицетворяющие любовь, нежность, женственность в восприятии поэта. Искусство и жизнь. Воплощение истиной красоты. Награда за красоту поступка.
Е.Винокуров
1ч.
Стихотворение «Сколько прелести есть в человеческих лицах!»
Сравнения, используемые поэтом, портретные характеристики, прямое значение слов, неметафоричность, публицистичность стихотворения. Красота человека, заключающаяся в работе души.
Д. Кедрин
. 1ч.
Стихотворение «Красота».
13 Красота в искусстве. Средоточие красоты, заключенное в работе души

В.В.Вересаев.
1 ч.
Рассказ «Состязание».
Свет красоты, перед которой меркнет все и на ее фоне высвечиваются изъяны людей. Свет красоты, делающий сердца теплыми, души чистыми. Красота, «заложенная во всякую без исключения женщину».
Заключительное занятие.
1 ч. Что есть красота? Сочинение-рассуждение
14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.Аркин, И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика: книга для учителя [Текст]/ И.И. Аркин. – М.: Просвещение, 2001 – 288 с. (278 – 282 с.) 2. Ахметова, Т.Д. Тайны художественного текста: каким должен быть лингвистический анализ [Текст]/ Т.Д. Ахметова. – М.: Просвещение,1997 3. Жданова, А. «Идеал красоты и литературы» [Текст]// А. Жданова\ - .Литература, №32 -1997 (с.2 – 3) 4. Коршунова, Н.Н. Литература: тесты. 5 -8 класс: Учебно – методическое пособие[Текст]/ Н.Н. Коршунова. – 2001 – 112с. (92, 97 – 98 с.) 5. Кручинина, Т.Г. Литература. Интеллектуальные игры для школьников: Сборник игровых заданий[Текст]/ Т.Г. Кручинина, Е.М. Болдырева. – Я.: «Академия развития», 1998 6.Смелякова, З. Живопись словом [Текст]// З. Смелякова. – г.Литература, №40 – 1997 (с.4) 7. Сидорова, Л.М. Первые шаги. Система обучения анализу художественного текста[Текст]// Л.М. Сидорова. – Русская словесность, №2 -2003 (с. 10) 8. Чалая, И. В форме эпистолярного сочинения [Текст] // И. Чалая. – . Литература, №31 – 1997 (с.14) 9. Шестюк, И. Поэтика плача Ярославны [Текст] // И. Шестюк. – Литература, №33 – 1997 (с.15) 10. Штильман, С. Учимся читать классику. Пособие для учителей и учащихся [Текст]/ С. Штильман. – М.: Школьная пресса, 2002 – 160с. (с7,26, 63, 93)
15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Альбеткова, Р.И. Русская словесность: учебник для 9 кл. [Текст]/ Р.И. Альбеткова – М.:Дрофа, 2001 2. Винокуров, В.Е. Избранное: сборник стихов [Текст]/ В.Е. Винокуров – М.:Художественная литература, 1983- с.240 (31с.) 3. Вересаев, В.В. Состязание. [Текст]/ В.В. Вересаев. – любое издание 4. Заболоцкий, Н.А. Избранное: сборник стихов [Текст]/ Н.А. Заболоцкий. - М.: Детская литература,1970 – 174с. (с.82-85) 5. Кедрин, Д. Красота [Текст]/ Д. Кедрин. – М.: Детская литература, 1975 – 180с. 6. Маяковский, В.В. Стихотворения: политическая библиотека [Текст]/ В.В. Маяковский - М.:Художественная литература, 1980- 256с. ( с.45, 207) 7. Мурин, Д.Н. О красоте человеческих лиц: система внеклассной работы по литературе [Текст]/ Д.Н. Мурин. – СПБ: СМИО Пресс, 1999- 240 с. ( с. 28-31, 56-59) 8. Пушкин, А.С. Евгений Онегин [Текст]/ А.С. Пушкин. – любое издание- гл. 2,4 9. Слово о полку Игореве.. Плач Ярославны. [Текст]/ - любое издание 10.Толстой, Л.Н. Война и мир [Текст]/ Л.Н. Толстой. – любое издание,т.1 (гл. 2.3.4.8. ч 1; гл.1,5, 8 ч.2) т.2 (гл 8,9 ч 1) 11.Тургенев, И.С. Первая Любовь [Текст]/ И.С. Тургенев. – любое издание. 16
Список ключевых слов

Аллегория Аллитерация Алогизм Ассонанс Ассоциативность Бурлеск Верлибр Гипербола Гротеск Квипрокво «Макароническая речь» Метафора Метонимия Олицетворение Оксюморон Парадокс Параллелизм Развернутое сравнение Синекдоха Символ Сравнение Стилистические фигуры Тропы Физиогномия
19
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЛЯ ПЛАКАТОВ «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда…» А.П.Чехов «Красота спасет мир.» Ф.М.Достоевский «Красив тот, кто красиво поступает» «Не ищи красоты, а ищи доброты» Русская народная пословица «Красота приглядится, а щи не прихлебаются» Русская народная пословица «Грудь лебидина, походка павлина, очи сокольи, брови собольи.» Русская народная пословица «Смиренная, как агнец; делова, что пчела; красна, что райская птица; верна, что горлица.» Русская народная пословица 20
Методические рекомендации по выявлению успешности деятельности

учащихся

В течение всего цикла занятий учитель дожжен организовать не только различные виды деятельности для самореализации учащихся, но и для контроля и самоконтроля. Более объективным будет, разумеется, проверка работ педагогом, но нельзя отказываться от взаимоконтроля и самоконтроля. Все виды контроля лучше сделать видимыми, «прозрачными», когда учащиеся будут не только оценивать работы, но и одновременно создавать творческую работу, объяснив в начале занятий, что к концу курса каждый должен вырастить Волшебный цветок. С этой целью нужно проговорить условия выставления оценок: «5» - красный лепесток «4» - оранжевый «3» - желтый Отрицательных оценок быть не должно. За каждое занятие учащиеся по результатам контроля, взаимоконтроля, группового контроля или самоконтроля зарабатывают один лепесток, согласно сообщенным заранее критериям оценки. В результате занятий все участники курсов получают наглядный образ своей работы, выполненный в технике аппликации. И это будет уже образ – символ всего курса «Огонь, мерцающий в сосуде»
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
№п/п Цвет лепестка Устная работа Письменная работа 1. Красный  Свободное и грамотное владение монологической и диалогической речью  Знание текста произведения и глубокое понимание смысла излагаемой проблемы  Знание изобразительно – выразительных средств и аргументированное использование их в речи  Оправданное употребление специальной лексики  Соблюдение соответствующего  Работа раскрывает смысл излагаемой проблемы  Знание и уместное цитирование текста  Оригинальность изложения проблемы, творческое начало (открытие «тайн» произведения, поиск, ассоциации и т.п)  Использование литературоведческой терминологии  Стройность, последовательность и связность изложения  Грамотность работы Аргументация личной позиции
речевого этикета 2 Оранжевый  Использование монологической и диалогической речи  Знание текста  Понимание проблемы, поверхностное объяснение ее смысла  Цитаты используются, но недостаточно обоснованно  Характеистика изобразиельно– выразительных средств неполная и неглубокая  Речь связная. Нормы речи соблюдены  Текст знает, понимает смысл анализируемой проблемы, но нет связного изложения  Необоснованное и неуместное цитирование  Термины называются, но не раскрываются  В изложении есть отдельные недостатки, отсутствует стройность, нарушается последовательность  Нормы речи соблюдены, личная позиция выражена, но не аргументирована. 3. Желтый  Ответы односложны  Текст привлекается необоснованно или не привлекается вовсе  Проблема не выделяется, затруднен смысл понимания  Называются отдельные изобразительно – выразительные средства, затруднено приведение примеров и цитат  Речь бедна, смысл высказываний затемнен неверной терминологией.  Объяснение смысла крайне упрощено  Изложение ведется на уровне пересказа  Много речевых, лексических и фактических ошибок  Нет цитирования  Не используется терминология или используется необоснованно  Личная позиция не выражена 22
Групповая исследовательская работа над образами сестер Лариных

Цель: Охарактеризовать образы героинь, создав презентации по каждому из них. План работы. 1. Поиск и отбор информации. 2. Подбор цитат из текста. 3. Подбор иллюстраций. 4. Работа с ресурсами Интернета. Карта-инструкция: Каждая группа получает задания по описанию одной из сестер: 1. Портрет, внешность 2. Тайна имени. 3. Интересы 4. Отношение к миру, родственникам, природе, любви. 5. Замужество 6 Глубина чувств. 7. Выводы. Материал по данным пунктам может быть расположен в свободном порядке. Главное отметить какова красота героини, как это проявляется, как это связано со значением имени.


Яндекс.Метрика