Напоминание

Семантическое окружение фразеологизма "демьянова уха"

Автор: Судакова Ольга Николаевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ "Нижнедевицкая гимназия"

Населённый пункт: село Нижнедевицк

Наименование материала: Технологическая карта

Тема: Семантическое окружение фразеологизма "демьянова уха"

Описание:

На этой карте проведены смысловые параллели крылатого выражения с афоризмами, пословицами, отмечены ситуации окружающей жизни, где будет уместно это выражение. Все это в будущем, я думаю, сослужит добрую службу при подготовке к сочинению-рассуждению, когда необходимо аргументировать свою позицию по какой-то проблеме, заявленной писателем, ссылаясь на другие произведения той же проблематики. А самое главное- обогащается словарный запас учащихся, развиваются коммуникационная и творческая компетенции, воспитывается любознательность, чуткость к красоте и выразительности речи; расширяются жизненные познания детей.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1337

Опубликовано 03.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ В ПРОЕКТНОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Ф.И.О. педагога : Судакова Ольга Николаевна, МБОУ «Нижнедевицкая гимназия»

Занятие в рамках проекта по русскому языку «Этимология фразеологизмов».

Класс 5-а
Общая информация о занятии Дата 11.11.2014 Длительность: 25 мин.
Тема:

Семантическое

окружение фразеологизма

«демьянова уха».
Цель: формирование целостного представления о семантике крылатого выражения. Задачи: Общеобразовательные: 1)Продолжить формирование представления о семантике фразеологической единицы в контексте общеязыковой культуры и диалога культур народов мира. Развивающие: 1)Формировать УУД в ходе работы со справочной литературой, интернет-ресурсами, текстом. 2)Учить выделять существенные связи, устанавливать и структурировать отношения между элементами информации. 3)Развивать творческие способности, логическое мышление. Воспитательные: 1) Продолжить формирование основ культуры общения, работы в группах, воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы, чувство отзывчивости, доброты. 2) Воспитывать интерес и прививать любовь к русскому языку Материально-технические средства 1. Компьютер, проектор, экран, колонки. 2. Видеофрагмент. 3. Фотоаппарат. 4. Словари. 5. Тексты. 6. Интернет-ресурсы. 7.Планшеты. Технология Технология составления интеллект-карт. Технология деятельностного обучения. Коммуникативная технология

ЭТАПЫ

УРОКА/ЗАНЯТИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЗАДАНИЯ,

НАПРАВЛЕННЫЕ

НА ДОСТИЖЕНИЕ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОЖИДАЕМЫЕ

РЕЛЬТАТЫ
1. Оргмомент. Мотивация проектной деятельности учащихся. 1. Показ фрагмента мультфильма «Шапокляк». 2. Создание проблемной ситуации, актуализация деятельности. 3. Определение тематических рамок урока. 1. Просмотр фрагмента мультфильма. 1.Отклик на предложение помочь любимому герою мультфильма, попавшему в сложную ситуацию. 2. Планирование 1. Организация диалога, направленного на повторение полученных ранее знаний о фразеологизме «демьянова уха», 2. Постановка задач. 3.Организация самостоятельной работы в группах. 1. Истолковывают значение фразеологизма, т.е ключевое понятие будущей проектной работы (интеллект-карты) 2. Знакомятся с поставленными перед ними задачами. Уточнить значение фразеологизма, обратившись к словарям и справочникам. Нанести на интеллект- карту значение фразеологизма 3. Поиск информации 1. Координация работы в группах. 2.Консультирование учащихся, испытывающих затруднение при выполнении заданий. 1 группа: работает с картой в программе «ConceptDraw» Заполните верхнюю часть карты, используя знания о происхождении фразеологизма, полученные на уроке литературы. Заполнение разделов «Автор», «Герои», «Прототипы».
2 группа подбирает «пароль» и «логин» к фразеологизму, переносит их на карту в программе «ConceptDraw». 3 группа работает с картой в программе «ConceptDraw», 4 группа готовит ответ на вопросы. 5 группа работает со сборником пословиц народов мира, находит в Интернете афоризмы о чувстве меры, переводит английские пословицы. Проанализируйте ребусы, составленные одноклассниками, отберите наиболее удачные, сфотографируйте их, передайте в «банк информации»или нанесите на карту. Пользуясь «Фразеологическим словарем», подберите фразеологизмы, синонимичные «демьяновой ухе» Подумайте: актуальна ли мораль басни «Демьянова уха»? О чем в нашей жизни можно сказать как о навязываемом сверх всякой меры? Среди предложенных вам пословиц найдите те, которые созвучны с моралью басни «Демьянова уха», т.е. реминисценции
.
Найдите афоризмы, созвучные фразеологизму. Переведите с английского данные фразы. Как они связаны с фразеологизмом «демьянова уха»? Внесение картинки с ребусом на карту или в банк материалов. Заполнение разделов «Синонимы», затем (по мере поступления информации) раздел «Актуальность» Представление материалов для заполнения раздела карты «Актуальность». Представление материалов для заполнения раздела карты «Пословицы» и «Афоризмы».
4. Продукт деятельности Группы демонстрируют заполненные ими поля интеллект-карты. 5. Рефлексия. Уходя с занятия в проектной лаборатории, дорисуйте ротик на смайлике :
Конечный продукт


Яндекс.Метрика