Напоминание

"Басни дедушки Крылова"

Автор: Бастрыгина Наталья Николаевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ "Карагайлинская ООШ"

Населённый пункт: с. Карагайла, Прокопьевский район, Кемеровская область

Наименование материала: Литературный КВН

Тема: "Басни дедушки Крылова"

Описание:

КВН рассчитан на учащихся 5-6 классов, хотя в нем с удовольствием принимают участие и ребята постарше.Сценарий КВНа разработан мною. Этим материалом я поделилась с коллегами своей школы и района. Теперь предлагаю всем желающим.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1346

Опубликовано 04.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

КВН «Басни дедушки Крылова» для 5-6 классов Цель конкурса: 1.воспитание прилежания, честности, скромности, трудолюбия, коллективизма и ответственности; 2. обучение выразительному чтению басен, развитие речи; 3. эстетическое воспитание. Оборудование: 1.портрет И.А.Крылова; 2. рисунки учащихся к басням; 3. выставка книг по творчеству И.А.Крылова. КВН начинается с краткого вступительного слова ведущего ученика или учителя. Великого русского баснописца И.А. Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге всегда играет детвора, рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта, искусно изображенных героев его басен: разных зверей и птиц, знакомых каждому ребенку. И.А.Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал, но сильнее всего талант его проявился в баснях. И до Крылова писали басни и писали не так плохо: Сумароков, Хемницер, Дмитриев, но Крылов писал басни лучше их всех. Он писал так просто, так доходчиво, что каждый легко запоминает чудесный русский язык, узнает русский характер. Плохое или хорошее в этих баснях так кратко, сильно, ясно, что видишь всех, кто выведен в этих баснях. Крылов показывает, как упорный труд, скромность, прилежание, храбрость берут верх над невежеством, трусостью, ленью. Вспомните басни: «Стрекоза и Муравей», «Свинья под дубом», «Волк на псарне»… Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, вошли в нашу речь: а ларчик просто открывался; сильнее кошки зверя нет; у сильного всегда бессильный виноват; ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона… Художники посвятили его басням множество рисунков, музыканты положили на музыку многие его тексты. В современной школе дедушка Крылов занимает почетное место и снова рассказывает ученикам свои бессмертные басни. Итак, ребята, басни Крылова мы изучаем на уроках литературы, а наш КВН должен выделить лучших знатоков басен Ивана Андреевича Крылова. Приступаем! Конкурс№1 «Приветствия команд» КВН начинается с приветствия команд. Каждая команда должна была выбрать себе название, соответствующее теме конкурса. Это могут быть такие названия: «Ларчик», «Стрекоза», «Петух» и др. Приветствия можно предложить следующие: Приветствие команды «Муравей» Мы собрались на КВН, Чтоб басни дедушки Крылова Вновь прозвучали в школьных стенах. Бессмертна слава острослова! Писал он мастерски, доходчиво, легко.
Его искусство ясно всем народам. Все люди оценили высоко Его талант и пронесли сквозь годы. Он в образах зверей людей представил, В животных подсмотрел приметы главные, Смеяться многих над собой заставил. Сегодня мы поем поэту славу! Наш КВН тому порукой. Бороться будем до конца. Вам дружбы предлагаем руку И наши добрые сердца! Приветствие команды «Стрекоза» Великое русское слово Сегодня зазвучит опять! Искусство дедушки Крылова Мы не устанем прославлять! В пословицах и поговорках Крыловских басен строки, Сегодня вспомним, как он ловко Людей высмеивал пороки! Петух с кукушкой и лиса С вороной, виноградом- С зверьем творятся чудеса- Какие? – догадаться надо. КВН нас собрал посоревноваться, Заработать высший балл Надо постараться! Конкурс №2 «Домашнее задание» Ведущий объявляет конкурс домашних заданий (инсценировка басен Крылова). Для инсценировки, например, может быть выбрана басня «Две собаки». Определяются следующие герои: кудрявая болонка Жужу, дворовый пес Барбос и автор. На сцене красивые стулья с мягкими подушками, на которых полулежит нарядно одетая девочка с огромными бантами, с пилочкой для ногтей в руках. Это болонка Жужу. К ней из-за занавеса выходит разлохмаченный мальчик с огромной цепью на шее. Цепь можно изготовить из плотной бумаги либо из обыкновенных консервных банок. Это пес Барбос. В стороне от героев басни – автор. Итак, басня разыгрывается. Подобным образом легко можно инсценировать басни: «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха»… Команде-сопернице предлагается посмотреть инсценировку басни и вспомнить ее название. Все это оценивает жюри. Конкурс №3 «Конкурс капитанов» Ведущий приглашает на сцену капитанов команд. Им предлагается дать точное определение басни, затем по жеребьевке рассказать, что такое мораль, аллегория. Конкурс №4 Из какой басни мораль?
Ведущий читает мораль из басен Крылова каждой команде. Ребята должны назвать соответствующую басню. 1. Случается нередко нам И труд, и мудрость видеть там, Где стоит постараться За дело просто взяться. («Ларчик») 2. Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то То все у них пустяк. («Петух и жемчужное перо») 3. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, щука и рак») 4. Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом») 5. Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. («Две собаки») 6. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку. («Кукушка и петух») Конкурс № 5. Соотнеси показанный предмет с басней Ведущий предлагает соотнести предметы, которые покажут его помощники, с баснями Крылова. 1.Ларчик или шкатулку с замысловатым узорами («Ларчик») 2.Гроздь винограда («Лисица и виноград») 3.Битое стекло и кусочки проволоки («Мартышка и очки») 4.Кусочек сыра («Ворона и лисица») 5. Жемчужина («Петух и жемчужное зерно») 6. Зеркальце («Зеркало и обезьяна») Конкурс № 6. «Крылатые выражения» На сцену приглашаются по одному представителю команды. Участник выполняет задание на карточке. Задание: соотнести басню и строчки из нее. 1. Вороне где-то бог послал кусочек сыру… 2.Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться… 3.Мартышка к старости слаба глазами стала… 4.Послушай-ка, сосед,- Тут Ловчий перервал в ответ: «Ты сер, а я приятель, сед»… 5.Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела…
а) «Стрекоза и Муравей» б) «Волк на псарне» в) Ворона и Лисица» г) «Волк и Ягненок» д) «Мартышка и очки» (1в, 2г, 3д, 4б, 5а) Пока ребята выполняют задание, ведущий работает с командами. Многие строки из басен Крылова стали крылатыми и вошли в нашу повседневную речь. Итак, задание: команды называют крылатые выражения из басен Крылова, вспоминая при этом саму басню. Например: - А ларчик просто открывался… («Ларчик») - У сильного всегда бессильный виноват…(«Волк и ягненок») - Ты все пела? Это дело: так поди же, попляши («Стрекоза и Муравей») - Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона! («Слон и Моська») - Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет… («Лебедь, Щука и Рак») - Слона-то я и не приметил…(«Любопытный») - А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь…(«Квартет») - Да только воз и ныне там…(«Лебедь, Щука и Рак») - Демьянова уха…(«Демьянова уха») - Как белка в колесе…(«Белка») - Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку…(«Кукушка и Петух») - От радости в зобу дыханье сперло…(«Ворона и Лисица») - Хоть видит око, да зуб неймет…(«Лисица и виноград») После этого конкурса жюри подводит итоги. Пока работает жюри, все слушают краткое сообщение о словаре «Крылатые слова» (Н.С. Ашукин, М.Г.Ашукина, М., « Правда», 1986), в котором отмечено 49 крылатых выражений, взятых из басен Крылова. Конкурс №7 Слово за слово Команды должны заполнить карточку «Слово за слово», где первая крылатая фраза заканчивается, а вторая начинается с одного и того же слова Ответ Сердце не камень за пазухой ученье в окошке нехороший алмаз судьба рубль бережет седьмое с овчинку Рыба ищет, где глубже, а человек, где… синица в руке, чем журавль в небе Задание выполняется па время. Пока команды выполняют это задание, можно провести аукцион крылатых выражений из басен Крылова со зрителями. Конкурс№8 «Мозаика» Объявляется заключительный конкурс «Мозаика». Командам раздаются геометрические фигурки, на которых помещен разрезанный текст одной из басен Крылова.
Фигурки нужно сложить, чтобы восстановить этот текст. Задание также нужно выполнить на время. Предоставляется заключительное слово жюри. Поздравление победителей! Ребята с большим увлечением готовятся к конкурсу: читают басни, изучают словари, готовят инсценировки. Список литературы 1.Крылов И. А. Басни. М., Детская литература, 1980. 2. Ашукин Н. С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. М., Правда, 1986.


Яндекс.Метрика