Напоминание

"Организация здоровьесберегающей деятельности в учебно-воспитательном процессе"

Автор: Подгорная Елена Анатольевна

Должность: заместитель директора по УВР

Учебное заведение: МБОУ "Новомирская ООШ"

Населённый пункт: п.Новый Мир

Наименование материала: статья

Тема: "Организация здоровьесберегающей деятельности в учебно-воспитательном процессе"

Описание:

В статье описывается опыт работы нашей школы по здоровьесбережению.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1350

Опубликовано 04.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Организация здоровьесберегающей деятельности в учебно-

воспитательном процессе»
В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6,5-8 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. Вплотную над этой проблемой наша школа стала работать с 2007 года, первым шагом стал проект «Здоровье», разработанный педагогическим коллективом школы, в рамках которого был оборудован медицинский кабинет. В настоящее время идея ЗОЖ плотно вошла в жизнь нашей школы и пронизала все направления деятельности: 1. Учебный процесс 2. Воспитательный процесс 3. Просветительская работа 4. Сотрудничество с социумом 5. Организация питания Основной целью школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды. Учебный процесс направлен на создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические средства обучения). Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает не только учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления); учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность), но и 1. Использование физкультминуток различных видов 2. Музыкотерапия на переменах 3. Подвижные перемены 4. Дни здоровья 5. Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий здоровьесберегающей направленности Для снятия умственного напряжения, усталости, с целью повышения работоспособности учителями школы проводятся
физкультминутки
различных видов: 1. гимнастика для глаз 2. дыхательная гимнастика 3. спортивные упражнения 4. упражнения на осанку
В плане: Издание буклета с комплексом физкультминуток различных видов для применения учителями на уроках. Отрицательные эмоции, напряжение, возникающее в учебном процессе и снижающие умственную и физическую работоспособность, будут снижаться при общении ребенка с миром музыки. С этой целью в школе организован такой вид отдыха, как музыкотерапия на переменах в рамках работы объединения дополнительного образования «Радио Школьник».  По вторникам на переменах включаем современную музыку  По четвергам – классическую музыку В плане: В субботу планируем устраивать прослушивание детских песен. Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся. Перемена является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся. С этой целью в школе организованы подвижные перемены, к проведению которых подключаются ребята- вожатые из детской организации. Подвижные перемены включают:  Разучивание танцевальных движений  Разучивание русских народных игр  Хороводы В плане: Ежедневная большая перемена на улице для учащихся начальных классов с разучиванием русских народных игр в соответствии с новыми требованиями и нормами СанПин Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры. В школе проводятся дни здоровья в последний четверг каждого месяца в основном на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку. Каждый день здоровья проходит под определённым девизом и посвящён какому- либо виду спорта: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем», «Победим дракона вместе», «Сохраним здоровье нации», «Береги здоровье смолоду». План Дня здоровья приблизительно всегда одинаков: 1. Минилекторий (готовят учителя школы, ученики от кружка «Здоровая школа», приглашаются медицинские работники или выпускники, которые получают профессию медицинского работника) 2. Игровая деятельность (включает в себя викторины, загадки, творческие конкурсы поделок, рисунков, стихотворений и т.п.) 3. Спортивные соревнования (комплексные или посвящены какому- либо виду спорта) 4. Кинолекторий (просмотр документального или художественного фильма о ЗОЖ)
Важным элементом в формировании ЗОЖ у учащихся в учебном процессе стали открытые уроки и внеклассные мероприятия:  Ежегодно в рамках предметной недели по ОБЖ проводится открытый урок и внеклассное мероприятие, выпускается предметная газета. И всё это направлено на формирование у учащихся знаний и представлений о ЗОЖ.  Предметные недели по другим предметам всегда включают в себя элементы ЗОЖ. В плане: Цикл интегрированных уроков с элементами ЗОЖ в рамках школьной экспериментальной площадки. Все мы знаем, что на современную школу возложены не только конкретные учебные обязательства, но и воспитательные, где особое место отводится охране здоровья детей. Именно школа с 1-го класса способствует воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. Воспитательный процесс нашей школы включает: 1. Дополнительное образование 2. Работу Д/О «Искра» 3. Работу кабинета гигиены 4. Работу медицинского кабинета 5. Воспитательную работу классных руководителей Существенный вклад в воспитание и оздоровление учащихся вносит дополнительное образование, которое реализуется во второй половине дня. Своеобразие этого направления заключается в том, что кроме задачи всестороннего и гармоничного развития личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент. А это значит, что речь идет о формировании личности не только интеллектуально развитой, духовно богатой, социально активной, но и, конечно же, здоровой. Конкретно в направлении здоровьесбережения в школе работают четыре объединения дополнительного образования: 1. «Волейбол» и «Настольный теннис»
-
на занятиях в этих кружках успешно решается задача охраны и укрепления здоровья школьников, особенно нервной системы и опорно-двигательного аппарата, полноценного физического развития, формирования положительных качеств и нравственно-волевых черт личности. 2. Объединение дополнительного образования «Патриот» 3. Объединение дополнительного образования «Здоровая школа» Целью объединения «Патриот» является п овышение уровня физической подготовки и развитие чувства патриотизма. Центральной идеей является идея сопричастности к прошлому своего Отечества, страны, поселка, идея патриотизма и гуманизма. Целью объединения «Здоровая школа» является формирование у учащихся социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие. Работа объединений строится в соответствии с разработанными образовательными программами. Их реализация идет через
организацию занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Широко применяются как традиционные педагогические технологии, так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно- ориентированный подход, технология уровневой дифференциации, музейная педагогика, игровые технологии). Обязательно вовлечение каждого ребенка в деятельность, забота о его здоровье. Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, стараемся проветривать. Несколько лет в школе работает кабинет гигиены, куда могут прийти ребята постричь волосы, ногти, привести в порядок причёску, руки, уши. В плане: Дополнить кабинет гигиены новыми инструментами: маникюрный набор, набор расчёсок, ватные палочки и др. Очень важную роль в воспитательном процессе в целом и в формировании ЗОЖ у учащихся играет детская организация «Искра», в которой в данном направлении работают три сектора: 1. Санитарный сектор 2. Спортивный сектор 3. Сектор труда и порядка Санитарный сектор включает такие направления работы, как рейды по проверке соблюдения личной гигиены школьником – каждый понедельник; пропаганда ЗОЖ. Спортивный сектор – направления работы: проведение ежедневной зарядки, проведение школьных спортивных соревнований, подготовка и проведение Дней здоровья, участие в спортивных соревнованиях разного уровня. Сектор труда и порядка – направления работы: Проверка соблюдения требований СанПин в учебных помещениях, проведение конкурсов «Самый чистый класс», «Уют», «Фантик» и др. Профилактика и предупреждение заболеваний, контроль за состоянием здоровья обучающихся, своевременная информация о предстоящих прививках, оформление информационных стендов, рекомендации, советы, выступления на родительских собраниях - вот некоторые направления работы медицинского кабинета. Целенаправленная работа ведётся в течение всего учебного года. Особое место занимает система мониторинга здоровья учеников, которая включает в себя:  Один раз в год - медицинский осмотр всех учеников школы районными специалистами
 Один раз в год – измерение индекса Кетле и пробы Штанге  Два раза в год – измерение веса и роста ученика  Ежемесячно – измерение давления (перед началом Дня здоровья) Культуру здоровья человека можно рассматривать как критерий личностного роста, условие и фактор его полноценной жизнедеятельности, коммуникабельности, показатель творческого потенциала. Культура здоровья в деятельности нашей школы, работающей над проблемой здоровья учащихся, занимает достойное место в содержании общего и дополнительного образования. Система воспитательной работы, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной. В школе работает ШМО классных руководителей, е жегодно один из классных руководителей проводит открытый классный час здоровьесберегающей направленности. Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе успешно реализуется план профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни. В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения в общественных местах, на воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними. Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами. Классными руководителями спланирована работа на классных часах по формированию здорового образа жизни учащихся. Результаты социологических исследований показывают, что в системе ценностей российских школьников здоровье не поднимается выше девятого места. Таким образом, одной из приоритетных задач образовательных учреждений становится задача воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни. Задача педагогов – обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научно обоснованную и полезную информацию. Одним из направлений развития нашей школы является просветительская работа, включающая в себя:  Пропаганда ЗОЖ в посёлке и школе  Родительский и ученический лекторий  Проведение диагностик с учениками и родителями Пропаганда ЗОЖ в посёлке и школе ведётся в основном объединением дополнительного образования «Здоровая школа» и редакционным
сектором детской организации. Ребята выпускают листовки, стенгазеты, издают буклеты, проводят соцопросы различной тематики: курить или не курить; что для Вас значит ЗДОРОВЬЕ, нужен ли режим дня и др. Ежегодно педагогическим коллективом проводится диагностика с учениками и родителями. Темы разнообразны, но ни одного года не обходится без тем по ЗОЖ. В прошедшем учебном году были проведены общешкольные диагностики по темам: кабинет здоровья в школе - плюсы и минусы; режим дня моей семьи; спортивная жизнь семьи или моё отношение к спорту; организация досуга в семье. Результаты диагностических исследований рассматриваются на педагогических советах, выносятся на родительские собрания, по результатам формируются темы родительского и ученического лекториев. Необходимым элементом здоровьесбережения является организация питьевого режима и режима питания учащихся. Для решения этой проблемы в школе установлен бак с кипячёной питьевой водой. Учащиеся имеют к нему свободный доступ в течение всего времени работы школы. В школе организовано одноразовое горячее питание школьников. Тщательно выполняются все предписания по срокам и условиям хранения и реализации пищевых продуктов. Мониторинг результатов медицинских осмотров учащихся за несколько лет позволили сделать вывод о том, что правильно организованное питание позволило снизить количество обращений к медицинским работникам по поводу болей желудочного происхождения. Одновременно с этим было отмечено снижение простудных заболеваний, что можно отнести за счет дополнительной витаминизации питания благодаря включению в рацион овощей и фруктов, витаминизации фиточаем и системой работы по здоровьесберегающим технологиям всеми учителями школы. Результаты медицинского осмотра за 2 последних года. Очень важным направлением работы по здоровьесбережению является сотрудничество школы с социумом, где в деятельность включаются:  Родители  Сельская библиотека  Фельдшерский пункт  Выпускники школы Ежегодно после медицинского осмотра классные руководители на родительском собрании или индивидуально знакомят родителей с результатами осмотра их ребёнка, дают некоторые рекомендации. В рамках оздоровительно-профилактической работы родители приглашаются на классные часы в качестве зрителей или участников для проведения классных часов и внеклассных мероприятий по ЗОЖ.
В рамках физкультурно-спортивной работы классные руководители проводят соревнования между учениками и родителями, между родителями, между родителями и учителями. Данное направление работы активизирует не только родителей, но и учащихся, т.к. всем известно, что пример семьи гораздо сильнее и эффективнее. В последние годы активизировали сотрудничество со школой работники сельского фельдшерского пункта. В рамках их деятельности не только плановые осмотры и вакцинация учеников, но они стали частыми гостями на Днях здоровья и внеклассных мероприятиях, где ими проводятся беседы, читаются лекции о правильном питании, здоровом образе жизни, режиме дня, занятиях спортом и т.п. Большое внимание уделяется профориентацинной работе, где классные руководители рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какие – либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных трудовых условиях. Приглашаются на классные часы и выпускники школы, которые получают медицинские профессии.


Яндекс.Метрика