Напоминание

"Активизация познавательной и мыслительной деятельности в процессе нестандартных форм на уроках и во внеурочное время"

Автор: Меланьина Ольга Евгеньевна

Должность: учитель

Учебное заведение: ГКОУ РО школа- интернат 1 вида

Населённый пункт: г.Каменск- Шахтинский, Ростовская область

Наименование материала: доклад

Тема: "Активизация познавательной и мыслительной деятельности в процессе нестандартных форм на уроках и во внеурочное время"

Описание:

Одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1357

Опубликовано 04.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Активизация познавательной и мыслительной

деятельности обучающихся в процессе нестандартных

уроков биологии, физики.

Ученик - это не сосуд, который надо заполнить,

а факел, который надо зажечь.

Л.Г. Петерсон
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
Активизация познавательной деятельности учащихся
- одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Цель моей работы: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, физики. Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и во внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании биологии, физики является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных психических процессов. Моя задача учителя – дать знания о живой природе, на базе знаний и умений сформировать научную картину мира как компонента общечеловеческой культуры; формирование биосферного мышления, необходимого для полноценного функционирования в обществе, для гармоничных отношений человека с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле; гигиеническое воспитание и формирование ЗОЖ в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека; формирование у школьников отношение к живой природе как объекту и сфере собственной практической деятельности.
Данные педагогических наблюдений можно представить в виде таблицы:
Влияние различных типов заданий

на развитие познавательных процессов учащихся

Уровни

Типы заданий

Развитие

психических

процессов
Репродуктивный Рисунок Воображение Сообщение Устная речь, память Чайнворды, кроссворды, ребусы Мышление, память, внимание Игра “термин – понятие” Память, внимание Частично- поисковый Рассказ с ошибками Внимание, память Составление логических цепочек Внимание, логическое мышление Узнай объект (по контуру, фрагменту рисунка, по описанию) Внимание Исследовательский Путешествие Внимание, память, мышление, воображение Решение физических, биологических задач Внимание, логическое мышление Составление образа предмета Внимание, память, логическое мышление, воображение
Особое внимание стараюсь уделять тем методам, средствам и формам обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:
1.

Создание проблемных ситуаций
Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задания: урок биологии 7 класс.
Проблемный вопрос:

« Являются ли природные сообщества системой или представляют

случайный набор организмов, не связанных между собой?»
В ходе решения проблемной ситуации можно предложить учащимся самостоятельно систематизировать материал и составить таблицу, рисунок – конспект, опорную схему. А дальнейшее использование опор предполагает управление познавательной деятельности детей, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля. Обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников. Ответ на проблемный вопрос обучающимися был найден, используя картины русских художников, описания территорий земли:
Природные сообщества – это система. В природе всё живое тесно

взаимосвязано. Сообщества существуют тогда, когда в

нем взаимодействуют живые организмы.

поле

пустыня


сад

Лиственный лес парк

Огород озеро
Например, в 9 классе по физике при изучении темы «Последовательное и параллельное соединение проводников » обучающиеся при повторении пройденного материала заполняют таблицу:
найди правильный ответ
/в таблице занесены формулы в хаотичном порядке/
Правильный ответ:
Последовательное соединение Параллельное соединение схема Сила тока I=I 1 =I 2 I=I 1 +I 2 напряжение U=U 1+ U 2 U=U 1 =U 2 сопротивление R=R 1 +R 2 R=R 1 *R 2 /R 1 +R 2
2.Технология опорных конспектов
Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках во всех классах, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Признаки растений ” в 5-м классе использую следующий опорный конспект, с помощью которого обучающиеся
сравнивают объекты живой и неживой природы и объясняют как растения питаются. Работа с опорными сигналами по моим наблюдениям обеспечивает прочное усвоение знаний, развивает мышление, память и речь учащихся. Составление опорного конспекта учит учащихся выделять главное, анализировать, делать выводы.
3.Дидактические игры
Очень хорошо с проблемным обучением сочетаются игровые моменты и формы уроков, которые также активизируют познавательную деятельность учащихся. Игра дает возможность детям понять принцип моделирования как способа познания реальности и использовать его в своей дальнейшей познавательной деятельности. Такое понимание помогает учащимся при усвоении материала Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности. Вот некоторые примеры игровых моментов, применяемых на уроке:
1. «Третий - лишний».
Смысл задания состоит в том, что в перечень трёх понятий включается одно лишнее, не подходящее по смыслу. Его и нужно убрать. Наиболее эффективно применение в 6, 7,8 классах. Например:
«Кто лишний?».

2.«Узнай кто они?».
Для этой игры необходимо картинки с изображением животных. По ним школьники определяют особенности данных животных и общие признаки. В результате игры делается вывод и называется тема урока.

3. «Собери фигуру».
Из геометрических фигур собрать человечка: кто быстрее, точнее, красивее! Задача: собрать правильно. Задание применяется при проведении КВН, конкурсов.
4. « Биологическая зарядка».
Игра способствует усвоению названий биологических объектов. Можно провести как физкультминутку или перед окончанием урока, когда осталось немного свободного времени. Учащиеся друг за другом называют животных, растения, органы организма или физические объекты/ по выбору предмета/
5. «Вопрос – ответ».
Целью является изучение нового материала, усвоение новых терминов и понятий, биологических закономерностей. При изучении новой темы учащиеся прочитывают текст учебника, составляют по нему вопросы, по очереди задают их друг другу, тот ученик, которому задали вопрос, даёт ответ.
6. «Назовите внутренние органы человека ».



4. Творческие работы

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6- 11 классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием Power Point. Мысли школьников не ксерокопии, и желание творить приходит к ребенку удивительно рано. Поэтому уже в самом начале изучения курса предмета учащиеся с большим желанием выполняют свои творческие работы. Объем творческой работы лучше не ограничивать. При написании работы дети могут пользоваться всевозможными источниками информации, анализируя их и отбирая доказательства в пользу того или иного суждения. В результате чего приходят к своему конкретному мнению. Так Меткая К. и Каменских Р. выполнили презентацию по физике по теме: « Калейдоскоп. История его возникновения»; Магомедгаджиев Т. с родителями выполнили творческую работу по теме: «Состав и свойства воздуха». Чернышов В. выполнил презентацию по физике на тему: «Воздухоплавание».

5.Использование на уроке дополнительной литературы
Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении физики невозможно обойтись без физических описаний в литературе. Например, Учащиеся по описанию распознают физические явления. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания. На уроках также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся. Назовите физические явления, явления природы… “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”:
Ветер, ветер
! Ты могуч, Ты гоняешь стаи
туч,
Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе … А затем задать вопросы:
“Что называется ветром? Как возникает ветер?

Почему поэт называет ветер могучим?”
и т.д. “Зимний вечер”, учащиеся определяют, о каком атмосферном процессе идет речь.
Буря
мглою небо кроем,
Вихри снежные
крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.
При изучении в 5 классе темы: «Горные породы»: Почему разрушаются горы?
Горные породы
разрушают годы.
Дует на них ветер
,
солнышко печет,

Дождик обмывает, гром их ударяет,
И сюда на отдых к ним летят жуки. Пролетели годы, бури, непогоды, На камнях остался от жуков лишь след. Считаю, что активизировать познавательную деятельность помогают поэзия, научно-популярная и художественная литература, живопись. Ученикам очень нравится, когда мы на уроках читаем стихи , рассматриваем картины художников, фотографии из фотоальбомов, в соответствии с содержанием урока. Поэты и писатели художественными образами помогают освоению пространства планеты. Стихи способны задавать тон и ритм выбранной темы. Они развивают речь, привлекают внимание, завораживают и, в то же время, помогают научить отбору самого важного, характерного: учат формулировать собственные мысли. Поэтические образы будят фантазию школьников, создают условия, при которых они стремятся к творчеству, испытывают потребность больше читать, узнавать и самим сочинять небольшие стихотворения. Приведенные выше примеры способствуют непрестанной работе мысли учащихся, развитию их творческого потенциала. А ведь творчество родом из детства, и оно – прекрасный попутчик в учебе, важное условие для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и физики.
6.Ребусы
Учащиеся 5–11-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах. .

Объедините слова в пары, объясняя принцип подбора:
1. БАРАН, КОРОВА, ОВЦА, ЛОШАДЬ, СВИНЬЯ, КАБАН, БЫК, КОНЬ 2. ЖЕРЕБЕНОК, КОРОВА, ЩЕНОК, ОВЦА, ТЕЛЕНОК, ЯГНЕНОК, ЛОШАДЬ, СОБАКА 3. БЕГЕМОТ, ЗАЯЦ, КРОКОДИЛ, ПИТОН, РУСАК, УДАВ, ГИППОПОТАМ, АЛЛИГАТОР.
7.Исследования
Суть исследовательского метода обучения состоит в том, что учащийся в процессе работы постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений и конструированию новых процессов. Стимуляция интересов учащихся через творческие задания, требующие работы воображения и умением учащихся не просто озвучивать информацию, но и защищать ее на конференциях. Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяют и занятия во внеурочное время (подготовка к олимпиадам, конференциям, подготовка внеклассных мероприятий). Именно такие занятия позволяют учащимся углубить свои знания по предмету, дополнительно потренироваться в их творческом применении. Задания, используемые во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и познавательных способностей учащихся.

Проектно – поисковая работа обучающихся школы – интерната 1 вида.

«Урок – путешествие.»-5 класс.

«Путешествие на планету Знаний»


Результат своей работы вижу в следующем:
Итогом использования методов личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании является следующее: мои ученики выражают свое мнение, эмоции, демонстрируют свои творческие работы, выражают друг другу поддержку, дают «позитивную обратную связь», стараются высказывать различные точки зрения и включаться в дискуссию. Таким образом, свои уроки я приоритетно выстраиваю с учетом актуализации опыта самого ученика, стараюсь создать ситуацию выбора и успеха. Исходя из вышесказанного, я ставлю перед собой следующие задачи: 1. Вовлечение в процесс изучения и закрепления нового материала всех учащихся класса. Способствовать более полному, осознанному усвоению основ знаний. 2. Оптимизация использования времени и применения форм и методов работы на уроке через подготовленные заранее опорные схемы. 3. Повышение учебной мотивации учащихся с разным уровнем имеющихся знаний, умений и навыков. 4. Оптимизация процесса восприятия учебного материала всеми учащимися класса независимо от их способностей. 5. Учить использовать весь изученный материал, осуществлять перенос знаний в реальную жизнь 6.Формировать личность адаптивную, эрудированную, грамотную, способную успешно самореализовываться по окончании школьного образования и дальнейшего его использования в профессиональной, социальной и личной жизни выпускников. Учитель школы – интерната 1 вида г.Каменск – Шахтинского: Меланьина О.Е.


Яндекс.Метрика