"Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова "После дождя. Мокрая терраса".
Автор: Богатова Ольга Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Тогучинского района "Долговская средняя школа"
Населённый пункт: Новосибирская область,Тогучинский район, д.Долгово
Наименование материала: Урок развития речи
Тема: "Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова "После дождя. Мокрая терраса".
Описание:
Подготовка учащихся 6 класса к сочинению - описанию по картине А.М.Герасимова "После дождя. Мокрая терраса".
Цель: развитие творческих способностей учащихся; воспитание любви к родной природе, уважения к мастерам слова; закрепление навыков работы над сочинением-описанием.
Ольга Викторовна Богатова,
учитель русского языка и литературы,
МКОУ Тогучинского района
«Долговская средняя школа»
Подготовка учащихся 6 класса к сочинению - описанию по картине
А.М.Герасимов а «После дождя. Мокрая терраса»
Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя.
Мокрая терраса».
Цель: развитие творческих способностей учащихся; воспитание любви к родной
природе, уважения к мастерам слова; закрепление навыков работы над сочинением-
описанием
Задачи:
Образовательные:
знакомство с биографией А.М.Герасимова, с историей создания картины;
формирование умения понимать авторский замысел картины;
Развивающие:
развитие устной и письменной связной речи учащихся;
развитие наблюдательности, мышления, умения сравнивать и анализировать;
развитие творческого воображения и эмоциональной сферы.
Воспитательные:
воспитание чувства любви к природе, к прекрасному.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная,
групповая.
Оборудование : презентация; репродукция картины «После дождя», портрет
художника, мольберт, кисти, краски, раздаточный материал – отрывок из повести Л. Н.
Толстого «Отрочество», учебник, толковые и орфографические словари.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте ребята. Вы находитесь в мастерской художника. Что вы здесь видите?
(Мольберт, краски, эскизы, холсты…) С их помощью художник создаёт картину,
настоящее чудо, которое живёт и радует нас веками. Мы с вами сегодня тоже
попробуем себя в роли художников, да только не обычных, а художников
инструментом которых будет слово.
2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей. Индукция.
- Закройте, пожалуйста, глаза. Послушайте записи.
(Включается запись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц».)
- Какую картину вы представили? Расскажите. (Слайд №1)
А. Яшин «После дождя»
Дождик прошёл по садовой дорожке.
Капли на ветках висят, как серёжки.
Тронешь берёзку — она встрепенётся
И засмеётся. До слёз засмеётся.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев,
на каждой травинке
По огонёчку, по серебринке.
- Нравится ли вам летний дождь? Представьте, что вы вышли после грозы на улицу.
Что вы увидели? Что ощутили? (Обмен впечатлениями.) Вот и сегодня мы с вами
будем готовиться к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая
терраса)» (Слайд 2 ) и поговорим о том, что увидел художник А. М. Герасимов после
дождя, когда вышел на свою террасу.
- Давайте повторим. Какие жанры живописи вы знаете? Какие типы текста?
- Вам интересно узнать о художнике и о том, как появилась эта картина?
3. Рассказ о художнике и его картине. (слайды 3-6)
- Что интересного о художнике и его картине вы услышали? (Картина «После
дождя» была создана за два часа!)
4. Формулировка темы и задачи урока.
- Художник работает с помощью красок, а мы будем в нашей мастерской работать с
помощью слова. Скажите, а что можно придумать из слов? Правильно.
Словосочетания, предложения, текст. А какой текст можно составить о картине?
(Рассказ, сочинение.) Сформулируйте тему урока. («Подготовка к сочинению по
картине А. М. Герасимова «После дождя».)
- Что, по-вашему, значит - написать сочинение по картине?
- Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в
картине (композиция, цветовая гамма). Передать свое отношение к изображенному на
полотне, свои мысли, чувства.
- А как подготовиться к сочинению?
- Нужно собрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы
получился хороший текст; составить план сочинения. Тогда нам легче будет написать
его.
- Вот вы и сказали задачи нашего урока. Скажите, а зачем мы сели группами?
- Мы будем работать вместе, слушать друг друга и помогать друг другу.
- Правильно. Но не спешите взять себе чужое, может быть, ваш вариант тоже
хороший, ведь девиз нашей мастерской – «Вы все способны!».
5. Лексическая работа.
Выделите ключевые слова в названии картины. Запишите их в столбик.
Дождь,
терраса, мокрая. Объясните слово «терраса». Можете посмотреть значение слова в
толковом словаре. (Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.) Обратите
внимание, как пишется это слово.
- Можно ли увидеть в нашей местности террасы?
- Террасы строят в средней полосе России, на юге, у нас же, на севере, рядом с
домами стоят веранды.
- Подберите синонимы к словам «дождь», «мокрая». (Чтение вслух синонимов.) Для
чего нужно их подобрать? Чтобы избежать повторов. Подберите прилагательные к
существительным «терраса», «дождь». Прилагательные обогащают содержание
предложения, с помощью которых будем составлять текст.
6. Повторное рассматривание картины.
- Что изображено на картине?
- К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова?
- По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь?
-Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?
-У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно
передает авторский замысел?
-К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение?
- Опишите, что видите (слайд 7)
Круглый стол, букет цветов в кувшине, резные
ножки стола, опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей, тени от предметов.
7. Проведём словарную работу (слайд 8): Запись в тетрадях
Летний дождь; всё напоен о влагой; всё бл естит; свежая, умытая ливнем листва; на
переднем и задн ем плане; пл аменеют в стекля нном графине розы; влажный блеск,
неяркий солнечный свет; всп
оминаются строки из стих
отворения А.Я.Яшина;
опрокинутый стакан; сквозь густую зелёную листву видна крыша сарая; ощущается
свежесть воздуха и тишина; терраса, перила.
8. Синтаксис. Пунктуация. Составим предложения и запишем их в тетрадь,
проверим написанное. (слайд 9)
1.
Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на
ветках висят , как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по
огонёчку, по серебринке».
2.
Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола.
3.
Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя.
4.
Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается
свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.
Перед вами отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Прочитайте его
выразительно. (отпечатанные тексты)
«Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака,
светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края
тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже
блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в
жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я
высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит
на солнце, как покрытое лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые
ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным
запахом».
- Какое настроение у героя Толстого рождает весенний дождь?
- Похожи ли ваши ощущения, которые вы испытываете, глядя на картину, и
ощущения героя?
- Найдите те сочетания, которые можно использовать в сочинении.
- Обратите внимание, какие удивительные слова находят мастера слова, чтобы
выразительнее показать картину, точнее выразить ощущения героев. Будем учиться
такому мастерству.
Подберём синонимы, чтобы избежать повторов ( Слайд 10 )
•
Картина - полотно, пейзаж
•
Художник - живописец, пейзажист
•
Нарисовал - изобразил, показал
9. Обсуждение путей анализа картины.
- Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину?
(Терраса.) Значит, как лучше описать картину? (Сначала передний план, а потом
задний план.)
- О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? (О красках, которые
использовал художник)
- А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как
красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся
хорошим настроением.)
- Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.
10. Разговор о цветовом оформлении картины.
- Какие краски использовал художник? Запишите в тетради. Выскажитесь в группе
и скажите вслух.
- Почему художник использовал именно эти краски?
- Как автор картины показал с помощью красок, что всё мокро и сыро?
Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ,
передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим
неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые,
бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на
всех предметах рождает ощущение прохлады.
- А что вы можете сказать о художнике – авторе картины? (Он очень любит свой сад,
родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.)
- Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Нравится ли вам она? Чем? Какое
настроение она создаёт? Ваши ощущения? Запишите 1-2 предложения.
11. Составление плана. (Слайд 11)
- Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Затем
обсудите их в группе и выделите лучшие.
12. Составление текста.
- Скажите, можем ли мы теперь составить текст? Составьте свой текст, опираясь на
имеющийся материал. Затем прочитайте его в группе. Обсудите. Решите, чьи тексты
удачнее. Мы их с удовольствием послушаем. Удачи вам! Помните: вы все способны!
13. Заслушивание лучших текстов, выступления групп. Оценка других групп.
- Что понравилось в сочинении? Удачные моменты?
- Чем нужно дополнить?
15. Домашнее задание.
Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными
впечатлениями и написать черновик сочинения.
16. Рефлексия.
- Чему вы сегодня научились?
- Какое открытие вы сегодня сделали?
- Какое у вас настроение?
- Понравилось ли работать группой?
- Кто из товарищей удивил? Чем?
- Что не очень получилось в групповой работе? Как думаете, почему?