"МОБИЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ФГОС"
Автор: Колесникова Ирина Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Инсарская СОШ №2"
Населённый пункт: г.Инсар
Наименование материала: статья
Тема: "МОБИЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ФГОС"
Описание:
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
МОБИЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ФГОС
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС
перед
учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми
стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все
учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам
действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации
данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в
обучении, который заложен в новые стандарты.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом
виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной
исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными,
делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового
материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить,
показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую
работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и
сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика
фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание
учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и
саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства
и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся
главной
формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать
требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым,
современным!
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий
наиболее приемлемыми для меня являются:
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
- технология развития критического мышления через чтение и письмо
(РКМЧП);
- проблемное обучение;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Используя в работе технологию развития критического мышления,
наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от
лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса).
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями,
соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении
дискуссии является: уважение к различным точкам зрения ее участников;
совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении
и анализе художественного произведения.
Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с
остановками. Этот прием требует подготовительной работы:
1. Учитель выбирает текст для чтения.
Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории
(в противном случае теряется смысл и логика использования приема);
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где
следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая
остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные
на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные
уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к
обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в
развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического
материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие,
заседание, конкурс, игра, экскурсия и т.д.), вызывая удивление, активизирует
внимание, мышление ученика.
Попадая в необычную ситуацию, реб
ѐ
нок включается в деятельность,
сотрудничество с учителем, при этом создается положительный
эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная
и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и
навыки.
Особое внимание уделяю
урокам развития речи. Уроки
развития речи способствуют расширению словарного запаса, помогают
решать вопросы нравственно-патриотического воспитания. На таких уроках
должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться
его творческие способности, любознательность, поэтому я часто использую
различные формы работы: как индивидуальные, так и групповые. Отдельные
учащиеся порой сами предлагают темы и подбирают к ним материал с
желанием выступить перед одноклассниками, что также мною поощряется и
приветствуется, и дает возможность как самой использовать технические
средства обучения, так и детям применить полученные задания на уроках с
использованием ИКТ.
Сочинение-миниатюра по пословице тоже интересный и
полезный вид работы, т.к. позволяет ребятам поразмышлять над проблемами,
волновавшими народ и много лет назад и сегодня. На уроках по изучению
лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие,
предлагаю ребятам самим сочинить загадки, используя многозначность
слова, синонимы и антонимы. Такая работа вызывает у ребят интерес,
увлекает их, особенно если выполняется по группам. Часто ребята сами
удивляются полученным результатам, открывая новые грани знакомых слов.
Включать каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести
представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых
навыков – вот моя цель.
На своих уроках особое внимание уделяю проговариванию. Этот
прием называется комментированное управление. Суть его в том, что
деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики.
Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит все, что он
делает по заданию учителя от начала до конца и ведет за собой остальных.
Вот как это происходит на уроке русского языка: весь класс подчиняется
управлению учителя, управлению своего товарища ученика. Повышается
авторитет ответа, внимание к ответу товарища, ведь он отвечает не только
учителю, а учит всех, кто сидит за партами. Не будешь слушать – не
напишешь: учитель не всегда пишет на доске за ведущим, только на первом
этапе после объяснения нового материала. А далее пиши за ведущим, слушай
внимательно его объяснение. Учитель тоже слушает ведущего и, если надо,
одним словом направит или просто похвалит, и опять звучит голос ученика.
Но если вдруг случилось – ошибка! – лес рук многие готовы продолжить
начатую работу или поправить ―не ответ
‖
. Все всегда в курсе дела в классе.
Дети раскованы, свободны, нет страха, что не ответишь, нет никакого
напряжения в работе учителя с ними.
Ни для кого не секрет, что построенные с использованием
игровой технологии уроки пользуются особым успехом у ребят. Успех такого
урока в его необычности (использование сказочного, фантастического
сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения
материала, и в использовании яркой наглядности. Для актуализации базовых
знаний учащихся провожу такие игры, как «Мозговой штурм», «Горячая
картошка», «Перестрелка». Учащиеся учатся составлять вопросы, правильно
формулировать свои мысли, активно включаются в работу. Для закрепления
нового материала, очень хорошо подходят игры-соревнования: «Кто
больше… (кто быстрее…), тот победит», игры на внимание, игра-эстафета.
При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков
использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется,
чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой».
Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам
отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант -
кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и
комментированное письмо или предупредительные диктанты с
«вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнее», которое прививает
умение синтеза и осмысления информации.
Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им
хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха,
которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и
самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и
творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на
творческих уроках.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика
имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с
одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а
с другой стороны, позволяют реб
ѐ
нку проявить самостоятельность, самому
найти решение нестандартного вопроса, задания. Типы домашнего задания:
творческая работа; подготовка иллюстраций к литературным произведениям;
рисование обложек к литературным произведениям; инсценировка
художественного произведения; наблюдение за природой; подготовка
словарных диктантов; составление конспекта, опорных таблиц; письмо по
памяти. Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в
обучении. Реб
ѐ
нок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли
иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют
мышление, заставляют реб
ѐ
нка обобщать, систематизировать материал по
теме.
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною
педагогические технологии результативны, целесообразны и нацелены на
развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности
подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути.
«Но как совмещать в рамках одного урока все эти различные технологии и
приемы?» - спросите вы. Отвечу просто: «Нужен адаптивный урок».
Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих
комфортную среду урока.