"Буквы О и Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных"
Автор: Федотова Прасковья Иннокентьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Едяйская СОШ"
Населённый пункт: Хангаласский улус, село Едяй
Наименование материала: мультимедийная презентация к уроку русского языка
Тема: "Буквы О и Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных"
Описание:
Данная мультимедийная презентация к уроку русского языка "Буквы О и Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных" предназначена для учителя, работающего с учащимися 6 класса.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Едяйская средняя общеобразовательная школа»
Муниципального образования «Хангаласский улус (район)»
Мультимедийная презентация
к уроку русского языка
в 6 классе
по теме
«Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах
прилагательных»
Составила: Федотова Прасковья Иннокентьевна
УМК
Оборудование
• Мультимедийный проектор.
• Компьютер.
• Презентация для учащихся.
• Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. «Русский язык 6 класс». Учебник для
общеобразовательных учреждений .- М.: Просвещение, 2011.
• Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Русский язык. Программы
общеобразовательных учреждений 5-9 классы.-М.:Просвещение,2011.
Тип урока
*
Урок изучения нового материала
*
(первый урок по теме «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах
прилагательных»)
Цель
*
Познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы
«О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»
Задачи
*
Формировать навык написания О и Е после шипящих и Ц в суффиксах
прилагательных, образованных от существительных.
*
Развивать исследовательские умения обучающихся: умение
анализировать, делать выводы, обобщения, умение работать в группе.
*
Воспитывать творческое самовыражение.
Методы обучения:
Частично-поисковый,
наглядный,
словесный,
проблемный.
Формы обучения:
Фронтальная,
коллективная: групповая, парная,
индивидуальная,
самостоятельная работа.
Приёмы деятельности учителя:
Организация
проблемно-поисковой работы учащихся,
самостоятельной работы обучающихся,
оценка работы обучающихся,
коррекция.
Используемая технология:
Технология модерации и АМО,
технология развития
критического мышления
Результат урока
Знать:
Условия правописания
«Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах
прилагательных»
Уметь:
Правильно писать прилагательные с изучаемой орфограммой;
выделять графически орфограмму;
объяснять правописание суффиксов прилагательных.
1) Активный метод (АМ) начала образовательного
мероприятия (этап инициации)
Эффективно и динамично помогут начать урок, задать
нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую
атмосферу в классе.
● Активный метод «Японские поклоны»:
Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую
сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем выполняют наклон в
левую сторону и подмигивают левым глазом. После выполнения наклонов, по
команде учителя, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к
стоящему за ним ученику, сделать поклон, сложив руки перед грудью,
следующий ученик повторяет тоже самое, пока не выполнят все ученики в
классе.
«Орфографическая разминка»:
Всё, что знаем, вспоминаем, повторяем, объясняем…
(Не)ряшливый мальчишка
Отправился туда,
Где очень много хлеба
И сладостей гора,
Где а(п,пп)етитно фрукты
Разложены в ряды,
Где веет х..л..дочком
Мороженое – эскимо.
Проходит он (не)брежной
П..ходкой вдоль витрин,
Заходит наш (не)счас..ный
В …громный
магазин
«Нравственная минутка»
Как вы думаете, ребята, разрешат ли нашему мальчику что-нибудь купить в этом магазине?
Почему?
Молодцы, ребята!
Вы правильно ответили!
А теперь давайте узнаем, что нас ждёт в этом магазине…
● АМ «Облако мыслей»:
Позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения
4) АМО - интерактивная лекция:
Позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для
дальнейшей работы с новым материалом.
Ребята, от каких слов образованы эти прилагательные?
Подумайте и скажите, на какой вопрос нам нужно найти ответ, чтобы
разрешить возникшие у нас разногласия?
Значит, какая тема нашего урока?
«Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»
Сформулируйте цель нашего урока?
1) Познакомиться с ……………….;
2) Учиться правильно писать………
Ребята, как вы думаете, от чего зависит написание гласных О и Е после шипящих в
суффиксах прилагательных?
Ежовый
Ситцевый
Молодцы, ребята!
5) Активные методы релаксации:
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, то
вспомните о восстанавливающей силе релаксации!
«Лексическая минутка»
Ребята, вам когда-нибудь
покупали ежовые рукавицы?
Ежовые рукавицы - это значит
«держать кого-то жёстко, не
допуская слабины, в строгой
суровости»
6) Этап проработки содержания темы
При организации работы над новой темой важно, чтобы
обучающимся было интересно всесторонне и глубоко
проработать новый материал. Как же это можно
сделать?! Конечно, при помощи активных методов!
Можно использовать методы:
«Карта группового сознания»,
«Визитные карточки»,
«Экспертиза»,
«Ульи»,
«Светофор»,
«Ярмарка».
Под ударением
Ó
Без ударения
Е
От чего
зависит
выбор
букв
О и
Е в
суффиксах
прилагател
ьных
?
От чего
зависит
выбор
букв
О и
Е в
суффиксах
прилагател
ьных
?
Буквы О и Е
после шипящих и
Ц в суффиксах
прилагательных,
образованных от
существительных,
зависят от
ударения
с
в
и
н
ц
Ó
в
ы
й
е
ж
Ó
в
ы
й
к
у
м
а
ч
в
Ó
ы
й
с
и
т
ц
Е
в
ы
й
п
и
щ
Е
в
о
й
в
е
щ
Е
в
о
й
Игра «Подбери пару»
Задание: к существительным из левого столбика подберите прилагательное из
правого. Согласуйте их в роде, числе и падеже. В прилагательных обозначьте
суффиксы.
ВОДА КВАРЦЕВЫЙ
МЕШОК ПЛЮШЕВЫЙ
СУСТАВ ЛАНДЫШЕВЫЙ
ПЛАТЬЕ СИТЦЕВЫЙ
МЕХ ПЛЕЧЕВОЙ
УС МОРЖОВЫЙ
КАПЛИ КЛЮЧЕВОЙ
ПЛАТОК ПЕСЦОВЫЙ
СТЕКЛО ХОЛЩОВЫЙ
1) От данных существительных образуйте прилагательные. Поставьте
Тест:
В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)
морж..вый, кварц..вый, алыч..вый
2)
замш..вый, дрожж..вой, ландыш..вый
3)
парч..вый, сургуч..вый, ключ..вой
4)
Глянц..вый, торц..вый, пунц..вый
Домашнее задание:
1)
§ 55, упр. 314 стр. 131-132
2)
Составить словосочетания «прил.+сущ.» для словарного диктанта, используя прилагательные на
изученную орфограмму.
3)
Написать сочинение-миниатюру на тему «В магазине», используя прилагательные на изученную
орфограмму.
СПАСИБО
ЗА
РАБОТУ!