Технологическая карта - инновационная форма планирования современного урока в рамках ФГОС, где представлены деятельность учителя, учащихся, а также планируемые результаты в ходе формирования УУД.
Янаевой Галины Михайловны, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №56» г. Астрахани.
Класс – 5-ый. Учебник – «Русский язык» под редакцией А.Д. Шмелёва, М.,изд. центр «Вентана – Граф».
Тема урока: «Морфема как значимая часть слова».
Тип урока: комбинированный.
Целевые установки на достижение результата:
Личностные: развитие устойчивого познавательного интереса; формирование стремления к речевому
совершенствованию.
Метапредметные: построение продуктивного взаимодействия со сверстниками в паре; развитие умения
формулировать собственное мнение, аргументировать его: проявлять инициативу в совместной деятельности;
способствовать умению формулировать вывод.
Предметные: понятие о морфемике как разделе лингвистики – науки о языке, о морфеме как единице языка и
значимой части слова; умение самостоятельно формулировать вывод на основе сопоставительного анализа слов
в схеме.
Формы организации работы: фронтальная, коллективная, работа в паре, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, файлы с заданиями, анкеты, интернет - ресурсы.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые
результаты
Дидактические
средства
Время
Организационны
й
Мотивация к
учебной
деятельности
Целеполагание
Актуализация
опорных знаний
Приветствует детей, настраивает их
на учебную деятельность. «Прогноз
погоды в нашем классе» - подари
улыбку своему однокласснику.
Предлагает рассмотреть схему
«Система языка» и ответить на
вопросы: Какая единица языка
отсутствует (она более простая, чем
слово, но более сложная, чем звук)?
Какой раздел языка изучает эту
единицу? Определите тему урока.
Предлагает определить цели урока,
корректирует ответы учащихся,
задаёт наводящие вопросы.
Задаёт вопросы по домашнему
заданию (упр. 10). Предлагает
написать терминологический
диктант и разработать критерии
оценивания.
Приветствуют учителя,
проверяют подготовку к
уроку. «Дарят» улыбку
друг другу и учителю.
Рассматривают схему.
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему
урока. Записывают тему
в тетради.
Формулируют цели
урока.
Называют суффиксы и их
значения. Записывают в
виде схемы. Предлагают
критерии оценивания,
обсуждают
предложения. Пишут
диктант. Проводят
самопроверку.
Доброжелательный
психологический
настрой.
Стремление к речевому
совершенствованию.
Умение давать
определения
лингвистическим
понятиям.
Осуществление
сравнительного
анализа, и на его
основе приходит к
логическому выводу.
Планирование
учебного
сотрудничества.
Повторение
лингвистических
терминов. Умение
выражать
собственное мнение.
Способность к
оцениванию
собственных
Презентация. Слайд
№1.
Презентация. Слайд
№2 – схема
«Система языка»
(стр. 72).
Слайд №3 – тема
урока.
Слайд №4 –
опорные слова.
Слайд №5 –
значения
суффиксов. Слайд
№6 – критерии
оценивания:
1)соответствие
термина
определению;
1 мин.
5 мин.
1 мин.
8
мин.
Изучение нового
материала
Динамическая
пауза
Закрепление
изученного
материала.
Повторение.
Предлагает прочитать материал на
стр. 146 и составить рассказ о
морфеме. Критерии: 3 – 4
предложения – базовый уровень, 5
-6 предложений, используя
сравнительный анализ морфем и
звуков как единиц языка –
повышенный уровень.
Предлагает выполнить упражнения
для разминки.
Даёт задание – упр. 12 : найти в
словах морфемы с данными
значениями, обозначить их
графически. Придумать свои
примеры с этими морфемами.
Читают, составляют
рассказ в устной форме,
используя теоретический
материал и схему
учебника.
Выполняют упражнения
– разминку.
Выполняют задание.
результатов.
Стремление к
речевому
совершенствованию.
Умение
самостоятельно
создавать рассказ на
лингвистическую
тему и
формулировать
вывод на основе
сравнительного
анализа.
Уметь планировать
пути достижения
цели.
Уметь
осуществлять
логическую
2)отсутствие
орфографических
ошибок;
3)самостоятельность
при выполнении
работы.
Слайд №7 – слова-
термины.
10 мин.
2 мин.
3 мин.
Рефлексия
Учитель предлагает работу в паре.
Кто составит 3 слова из данных
морфем? Запишите слова,
обозначьте морфемы (упр. 13).
Наблюдает за работой.
Предлагает выполнить упражнение
15 – подобрать по 3 слова к каждой
модели с указанием значения
морфемы. Подберите слова с
морфемой, противоположной по
значению (П).
Организует заполнение анкеты с
Работают в паре.
Обсуждают варианты.
Читают полученные
слова, называют
морфемы. (Два человека
могут работать у доски)
Выполняют упражнение.
Оценивают работу свою
и товарища по паре.
Анализируют цели и
выполнение заданий.
Сдают анкеты учителю.
операцию,
основанную на
соотношении
морфемы и её
смыслового значения,
подтвердив своим
примером.
Проявлять
инициативу в
совместной
деятельности.
Обобщение понятий
(анализ и синтез).
Умение делить слово
на морфемы,
подбирать слова с
общей морфемой,
имеющей указанное
значение.
Уметь подбирать
слова с морфемой,
противоположной по
значению –
антонимичной.
Умение выражать
свои мысли,
рефлексия.
Самооценка на
Слайд №7 или
работа 2 учеников
на интерактивной
доске.
Слайд №8 –
примеры слов.
Анкета.
2 мин.
3 мин.
2 мин.
Домашнее
задание
Подведение
итогов урока
вопросами и оценками.
Предлагает сделать выбор и
выполнить следующие задания:
базовый уровень – упр. 16 (1);
повышенный – упр. 16 (2 ) или
создать в программе
LearningApps кроссворд по теме
«Морфемы – значимые части
слова».
Отмечает успешность отдельных
учащихся, выражает готовность
ответить на вопросы учащихся.
Благодарит за работу на уроке.
Записывают домашнее
задание.
Задают вопросы.
Слушают.
основе успешности.
Слайд №9 -
«Домашнее
задание».
Слайд №10 –
«Спасибо за
урок!»
2 мин.
1 мин.