Напоминание

"Краеведение в учебно-исследовательской работе школьников"

Автор: Камалетдинова Гайша Рихардовна

Должность: учитель географии

Учебное заведение: МОБУ СОШ д. Улукулево

Населённый пункт: деревня Улукулево, Республика Башкортостан

Наименование материала: статья

Тема: "Краеведение в учебно-исследовательской работе школьников"

Описание:

По ФГОС особые требования предъявляются к проектной и исследовательской работе школьников. Такая деятельность не только способствует формированию различных учебных навыков, но и играет важную роль в личностном развитии ученика.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1580

Опубликовано 16.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Краеведение в учебно-исследовательской работе школьников
Из опыта работы учителя географии МОБУ СОШ д. Улукулево Кармаскалинского района Республики Башкортостан Камалетдиновой Гайши Рихардовны Мира не узнаешь, не зная края своего… Краеведение—одно из важнейших средств воспитания. Изучение родного края помогает формированию географических понятий. Знания о природе края, населении и его хозяйственной деятельности могут использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках, в своем краю имеется больше возможностей и условий для практического применения приобретенных знаний. Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Учащиеся на простых и доступных фактах познают общие закономерности и, как говорил основоположник экономической географии Н. Н. Баранский, могут “увидеть мир в капле воды”. Именно краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии “от известного к неизвестному”, “от близкого к далекому”. Краеведение - это изучение своей «малой» Родины: её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Но это к тому же лучший способ для воспитания патриотов своей Родины, что очень сложно в нынешних условиях. А ведь верно подмечено, что патриотизм — это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать краеведение. Виды краеведческой деятельности в школе разнообразны. • кружки • музеи
• экскурсии • походы • встречи • научно-исследовательская работа. И эти виды широко используются учителями. Я же хочу поделиться с вами своим опытом по организации научно-исследовательской работы школьников по географии. Основные этапы работы Исследовательская работа учащихся состоит из нескольких этапов. При этом самый сложный этап – первый. Правильная тема – это уже залог успеха. Если у учеников нет своей намеченной темы, я им предлагаю несколько тем на выбор. В процессе работы тема может измениться в зависимости от интересов, желания самого ученика. Например, Хисамова Алина начала работу по теме «История возникновения городов Башкортостана», а окончательный вариант работы назывался «Образ Башкортостана на гербах городов». Занятия исследовательской работой учат школьников: • выявить свои способности и развить их; • правильно ставить задачи, выбирать методы исследования, • грамотно излагать результаты своей работы, • работать с литературными источниками, • публично представлять результаты исследования. Для многих ребят научно-исследовательская работа – это способ самоутверждения. Успех в работе дает им возможность подняться в глазах окружающих, привлечь к себе внимание. Часто такой успех служит толчком для более серьезного отношения к учебе, к научной работе. Работа обязательно должна содержать собственные исследования (наблюдения, опыты, измерения) учащегося. Без этого она превращается в простой реферат. Поэтому чаще всего исследовательские работы пишутся на местном материале, это и есть краеведение. Из всех работ, написанных под моим руководством, только одна не имеет краеведческого направления. Это анализ новой линии учебников по географии издательского дома «Русское слово» - работа Воронцова Ивана, выполненная по его собственной инициативе. А это достойно уважения.
Экономические связи Кармаскалинского района Первая наша крупная работа, выполненная целым классом. Началось все с того, что ученица пришла в новой куртке и всем показывала этикетку от нее. На уроке географии мы рассмотрели ее, выяснили, в какой стране и какой фирмой изготовлена куртка. Возник вопрос: годятся ли для нашей зимы одежда и обувь, изготовленные в Китае, Вьетнаме, Турции? Откуда к нам привозят товары народного потребления? А у нас в республике разве нет предприятий, которые могли бы производить ту же продукцию? Мы начали собирать этикетки от товаров, продающихся в нашей деревне. Выяснилось, что отечественной продукции очень мало, почти нет. Это дало толчок новому развитию мысли у ребят. Как сделать, чтобы наши предприятия заработали? Итог: составление памятки потребителю с девизом: «Хочешь жить в сильной стране – покупай отечественные товары!» Экологические проекты Следующим этапом была работа над экологическими проектами. При этом у нас сложился удачный тандем руководителей с учителем химии нашей школы Галиной Г.М. Были выполнены 3 больших и трудоемких проекта, к которым пришлось для сбора данных подключать в качестве помощников друзей и одноклассников наших исследователей. Это работы по изучению загрязнения воздуха, по изучению лекарственных растений, произрастающих в окрестностях деревни Улукулево, и о выращивании лекарственных растений на пришкольном участке. Итог – 3 призовых места на районной олимпиаде по экологии. Хисамова Алина пришла ко мне с выбранной темой, уже почти готовой работой, понадобились лишь небольшие консультации по выводам и оформлению работы. Дело в том, что она летом была в походе к пещере Шульганташ, заинтересовалась этой темой и за лето сама изучила почти всю имеющуюся литературу по теме. А вот вторая работа далась ей нелегко. Начав работать над одной темой, почти завершив ее, она решила, что это не для нее. Понадобился еще год, чтобы она пришла к более узкой теме и уже с удовольствием закончила работу над ней. Мулюкова Лилия занималась исследовательской работой 3 года, изучила 3 темы. Очень упорная, настойчивая, любое дело доводит до конца. С ней было легко работать.
Шалупов Максим со своей работой занял третье место на республиканской НПК в Бирске. Ему принадлежит историческая фраза: «Я гений!» Он до того вжился в свою работу, что пошел к главе администрации сельского поселения с требованием переименовать некоторые улицы с ничего не значащими названиями в честь наших земляков – ветеранов Великой Отечественной войны. И ведь его никто не подталкивал к этому, он сам пришел к выводу о том, что мало делается для сохранения памяти о великой Победе. В настоящее время мои ученики работают над следующими темами: • Атлас Кармаскалинского района • Происхождение географических названий Кармаскалинского района • Школьная перепись: наш общий портрет • Овражная эрозия и ее влияние на хозяйственную деятельность человека Мнение учащихся Что же сами школьники думают о НИР? Чему они научились, чего добились? Посмотрите на их мнение. Алина Хисамова: Я научилась многому, что мне пригодилось в ВУЗе. Научилась выбирать главное, обрабатывать информацию. Максим Шалупов: Я узнал очень много о войне, об истории. Начал больше гордиться своей страной! Лилия Мулюкова: Чувствую себя экспертом в некоторых вопросах. Научилась не смущаться при выступлениях. Руфина Юлмухаметова: Оценила поддержку друзей. Когда у меня не хватало времени, они всегда помогали проводить наблюдения. Конечно, как в любом деле, есть и отрицательные стороны. Рассмотрим и их. Алина Хисамова: Часто не хватало времени, чтобы успеть и сделать уроки, и продолжать работу. Максим Шалупов: Иногда надоедает и трудно заставить себя продолжить работу. Главная проблема – это нехватка времени. Возникает чаще всего из-за неумения учеников правильно организовать свою деятельность. Кстати, у тех, кто работает не первый год, проблем со временем уже меньше. Многие при
возникновении трудностей опускают руки, у них пропадает желание продолжать работу. В этот момент очень важно поддержать ученик, подбодрить его, подсказать выходы из тупиковой ситуации. И естественно, это прямая обязанность руководителя работы. Роль руководителя: • Подобрать учеников, интересующихся НИР. Если раньше искала и уговаривала, то теперь сами подходят и просятся поработать. • Ставить реальные задачи в понятной для учеников форме, не нужны маниловские планы. Непосильные цели отбивают желание к работе. • Координировать деятельность школьника, при этом избегать повелительного наклонения, не приказывать, а предлагать. • Увлечь проблемой, стимулировать творческое мышление, поддерживать интерес к работе. • Относиться с пониманием к ошибкам учащихся, поддерживать, направлять их. • Организовать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации, это дает экономию времени. • Предоставить возможность для обмена мнениями. • Поощрять критическое мышление. • Стараться завершить исследовательский проект раньше, чем появятся признаки потери интереса ребят к проблеме; главное - вовремя остановиться. • Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности, неважно, в школе или уже в ВУЗе. Таким образом, научно-исследовательская работа школьников является инструментом познания своей Родины, воспитания любви к ней. И я рада, что могу помочь своим ученикам в этом.


Яндекс.Метрика