Напоминание

"Формирование социальных компетенций как показателей духовно-нравственного воспитания обучающихся через организацию работы ученического самоуправления"

Автор: Орлова Елена Анатольевна

Должность: заместитель директора по воспитательной работе

Учебное заведение: "Православная Гимназия во имя Святителя Иннокентия митрополита Московского"

Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), город Мирный

Наименование материала: статья

Тема: "Формирование социальных компетенций как показателей духовно-нравственного воспитания обучающихся через организацию работы ученического самоуправления"

Описание:

В настоящее время много говорится о том, что самая большая опасность, подстерегающая наше общество - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Все чаще нас беспокоит то, что материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого является православие.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1599

Опубликовано 18.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

1
Формирование социальных компетенций как показателей духовно-нравственного

воспитания обучающихся через организацию работы ученического самоуправления.
В настоящее время много говорится о том, что самая большая опасность, подстерегающая наше общество - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Все чаще нас беспокоит то, что материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого является православие. Сегодня в общественной жизни нашего Отечества стала прослеживаться положительная тенденция, выражающаяся в появлении у людей более глубокого интереса к истории России, к ее культурному наследию, в принципиальном изменении отношения к роли церкви в процессе укрепления государственности и в деле воспитания подрастающего поколения. Данная тенденция имеет большое значение в развитии современной педагогической мысли. В области педагогики стали появляться исследования и труды, связанные с осмыслением многовекового духовного опыта народа. Неотъемлемой частью этого наследия является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя 14 века. Уже более шести столетий имя Сергия Радонежского в сознании русских людей неразрывно связано с делом созидания Отечества; Православная церковь причислила Преподобного к Лику святых: он почитается как духовный наставник и просветитель, как искусный врачеватель и чудотворец, как самоотверженный подвижник и устроитель монастырей, как умиротворитель враждующих и заступник Земли Русской, благословивший ее на борьбу с татаро-монгольскими поработителями. Центральное место в духовно-нравственном наследии Сергия Радонежского занимают педагогические идеи, имеющие важное значение в деле воспитания молодого поколения. Зародившись в стенах Троицкого монастыря более шести столетий назад, эти идеи остаются актуальными и в наше время. Хранить веру православную как основу национального бытия - главный завет преподобного Сергия. Жизнь Преподобного Сергия и его учеников, ознаменованная непрерывным восхождением к Образу Святой Троицы, является ярким свидетельством необходимости постоянного духовно-нравственного совершенствования и становится предшественницей идеи всестороннего развития человека. По мнению ученых, изучавших духовно-нравственное наследие Сергия Радонежского, его основу составляют следующие идеи:
1) идея преемственности в воспитании и образовании молодого поколения,
реализуемая в ходе преподавания отечественной истории, родного языка и литературы, в процессе приобщения обучающихся к культурно-историческому наследию прошлого;
2) идея целостного и комплексного воспитания,
реализуемая в процессе развития всех сущностных сил человека (интеллектуальной, эмоциональной, волевой, физической);
2
3) идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой
(данная идея реализуется в процессе приобщения учащихся к миру природы, к лучшим образцам литературы, музыки, живописи);
4) идея непрерывности воспитания,
реализуемая через взаимосвязь классно- урочной работы школьников с их внеклассной и внешкольной деятельностью;
5) идея общинного (соборного) единения,
реализуемая в процессе перерастания ученического коллектива в воспитательное содружество, основанное на гармонии личного и общественного и способствующее духовно-нравственному взаимообогащению школьников;
6) идея гражданского воспитания, бескорыстного служения Отечеству,
ориентирующая учащихся на формирование социально-полезных качеств (трудолюбие, умение работать в коллективе, упорство в овладении знаниями, умениями, навыками), на выработку стремления активно участвовать в жизни общества, в деле созидания государства. Все эти идеи находят отражение в современных воспитательных концепциях. В том числе и в воспитательной концепции нашей гимназии, опирающейся прежде всего на православные духовные ценности. Когда мы говорим о православных духовных ценностях, то говорим о тех самых качествах человеческой души, которые на протяжении многих веков были присущи русскому человеку, составляли неотъемлемую часть его жизни: любовь к Богу, любовь к ближнему во всех её проявлениях, любовь к Отечеству, служение общему делу. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, считал, что
«нельзя воспитывать более

голову, нежели сердце и всего человека».
По мнению великого русского педагога К.Д. Ушинского, главная задача школьного воспитания — пробудить внимание обучающегося к духовной жизни.
«Возбудите в человеке искренний интерес ко всему полезному,

высшему, нравственному -

и вы можете быть спокойны, что он сохранит всегда

человеческое достоинство. В этом и должна состоять цель воспитания и учения».
И с этим нельзя не согласиться. В православии разработано обширное учение о добродетелях. Само это понятие является обобщенной характеристикой высоких устойчивых нравственных качеств личности, в нем подчеркивается
деятельная форма усвоения добра
("добродеять" - делать добро) - в противоположность лишь знанию о добре. А ведь это так созвучно современной идее деятельностного подхода в образовании и воспитании детей, которая является ключевой для нас. Беря за основу традиционные принципы и методы обучения, основанные на православных ценностях и лучших традициях отечественной педагогики мы, как и любое другое образовательное учреждение, стараемся идти в ногу со временем и организовываем воспитательно-образовательный процесс в соответствии с требованиями современного качества образования. Одной из задач которого является формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современных ключевых компетенций, одна из которых – социальная. Ключевые компетенции, в том числе и социальные, формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Создание в школе условий для свободного участия детей в общественных школьных и внешкольных объединениях способствует развитию социально-образовательной среды, в которой формируются социальные компетенции.
3 Огромную воспитательную роль в их формировании мы видим в организации деятельности ученического самоуправления. Оно позволяет включить детей в реальную социально - востребованную деятельность, помочь в овладении необходимым социальным опытом.
Цель организации ученического самоуправления:
 Воспитание на принципе приоритета христианских, патриотических и нравственных ценностей личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат на себя, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.
Задачи ученического самоуправления:
 Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развития гражданской и социальной ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество, Отечество;  Создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации обучающихся в обществе, их социализации и личностного развития;  Представление интересов обучающихся в процессе управления гимназией;  Поддержка и развитие инициатив обучающихся в школьной жизни;  Обеспечение педагогической поддержки лидерам в детском коллективе;  Организация и проведение школьных мероприятий.  Включение обучающихся в социально-значимую проектную деятельность
Структурные компоненты ученического самоуправления
В структуре органов ученического самоуправления гимназии выделяются два уровня:
Первый уровень
Ученическое самоуправление в классных коллективах
Классное собрание

Совет класса

Второй уровень
Общешкольное ученическое самоуправление
Ученическое собрание (конференция)

Совет гимназии
В соответствии с основным содержанием учебно-воспитательной деятельности гимназии Совет руководит работой следующих центров: 
Центр науки и образования,

Центр печати и информации,

Центр культуры и искусства,

Центр здоровья и спорта,

Центр труда и порядка,

Центр заботы и милосердия.

4
Деятельность центров:

Центр науки и образования
организует работу гимназического научно- исследовательского общества «Лествица»; оказывает помощь в подготовке и проведении предметных недель, олимпиад, научно-практических конференций, интеллектуальных игр, викторин, дискуссий и т.п.; контролирует успеваемость и посещаемость обучающихся; изучает рейтинг классов, при необходимости организует работу по оказанию помощи нуждающимся обучающимся в усвоении знаний по предметам. 
Центр здоровья и спорта
оказывает помощь в организации спортивно- оздоровительной работы с обучающимися гимназии; ведет пропаганду здорового образа жизни; помогает в организации участия обучающихся гимназии в спортивных соревнованиях различного уровня. 
Центр труда и порядка
организует трудовую деятельность обучающихся, следит за порядком, чистотой в гимназии, благоустройством учебных помещений, организацией дежурства, проведением субботников, генеральных уборок и т.п., соблюдений обучающимися норм и правил поведения гимназиста. 
Центр культуры и искусства
участвует в организации художественно- эстетической деятельности и проведении праздников, вечеров отдыха, конкурсов, фестивалей, выставок, встреч; разработке положений о мероприятиях, конкурсах, различных досуговых программ, сценариев. 
Центр заботы и милосердия
организует участие обучающихся гимназии в благотворительных акциях и мероприятиях различного уровня; оказывает поддержку в развитии преемственности между учениками начальной школы и обучающимися среднего (старшего) звена. 
Центр печати и информации
организует сбор и передачу информации субъектам гимназии, доводит до сведения коллектива гимназистов решения Совета, представляет Совету необходимую информацию для его эффективной работы; организует оформительскую деятельность, работу газеты гимназии; проводит социологические опросы; организует фото- и видеосъемку, организует работу гимназической газеты, оказывает помощь в сотрудничестве гимназии с ТРК «Алмазный край» и другими средствами массовой информации. В совет гимназии избираются наиболее активные, дисциплинированные обучающиеся, пользующиеся у своих товарищей авторитетом, способные повести за собой. Мы убеждены, что б ольшое значение в формировании активной жизненной позиции имеет участие лидеров в социально – значимых проектах, дающее возможность осваивать новые виды деятельности, пробовать свои силы в её различных формах. Участие школьников в такой деятельности позволяет активизировать процесс становления и развития личности, формирования собственного опыта. Каждый центр Совета гимназии отвечает за реализацию конкретных
проектов
. Сегодня я бы хотела познакомить вас с некоторыми из них.
Центр науки и образования


проект Гимназическое научное ученическое общество «Лествица» куратор - заместитель директора по учебной работе Латушкина И.Ф.
Центр здоровья и спорта –
проект «Спортивный клуб» - куратор – учитель физкультуры Авдеева О.Л.
Центр труда и порядка -
«Школа алтарников» - куратор - о. Михаил
Центр заботы и милосердия –
проект «Рождественская ярмарка» - кураторы - заместитель директора по воспитательной работе Орлова Е.А., преподаватель церковнославянского языка Добровольская Ю.М.
Центр культуры и искусства –
проект «Музыкальный вернисаж», «Детский клиросный хор» - заместитель директора по воспитательной работе Орлова Е.А. кураторы учитель музыки Стаценко О.А., иерей Михаил
Центр печати и информации
- проект «Благовест» - куратор иерей Михаил
5
Проект

Гимназическое научное ученическое общество «ЛЕСТВИЦА»
Одной из целей современной гимназии является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в ВУЗе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально-экономической жизни страны. Становление и развитие нашей гимназии в современном обществе и определило введение в образовательный процесс научно – исследовательской деятельности учащихся. Самостоятельная исследовательская деятельность необходима как средство и метод активизации и оптимизации учебного процесса. В нашей Православной гимназии во имя Святителя Иннокентия митрополита Московского основано научное общество учащихся и учителей «Лествица», которое символично отождествляет путь постепенного, непрерывного восхождения по лестнице духовного самосовершенствования и ступени, возводящие к глубокому и полному освоению наук. В исследовательскую деятельность погружаем учащихся постепенно. Совместно с классными руководителями 3 - 4 классов начинаем выявлять и привлекать к работе более способных детей, которые выполняют на первом этапе доступные творческие задания, соответствующие возрасту и индивидуальным способностям. В 5 - 7 классах учащиеся начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой, решают конкретные проблемы, проводят небольшие исследования, результаты которых оформляются в виде творческих работ. Краткие сообщения по ним школьники делают на уроках. Исследовательская работа завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции.
Цель проекта:
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, углубленное изучение и закрепление учебного материала, овладение разносторонними методами познания, методикой научных исследований.
Задачи
: 1. Широкое привлечение учеников к участию в научно-исследовательской работе. 2. Формирование единого школьного научного сообщества со своими традициями. 3. Включение обучающихся гимназии в активный процесс самообразования и саморазвития. 4. Выявление наиболее одаренных обучающихся в разных областях науки, проявляющих склонности к научно-поисковой деятельности и развитие их творческие способностей. 5. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы обучающихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки. 6. Расширение кругозора обучающихся в области достижений отечественной и зарубежной науки. 7. Проведение исследований, имеющие практическую значимость. 8. Представление гимназии на конференциях, смотрах и конкурсах научно- исследовательских работ. Данный проект реализуется в гимназии уже на протяжении 4 - лет. За это время многого удалось достигнуть. Одним из главных достижений можно считать проведение ежегодной научно-практической конференции «Восхождение». Она является итогом работы, проводимой ученическим научным обществом за год. В ней принимают участие обучающиеся с 4 по 9 класс. Ребята представляют свои исследования в различных областях науки «История и Социология», «Богословие», «Естественнонаучные
6 дисциплины». У каждого ученика есть возможность представить результаты своего труда. Дети самостоятельно или с помощью своего руководителя определяются с темой работы и проводят исследовательскую работу в течение года. В реализации данного проекта мы сотрудничаем со специалистами Ботуобинской геологоразведочной экспедиции, института «Якутнипроалмаза». Большую помощь оказывают родители обучающихся. По итогам проведения гимназической научно-практической конференции отбираются лучшие работы для участия в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Обучающиеся гимназии неоднократно становились призерами научно-практических конференций и конкурсов исследовательских работ на различных уровнях: региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее», всероссийском конкурсе «Юность. Наука. Культура», всероссийском фестивале «От малой Родины до гражданина России»
Проект «Школа алтарников»
В Православной гимназии с 2011 года действует «Школа алтарников». Обучающиеся гимназии имеют возможность непосредственно принимать участие в богослужениях, получать практические навыки необходимые для этого.
Цель

проекта:
ознакомление обучающихся гимназии с основами церковного богослужения
,
введение их в литургическую жизнь Русской Православной Церкви.
Задачи:
 профилизация обучающихся гимназии, подготовка к возможному поступлению в семинарию, более глубокое и полное воцерковление обучающихся.  привитие навыков послушания в храме у подсвечника, в алтаре, чтения богослужебных текстов;  подготовка алтарников для службы в храме;  формирование навыков миссионерской деятельности. Желающие принять участие в данном проекте имеют возможность получить более глубокие знания по литургическому богословию, получить представление о цели и видах молитв, о смысле богослужения, о богослужебной музыке, иконе, фреске, храме как его необходимых составляющих. К несению послушания в храме допускаются только самые достойные ребята, которые изъявили желание изучать литургическое богословие на более глубоком уровне. Эти ребята трудятся в Свято-Троицком храме и в храме Андрея Первозванного. Кроме этого из каждого класса выбираются ребята, ответственные за чтение утреннего правила. Ведь каждый день в гимназии начинается с утренней молитвы. Также, в рамках проекта у ребят есть возможность изучить основы церковного колокольного звона. У нас уже есть два старшеклассника, которые пробуют свои силы в этом непростом деле.
Проект детской музыкальной филармонии «Музыкальный вернисаж»
В Православной гимназии обучается большое количество детей, которые получают дополнительное образование на различных отделениях детской школы искусств г. Мирного. Поэтому возникла идея создания на базе гимназии открытой концертной площадки для непрерывного предъявления обучающимся гимназии творческих музыкальных коллективов, солистов и исполнителей, в том числе обучающихся гимназии; презентации культурно-значимых явлений и событий. Проект действует с прошлого учебного года.
Цель проекта
: создание площадки (актовый зал Православной гимназии) для проведения филармонических вечеров, позволяющей непрерывно презентовать культурную музыкальную активность обучающихся гимназии, а также обеспечивать возможность коммуникации творческих коллективов, солистов и исполнителей.
7
Задачи:
 духовно-нравственное и эстетическое воспитание детей на лучших примерах духовной, классической и народной музыки;  формирование среды, призванной раскрыть творческий потенциал школьников, творческих коллективов, солистов-исполнителей. В рамках Детской филармонии в Православной гимназии уже побывали солист Большого театра Дмитрий Абрамов, творческий коллектив «Валаам» из г. Санкт- Петербург. В прошлом учебном году состоялся первый концерт классической музыки «О музыка – дыхание небес!». На котором продемонстрировали свои умения как начинающие юные музыканты, так и более опытные ребята ученики Православной гимназии, посвятившие многие годы обучению музыкальному искусству. Партнером проекта является: Детская школа искусств г. Мирного Проект
«Благотворительная Рождественская ярмарка»
Ярмарки в традиционной русской культуре всегда были связаны с церковным годовым кругом, когда каждый праздник, а особенно Рождество Христово и Пасха в детском восприятии были наполнены особыми приготовлениями и радостным ожиданием чуда. Рождественские ярмарки проводятся в гимназии с 2001 года. В них задействованы все обучающиеся с 1 по 9 классы, родители и преподаватели. В процессе подготовки к ярмаркам обучающиеся знакомятся с технологией изготовления традиционных русских игрушек из различных материалов, с традициями и обрядами православной Руси. В декабре в гимназии оформляется выставка лучших работ, выполненных обучающимися. Самые достойные и интересные работы мы дарим ребятам из реабилитационного центра «Харысхал». А основная часть работ распродается во время рождественских праздников. Вырученные средства мы перечисляем в различные благотворительные фонды. В прошлом году нашим гимназистам таким образом удалось заработать 25 тысяч рублей, которые мы перечислили в Российский фонд помощи "Русфонд на Первом" на оказание помощи детям, нуждающимся в дорогостоящем лечении.
Цель проекта -
приобщение детей и взрослых к традициям русской православной культуры, осуществлению благотворительной деятельности
Задачи:
 Развитие навыков и умений в рукоделии и ремёслах;  Воспитание чувства соборности в решении общих проблем;  Сбор благотворительных средств на оказание адресной помощи людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;  Укрепление семейных отношений и связи поколений через совместное творчество семей Проект
«Спортклуб»
В рамках организации здоровьесберегающей деятельности гимназии центр здоровья и спорта реализует проект «Спортивный клуб». Школьный спортивный клуб — организация, объединяющая учителей и обучающихся гимназии, способствующая развитию физической культуры, спорта и туризма в школе. Школьный спортивный клуб был создан с целью организации и проведения спортивно-оздоровительной работы во внеурочное время.
Цель проекта:
организация спортивно-оздоровительной работы во внеурочное время.
8
Задачи:
 Систематизация внеклассной спортивно-оздоровительной работы;  Вовлечение обучающихся, педагогов и родителей в спортивную жизнь школы;  Формирование навыков здорового образа жизни;  Профилактика вредных привычек;  Воспитание у школьников общественной активности и трудолюбия, творчества и организаторских способностей; В гимназии организована работа спортивных секций (спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика, шахматы, ритмика). Для обучающихся гимназии организовано посещение плавательного бассейна. Проводятся соревнования по различным видам спорта. Мне бы хотелось лишь отметить ставшие уже традиционными спортивные праздники для начальной школы: «Праздник Мойдодыра», «Веселая эстафета», «Молодецкие забавы», «Масленица» которые проводятся в рамках масленичных гуляний, день здоровья с выездом на природу всей школой. Советом клуба разработана программа спартакиады Гимназии, которая проводится ежегодно. Первоочередной задачей программы является организация внутриклассных и внутришкольных соревнований, спортивные товарищеские встречи с другими школами. В этом году у нас запланированы различные спортивные мероприятия, посвященные Олимпийским играм. Среди них - товарищеский матч по пионерболу между сборными командами родителей, учителей и учеников. Проект
«Детский клиросный хор»
В настоящее время ощущается нехватка певчих во всех храмах, поэтому, в 2011 году в Православной гимназии начались занятия с детским хором по подготовке к литургии, в результате чего был создан клиросный хор певчих из числа обучающихся гимназии (регент Попова Е.В.). К этому непростому служению подготавливают детей и музыкальная дисциплина -
церковно-хоровое пение
, развивающая слух, умение петь свою партию в многоголосии, чувствовать ансамбль. Но ни хорошая теоретическая подготовка, ни опыт пения в хоре не могут служить достаточной основой для пения за Богослужением. Именно поэтому было решено проводить специальные занятия по подготовке детского хора к пению на литургии. После окончания Православной гимназии, учащиеся, поющие на клиросе, могут продолжить петь в любом другом храме города, республики, так как они будут иметь все необходимые знания и навыки клиросного пения.
Цель проекта
: подготовить грамотного певчего клиросного хора.
Задачи
:  Изучение обихода церковного пения (знание кондаков, тропарей, величаний, задостойников двунадесятых праздников)  Изучение осмогласия  Изучение знаменного распева  Знакомство с Богослужебными книгами  Знакомство с церковным уставом  Изучение чинопоследования Литургии Проект
«Благовест»

9 Так мы назвали самый «молодой» проект гимназии. Он находится на стадии организационного этапа. Проект развивается в трех направлениях: гимназическая газета, сайт гимназии, сотрудничество с телерадиокомпанией «Алмазный край». Данный проект подразумевает организацию издательской деятельности на базе нашей гимназии силами учащихся при поддержке педагогов. Реализация данного проекта необходима, прежде всего, для формирования у школьников знаний, умений и навыков работы с различными видами информации, принимать, редактировать материал, умение рассуждать, умение общаться с людьми, анализировать события, обрабатывать графическую информацию, искать необходимую информацию в различных изданиях, а так же в сети Интернет. Он позволяет ребятам проявить свою активность и реализовать свои творческие способности: организаторские, литературные, дизайнерские и т.д.
Цель проекта:
создание живой, активно работающей информационной среды через издание школьной газеты, работу интернет-сайта, сотрудничество со средствами массовой информации.
Задачи:
 Оперативное и достоверное освещение событий и фактов школьной жизни;  Реализация творческого потенциала обучающихся гимназии;  Обучение детей основам журналистского и издательского дела;  Повышение социальной и познавательной активности обучающихся, обучение своевременному реагированию на события, умению работать с различными источниками информации;  Освещение событий, происходящих в городе, районе, республике, стране, с позиции значимости для гимназистов;  Организация систематического выпуска школьной газеты.  Создание активной группы ребят, знающих: правила создания газетного номера; умеющих выделить актуальную тему для статьи, писать статьи в газету; вовлекающих в проект других обучающихся;  Совершенствование умений отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности, творческой свободы, инициативы, самостоятельности. Начиная с 2000 года работает сайт гимназии. Основной целью работы сайта является информирование о деятельности Православной гимназии г. Мирного, церковной жизни. В этом учебном году мы стали привлекать детей к его работе. У нас есть свои фотокорреспонденты из числа обучающихся. Сложилась небольшая группа детей. Которые пишут статьи, освещающие события, происходящие в гимназии. Эти статьи мы размещаем на информационном стенде гимназии.


Яндекс.Метрика