Обогатить речь детей новыми словами и понятиями по теме "Вежливость",
формировать у детей умение сотрудничать,
обучать умению слушать, мирно решать спорные вопросы и приходить к единому мнению в команде,
воспитывать нравственные качества: сопереживание, умение помогать друг другу,
принимать людей такими какие они есть.
Цели:
– обогатить речь детей новыми словами и понятиями по теме «Вежли
-
вость»,
– формировать у детей умение сотрудничать,
– обучать умению слушать, мирно решать спорные вопросы и прихо
-
дить к единому мнению в команде,
– воспитывать нравственные качества: сопереживание, умение помо
-
гать друг другу,
– принимать людей такими какие они есть.
Ход классного часа:
1 слайд
Выход на тему классного часа
– О чём будет наш разговор, какую проблему постараемся решить, я ду -
маю, вы скажете, прослушав стихотворение «Здравствуйте!»
– Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
– Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
– Что вы можете ответить на эти вопросы?
2 слайд
Тема и задачи классного часа
«Вежливость – это сила, слабость, необходимость».
– Чему посвящён наш классный час? Почему я назвала это проблемой?
В мире вежливость стала не в почёте: люди стали забывать помогать
старым людям, сопереживать друг другу, помогать ближним и не просить за
это плату. Очень жаль.
– Давайте, попробуем открыть секреты вежливости и определить:
– какие слова помогают людям общаться
– какие полезные привычки украшают человека
– что необходимо делать, чтобы тебя понимали сверстники и взрослые
И ответить на главный вопрос: «Вежливость – это сила, слабость, необ -
ходимость».
– Как вы понимаете слово «вежливость»?
– Составьте определение слова ВЕЖЛИВОСТЬ (в парах)
Называют
3 слайд
– В словаре этики (показ) даётся такое понятие ВЕЖЛИВОСТИ:
Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям
стало обычной нормой поведения и привычным способом общения с окружа -
ющими.
– А можно ли научиться быть вежливым?
Анализ ситуации «Двое прохожих»
По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого
в руках было 5 предметов: 1 портфель, 3 книжки, 1 сверток. Одна из книг
упала.
– У вас упала книга! – закричал мальчик, догоняя прохожего.
– Разве? – удивился тот.
– Конечно, объяснил мальчик, – у вас было 3 книги, 1 портфель и пакет
– всего 5 вещей, а теперь осталось 4.
– Как, по-вашему, что ответил прохожий мальчику?
– Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, – сказал прохожий,
с трудом поднимая упавшую книгу, – однако есть правило, которого ты еще
не усвоил.
– Что это за правило? Для чего нужны эти правила?
4 слайд
Правила вежливых людей.
– Правила, которые можно применить в нашем классе.
(вопросы и ситуации для каждой группы отдельно) (Можно правила на -
печатать заранее )
Ситуация 1.
После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла сти
-
рать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно
устроился на диване и стал смотреть любимую передачу.
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
5 слайд
ПРАВИЛО 1
Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.
Ситуация 2.
Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На
следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе.
«Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
6 слайд
ПРАВИЛО 2
Будь вежлив со своими товарищами.
Ситуация 3.
Коля, вбежав в класс, закричал:
– Привет, Серый!
– Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было,
когда она упала в лужу!
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
7 слайд
ПРАВИЛО 3
Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не
обидит его оскорбительным прозвищем.
Ситуация 4.
Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интере -
сом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ре
-
бенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
8 слайд
ПРАВИЛО 4
Вежливый человек внимателен к людям.
Ситуация 5.
У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, игра -
ют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бы -
вает скучно.
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
9 слайд
ПРАВИЛО 5
Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.
– Какие ещё правила вежливых людей можете назвать?
10 слайд
– Однажды учёные и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли
грубость, насмешки оскорбления на здоровье людей?
Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют
самые серьёзные последствия.
Когда человеку приходится переживать боль и унижение от однокласс -
ников, это сохраняется на долгие годы в памяти. Воспитанный человек ни
-
когда не будет подшучивать над физическими недостатками своих товари
-
щей, смеяться над ними.
– Нам всем не хватает добрых вежливых слов в общении. Как здорово
услышать: «Я рад тебя видеть!», «Я готов тебе помочь!», «Здравствуйте!»,
«Будьте здоровы!». Всем людям плохо без внимания и сочувствия. Вот и да
-
вайте чаще говорить друг другу только приятные слова. От этого на капельку
солнца прибавится в мире, на капельку счастья прибавится в мире, на капель-
ку радостней сделается жизнь.
Игра «Доскажи словечко»
– Вежливые люди знают много вежливых слов.
Сейчас мы узнаем, какие слова знаете вы. Послушайте стихи и доска
-
жите вежливые слова.
1. Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче … (здравствуй).
2. Вылез крот на белый свет
И сказал ежу … (привет).
3. Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … (пожалуйста).
4. Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас – будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте … (любезны),
Будьте … (добры).
5. Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо:
– Ну … (извините)!
6. Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите:
… (До свидания!).
7. Когда я что-то подарю,
Мне говорят:
… (Благодарю!)
Тебе подарят что-нибудь –
Благодарить не позабудь!
8.Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:
… (спасибо!)
9. Играл Медвежонок на кухне в футбол
И перебил ненароком посуду.
К Медведице-маме понурый пришёл:
– … (Прости) меня, мама, я больше не буду!
– Молодцы! Вы знаете много вежливых слов.
А вот умеете ли вы их правильно использовать?
Посмотрим, как вы справитесь с новым заданием.
Ваша задача – инсценировать ситуацию.
11слайд
Итог классного часа.
– Подходит к концу наш классный час. Ответьте на вопрос: «Что значит
«Быть вежливым человеком?»
«Вежливость – это сила, слабость, необходимость».
Рефлексия.
– Закончите предложение.
Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе …
Нам был нужен этот классный час …
Я хочу себя похвалить …
Я хочу похвалить одноклассников …
Я хочу похвалить учителя …
Я думаю, что я вежлив, потому что …
Я не всегда вежлив, мне нужно научиться …
– Чтение стихотворения хором:
А в играх с друзьями мы сами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует смелость, азарт, быстрота,
Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится, – стыдится!
13 слайд
– Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
– Кого осуждаете? Почему?
– Как бы вы поступили в этой ситуации?
– Какое правило вежливого человека представите?
Ситуация 1.
После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла сти -
рать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно
устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире живот
-
ных».
----------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
Ситуация 2.
Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На
следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе.
«Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
Ситуация 3.
Коля, вбежав в класс, закричал:
– Привет, Серый!
– Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было,
когда она упала в лужу!
----------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
Ситуация 4.
Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с ин
-
тересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким
ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
Ситуация 5.
У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, иг -
рают, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не
бывает скучно.