Напоминание

"Учимся писать сочинение-сказку"

Автор: Бинтюкова Оксана Николаевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: ГБОУ СОШ №252

Населённый пункт: город Санкт-Петербург

Наименование материала: статья

Тема: "Учимся писать сочинение-сказку"

Описание:

Сочинение-сказка – это наиболее трудный вид письменного творчества, ведь ученику необходимо сделать работу не по определенному произведению, где уже известны герои, и достаточно только описать свое отношение к ним, а самому выступить в роли автора. В данной статье показаны все этапы предварительной работы по созданию сочинения-сказки (особенности сказки, работа по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок, анализ сказки "Молчаливая вода", устная коллективная работа по созданию сказки).

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1741

Опубликовано 03.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Статья «Учимся писать сочинение-сказку»
Мы живем в мире сбывшихся сказок… Сказки не только не умирают – они рождаются непрерывно. Рождаются они и сейчас… К.Г. Паустовский «Рождение сказки» Цели проведения урока развития речи учащихся «Сочинение-сказка» следующие:  обучение учащихся умению писать сочинение-сказку, подготовить их к домашнему написанию данной работы;  закрепление навыка определения темы и основной мысли сочинения-сказки;  развитие связной письменной речи учащихся;  развитие орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.
Примерный ход урока:
1. Сообщение темы урока: - Мы с вами познакомимся с жанром сочинения-сказки. Писать подобные работы – задача нелегкая. Это настоящая творческая работа. И весь урок мы будем учиться тому, как написать сочинение-сказку. 2. Работа с эпиграфом к уроку: «Мы живем в мире сбывшихся сказок… Сказки не только не умирают – они рождаются непрерывно. Рождаются они и сейчас…» К.Г. Паустовский «Рождение сказки» - Как вы понимаете слова К.Г. Паустовского? - Согласны ли вы с К.Г. Паустовским, что сказки рождаются непрерывно? 3. Беседа с учащимися: - Вспомнить определение сказки? (Сказка – один из основных видов устного народного творчества. Сказка – художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.) - Какие виды сказок вы знаете? В чем особенность каждого вида? (Волшебные, бытовые, о животных) - У каждого из вас есть своя любимая сказка! (Демонстрация книг – любимых сказок) - Назовите полюбившихся героев. - Кто может быть автором сказок? (Народ: русские народные сказки, украинские народные сказки… Сказочники (литературные сказки): Х.К. Андерсен, братья Гримм, А.С. Пушкин, К.И. Чуковский…) 4. Викторина «Отгадай-ка!» (цель проведения – закрепить создавшееся настроение в классе) - Демонстрация иллюстраций к сказкам: «К каким сказкам они относятся?» - Чтение отрывков из различных сказок: «Отгадай, из какой сказки?»
5. Выяснение особенностей сказки: - Давайте вспомним, какими особенностями обладает такой жанр, как сказка?  Традиционное начало: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Давным-давно», «Жили-были»…  На что указывает такое начало? (неопределенность места и времени действия)  В сказках обязательно происходят таинственные события, действуют добрые и злые герои.  Как обычно заканчиваются сказки? (добро и правда торжествуют)  Помимо людей и животных, кто или что могут быть героями сказок? (ветер, клубок ниток – неодушевленные предметы, которые наделяются признаками живого существа, то есть для сказок характерно олицетворение)  Для сказки характерно использование диалогов и прямой речи). 6. Работа по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок:  Все действующие лица пишутся с большой буквы.  Для избежания повторов подберем синонимы к слову «сказать» (сказать – произнести, промолвить, заметить, воскликнуть, спросить, прошептать, отозваться, ответить, добавить, возразить, откликнуться, заявить).  Правила оформления прямой речи на письме.  Вспомнить, как оформляется диалог. 7. Работа со сказкой «Молчаливая вода»: - Ребята, ваша задача – самим придумать и записать сказку. Сказки, написанные учениками, не редкость. Вот, например, одна из них: Ночью шел дождь. Крупные капли дождя стучали по железной крыше нашего дома. Они весело плясали. Веселый был дождик. По водосточной трубе побежал говорливый ручеек. Он рассказывал что-то о темной туче и об огненной молнии. Он на что-то жаловался. Я подбежала к водосточной трубе, к тому месту, где ручеек стекал в кадушку. Прислушиваюсь, на что же он жалуется? Оказывается, он не хочет быть в кадушке. Он жалуется: - Что я здесь буду делать – в кадушке? Молчать? Но ведь я тогда перестану быть ручейком! Утром я подошла к кадушке. Она была наполнена водой. Это ручеек попал в ловушку. Я наклонила кадушку. Вода полилась. Ручеек весело сказал: - Спасибо тебе, девочка, за то, что ты освободила меня! Анализ данной работы
Беседа по вопросам:  Какая тема сказки «Молчаливая вода»? (в сказке говорится о ручейке, который попал в беду)  Основная мысль этой сказки? (человек должен быть добрым, помогать попавшим в беду)  Можно ли представить себе ручеек и девочку, которая освободила его? (ручеек описан подробно: сначала он был веселым дождем и говорливым ручейком, потом – просто водой в кадушке, а в конце сказки снова игривым ручейком; а о девочке мы ничего не знаем, кроме того, что она добрая)  Почему о девочке сказано так мало? (потому что лицо, рост, одежда, вообще внешность не главное; главное то, что девочка добрая)  Вам бы хотелось быть похожими на эту девочку? Какие дела и поступки вы должны совершать?  Для чего в сказку введена прямая речь? (прямая речь оживляет сказку, делает ее более интересной; она помогает понять, что ручеек «говорливый»)  Можно ли выделить, из каких частей состоит данная сказка? Давайте вспомним строение сказки. (Завязка – это та часть, в которой рассказывается о том, что шел дождь, по водосточной трубе бежал ручеек. Кульминация – самый напряженный момент, когда ручеек жалуется на свою судьбу. Развязка – развязкой можно назвать ту часть, где говорится, что девочка вылила воду из кадушки и освободила ручеек.) 8. Устная коллективная работа по созданию сочинения-сказки по данному началу: Можно предложить такое начало: «Однажды ночью мальчик проснулся и увидел, как герои, вышедшие из книг, жалуются друг другу, что кто-то их разрисовал…» Беседа с учащимися:  Какую мысль можно доказать на примере данной темы? (портить книги нельзя, о них надо заботиться)  Можно ли в данном сюжете выделить какой-нибудь элемент композиции? (да, завязку)  Давайте пофантазируем, где происходит действие? (в комнате мальчика, на книжной полке)
 Каких героев вы предлагаете для нашей сказки?  Вы знаете, что героев разрисовали. Как конкретно это было сделано?  Наша основная мысль – книги портить нельзя. Как мы раскроем ее? (мальчику стало стыдно, когда он услышал жалобы героев книг, и он исправился)  В какой части сказки можно использовать диалог, прямую речь? (в той части, где герои говорят о своих бедах)  После коллективной работы давайте посмотрим, какая сказка у нас получилась. (пересказ учащимися созданной сказки)  А кто из вас уже знает, о чем будет его сказка? Не ограничивайте свою фантазию, найдите для себя самую интересную, самую близкую тему. Подумайте, кому из героев может потребоваться помощь? Кто будет помогать обиженным? 9. Подведение итогов урока: - Сегодня мы с вами познакомились с жанром сочинения-сказки. Вспомним, какими особенностями обладает сказка? Каждый из вас читал много сказок, теперь же вы сами должны выступить в роли сказочника. Удачи! 10. Домашнее задание: - Закончить обдумывание сочинения и написать свою сказку.



Яндекс.Метрика