Напоминание

"Что обозначает имя числительное"

Автор: Бинтюкова Оксана Николаевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: ГБОУ СОШ №252

Населённый пункт: город Санкт-Петербург

Наименование материала: Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Тема: "Что обозначает имя числительное"

Описание:

Представлена разработка вводного урока по теме "Имя числительное". Цель данного урока: сформировать понятие о числительном как о самостоятельной части речи. Учащиеся в ходе работы познакомятся с теорией по данной теме (определение части речи, разряды числительных, синтаксическая роль в предложении), овладеют навыком отличать числительное от похожих слов других частей речи, научатся определять разряды числительных.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1777

Опубликовано 07.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Что обозначает

имя числительное»

Цель урока
: сформировать понятие о числительном как о самостоятельной части речи.
Задачи:
1. Обучающие:  познакомить учащихся с числительным как частью речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении);  научить учащихся отличать имена числительные от других слов, связанных с понятием числа (например, пять и пятак);  сформировать умение разграничивать количественные и порядковые числительные. 2. Развивающие:  развитие умения учащихся находить числительные в тексте;  развитие орфографической зоркости учащихся;  развитие устной связной речи учащихся. 3. Воспитывающие:  воспитание культуры речи учащихся;  воспитание навыка контроля и самоконтроля.
Ход урока:

1.

Организационный момент.

2.

Фронтальный опрос учащихся:
 По своей роли в языке части речи делятся на какие группы?  Перечислите самостоятельные части речи.  Какую часть речи мы начнем изучать на сегодняшнем уроке?
3.

Сообщение темы, цели урока.

4.

Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
- Ребята, я вам сейчас прочту стихотворение, а после вы мне должны ответить на вопрос: «Слова какой части речи чаще всего встречаются в этом стихотворении?» Знал я невысокий дом в переулке за углом. Здесь когда-то проживало триста тридцать три жильца. На работу шли, бывало, восемьдесят два отца. Уходили по делам девяносто восемь мам. В школу шли до перекрестка девяносто два подростка. Тридцать восемь дошколят в ясли шли и в детский сад… Замечательный был дом! Дружно люди жили в нем! - Конечно, в этом стихотворении наиболее употребительны имена числительные.
5.

Слово учителя о числительном как о части речи:
- Люди постоянно что-то считают: дни и недели, месяцы и годы, минуты и секунды, остановки, деньги… Количество сосчитанных предметов мы называем особым словом – числительным. А представьте, ребята, если бы не было числительных, что тогда было бы? Наверное, не придумали бы математику, не было бы физики и химии… Вот жизнь была бы у вас, учеников. Одна физкультура! Как обойтись бы без числа Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен. И ты с числительным будь дружен! Имя числительное – самая молодая часть речи! В древнерусском языке такие слова не образовывали особую часть речи, а относились или к прилагательным, или к существительным. В современном мире числительные по частоте употребления в речи занимают 8 место. А самыми частотными являются числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять – ведь от них образовано столько много новых слов!
6.

Словарная работа:
Встретились как-то два числительных: 11 и 12. Вот 12 и спрашивает: «Скажи, почему ты пишешься с двумя -Н-, а я с одной буквой? 11 ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались в три слова: один на десяте, два на десяте…Позже они решили, что удобнее жить одним словом и соединились. Так и появились в числительном 11 две буквы -Н-: одна от корня, другая от бывшего предлога. Запись в тетрадь: Один + на + дцать --- одиННадцать Два + на + дцать ---двеНадцать
7.

Проверка домашнего задания:
- Ребята, дома вы должны были попробовать нарисовать числительное как часть речи и подобрать пословицы, поговорки, загадки, в которых употреблялись бы числительные. (Учащиеся зачитывают пословицы, поговорки, отгадывают загадки, подготовленные дома)
8.

Работа с новым материалом:
- Числительные очень часто употребляются во фразеологизмах. - Что называется фразеологизмом? - Что обозначают следующие фразеологизмы: пятое колесо в телеге, на все четыре стороны, семь пятниц на неделе? Задание №1: списать фразеологизмы с доски (экрана), вставить пропущенные буквы, найти числительные, подумать над лексическим значением этих фразеологизмов: Как две капли в…ды (похожи) наг…в…рить с три кор…ба (много) в два сч…та (быстро) как свои пять пальц…в (хорошо знать) в двух сл…вах (кратко) - Что обозначают эти числительные? (количество предметов) - На какой вопрос отвечают данные числительные? (сколько?) Работа с учебником: - Чтение теории учебника. Задание №2: определить часть речи слов, записанных на доске (экране), правильно формулируя вопрос к этим словам: Десять, единица, тройка, один, троица, трижды, утроить, пятый, пара, третий, двойник, два, двусоставный, удвоить. - На какие вопросы отвечают числительные десять и пятый? (сколько? и какой?/который?) - Давайте попробуем изменить числительные:
По падежам: Им.п. – десять книг Род.п – десяти книг Пр.п. – (о) десяти книгах По числам: Пятый (ед.ч.) – пятые (мн.ч.) По родам: Пятый (м.р.) номер, пятая (ж.р.) глава, пятое (с.р.) яблоко - Чтение теории учебника. - Беседа с учащимися по прочитанному материалу:  Что называется именем числительным?  На какие разряды делятся числительные по значению?  Как изменяются количественные числительные?  Как изменяются порядковые числительные? Задание №3: от цифр, показанных учителем, образовать количественные и порядковые числительные, составить с этими числительными словосочетания и записать их в два столбика. Синтаксическая роль числительных в предложении - Какую синтаксическую роль в предложении могут выполнять числительные? - Работа с таблицей «Синтаксическая роль числительных в предложении» Задание №4: определить синтаксическую роль числительных в предложениях: И живут у нас в квартире два ужа и два ежа. Поезд отходил ровно в одиннадцать часов тридцать минут. Три братца пошли купаться, два купаются, а третий на берегу валяется.
9.

Подведение итогов урока:
- Дать определение числительного как части речи. - По значению и грамматическим особенностям на какие разряды делятся числительные? - Как отличить количественное числительное от порядкового? - Как изменяются количественные и порядковые числительные? - Синтаксическая роль числительных в предложении?
10. Объяснение домашнего задания.




Яндекс.Метрика