Напоминание

"Организация методической работы при переходе на ФГОС в условиях вечерней школы"

Автор: Меркулова Елена Валерьевна

Должность: заместитель директора по УВР

Учебное заведение: МБОУ "Михайловская РВ(с)ОШ"

Населённый пункт: д. Михайловка, Кемеровская область

Наименование материала: методические рекомендации

Тема: "Организация методической работы при переходе на ФГОС в условиях вечерней школы"

Описание:

На сегодняшний день ведется большая работа по внедрению в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Острой проблемой является "место" вечерних школ, а в частности школ при исправительных учреждениях, в новых образовательных условиях. Как эффективно организовать методическую работу с учетом введения ФГОС ООО в образовательном учреждении, где контингент обучающихся - осужденные, возраст которых в пределах 20-30 лет и старше? В данных методических рекомендациях дан обзор основных форм организации методической работы педагогов МБОУ "Михайловская РВ(с)ОШ" и путей развития их профессиональной компетентности. Теоретическая значимость работы состоит в том, что модель управления методической работой в условиях ФГОС и рекомендации по ее использованию дополняют теоретические исследования по данной проблеме. Практическая значимость заключается в том, что результаты апробации могут быть использованы при проектировании вариативных моделей управления методической работой не только в образовательном учреждении при ИУ, но и других общеобразовательных учреждениях. Рекомендации составлены для заместителей руководителя по УВР.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1880

Опубликовано 15.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Планирование

методической работы в условиях вечерней школы
Методические рекомендации

Аннотация
На сегодняшний день ведется большая работа по внедрению в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Острой проблемой является "место" вечерних школ, а в частности школ при исправительных учреждениях, в новых образовательных условиях. Как эффективно организовать методическую работу с учетом введения ФГОС ООО в образовательном учреждении, где контингент обучающихся - осужденные, возраст которых в пределах 20-30 лет и старше? В данных методических рекомендациях дан обзор основных форм организации методической работы педагогов МБОУ "Михайловская РВ(с)ОШ" и путей развития их профессиональной компетентности. Теоретическая значимость работы состоит в том, что модель управления методической работой в условиях ФГОС и рекомендации по ее использованию дополняют теоретические исследования по данной проблеме. Практическая значимость заключается в том, что результаты апробации могут быть использованы при проектировании вариативных моделей управления методической работой не только в образовательном учреждении при ИУ, но и других общеобразовательных учреждениях. Рекомендации составлены для заместителей руководителя по УВР. Автор методических рекомендаций - Меркулова Е.В., заместитель директора по УВР, стаж в должности в данном ОУ - 5 лет, первая квалификационная категория.
Содержание Введение............................................................................................................3 1. Методическая работа: понятие, направления, задачи...............................6 2. Структура методической службы в общеобразовательной организации………………………………………….........................................10 3. Результаты апробации матричной модели организации методической работы в условиях вечерней школы на примере МБОУ«Михайловская РВ(с)ОШ»..............................................................................................................13 Заключение.......................................................................................................17 Литература.......................................................................................................18 Приложения
Введение На сегодняшний день статус вечерней школы в системе образования не определен. В Федеральном законе от 29.12.2012г № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"[10] и в ФГОС отсутствует само понятие "вечерняя школа". В связи с вступлением в силу нового закона "Об образовании в РФ" и отменой Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 03.11.1994г № 1237 с изменениями от 18.08.2008г. [8], утратило силу с 10 апреля 2014 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2014 года N 245 ) возникают следующие противоречия: 1. Главная задача современной вечерней школы - это создание условий для компенсаторного и адаптирующего образования взрослых, с учетом андрагогического подхода к обучению. Для реализации андрагогического подхода в обучении и воспитании обучающихся вечерних школ необходимо учитывать различия в мышлении взрослого человека и мышлении ребенка (методы обучения детей и подростков не эффективны при обучении взрослых). 2. Ведущий принцип ФГОС ООО- принцип преемственности. Однако, в вечерних школах обучаются взрослые люди, в большинстве своем имеющим перерыв в обучении от 5 лет до 20 лет. Естественно, что тот багаж знаний, который осужденные получили в детском возрасте в школе, с годами просто исчез. 3. ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным [9]. Обучающиеся вечерних школ - взрослые люди, вполне сформированные как личность и обладающие определенным жизненным багажом, опытом, знаниями, умениями и навыками, поэтому говорить о формировании личностных качеств обучающегося мы не можем, можно только корректировать
некоторые из них в незначительной степени, тем более при заочной форме обучения. 4. ФГОС регламентирует внеурочную деятельность. Но исходя из особенностей пенитенциарной системы не представляется возможным организовать внеурочную деятельность, отвечающую всем требованиям Стандарта, например, исключена практическая направленность по физкультурно-оздоровительному направлению. И это еще не весь спектр противоречий и проблем, которые возникают при организации учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС ООО в вечерних школах. Назрела необходимость в такой модели методической работы в образовательном учреждении при ИУ, которая помогла бы исчерпать вышеуказанные и другие проблемы, возникающие в условиях реализации ФГОС ООО.
Цель
: создание модели методического сопровождения перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования в условиях вечерней школы.
Задачи
: 1. Обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного профессионального развития. 2. Создать нормативно-правовую базу введения и реализации ФГОС ООО. 3. Внедрить технологии системно-деятельностного, компетентностного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования).

1.

Методическая работа: понятие, направления, задачи
Первое, с чего необходимо начать построение новой модели методической системы - это рассмотреть понятие «методическая работа» в различных толкованиях с целью вычленения общего стержня. В настоящее время наиболее массовыми определениями, характеризующими понятие «методическая работа» стали такие как: Методическая работа - система взаимосвязанных мер, «направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя» (Ю.К. Бабанский)[1] Методическая работа - специальная деятельность в рамках «педагогического производства» (Г.П. Щедровицкий) [3] Методическая работа – «специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя» (В.П. Симонов)[3] В.И. Дружинин определяет методическую работу как «систему взаимодействующих структур, участников, условий и процессов, а также направлений, принципов, функций, форм, приемов, методов, мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства, компетентности и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, и в конечном итоге – на повышение качества образования в конкретном учреждении»[2]
Н.В.Немоваопределяет методическую работу как «деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса»[4]. В серии «Управление современной школой» в 2014 году вышел второй выпуск, посвященный организации и содержанию методической работы в школе. Авторы Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. выдвигают на первое место в методической работе личность учителя, а задачей администрации ставят помощь в самоорганизации, создание условий для комфортной методической работы.[5]. Проанализировав различные подходы к определению понятия "методическая работа" можно сделать вывод, что единства в определении понятия «методическая работа» нет, но анализ данных позволяет достаточно точно выделить объект управления. Это - профессиональное мастерство педагогов. Внедрение новых образовательных стандартов, обновление всех компонентов образовательного процесса повысили планку требований к педагогическим работникам. Сегодня педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно: - диагностировать уровень развития учащихся, выстраивать реальные цели и задачи своей деятельности и деятельности обучающихся; - отбирать целесообразные содержание, способы и средства с учетом развития познавательных и социальных характеристик учащихся, отслеживать результаты своей деятельности и достижения обучающихся; - разрабатывать и реализовывать вариативные образовательные программы, творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы;
- организовывать познавательную деятельность, быть проводником в огромном «море» информации в условиях современности. Таким образом, главная цель управления методической работой в вечерней школе в условиях введения ФГОС ООО - обеспечение профессионального роста учителя, а именно: обеспечение формирования определенных ценностно-целевых установок, прироста знаний, умений, способов деятельности, а также роста профессиональной, социальной и инновационной активности педагога, позволяющих ему оптимальном образом решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию иресоциализации (с учетом специфики учреждения) обучающихся. Методическую работув вечерних школах в условиях внедрения ФГОС целесообразно направить по следующим направлениям: - организационно-методическое направление, - информационно-методическое направление, - мониторинговое направление. Целью организационно-методического направления является - внедрение эффективных технологий образования . Для реализации организационно-методического направления организуются: семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, вебинары, круглые столы, проектная деятельность, курсовая подготовка педагогов»[7]. Целью информационно-методического направления является - обеспечение профессиональной деятельности педагогов по изучению, внедрению и реализации ФГОС. Для реализации данного направления проводятся педагогические чтения, формируются электронные библиотеки, медиатеки, базы данных педагогов. Целью мониторингового направления является - получение аналитико- диагностической и прогностической информации; текущий, промежуточный контроль состояния и результативности образовательного процесса.
Для реализации мониторингового направления организуются: анкетирование, опросы участников образовательного процесса, экспертиза методических материалов. Посредством выше перечисленных форм методической работы по каждому направлению будут решаться следующие задачи: - реализация ключевых направлений стандарта и решение возникающих при этом затруднений в период перехода на ФГОС, - формирование основных компетенций у педагогов, необходимых для эффективного перехода на ФГОС.

2.

Структура методической службы в общеобразовательной

организации
Основной идеей реализации ФГОС ООО в вечерней школе была организация методической работы таким образом, чтобы методическая деятельность принималась каждым педагогом лично и воспринималась как нечто естественное, как его функциональная обязанность, а педагогический коллектив стал "коллективом инновационного типа". Существуют различные модели, по которым выстраивается методическая работа образовательного учреждения. Например, Н.П. Эндзин выделяет следующие:  методическая служба на основе методических циклов и /или образовательных областей;  методическая служба на индивидуальной основе;  методическая служба на комплексной основе;  методическая служба на дифференцированной основе;  методическая служба на сравнительной основе работы микрогрупп;  методическая служба на диагностической основе;  методическая служба на основе инициативных групп;  методическая служба на основе актуальных задач школы[11]. Система методической работы, ориентированная только на формальные показатели (количество разработанных рабочих программ, методических рекомендаций, опубликованных статей, проведенных мероприятий и т.д.) не обеспечивает качественного влияния на развитие педагогического процесса и активное проявление творческого потенциала его субъектов. Наиболее перспективной для формирования рациональной системы управления методической работой, включающей ориентацию на приоритетные цели, обновленное содержание деятельности в процессе внедрения и реализации ФГОС ООО, является матричная структура. Этот подход описывает И.В.Жуковский: переход методической службы образования к адаптивной системе управления. Он исходит из того, что линейное (вертикальное) управление функциональными органами закрепляется за одними и теми же уровнями управления. При наложении специально созданных временных
целевых структур на постоянные элементы структуры методической службы происходит ее трансформирование с вертикального уровня на уровень матричной структуры[3]. Постоянными в нашем случае являются методический совет, школа молодого педагога. Новым элементом такой структуры стало формирование творческих временных команд, объединений для решения конкретных проблем педагогического процесса. Каждое такое сообщество возглавляет руководитель из числа наиболее опытных, компетентных педагогов, имеющих высокую мотивацию к работе над конкретной темой. Такая структура позволяет легко перемещать педагогов при переходе от одной проблемы к другой, эффективнее использовать имеющиеся человеческие, информационные и материально-технические ресурсы. Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается Педагогический совет, в состав которого входят весь педагогический коллектив школы. Главными задачами педсовета являются объединение усилий педагогического коллектива для повышения уровня учебно- воспитательной работы, внедрение в практику достижений науки и передового практического опыта, повышение мастерства педагогов. Однако, на основе работы по ФГОС определились противоречия между современными требованиями к педагогу, такими как обязательное наличие творческих способностей, организаторских и коммуникативных умений и достаточно формальным характером проведения педсоветов. Традиционная форма зачастую не позволяет педагогам проявить свое творчество, препятствует саморазвитию. Поэтому целесообразно проводить заседания сиспользованием нестандартных интерактивных форм проведения (деловая игра, модерация, дискуссия, мастер-класс и т.д.). Ожидаемые результаты введения данной модели методической работы:  управленческая мобильность методической работы;
 изменение стиля традиционного педагогического мышления (развитие мобильности педагогов);  повышение уровня методической активности педагогов;  внедрение современных педагогических технологий в практику работы;  участие учителей - предметников в работе по переходу на новые образовательные стандарты;  участие учителей в работе сетевых сообществ;  повышение качества знаний учащихся;  повышение профессионального мастерства педагогов школы;  потребность в транслировании педагогического опыта; участии в конкурсах профессионального мастерства. Риски и пути их преодоления при организации методической работы матричной структуры: 1. Инертность и низкий уровень методической активности отдельных педагогов. Решается через совершенствование системы стимулирования, популяризации положительного опыта работы и профессиональных достижений. 2. Несвоевременность проведения мероприятий, выполнение намеченного плана работы не в полном объеме. Решается посредством проведения системного контроля за деятельностью СП и педагогов. 3. Чрезмерная загруженность квалифицированных и методически активных педагогов. Решается через своевременное корректирование работы и организация тесного взаимодействия всех структурных подразделений

3. Результаты апробации матричной модели организации

методической работы в условиях вечерней школы на примере

МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ»
На этапе введения нового в образовательный процесс одной из наиболее эффективных структур методической деятельности является матричная структура. Именно она позволяет включить всех и каждого в коллективную творческую деятельность по освоению нового. Старт дается педагогическим советом, в нашем случае по теме "Концепция образовательных стандартов второго поколения ООО", на котором педагоги школы объединяются в творческие группы для работы над единичными проектами. Задания для творческих групп можно выбрать из "Структуры и краткого содержания ФГОС ООО" (Приложения 1). Проведение педсовета строится таким образом, чтобы педагоги, познакомившись с проблемными направлениями повестки, смогли переосмыслить свои профессиональные установки. Следующим шагом стало обновление модели управления методической работой через обновление структуры и содержание методической деятельности школы, перехода методической работыиз сферы обеспечения деятельности педагогов в сферу управления разработкой и реализацией образовательной политики учреждения в условиях внедрения новых образовательных стандартов. Структура управления была обновлена через создание Координационного Совета по внедрению ФГОС ООО, который обеспечивает координацию действий всего педагогического коллектива, осуществляет информационное, консалтинговое и научно-методическое сопровождение инновационного процесса. Были созданы временные творческие объединения - проблемная группа педагогов и творческая группа классных руководителей (педагогов в школе - 11, поэтому не предоставляется возможным создать
большее количество временных команд), создана рабочая группа педагогов по введению ФГОС ООО в образовательный процесс. Данная модель методической работы основана на личностно- ориентированном, программно-целевом подходе. Ведущее место занимает стимулирующая мотивационная управленческая деятельность; центральное место в определении всей деятельности - целеполагание; исследовательский подход к конечным результатам. Что было сделано в результате совместной работы всего педагогического коллектива: 1. Приведено в соответствие нормативно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения в части введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приложение 2), составлен общий перечень документов по ФГОС (Приложение 3). 2. Разработаны и утверждены:  дорожная карта по введению ФГОС (Приложение 4);  план-график для рабочей группы (Приложение 5);  план методической работы (Приложение 6);  план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников (Приложение 7); В мониторинговом направлении широко применяются анкеты по выявлению затруднений у педагогов реализации ФГОС ООО (Приложение 8), тесты для определения уровня знаний учителя, реализующего ФГОС (Приложение 9). Временными творческими группами для учителей-предметников подготовлены следующие методические единицы:  "Дорожная карта по подготовке учителя к реализации ФГОС второго поколения" (Приложение 10),
 памятки: "Краткое описание ресурсов учителя, реализующего требования ФГОС" (Приложение 11),"Проектирование заданий в соответствии с ФГОС к метапредметным результатам" (Приложение 12). Параллельно ведется индивидуальная методическая работа: учителя направляются на курсы повышения квалификации, готовят открытые уроки, комплектуют портфолио учителя и др. Оставался открытым вопрос об эффективнойорганизации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС ООО. Как уже отмечалось выше, это одна из проблем для вечерних школ, а в частности школ при исправительных учреждениях (специфические условия, множество запретов, "невыездной" режим для обучающихся и т.д.). Коллективу нашей школы удалось решить эту проблему: мы организовали первый региональный межшкольный сетевой проект среди образовательных учреждений при ИУ Кемеровской деятельности. Деятельность проекта проходит в четырех направлениях: гражданско- патриотическое, здоровьесберегающее, духовно-нравственное, эстетическое. Было разработано и утверждено"Положение о проекте "Шаг к успеху" (Приложение 13), создана комиссия по проверке работ, поступающих на проект, организовано размещение конкурсных работ на официальном сайте школы vmihailovka.ucoz. Обучающиеся, участвуя в проекте, раскрывают свои таланты в стихотворениях собственного сочинения, эссе, в рисунках, в презентациях и кроссвордах составленных собственноручно. Так как у обучающихся- осужденных нет свободного доступа к сети Интернет, курируют работу своих "подопечных" классные руководители или учителя- предметники. Наиболее активные, как среди обучающихся, так и среди педагогов, отмечаются Благодарственными Письмами и Почетными Грамотами от руководства. Боле подробную информацию о проекте можно посмотреть на официальном школьном сайте в разделе "Шаг к успеху".
Данный проект вызвал очень большой интерес, об этом говорит количество участников проекта - 11 образовательных учреждений при ИУ, 329 обучающихся и 78 педагогов. Организация сетевого проекта - это одна из форм методической работы, которую можно назвать инновационной. Участвуя в инновационной деятельности, педагоги совершенствуют свою профессионально- методическую компетентность. Матричная модель организации методической работы в условиях вечерней школы позволяет реализовывать новые федеральные стандарты. Данная модель опирается на "зону ближайшего профессионального развития" [ 6]. В качестве данной зоны определена та, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешать возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом "зона ближайшего профессионального развития" для каждого педагога индивидуальна. При реализации данного направления изучаются профессиональные трудности, актуализируются необходимые для профессионального роста знания и умения, оказывается помощь педагогу в осознании своих трудностей; определяется индивидуальная траектория при повышении квалификации; составляется план самообразования. Таким образом, данная система методической работы на этапе введения ФГОС ООО обеспечивает создание необходимых условий на этапе внедрения и реализации ФГОС, повышает уровень профессиональной компетентности педагогов.

Заключение
Методическая служба в условиях внедрения и реализации ФГОС является связующим звеном между управлением и образовательным процессом, реализующим основную образовательную программу и обеспечивающим результаты образовательной деятельности, из чего следует, что к ее планированию и реализации необходимо относиться щепетильно и очень ответственно. «Процессы введения ФГОС требуют специально организованной деятельности образовательных учреждений, методических служб, нового содержания повышения квалификации кадров». Все вышесказанное позволяет утверждать, что федеральные государственные образовательные стандарты требуют серьезного сопровождения педагога в различных направлениях. При этом главным результатом повышения квалификации педагога следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а необходимые изменения, предполагающие динамику личностного развития педагогов, осваивающих новый образовательный стандарт, что предусматривает оценку сформированности их самостоятельности, ответственности, креативности, структуры интересов и ценностей, умения самовыражаться и т.п. Методическая и психологическая поддержка педагогов поможет им не только понять и принять новые образовательные Стандарты, но и успешно реализовывать их в своей профессиональной деятельности.

Литература

1.
Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский ; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев; авт. коммент. А. М. Моисеев]; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 2006. – 558 2. Дружинин, В.И. Методическая работа в образовательном учреждении.–Курган, ИРОСТ, 2011.-138с.
3.
Ильенко, Л.И. Теория и практика управления методической работой в образовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2011.- 90с. 4. 4.Немова, Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В. Немова- М.: Сентябрь, 2012.-176с 5. Организация методической работы школы // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 1. – С. 104-128 6. Российская педагогическая энциклопедия. гл. ред. Давыдов В. В. — Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. В. Г. Панова, 1993 М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. — 608 с. 7.Тезаурус методических форм работы //Методист. -2010. - №1. - С.29, 50,54 8. Типовое положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении 9.Федеральный государственный образовательный стандарт 10.Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 11.Эндзинь, М. П. «Различные модели методической службы в развивающейся школе» /Журнал «Ментор», № 1, 2012г.


Яндекс.Метрика