Должность: учитель математики, заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9 г. Брянска имени Ф.И. Тютчева
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Деление и умножение алгебраических дробей
Описание:
Урок разработан в соответствии с учебником А.Г. Мордковича "Алгебра-8" с привлечением учебного пособия по математике для 7 класса "Алгебраические дроби", подготовленного авторским коллективом под руководством Э.Г. Гельфман.
Цели: 1) проверить усвоение связи между действиями деления и умножения обыкновенных и алгебраических дробей.
2) проверить усвоение правил умножения и деления дробей.
3) проверить сформированность умения умножать и делить дроби.
4) развивать умение анализировать, проводить аналогии между понятиями.
5) воспитывать аккуратность, умение самостоятельно работать.
6) развивать интеллектуальные способности, математическую речь.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.
Урок «Действия деление и умножение алгебраических дробей».
Урок разработан в соответствии с учебником А.Г. Мордковича «Алгебра-8» с
привлечением учебного пособия по математике для 7 класса
«Алгебраические дроби», подготовленного авторским коллективом под
руководством Э.Г. Гельфман.
Цели: 1) проверить усвоение связи между действиями деления и умножения
обыкновенных и алгебраических дробей.
2) проверить усвоение правил умножения и деления дробей.
3) проверить сформированность умения умножать и делить дроби.
4) развивать умение анализировать, проводить аналогии между понятиями.
5) воспитывать аккуратность, умение самостоятельно работать.
6) развивать интеллектуальные способности, математическую речь.
Тип урока : обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.
Ход урока
1.
Организационно-мотивационный момент.
Чтобы понять, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, предлагаю вам
ответить на вопросы, записывая первую или указанную в задании букву
ответа, а затем составить из записанных букв слово.
Д – отрезок, соединяющий противоположные вершины четырехугольника
(диагональ).
Й – последняя буква в названии липкой жидкости, которой можно соединить
бумагу (клей).
Е – детский юмористический журнал (Ералаш).
С – вездеход Бабы Яги (ступа).
В – перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на прямую,
содержащую противоположную сторону треугольника (высота).
Т – вид угла, градусная мера которого больше 90° (тупой).
Я – последняя буква алфавита (я).
И – выводы, которые делают в конце чего-либо (итог).
Итак, что мы изучали? (действия)
Какие действия и над чем мы их совершали? (умножение и деление
обыкновенных и алгебраических дробей)
Сегодня мы вновь возвращаемся к выполнению названных вами действий с
дробями, но уже для того, чтобы проверить свои умения и навыки их
выполнять.
2.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Фронтальный опрос.
1)
По какому правилу выполняется умножение дробей?
2)
По какому правилу выполняется деление дробей?
3)
Какое преобразование дробей, связанное с умножением, научились
выполнять?
4)
По какому правилу выполняется возведение в степень?
Правила выучили хорошо, теперь примените их в действиях:
1)
1
b
: b
=¿
2)
uv ∙
u
v
=¿
3)
xyz :
xy
zd
=¿
4)
x
y
: x
=¿
5)
a
−
b
a
+
b
∙
a
+
b
7
=¿
6)
x
2
−
b
2
x
∙
x
x
+
b
=¿
7)
(
2 a
3
)
4
=¿
8)
(
−
2a
b
)
2
=¿
9)
(
−
1
2
)
3
=¿
10)
(
−
c
d
)
3
=¿
Ответы:
1
b
2
; u
2
; z
2
d ;
1
y
;
a
−
b
7
; x
−
b ;
16 a
4
81
;
4 a
2
b
2
;
−
1
8
;
−
c
3
d
3
.
Учащиеся решают устно примеры, записывая в тетрадь ответы. После
выполнения – взаимопроверка.
Критерий оценивания: выполнено верно: 1 - 5 заданий – оценка – 2;
6 - 7 заданий – оценка – 3;
8 - 9 заданий – оценка – 4;
10 заданий – оценка – 5.
3.
Повторение, обобщение и систематизация знаний умений и
навыков.
Игра «Лото».
На доске изображена игровая карта и даны бочонки с предполагаемыми
ответами. Наша задача – решив пример, отыскать для ответа
соответствующий ему бочонок.
3,5
7
∙
4
1
5
0,7
2 а
x
:
a
3 y
a
−
b
a
+
b
:
b
−
a
2 a
+
2 b
m
+
1
m
+
2
∙
m
−
3
m
−
2
5 ∙
2
3
5 a ∙
2 b
x
2
3 x
−
3
5 x
+
2
∙
25 x
2
−
4
x
2
−
2 x
+
1
m
2
−
n
2
nm
:
(
n
−
m
)
3
7
:
11
14
9
11 x
: 18
−
0,1 x
3
y
6
:
(
−
2 x
4
y
7
a
3
)
25x
2
+
5 x
+
1
0,1 x
−
3
:
125 x
3
−
1
0,01 x
2
−
9
Ответы:
3
6 y
x
-2
m
2
−
2 m
−
3
m
2
−
4
3
1
3
10 ab
x
2
15 x
−
6
x
−
1
−
m
+
n
mn
6
11
1
22 x
a
3
20 xy
0,1 x
+
3
5 x
−
1
Игра «Лабиринт»
Найти путь от старта к финишу, показав его стрелкой.
4.
Контроль знаний.
В зависимости от подготовленности учащихся предложить задания для
самостоятельной работы следующим образом:
старт
1
6
умножь
5 cd
2 x
умножить на
1 умножить на
16 x
2
7 y
и на
12 x y
3
5
разделить на
a
+
b
a
−
b
умножить
на обратную ей
с
n
−
1
xd
вычислите при
x=1,5; d=2; n=4; c=3
z
12
разделить
на
z
(
a
−
b
)
12
(
a
+
b
)
9
финиш
Вариант 1.
1)
3 an
2
(
a
+
n
)
2
∙
a
2
−
n
2
3
; 2)
(
xc
ay
(
c
+
x
)
)
5
; 3)
(
x
+
a
)
∙
ax
a
3
+
x
3
; 4)
5
x
+
y
:
3 ab
a
−
b
;
5)
2 xy
5
(
x
−
y
)
:
3 x
2
(
y
−
x
)
2
.
Вариант 2.
Найдите значения выражений:
1)
(
2 m
3
3 n
2
(
n
+
1
)
)
2
:
(
m
2
n
3
)
3
при n=3 и m=133.
2)
25a
5
6 a
3
−
6 b
3
:
10 a
4
b
9 a
2
+
9 ab
+
9 b
2
при a=
−
1
15
и b= 15.
Вариант 3.
Найдите значение выражения
(
a
−
b
)
2
+
ab
(
a
+
b
)
2
−
ab
:
a
5
+
b
5
+
a
3
b
2
+
a
2
b
3
(
a
3
+
b
3
+
a
2
b
+
a b
2
) (
a
3
−
b
3
)
при a=1994 и b= - 2004.
5.
Домашнее задание.
1)
Индивидуально выполнить работу над ошибками в примерах из
классной работы.
2)
Решить один из оставшихся вариантов самостоятельной работы.