Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области
специальное (коррекционное)образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида п.Матвеева Кургана
Воспитатель
Фоменко Оксана Леонидовна
Программа воспитательной работы
"СемьЯ"
для 5–7-х классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
“Воспитание — великое дело:
им решается участь человека”.
В.Г. Белинский.
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания
подрастающего поколения становится для всех народов и государств одной из
самых актуальных.
Что такое воспитание? Воспитание — это целенаправленное управление
процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании
психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих
развитию ребёнка, самоопределению в социуме. Процесс воспитания
реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком в начале с
помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной
деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей
ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для
воспитания личности, которая соответствует современным требованиям
общества.
Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении,
поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные
психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые
свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка..
Воспитание происходит и на прошлом, и на устремлённом в будущее.
В воспитательном процессе используются разнообразные средства
воспитания: игра, познание, предметно-практическая и профессиональная
деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры,
элементы духовной культуры.
В воспитательном процессе выделяются факторы прямого влияния (семья,
школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство,
система образования, культура).
Формы организации воспитания: урочная, внеурочная, внешкольная.
В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и
интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных
сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период
происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает
включение школьника в многообразные виды деятельности:
интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую,
общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного
общения.
Результат воспитания — воспитанность как целостное жизненное
поведение.
Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса
организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения
оптимального развития личности обучающегося, выбор форм и методов
воспитания в соответствии с поставленными воспитательными задачами и
сам процесс их реализации.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание максимально благоприятных условий для
раскрытия развития способностей каждой отдельной личности.
ЗАДАЧИ:
Оказывать помощь в преодолении трудностей подросткового периода,
требующего особого педагогического внимания и поддержки.
Оказывать помощь подросткам в расширении круга интересов и
ответственности за конечные результаты любой деятельности.
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных
способностей детей.
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
Формировать самостоятельность обучающихся, расширять возможности для
развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
Дальше развивать национальное самосознание на основе расширения
краеведческой, художественно-эстетической деятельности.
В воспитательной системе существует ряд закономерностей, определяющих
принципы воспитательного процесса и выражающих основные требования к
содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.
Первая закономерность: воспитание ребёнка совершается только на основе
активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной
средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов
общества и личных интересов обучающихся при определении целей и задач
педагогического процесса.
Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование
активности ребёнка… Говоря об активности ребёнка, мы должны
представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации.
Поэтому я опираюсь, прежде всего, на потребности и мотивы ребёнка,
стараюсь определять, что является главным для ребёнка на данный момент.
Вторая закономерность определяет единство обучения и воспитания.
Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к
расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует
новых знаний и умений…
Третья закономерность: эффективность воспитания зависит от целостности
воспитательных влияний различных социальных субъектов.
Перечисленные закономерности определяют принципы работы
воспитательного процесса. Исходя из основных задач, жизнедеятельность
обучающихся организуется на следующих принципах:
Личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка,
опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
Педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства,
разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности
самовыражения личности ребёнка.
Природосообразность: воспитание с учётом природы ребёнка, его
индивидуальных, биологических, физиологических и психологических
особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для
коррекции поведения.
Культуросообразность: рассматривается нами как формирование личности
ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой,
взаимодействия с семьёй.
Принцип событийности: введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых
событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности классного
руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и
самостоятельности детей. В основе этого принципа — определение общих
целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на
основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких
условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то
же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.
Критериями качества воспитательной работы должны выступать те
параметры жизни класса, которые определяют обучаемость и воспитанность
школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам,
подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность
адаптироваться к современным жизненным условиям. Критерии служат для
решения внутренних задач классного руководителя, для самоанализа и
самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного
процесса.
Перечень основных критериев сводится к следующим:
Самочувствие ребёнка в школе (критерий отношений).
Уровень воспитанности (критерий факта).
Воспитательный коллектив (критерий коллектива).
Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий
содержания).
Подготовленность к жизни (критерий времени).
Единство воспитания и диагностики (критерий системности работы).
Программа составлена на основе принципов системности, научности,
доступности , толерантности. Разработана для обучающихся 5 – 7 классов и
рассчитана на три года.
Программа состоит из трёх ступеней:
I ступень — 5 класс;
I I ступень — 6 класс;
I I I ступень — 7 класс.
Работа каждой ступени строится по циклическому принципу.
Направления воспитательной программы “Семь “Я” ”:
“Здоровый образ жизни”
“Патриот”
“Семья”
“Духовное воспитание”
“Интеллект”
“Досуг”
“Мир прекрасного”
Программа направлена на воспитание следующих интегративных качеств:
ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться
и руководить.
Прогнозируемые результаты
Прогнозируемые результаты I ступени:
устойчивые положительные результаты обучения;
приобщение к истории своей семьи, школы, города;
повышение уровня социальной комфортности.
Прогнозируемые результаты II ступени:
проявление уважительного отношения к старшим;
воспитание чувства гордости, любви к родному городу,
формирование негативного отношения к вредным привычкам;
расширение кругозора;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
Прогнозируемые результаты III ступени:
испытание чувства гордости за свою страну;
владение методами самовоспитания, самоконтроля;
повышение интеллектуального уровня;
проявление самостоятельной творческой активности;
повышение степени удовлетворения родителей результатами работы
школы, классного руководителя.