Учебное заведение: МБОУ Каяльская СОШ Азовского района Ростовской области
Населённый пункт: п. Каяльский
Наименование материала: урок по экономике
Тема: Урок-аукцион "Рынок труда. Безработица"
Описание:
Цель игры:
научить учащихся решать проблему ограниченности экономических ресурсов, самостоятельности принятия решений в сложившейся ситуации;
обобщить и закрепить знания учащихся по изученным темам, подготовить к контрольной работе.
Игра «Аукцион»
На изучение темы «Рынок труда. Безработица» по программе отводится 10
уроков плюс 1 урок – контрольная работа. Данное мероприятие рекомендуется
провести непосредственно перед написанием контрольной работы.
№ урока
Тема
Кол-во часов
Урок 19
Экономическая природа рынка труда
1
Урок 20
Спрос на услуги труда
1
Урок 21
Предложение труда
1
Урок 22
Формирование заработной платы на рынке
труда
1
Урок 23
Профсоюзы на рынке труда
1
Урок 24
Прожиточный минимум, минимальная
заработная плата и трудовой контракт
1
Урок 25
Как добиться, чтобы человек работал хорошо
1
Урок 26
Что такое безработица
1
Урок 27
Виды безработицы. Понятие полной занятости
и методы сокращения безработицы
1
Урок 28
Игра «Аукцион»
1
Урок 29
Контрольная работа №4
1
Оборудование и материалы: интерактивная доска, компьютер, ведомости
для начисления заработной платы и учета купленных лотов ( приложение 1 ),
деньги (из экономической игры, сделать самостоятельно).
Цель игры :
научить учащихся решать проблему ограниченности экономических
ресурсов, самостоятельности принятия решений в сложившейся
ситуации;
обобщить и закрепить знания учащихся по изученным темам,
подготовить к контрольной работе.
Описание игры:
Подготовительный этап
Начиная с урока 22, когда дети знакомятся с понятием ставки заработной
платы и выясняют причины различий в уровнях оплаты труда работников одной
категории, я объявляю, что начиная с этого урока, они являются работниками
моей фирмы и будут теперь на каждом уроке получать заработную плату в
зависимости от качества выполненной работы. Заработная плата (в виде
валюты «монета») дифференцируется: за «5» - учащийся зарабатывает 500
монет, «4» - 400 монет, «3» - 300 монет. Вводится система поощрений и
штрафов: за неудовлетворительную работу на уроке снимается штраф в размере
100 монет; за каждое дополнительно выполненное задание начисляется премия
от 100 до 300 монет (в зависимости от сложности задания: ребусы, кроссворды,
презентации, тесты). На протяжении всей темы бухгалтер фирмы из числа
учащихся класса заполняет ведомость начисления заработной платы. Перед
началом аукциона учащиеся получают заработную плату и игра начинается.
Игра «Аукцион» (приложение2)
Заранее готовятся вопросы по теме «Рынок труда. Безработица», которые
выступают в качестве лотов для продажи. Все вопросы для наглядности
оформляются в программе Power Point. В программе Excel оформляется
ведомость начисления заработной платы и ведомость учета купленных лотов.
Бухгалтер на протяжении всей игры по инструкции учителя фиксирует
количество купленных лотов.
Объявляется лот (зачитывается вопрос) и его стартовая цена. Право ответа
получает тот, кто купит данный лот. Стартовая цена лота зависит от уровня
сложности вопроса: чем проще вопрос, тем выше его стартовая цена и
наоборот. Если учащийся, купивший лот, дает неправильный ответ, то любой в
классе имеет право ответить и получить данный лот бесплатно. Для того,
чтобы получить оценку «5» необходимо купить не менее трех лотов.
Комментарии и дополнения:
Бывают ситуации, когда ученик купил три лота и у него еще есть деньги, но
их не хватает на покупку нового лота или наоборот – у ученика нет денег, но он
может дать правильный ответ. Я предлагаю следующий вариант: объединиться
и поделить купленный лот пополам. Мною выявлена интересная
закономерность: сильные учащиеся соглашаются на такой исход, так как
уверены в своих знаниях, а слабые неохотно идут на данный вариант. Есть еще
один интересный момент: некоторые слабые учащиеся занимают позицию
выжидания (так как заработано ими не очень много): ждут, когда у более
сильных учеников закончатся деньги и начинают давать свои деньги под
«процент», заявляя право на половину купленного лота. Не нужно заострять
внимание на данной ситуации, ведь главная цель игры: научить учащихся
делать выбор в условиях ограниченности экономических ресурсов и принимать
самостоятельное решение в сложившейся экономической ситуации.
Во время проведения игры я разрешаю учащимся пользоваться учебниками
и тетрадями. Сильные учащиеся во время торгов или не успевают посмотреть в
них или просто забывают. Для слабых учащихся это хороший шанс принять
участие в игре и заработать оценку. Это ни как не мешает процессу игр
Для оценивания итогов игры используется ведомость подсчета количества
купленных лотов, созданная в программе Excel. В столбец «Всего лотов»
вводится формула «=СУММ(C5:AF5)», подсчитывающая количество
купленных лотов, а в столбец «Оценка» вводится формула
«=ЕСЛИ(AG5>=3;5)+(ЕСЛИ(AG5=2;4))+(ЕСЛИ(AG5=1;3))+
(ЕСЛИ(AG5<1;2))», выводящая оценку в зависимости от количества
купленных лотов.
Для наглядности итогов игры используется сравнительная диаграмма,
показывающая рейтинг набранных баллов и таблица, иллюстрирующая
умение учащихся распоряжаться заработанной суммой денег с максимальной
выгодой (наглядное отражение целей данного урока).
Приложение
2. Вопросы для
компьютерной
презентации
Тема
«Экономическая природа рынка труда».
№
Фамилия, имя
Исходная
сумма
Остаток
1
Будаев Б.
1200
0
2
Герцовский М.
1300
0
3
Диденко Т.
1750
150
4
Змеева Е.
550
0
5
Купавская Е.
2200
0
6
Марьин Р.
1100
-100
7
Можная Т.
1750
50
8
Назарова А.
2250
0
9
Немировский
А.
900
0
10
Пивоваров В.
600
-150
11
Подгорный С.
2950
350
12
Стрибная А.
3800
0
13
Соловьев О
2700
100
14
Федосенко Л.
1900
-350
15
Хачатури Л.
1600
-50
16
Чапчахова М.
2800
200
17
Шилин А.
100
-200
№
лота
Стартовая
цена
Вопрос
Ответ
1
200
Раскройте понятие рынка
труда.
Это совокупность
экономических и
юридических процедур,
позволяющих людям
обменивать свои трудовые
услуги на заработную плату.
2
200
В чем особенность рынка
труда?
Продавцы и покупатели
меняются местами:
покупателями услуг труда
являются фирмы, а
продавцами – люди,
предлагающие эти услуги.
3
200
Что продается и
покупается на рынке
труда?
Услуги труда.
4
200
Что является ценой услуг
труда?
Ставка заработной платы, т.е.
заработная плата работника за
1 час отработанного времени.
5
200
Что такое монопсония?
Рынок одного покупателя, на
котором он влияет на
формирование цен в большей
степени, чем остальные
участники.
Тема «Спрос на услуги труда».
№
лота
Стартовая
цена
Вопрос
Ответ
6
100
Что показывает кривая
спроса фирмы на услуги
труда?
Как изменяется количество
покупаемых услуг труда в
зависимости от изменения
ставки заработной платы.
7
100
Как звучит закон спроса
для рынка труда?
Чем выше плата, которую
работники требуют за свой
труд, тем меньшее их число
готовы нанять работодатели.
8
100
Что показывает
предельный продукт
труда?
Как изменяется общий
продукт труда при изменении
трудозатрат на одну единицу
и при прочих равных
условиях.
9
100
По какой формуле
измеряется предельный
продукт труда?
L
Q
MP
L
10
100
Продолжите фразу»
«Если фирма стремится
максимизировать
прибыль, то она должна
увеличивать затраты
труда до тех пор, пока…»
…денежный доход от
предельного продукта труда
не сравняется с денежными
затратами на него
w
MP
p
L
Тема «Предложение услуг труда».
№
лота
Стартовая
цена
Вопрос
Ответ
11
200
Чему равна
альтернативная
стоимость одного часа
досуга?
Часовой ставке заработной
платы.
12
200
Чем объясняется
положительный наклон
кривой предложения
труда?
Эффектом замены, который
сокращает часы отдыха и
заменяет их часами работы,
т.е. доходом.
13
200
Чем объясняется
отрицательный наклон
кривой предложения
труда?
Эффектом дохода, который
сокращает часы работы и
заменяет их часами отдыха.
14
100
Что показывает
вертикальная кривая
предложения труда?
Эффект дохода полностью
компенсирует эффект замены,
т.е. они разнонаправлены, но
по абсолютной величине
равны.
15
100
Что такое рыночное
предложение труда?
Сумма объемов предложения
труда всех работников при
каждой возможной ставке
заработной платы.
Тема «Формирование заработной платы на рынке труда».
№
лота
Стартовая
цена
Вопрос
Ответ
16
200
Когда ставка заработной
платы является
равновесной?
Если при сложившемся ее
уровне количество людей,
желающих получить работу, и
число рабочих мест,
прелагаемых работодателем,
совпадают.
17
200
Определите по графику
равновесную ставку и
равновесное количество
занятых.
W=150 руб./ч.
L=30 чел.
Тема «Причины различий в уровнях оплаты труда».
№
лота
Стартовая
цена
Вопрос
Ответ
18
200
Назовите главные
факторы, определяющие
уровень оплаты труда.
Сложность труда, тягость
труда, ограниченность
талантов, степень риска.
Тема «Профсоюзы на рынке труда».
№
лота
Стартовая
цена
Вопрос
Ответ
19
200
Чем определяется
заработная плата рабочих,
объединенных в
профсоюз?
Не равновесием между
спросом и предложением
услуг труда, а коллективным
договором между
профсоюзом и фирмой.
20
50
Экономисты считают, что
профсоюзы могут стать
источником инфляции.
Если повышение з/п не
сопровождается ростом
производительности труда, то
Так ли это?
издержки фирмы возрастают,
т.е. возникает инфляция
предложения.
Тема «Что такое безработица?».
№
лота
Стартовая
цена
Вопрос
Ответ
21
200
Как определяется уровень
безработицы?
%
100
_
сила
рабочая
е
безработны
УБ
22
200
Как определяется уровень
занятости?
%
100
_
сила
рабочая
занятые
УЗ
Тема «Виды безработицы».
№
лота
Стартовая
цена
Вопрос
Ответ
23
200
Перечислите виды
безработицы.
Фрикционная, структурная,
циклическая, сезонная.
24
200
К какому типу
безработицы относится
безработный бухгалтер,
уволившийся из-за
сложных отношений с
директором и ищущий
работу по специальности?
Фрикционная безработица.
25
200
К какому типу
безработицы относятся
стеклодувы, которые
много лет тому назад
остались без работы из-за
изобретения специальных
станков для изготовления
бутылок?
Структурная безработица.
26
200
К какому типу
безработицы относятся
рабочие обувной
фабрики, уволенные из-за
кризиса?
Циклическая безработица.
27
200
К какому типу
безработицы относится
владелец водных
аттракционов на Черном
море в декабре?
Сезонная безработица.
Тема «Полная занятость и методы сокращения безработицы».
№
лота
Стартовая
цена
Вопрос
Ответ
28
200
Какие виды безработицы
составляют естественный
уровень безработицы?
Фрикционная и структурная
безработицы.
29
100
Что называется
экономическим
потенциалом страны?
Объем производства товаров
и услуг при полной занятости
ресурсов.
30
200
Что предполагает полная
занятость экономических
ресурсов?
Незагруженные
производственные мощности
на уровне 10-20% и
естественный уровень
безработицы на уровне 5,5-
6,5%.