Напоминание

Урок-аукцион "Рынок труда. Безработица"

Автор: Юмагулова Светлана Николаевна

Должность: учитель информатики и экономики

Учебное заведение: МБОУ Каяльская СОШ Азовского района Ростовской области

Населённый пункт: п. Каяльский

Наименование материала: урок по экономике

Тема: Урок-аукцион "Рынок труда. Безработица"

Описание:

Цель игры:  научить учащихся решать проблему ограниченности экономических ресурсов, самостоятельности принятия решений в сложившейся ситуации;  обобщить и закрепить знания учащихся по изученным темам, подготовить к контрольной работе.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1924

Опубликовано 18.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Урок-игра по теме: «Рынок труда. Безработица»

Игра «Аукцион»
На изучение темы «Рынок труда. Безработица» по программе отводится 10 уроков плюс 1 урок – контрольная работа. Данное мероприятие рекомендуется провести непосредственно перед написанием контрольной работы.
№ урока

Тема

Кол-во часов

Урок 19
Экономическая природа рынка труда 1
Урок 20
Спрос на услуги труда 1
Урок 21
Предложение труда 1
Урок 22
Формирование заработной платы на рынке труда 1
Урок 23
Профсоюзы на рынке труда 1
Урок 24
Прожиточный минимум, минимальная заработная плата и трудовой контракт 1
Урок 25
Как добиться, чтобы человек работал хорошо 1
Урок 26
Что такое безработица 1
Урок 27
Виды безработицы. Понятие полной занятости и методы сокращения безработицы 1
Урок 28
Игра «Аукцион» 1
Урок 29

Контрольная работа №4

1

Оборудование и материалы:
интерактивная доска, компьютер, ведомости для начисления заработной платы и учета купленных лотов (
приложение 1
), деньги (из экономической игры, сделать самостоятельно).
Цель игры
:  научить учащихся решать проблему ограниченности экономических ресурсов, самостоятельности принятия решений в сложившейся ситуации;  обобщить и закрепить знания учащихся по изученным темам, подготовить к контрольной работе.
Описание игры:

Подготовительный этап
Начиная с урока 22, когда дети знакомятся с понятием ставки заработной платы и выясняют причины различий в уровнях оплаты труда работников одной категории, я объявляю, что начиная с этого урока, они являются работниками моей фирмы и будут теперь на каждом уроке получать заработную плату в зависимости от качества выполненной работы. Заработная плата (в виде валюты «монета») дифференцируется: за «5» - учащийся зарабатывает 500 монет, «4» - 400 монет, «3» - 300 монет. Вводится система поощрений и штрафов: за неудовлетворительную работу на уроке снимается штраф в размере 100 монет; за каждое дополнительно выполненное задание начисляется премия
от 100 до 300 монет (в зависимости от сложности задания: ребусы, кроссворды, презентации, тесты). На протяжении всей темы бухгалтер фирмы из числа учащихся класса заполняет ведомость начисления заработной платы. Перед началом аукциона учащиеся получают заработную плату и игра начинается.
Игра «Аукцион» (приложение2)


Заранее готовятся вопросы по теме «Рынок труда. Безработица», которые выступают в качестве лотов для продажи. Все вопросы для наглядности оформляются в программе Power Point. В программе Excel оформляется ведомость начисления заработной платы и ведомость учета купленных лотов. Бухгалтер на протяжении всей игры по инструкции учителя фиксирует количество купленных лотов. Объявляется лот (зачитывается вопрос) и его стартовая цена. Право ответа получает тот, кто купит данный лот. Стартовая цена лота зависит от уровня сложности вопроса: чем проще вопрос, тем выше его стартовая цена и наоборот. Если учащийся, купивший лот, дает неправильный ответ, то любой в классе имеет право ответить и получить данный лот бесплатно. Для того, чтобы получить оценку «5» необходимо купить не менее трех лотов.
Комментарии и дополнения:
Бывают ситуации, когда ученик купил три лота и у него еще есть деньги, но их не хватает на покупку нового лота или наоборот – у ученика нет денег, но он может дать правильный ответ. Я предлагаю следующий вариант: объединиться и поделить купленный лот пополам. Мною выявлена интересная закономерность: сильные учащиеся соглашаются на такой исход, так как уверены в своих знаниях, а слабые неохотно идут на данный вариант. Есть еще один интересный момент: некоторые слабые учащиеся занимают позицию выжидания (так как заработано ими не очень много): ждут, когда у более сильных учеников закончатся деньги и начинают давать свои деньги под «процент», заявляя право на половину купленного лота. Не нужно заострять внимание на данной ситуации, ведь главная цель игры: научить учащихся делать выбор в условиях ограниченности экономических ресурсов и принимать самостоятельное решение в сложившейся экономической ситуации. Во время проведения игры я разрешаю учащимся пользоваться учебниками и тетрадями. Сильные учащиеся во время торгов или не успевают посмотреть в них или просто забывают. Для слабых учащихся это хороший шанс принять участие в игре и заработать оценку. Это ни как не мешает процессу игр

Приложение 1.

Ведомость начисления заработной платы



Фамилия,

имя

Урок 22

Урок 23

Урок 24

Урок 25

Урок 26

Урок 27

Урок 28

Итого

з/п

пр.

шт.

Всего

з/п

пр.

шт.

Всего

з/п

пр.

шт.

Всего

з/п

пр.

шт.

Всего

з/п

пр.

шт.

Всего

з/п

пр.

шт.

Всего

з/п

пр.

шт.

Всего

1

Будаев Б.

300

100

200

100

100

300

300

100

100

0

300

300

300

100

200

1200

2

Герцовский

М.

300

100

100

300

300

100

200

300

300

100

100

400

400

0

100

100

0

1300

3

Диденко Т.

400

100

500

300

150

450

0

400

400

0

100

100

300

300

1750

4

Змеева Е.

300

300

100

-100

300

100

200

100

-100

300

300

100

-100

150

100

50

550

5

Купавская Е.

400

100

500

400

400

100

100

300

100

400

0

400

400

400

400

2200

6

Марьин Р.

300

300

100

-100

300

300

100

100

300

300

100

-100

300

300

1100

7

Можная Т.

300

100

400

300

100

400

0

150

150

0

300

300

400

100

500

1750

8

Назарова А.

400

150

550

300

100

400

300

100

400

400

100

500

0

0

500

200

700

2550

9

Немировский

А.

300

300

100

-100

100

100

300

300

300

300

100

-100

100

100

900

10

Пивоваров В.

0

300

300

300

100

200

300

200

100

0

200

-200

300

100

200

600

11

Подгорный

С.

500

100

600

400

150

550

500

100

400

500

500

100

-100

400

100

500

500

500

2950

12

Стрибная А.

500

200

700

500

100

600

500

500

500

150

650

500

100

600

100

100

500

150

650

3800

13

Соловьев О

400

400

500

100

600

400

400

500

100

600

200

100

100

100

100

500

500

2700

14

Федосенко Л.

300

300

300

300

200

200

300

300

0

400

400

400

400

1900

15

Хачатури Л.

300

300

300

100

400

100

100

0

300

300

400

400

100

100

1600

16

Чапчахова

М.

400

100

500

400

100

500

400

200

600

500

500

0

500

500

200

200

2800

17

Шилин А.

0

300

100

200

300

300

100

-100

300

100

100

300

100

100

0

300

300

1000

Итого
30650
Премия: дополнительное задание - 100 монет, кроссворд, ребус - 150 монет, задача, презентация - 200 монет

Штраф: опоздание на урок - 100 монет, невыполненное домашнее задание - 200 монет.

Ведомость учета лотов




Фамилия,

имя

Л о т ы

Всег

о

лото

в

Оценк

а

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

0

1

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

2

0

2

1

2

2

2

3

2

4

2

5

2

6

2

7

2

8

2

9

3

0

1

Будаев Б.

1

1

3

2

Герцовски

й М.

1

1

2

4

3

Диденко Т.

1

1

1

3

5

4

Змеева Е.

1

1

3

5

Купавская

Е.

1

1

2

4

6

Марьин Р.

1

1

3

7

Можная Т.

1

1

2

4

8

Назарова

А.

1

1

1

3

5

9

Немировск

ий А.

1

1

3

1

0

Пивоваров

В.

1

1

3

1

1

Подгорны

й С.

1

1

1

1

1

5

5

1

2

Стрибная

А.

1

1

1

1

1

5

5

1

3

Соловьев

О

1

1

1

3

5

1

4

Федосенко

Л.

1

1

3

1

5

Хачатури

Л.

1

1

3

1

6

Чапчахова

М.

1

1

1

3

5

1

7

Шилин А.

1

1

3

Для оценивания итогов игры используется ведомость подсчета количества купленных лотов, созданная в программе Excel. В столбец «Всего лотов» вводится формула «=СУММ(C5:AF5)», подсчитывающая количество купленных лотов, а в столбец «Оценка» вводится формула «=ЕСЛИ(AG5>=3;5)+(ЕСЛИ(AG5=2;4))+(ЕСЛИ(AG5=1;3))+ (ЕСЛИ(AG5<1;2))», выводящая оценку в зависимости от количества купленных лотов. Для наглядности итогов игры используется сравнительная диаграмма, показывающая рейтинг набранных баллов и таблица, иллюстрирующая умение учащихся распоряжаться заработанной суммой денег с максимальной выгодой (наглядное отражение целей данного урока).
Приложение

2.
Вопросы для компьютерной презентации
Тема

«Экономическая природа рынка труда».



Фамилия, имя

Исходная

сумма

Остаток

1

Будаев Б.

1200

0

2

Герцовский М.

1300

0

3

Диденко Т.

1750

150

4

Змеева Е.

550

0

5

Купавская Е.

2200

0

6

Марьин Р.

1100

-100

7

Можная Т.

1750

50

8

Назарова А.

2250

0

9

Немировский

А.

900

0

10

Пивоваров В.

600

-150

11

Подгорный С.

2950

350

12

Стрибная А.

3800

0

13

Соловьев О

2700

100

14

Федосенко Л.

1900

-350

15

Хачатури Л.

1600

-50

16

Чапчахова М.

2800

200

17

Шилин А.

100

-200




лота

Стартовая

цена

Вопрос

Ответ
1 200 Раскройте понятие рынка труда. Это совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменивать свои трудовые услуги на заработную плату. 2 200 В чем особенность рынка труда? Продавцы и покупатели меняются местами: покупателями услуг труда являются фирмы, а продавцами – люди, предлагающие эти услуги. 3 200 Что продается и покупается на рынке труда? Услуги труда. 4 200 Что является ценой услуг труда? Ставка заработной платы, т.е. заработная плата работника за 1 час отработанного времени. 5 200 Что такое монопсония? Рынок одного покупателя, на котором он влияет на формирование цен в большей степени, чем остальные участники.


Тема «Спрос на услуги труда».



лота

Стартовая

цена

Вопрос

Ответ
6 100 Что показывает кривая спроса фирмы на услуги труда? Как изменяется количество покупаемых услуг труда в зависимости от изменения ставки заработной платы. 7 100 Как звучит закон спроса для рынка труда? Чем выше плата, которую работники требуют за свой труд, тем меньшее их число готовы нанять работодатели. 8 100 Что показывает предельный продукт труда? Как изменяется общий продукт труда при изменении трудозатрат на одну единицу и при прочих равных условиях. 9 100 По какой формуле измеряется предельный продукт труда? L Q MP L    10 100 Продолжите фразу» «Если фирма стремится максимизировать прибыль, то она должна увеличивать затраты труда до тех пор, пока…» …денежный доход от предельного продукта труда не сравняется с денежными затратами на него w MP p L  
Тема «Предложение услуг труда».



лота

Стартовая

цена

Вопрос

Ответ
11 200 Чему равна альтернативная стоимость одного часа досуга? Часовой ставке заработной платы. 12 200 Чем объясняется положительный наклон кривой предложения труда? Эффектом замены, который сокращает часы отдыха и заменяет их часами работы, т.е. доходом. 13 200 Чем объясняется отрицательный наклон кривой предложения труда? Эффектом дохода, который сокращает часы работы и заменяет их часами отдыха. 14 100 Что показывает вертикальная кривая предложения труда? Эффект дохода полностью компенсирует эффект замены, т.е. они разнонаправлены, но
по абсолютной величине равны. 15 100 Что такое рыночное предложение труда? Сумма объемов предложения труда всех работников при каждой возможной ставке заработной платы.
Тема «Формирование заработной платы на рынке труда».



лота

Стартовая

цена

Вопрос

Ответ
16 200 Когда ставка заработной платы является равновесной? Если при сложившемся ее уровне количество людей, желающих получить работу, и число рабочих мест, прелагаемых работодателем, совпадают. 17 200 Определите по графику равновесную ставку и равновесное количество занятых. W=150 руб./ч. L=30 чел.
Тема «Причины различий в уровнях оплаты труда».



лота

Стартовая

цена

Вопрос

Ответ
18 200 Назовите главные факторы, определяющие уровень оплаты труда. Сложность труда, тягость труда, ограниченность талантов, степень риска. Тема «Профсоюзы на рынке труда».


лота

Стартовая

цена

Вопрос

Ответ
19 200 Чем определяется заработная плата рабочих, объединенных в профсоюз? Не равновесием между спросом и предложением услуг труда, а коллективным договором между профсоюзом и фирмой. 20 50 Экономисты считают, что профсоюзы могут стать источником инфляции. Если повышение з/п не сопровождается ростом производительности труда, то
Так ли это? издержки фирмы возрастают, т.е. возникает инфляция предложения.
Тема «Что такое безработица?».



лота

Стартовая

цена

Вопрос

Ответ
21 200 Как определяется уровень безработицы? % 100 _   сила рабочая е безработны УБ 22 200 Как определяется уровень занятости? % 100 _   сила рабочая занятые УЗ
Тема «Виды безработицы».



лота

Стартовая

цена

Вопрос

Ответ
23 200 Перечислите виды безработицы. Фрикционная, структурная, циклическая, сезонная. 24 200 К какому типу безработицы относится безработный бухгалтер, уволившийся из-за сложных отношений с директором и ищущий работу по специальности? Фрикционная безработица. 25 200 К какому типу безработицы относятся стеклодувы, которые много лет тому назад остались без работы из-за изобретения специальных станков для изготовления бутылок? Структурная безработица. 26 200 К какому типу безработицы относятся рабочие обувной фабрики, уволенные из-за кризиса? Циклическая безработица. 27 200 К какому типу безработицы относится владелец водных аттракционов на Черном море в декабре? Сезонная безработица.
Тема «Полная занятость и методы сокращения безработицы».




лота

Стартовая

цена

Вопрос

Ответ
28 200 Какие виды безработицы составляют естественный уровень безработицы? Фрикционная и структурная безработицы. 29 100 Что называется экономическим потенциалом страны? Объем производства товаров и услуг при полной занятости ресурсов. 30 200 Что предполагает полная занятость экономических ресурсов? Незагруженные производственные мощности на уровне 10-20% и естественный уровень безработицы на уровне 5,5- 6,5%.


Яндекс.Метрика