Напоминание

"Сотворческие стратегии смыслового чтения на уроке литературы в 5 классе при изучении произведения Е.И.Замятина "Огненное А"

Автор: Мантрова Татьяна Николаевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №16 "Интерес"

Населённый пункт: город Люберцы, Московская область

Наименование материала: Мастер-класс по проведению урока литературы

Тема: "Сотворческие стратегии смыслового чтения на уроке литературы в 5 классе при изучении произведения Е.И.Замятина "Огненное А"

Описание:

Представлена разработка проведения мастер-класса. Включён раздаточный материал, используемый на уроке, предложена презентация.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=1993

Опубликовано 22.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Мантрова Татьяна Николаевна, г. Люберцы, Московская область, Россия
Слайд №1

Сотворческие стратегии смыслового чтения на уроке литературы в 5 классе

при изучении произведения Е.И.Замятина «Огненное А»
Необходимость развития личности каждого ребенка, его индивидуальных способностей и личностных качеств - основная задача школьного образования. Новые методики, программы, технологии преследуют цель подготовить и вырастить человека думающего и чувствующего, который обладает определенной суммой знаний, умеет использовать эти знания в жизни, действовать адекватно в любой ситуации, быстро и разумно решать проблемы на разных уровнях. Учителю важно найти подход к личности ребенка, к его внутреннему миру, разбудить еще не развитые способности и возможности. Педагогу необходимо выбрать технологию обучения, которая позволила бы практически решить проблемы и противоречия, создать условия для развития способностей учащихся к самообразованию и самореализации.
Слайд №2

Для меня таким помощником оказалась педагогика сотрудничества.
Преимущества данной технологии я вижу в следующем. В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний. Каждый ученик способен овладеть ЗУН на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития, в результате чего чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, повышается ответственность его не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Сотрудничество разных по уровню успеваемости детей приводит к тому, что слабые доходят до уровня среднего, а средние до уровня сильного ученика. Всё это, как подсказывает опыт, даёт возможность учащимся раскрыться, работать творчески, а учение делает интересным и успешным.
Главная идея обучения в сотрудничестве
- учиться вместе. Обучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не соревнование. Равные
возможности предполагают, что любой учащийся должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученики затрачивают максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. А учитель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта. В ходе такого обучения все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают доминирование одного мнения над другими, в процессе такого диалога ученики учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе сопоставления, анализа информации, учатся оценивать разные мнения, принимать продуманные ответственные решения, участвовать в дискуссиях, открыто общаться с другими людьми. Мне видится интересным использование приёмов технологии сотрудничества в работе по реализации одной из четырёх междисциплинарных программ – «Стратегии смыслового чтения. Работа с текстом»- фундамента всех обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования результатов. Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. К сожалению, в современном обществе упал престиж читающего человека, снизилось качество читаемой литературы, нет удовлетворения от чтения, появились у молодёжи другие развлечения. Однако стоит ли говорить о том, как велика значимость чтения для развития человеческого потенциала, повышения культуры, образованности населения, изменения качества его жизни. Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становится инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства, и именно школа является критически важным ключевым звеном в этом процессе.

Освоение программы «Смысловое чтение. Работа с текстом» дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению
профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.
Слайд №3
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Слайд №4 (Автор и название произведения)
Так, на уроке литературы в 5 классе при изучении произведения Евгения Ивановича Замятина «Огненное А» я использую несколько сотворческих стратегий смыслового чтения, которые, на мой взгляд, расширяют предметную область и формируют важнейшие метапреметные умения.
Слайд №5

Стратегия № 1. Направленное чтение
Необходимо представить личность писателя, для этого я использую тексты с фрагментами биографии Замятина, воспоминанием о нём Юрия Анненкова. Думаю, что знакомство с этими текстами поможет представить личность незаурядного писателя, понять его произведение. А также текст-памятку о значении чтения. Цель: формировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.
Слайд №6 (о делении на группы)
1.Обучающиеся делятся на группы (четвёрочки). Ученики в группах читают небольшие по объему тексты, содержащие информацию (1) -о значении чтения в жизни каждого человека, (2)- фрагменты воспоминания Ю.Анненкова о Е.И.Замятине. Учитель задает проблемные вопросы по прочитанному.  Актуально ли чтение ? Для чего нужно читать книги?
Слайд №7 (цитаты о чтении)

 Что вы знаете о писателе? Обращение к фрагментам автобиографии (распечатка лежит на столах учащихся), портрету Замятина работы Б.Кустодиева.
Слайд №8
 Обсуждение воспоминания Ю. Анненкова о Е.И.Замятине. Что можно сказать о писателе после прочтения воспоминания.
Слайд №9

Стратегия №2. Читаем и спрашиваем
Цель: сформировать умения самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в группах.
Слайд №10 (задания)
1.Ученики про себя читают предложенный текст рассказа Е.И.Замятина «Огненное А» или часть текста, выбранную учителем. Чтение может осуществить и учитель. 2. Ученики формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы. Например: почему А- «огненное»? Почему взрослые изображены «глупыми»? Почему «А»? Можно ли назвать героя рассказа Вовочку нашим современником? Чему нас может научить рассказ?
Слайд №11 (Словарная работа)

Учитель:
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к основным событиям рассказа, его сюжету. (Нужно вспомнить лексическое значение слова «сюжет»- словарная работа).
Слайд №12 (Слова Ушинского)
Учитель обращает внимание на заранее написанные на доске слова К.Д.Ушинского «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Работа со словом обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё и развивает орфографический навык, что немаловажно. При изучении новых терминов на уроках литературы прибегаю к такому приёму.
Слайд №13 (Термины)
Заранее назначаю «теоретика» (или группу учащихся), которые
готовят

проекты по истории происхождения, бытования этих терминов
. Проекты могут быть выполнены как на бумажных, так и на электронных носителях (презентации). А учащиеся на уроках во время знакомства с терминологией делают пометки
в

«Дневниках моих записей».

Слайд №14


Стратегия №3 Чтение с пометками. Работа по сюжету произведения.
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Слайд №15
Работа в группах.
1 группа учащихся
, т.е., например, 4 человека, заполняют таблицы (таблицы учитель готовит заранее): Кто что когда где почему Главные герои Вовочка и 3 второклассника Сложили из дров букву «А» Сделали это ночью На пустом дворе Подать знак марсианам Учащиеся составляют по заполненной таблице рассказ, в котором должен быть передан сюжет произведения.
Слайд №16

Вторая группа учащихся
обсуждает, почему именно буква «А». (Как варианты ответов: первая, главная; легче строится, это эмоциональный сигнал, может быть названа капитаном, придаёт важность, лучше видна, понятна, похожа на шагающего человечка) Один из группы обобщает работу, используя ответы всех учащихся
Третья группа учащихся
обсуждает, почему «А»- огненная. (Она лучше видна, марсиане привыкли к красному цвету, марсиане видят тепло, привлекают знания истории; можно предположить, что во всех языках есть эта буква, что есть один земной язык, по принципу: сказал «А», скажи и «Б». И тогда начнётся что-то новое. Мальчики стремятся к началу эпохи). Один из группы обобщает работу, используя ответы всех учащихся. Формирую у школьников способности не просто пересказывать текст, но и умение выразить свое отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, или оценивать героев произведения, о которых прочитал. Речь идет о том, чтобы научить школьника вступать в диалог с автором текста, спорить с ним или соглашаться с его мнением, научить строить свой, авторизованный текст, свой речевой постулат. С этой целью предлагаю обучающимся участвовать в дискуссии, составлять характеристики героям, делать аннотацию любимой книги. Мои ученики и сами сочиняют стихи и загадки, пишут лингвистические и волшебные сказки, готовят сообщения и интересные доклады, участвуют в читательских конференциях и заочных экскурсиях.
Слайд №17 Свободный микрофон

Учитель ведёт диалог, осуществляет и словарную работу
. Для этого
использую форму работы с текстом «Свободный микрофон».
В качестве «микрофона» можно предложить любой похожий на него предмет: линейку, пенал и т.д.
 Есть ли в рассказе герои, желающие установить контакт с марсианами?  Какие слова подчёркивают «огонь» любознательности?  Вспомните выражение «работать с огоньком». Что это значит?  Когда у человека загорается взгляд?  Есть ли в рассказе герои, желающие установить контакт.  Какие слова подчёркивают огонь любознательности?  Словарная работа: ушки горят, щёчки горят.  Почему рассказ называется «Огненное «А»? (Добиться, чего бы это ни стоило- основная идея рассказа)  Докажите, что герои- ровесники.  Как автор относится к героям? (Он их понимает, они ему нравятся)  Найдите слова, в которых автор характеризует ребят. Работа с записанными на доске словами: самые великие второклассники, самые верные, самые умные.  Подтвердите это текстом.  Всегда ли они самые верные? (Скрытая насмешка автора- ирония)
Учитель: знакомство со словом «ирония». ( Группа теоретиков)
 Есть ли ирония в словах «самые умные»?  Как устанавливают связь с марсианами?  Серьёзно ли звучит в тексте слово «великие»? Учитель: одни и те же характеристики звучат по-разному. Автор улыбается. Какой это смех? Конечно, Е.И.Замятин относится к затее мальчиков с юмором (уточнить значение слова по словарю).  Какие выводы для себя могли бы сделать дети? К чему надо стремиться в жизни?
Слайд №18

Использую ещё один приём работы, называю его «Дневник моих записей».
На уроках литературы школьники учатся задавать вопросы разного уровня сложности, делать выводы и обобщения, выписки, составлять тезисы (выделять главную, существенную и второстепенную информацию), составлять план (простой или сложный), перекодировать полученную информацию в графические схемы, описывать и комментировать все свои действия, давать оценку выявленной информации. В конце данного урока предлагаю письменно ответить на вопросы: «Какие ассоциации вызвала сказка? Что меня удивило, развеселило, заставило задуматься? Что в характере мальчиков показалось интересным?» (Пишут школьники в Дневниках моих записей) (Вопросы на выбор, по желанию)
На этом уроке литературы я формировала следующие результаты обучающихся:
Слайд №19

Личностные:
 Сформировнность ценностного отношения к чтению  Совершенствование читательских навыков  Развитие эстетического вкуса  Формирование развивающего круга чтения
Слайд №20

Метапредметные
 умение эффективно использовать различные стратегии работы с текстом  Обращаться к различным информационным источникам  Объективно оценивать достоверность и значимость информации  Освоить опыт проектной /исследовательской деятельности
Слайд №21

Предметные
 усвоение учебного содержания (по плану) Стараюсь создать творческую атмосферу на каждом уроке, каждом занятии. Использую работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по началу. Добиваюсь обеспечения уверенности учащихся в собственных силах, в возможности достижении успеха; исключаю методы принуждения к учению. Понимаю, как важно установить демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, работать в непринужденной атмосфере общения педагога с учащимися, учащихся между собой. На каждом своём занятии пытаюсь создать условия для продвижения вперед «слабому» и ускоренного развития «сильных»; организовать на основе добровольности взаимопомощь «сильных» учащихся «слабым». Большое удовольствие получаю тогда, когда удаётся создать на занятии комфортные условия учебно-воспитательного процесса, когда на уроке царит обстановка радости успеха, нет боязни провала и отрицательной оценки, когда дети эмоционально раскованны. Поощряю инициативу и вопросы учащихся к педагогу и друг к другу. Использую широкое применение педагогических средств, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности: эвристические беседы, «продуктивные» вопросы, творческие задания, самостоятельные работы. Поддержание интереса учащихся во всех его видах и проявлениях, поощрение и поддержка высокого уровня любознательности, применение «активных» форм и методов организации и проведения занятий обеспечит положительную мотивацию учащихся в учении,
объективность и справедливость оценки учебных успехов учащихся. Обучение в сотрудничестве даёт возможность развитию творческих способностей учащихся. Приобретённые моими учащимися умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия, а также многие другие умения и навыки позволяют принимать участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности от школьного до российского уровней, становиться победителями и призёрами соревнований, конкурсов, проектов.


Яндекс.Метрика