Напоминание

Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся с нарушением слуха при работе над учебным проектом

Автор: Грошева Алла Владимировна

Должность: учитель биологии

Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа – интернат АОП № 1 г. Энгельса"

Населённый пункт: г. Энгельс

Наименование материала: статья

Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся с нарушением слуха при работе над учебным проектом

Описание:

Проектная деятельность – важное средство развития универсальных учебных действий и социализации учащихся с нарушением слуха. Предлагаю ознакомиться с опытом работы в этом направлении.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=2094

Опубликовано 02.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся с нарушением слуха при работе над учебным проектом Проектная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Это особенно актуально в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно для детей с нарушением слуха. Учащиеся вовлекаются в активный познавательный и творческий процесс, учатся применять свои знания в новых условиях, ориентироваться в мире информации. Проектная деятельность развивает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, дает учащимся реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Задачи проектной деятельности в процессе обучения детей с ОВЗ заключаются в том, чтобы развивать у учащихся умение размышлять, анализировать, сравнивать, расширять их представление об окружающем мире через собственную исследовательскую деятельность, развивать понимание окружающего мира и своей роли в нем. В процессе работы над проектом формируются все универсальные учебные действия: познавательные, общеучебные, логические, коммуникативные. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность личностного и познавательного развития и саморазвития личности. Предметом исследования проектной работы могут быть социально значимые процессы, явления природы, объекты окружающего мира, процессы, происходящие в нем. В своей работе мы используем самые разные типы и тематику проектов. Исследовательские проекты «Растения нашего класса», «Почему снег белый?». Информационные проекты: «История Нового года», «Твое имя». Прикладные проекты: «Новогодние игрушки своими руками», «Пряничный домик». Проекты – акции: «Дерево – памятник природы», «Неделя защиты животных». С большим удовольствием ребята принимают участие в международных сетевых проектах ГлобалЛаб: «Декабрьский синхронный стоп-кадр», «Птицы на виду», «Облачный покров» и других. В процессе работы над проектом учащиеся ищут информацию в разных источниках, выбирают и анализируют информацию, выполняют измерения и опыты, делают выводы под руководством учителя. По окончании практической части проекта учащиеся под руководством учителя оформляют компьютерную презентацию. Технология работы над проектом заключена в приведенной ниже матрице. Проект «Дерево – памятник природы». Матрица проекта 1. Тема проекта: «Дерево – памятник природы» 2. Предмет исследования : выявление старовозрастных деревьев для присвоения им статуса Дерева – памятника живой природы Саратовской области
3. Авторы проекта: учащиеся 8а класса Руководители проекта: Грошева А.В., Левыкина Г.А. 4. Проблема, сформулированная учащимися: в Саратовской области много ценных старовозрастных деревьев, которые необходимо охранять, но они не охраняются и могут погибнуть. 5. Цели и задачи
Цель проекта для учащихся:

Цель работы над проектом для учителя:
Выявить деревья, подлежащие охране и представить их для присвоения статуса памятника природы Вовлечь учащихся в общественно значимую работу, воспитывать экологическое самосознание Задачи работы над проектом для учащихся: Задачи работы над проектом для учителя:  Изучение теории вопроса об объектах – памятниках природы;  Проведение исследования по выявлению старовозрастных деревьев;  Способствовать сохранению природного наследия Саратовской области.  Предложить направление поиска;  Организовать работу на природе;  Консультировать по способу получения и оформления информации. 6. Ожидаемые результаты
Описание продукта, полученного

учащимися в результате выполнения

проекта:

Описание результата работы учащихся над

проектом, полученного учителем
 Подготовка материалов проекта  Подготовка презентации  Ходатайствовать перед ОДЭЦ г. Саратова о присвоении дереву статуса Памятника живой природы Саратовской области  Закрепление навыка поиска и отбора нужной информации из разных источников, включая Интернет;  Закрепление навыков поисково- исследовательской работы (постановка цели, выбор методов, выполнение измерений, фотографирование обработка и анализ результатов, выводы);  Навыки сотрудничества, работы в команде;  Повышение заинтересованности и мотивации к изучению предмета;  Формируется экологическое самосознание.  Закрепление навыков работы на ПК и создания презентации;  Формирование навыка публичного выступления и презентации результатов.
7. Вид проекта: социальный проект - акция 8. Знания образовательной области:
Название учебного

предмета

Раздел

Тема

Кол-во

часов
Биология Растения Жизненные формы растений. Жизнедеятельность растительного организма Приспособленность растений к жизни в природном сообществе 1 ч 9 ч 7 ч 8.2. Другие учебные предметы:
Название учебного

предмета

Раздел

Тема

Кол - во
Экология Охрана растительного и животного мира Охраняемые территории 1 ч 9. Надпредметная информация, необходимая учащимся для выполнения проекта:
Область человеческих знаний

Необходимая информация
Городское хозяйство Зеленые насаждения и их охрана 10. Количество школьников, участвующих в проекте: 5 человек 11. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта : ПК с выходом в Интернет, фотоаппарат, рулетка. 12. Планируемое время и деятельность учащихся и учителя на различных этапах проекта: Этап Кол-во часов Содержание деятельности уч-ся на различных этапах проекта Содержание деятельности учителя на различных этапах проекта Поиско вый 2  Формулировка задачи;  Обсуждение;  Выбор форм проекта (социальный, акция, исследовательский);  Формулирование целей и задач;  Определение этапов проекта  Мотивация учащихся к обсуждению поставленной проблемы  Помощь в выборе тем поиска  Консультирование учащихся в постановке цели и задач Аналити ческий 4  Изучение Положения акции «Деревья – памятники живой природы»;  Помощь в подборе информации, обработке
 Поиск, сбор информации;  Отбор нужной информации; . данных  Организация процесса деятельности учащихся Практичес кий 10  Выбор дерева;  Фотографирование;  Выполнение измерений диаметра и высоты;  Определение вида и возраста дерева;  Создание слайдов для презентации проекта.  Помощь учащимся в выполнении измерений, работе с определителем ;  Оказание необходимой помощи учащимся при создании презентации. Презентац ионный 4  Презентация проекта.  Защита проекта  Проверка презентации;  Распределение ролей для презентации. Оценочны й 1  Оценка полученных результатов  Определение степени участия каждого члена группы в проекте  Оценка результатов, выводы  Поощрение наиболее активных 13. Организационные формы работы учащихся над проектом:
Форма работы учащихся

Количество часов
Групповая работа 12 Самостоятельная работа учащихся 6 Консультации с руководителем проекта 2 Консультации с экспертами (педагогами – предметниками) 1 14. Форма представления продукта : защита проекта в форме электронной презентации с фотоматериалами, анкета дерева. По окончании работы над проектом все участники отвечают на вопросы рефлексивной анкеты: 1) Тебе понравилось участие в проектах, почему? 2) Как думаешь, какие умения и качества ты приобрел, участвуя в проектах? · Умение общаться с людьми · Работать в команде · Научился договариваться · Выступать перед аудиторией · достигать компромисса
· искать разную информацию, пособия, инструменты · работать с компьютерной графикой · решать и понимать какие потребности у меня и других людей · быть ответственным · организованности 3) Как эти умения и качества помогут тебе в дальнейшей жизни? · Буду лучше общаться с людьми · Помогут не остаться в стороне · Добиться успеха · Найти выход из трудной ситуации · Умение работать в группе · Помогут с выбором профессии · Лучше понимать людей · Устроившись на работу, находить с людьми общие интересы · Буду просчитывать каждый шаг, не буду бездействовать · достигать компромисса · Научился ответственности · Легче будет работать потом в будущей профессии 4
)
Ты хотел бы в дальнейшем поучаствовать еще и в других группах и проектах? (да, нет, не знаю) 5) Если бы ты снова участвовал в проекте, то: а) выбрал бы ту же группу (да, нет, не знаю) б) выбрал бы ту же деятельность (да, нет, не знаю) Ответы на вопросы анкеты позволяет каждому ученику осознать свой приобретенный опыт, знания и умения, понять, как и где это можно применить в дальнейшей жизни, продвигает личностное самосознание. Таким образом, проектная деятельность развивает все основные универсальные учебные действия, познавательную активность, способствует социализации детей с нарушением слуха.


Яндекс.Метрика