Напоминание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Здоровый образ жизни и безопасность" 5-8 класс 34 часа

Автор: Беспалова Лариса Николаевна

Должность: учитель биологии

Учебное заведение: МБОУ гимназия №5

Населённый пункт: Город Кызыл Р. Тыва

Наименование материала: Рабочая программа

Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Здоровый образ жизни и безопасность" 5-8 класс 34 часа

Описание:

Разработанная программа составлена на основе: -общешкольной программы "Содействия здоровью" - примерной программы по валеологии основного общего образования с учетом федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. -примерной программы по валеологии основного общего образования. -санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ; - Конвенции о правах ребенка; - закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”; - закона РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”; (утверждены постановлением Главного Государственного врача РФ от 29.12.2010 г №189 -учебного плана МБОУ гимназии №5(федерального, регионального компонента и учебного компонента ОУ) -годового учебного календарного графика на текущий год, -образовательной программы МБОУ гимназии №5, -плана воспитательной работы классного руководителя.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=2153

Опубликовано 05.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


2014-2015 учебный год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №5 ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Здоровый образ жизни и безопасность»

5-8 класс
34 часа

Пояснительная записка.
Разработанная программа составлена на основе: -общешкольной программы «Содействия здоровью» - примерной программы по валеологии основного общего образования с учетом федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. -примерной программы по валеологии основного общего образования. -санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ; - Конвенции о правах ребенка; - закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”; - закона РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”; (утверждены постановлением Главного Государственного врача РФ от 29.12.2010 г №189 -учебного плана МБОУ гимназии №5(федерального, регионального компонента и учебного компонента ОУ) -годового учебного календарного графика на текущий год, -образовательной программы МБОУ гимназии №5, -плана воспитательной работы классного руководителя
.


Цель:
формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни
.

Задачи:
-отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения; -создать информационный банк о состоянии здоровья подростков; -организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ через классные часы и родительские собрания., -формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность; -осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья подростков; Здоровье людей во все времена считалось высшей ценностью жизни. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Система, образования несет свою, и немалую долю ответственности за здоровье подрастающего поколения. Больше половины активного времени жизни школьник проводит в школе или занимается школьными делами. Поэтому гигиенические условия обучения, организация педагогического процесса, психологическое воздействие педагогов и другие факторы определяют, как и в какой степени влияет школа на здоровье своих учеников. Среди ряда причин, из-за которых происходит нарушение здоровья школьников, выделяются: 1. Чрезмерная занятость; 2. Высокие учебные нагрузки; 3. Несоответствие между внешними требованиями и возможностями ребенка. Исходя из этого, разработана программа для оптимального использования здоровъесберегающей деятельности в процессе образования в МБОУ гимназии №5. Программа для классного руководителя в работе по направлению «Здоровье» Программа имеет как оздоровительное, так и научно-исследовательское значение. Путём реализации программы классным руководителем раскрываются возможности в применении здоровъесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни школьников. Понятие здорового образа рассматривается как норма жизни семьи .Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей ребёнка и его родителей, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности. В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Концепция укрепления здоровья детей, использование системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательном процессе. Глобальная проблема нашего времени - это охрана физического и психического здоровья детей. Для решения этой проблемы в классе используются следующие
формы работы
: -Тематические классные часы по предупреждению различных заболеваний; -Родительские собрания по ЗОЖ; -Общешкольные Дни Здоровья; -Экскурсии.
Учет состояния детей:
-анализ медицинских карт; -определение группы здоровья; -учет посещаемости занятий; -контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
-организация посещения учащимися спортивных секций, кружков, спорткомплексов. -дни здоровья;
Урочная и внеурочная работа:
-классные часы общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис и т д. Вне сомнения, результативность такой работы возможна лишь при условии тесного контакта педагогических и медицинских работников, семьи и наличии программы по укреплению здоровья детей. Система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно- воспитательный процесс с учётом возрастных и индивидуальных морфо-физических и психологических особенностей детей. Существенное значение имеет оценка психологической ситуации в семье, классе, для этого классным руководителем составляются карты индивидуального сопровождения. Понятие здоровъесберегающей деятельности включает в себя формы и методы нравственно- гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены,
организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, проведение эффективного закаливания, продуманную организацию досуга. Для более углублённого изучения психического здоровья детей и своевременной его коррекции в классе проводятся диагностические срезы эмоционально-чувственной сферы. Важнейшим фактором развития психического здоровья является создание благоприятного психологического климата и взаимоотношений учителей с детьми, с родителями, родителей с учителями. Программа для учащихся 5-8 класса. Исполнитель классный руководитель.
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
-здоровьесберегающие медицинские технологии; -здоровьесберегающие технологии административной работы в школе; -здоровьесберегающие технологии семейного воспитания; -здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
Основные направления программы:

-Работа с учащимися.
Классные часы, Дни здоровья, беседы со школьным медиком, организация дежурства в классе. -
Работа с родителями.
Родительские собрания, беседы со школьным медиком ,анкетирование.
-Работа с детьми и родителями
Проведение совместных мероприятий :Дней здоровья, походы итд.

Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы будут: -пропаганда здорового образа жизни; - снижение вредных привычек у подростков и родителей. • апробированы элементы методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам; -увеличено число детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни; -разработка школьной программы по здоровьесбережению; -разработать рекомендации для родителей, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения.
Исполнитель.
Классный руководитель.

Класс

Тема

сроки

5 класс
Правила дорожного движения. сентябрь Что вы знаете о здоровом образе жизни? /анкета/ сентябрь Осенний кросс. октябрь Как с ребёнком приготовить домашнее задание./родительское собрание/ октябрь Профилактика заболеваний .Грипп, Гепатит. ноябрь Твой режим дня. декабрь Профилактика заболеваний. Клещевой энцефалит март День здоровья. /Весёлые старты/ май
6 класс
Правила дорожного движения сентябрь Осенний кросс. октябрь Моё здоровье /анкета/ ноябрь Вред и польза компьютера. февраль Профилактика заболеваний .ОРЗ. март Твоё здоровье в твоих,руках,,/,жвачка,чипсы,газировка/ апрель Вредные привычки, как и почему они появляются, можно ли этого избежать? /родительское собрание/ апрель День здоровья /Весёлые старты/ май
7 класс
Правила дорожного движения сентябрь Осенний кросс. октябрь Анкета «В здоровом теле - здоровый дух» октябрь Профилактика заболеваний .Грипп. ноябрь Инструктаж по технике безопасности. декабрь Сквернословие и здоровье. февраль Компьютер и здоровье ребёнка./родительское собрание/ март День здоровья./поход/ май
8 класс
Правила дорожного движения. Охрана безопасности жизни. сентябрь Осенний кросс. октябрь Профилактика заболеваний .Грипп. ноябрь Питание и здоровье. декабрь Суицид. Здоровые дети в здоровой семье./родительское собрание/ Влияние вредных привычек на организм человека. Возрастные особенности подростка./беседа с медиком/ День здоровья./экскурсия/

Содержание программы:

Правила дорожного движения / 4 часа/
Классный час проводится в 5-8 классах с учётом возрастных особенностей, направлен на изучение правил дорожного движения и сохранение безопасности жизни.
Осенний кросс /4 часа/
Проводится как общешкольное мероприятие участвует две команды от класса.
День здоровья./4 часа/
Общешкольное мероприятие, проводится совместно с родителями. 5-6 класс «Весёлые старты» 7 класс Поход за пределы города. 8 класс Экскурсия по городу/набережная национальный парк, старый город/
Тематические классные часы. /17 часов/
5-6 класс Направлены на изучение ЗОЖ, организации режима дня ,профилактики распространённых заболеваний. Изучение вреда и пользы компьютера. 7 -8 класс Инструктажи по технике безопасности, правильное питание, поведение и здоровье. Как сохранить своё здоровье и жизнь, какие бывают вредные привычки.
Родительские собрания /4 часа/
5-6 класс. Анкетирование. Как организовать режим дня школьника, правильное питание. выполнение домашнего задания. Какие вредные привычки могут возникать у ребёнка и как их избежать. 7-8 класс Здоровые дети в здоровой семье/ компьютер, вредные привычки, конфликты/.Анкетирование и анализ анкет
Беседа с медиком школы 1 / час/
Направлена на возрастные изменения подростка.

Используемые методики:
1. Методика Лутошкина А.Н. по изучению уровня развития детского коллектива. Цель: выявить межличностные отношения в группе, коллективе. 2. Методика Жедуновой Л.Г. «Психологическая атмосфера в коллективе». Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.
Литература:
1. Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008. 2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004, 3. Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996. 4. Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003, 5. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1. 6. Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996. 7. Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997. 8. Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. 9. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. 10. Касаткин В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья. - 1994. -Т.1.- № 1. 11. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., Просвещение, 2002 14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005. 15. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
16. Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997 .



Яндекс.Метрика