РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Здоровый образ жизни и безопасность" 5-8 класс 34 часа
Автор: Беспалова Лариса Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ гимназия №5
Населённый пункт: Город Кызыл Р. Тыва
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Здоровый образ жизни и безопасность" 5-8 класс 34 часа
Описание:
Разработанная программа составлена на основе:
-общешкольной программы "Содействия здоровью"
- примерной программы по валеологии основного общего образования с учетом федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
-примерной программы по валеологии основного общего образования.
-санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ;
- Конвенции о правах ребенка;
- закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”;
- закона РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”;
(утверждены постановлением Главного Государственного врача РФ от 29.12.2010 г №189
-учебного плана МБОУ гимназии №5(федерального, регионального компонента и учебного компонента ОУ)
-годового учебного календарного графика на текущий год,
-образовательной программы МБОУ гимназии №5,
-плана воспитательной работы классного руководителя.
2014-2015 учебный год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №5 ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Здоровый образ жизни и безопасность»
5-8 класс
34 часа
Пояснительная записка.
Разработанная программа составлена на основе:
-общешкольной программы «Содействия здоровью»
- примерной программы по валеологии основного общего образования с учетом федерального
компонента Государственного стандарта основного общего образования.
-примерной программы по валеологии основного общего образования.
-санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ;
-
Конвенции о правах ребенка;
- закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”;
- закона РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”;
(утверждены постановлением Главного Государственного врача РФ от 29.12.2010 г №189
-учебного плана МБОУ гимназии №5(федерального, регионального компонента и учебного
компонента ОУ)
-годового учебного календарного графика на текущий год,
-образовательной программы МБОУ гимназии №5,
-плана воспитательной работы классного руководителя .
Цель:
формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и
навыков здорового образа жизни .
Задачи:
-отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного
отслеживания в течение периода обучения;
-создать информационный банк о состоянии здоровья подростков;
-организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ через классные часы и
родительские собрания.,
-формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;
-осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики
за состоянием здоровья подростков;
Здоровье людей во все времена считалось высшей ценностью жизни. В современном обществе
оно становится еще и условием выживания. Система, образования несет свою, и немалую долю
ответственности за здоровье подрастающего поколения. Больше половины активного времени
жизни школьник проводит в школе или занимается школьными делами. Поэтому гигиенические
условия обучения, организация педагогического процесса, психологическое воздействие
педагогов и другие факторы определяют, как и в какой степени влияет школа на здоровье своих
учеников.
Среди ряда причин, из-за которых происходит нарушение здоровья школьников, выделяются:
1. Чрезмерная занятость;
2. Высокие учебные нагрузки;
3. Несоответствие между внешними требованиями и возможностями ребенка.
Исходя из этого, разработана программа для оптимального использования здоровъесберегающей
деятельности в процессе образования в МБОУ гимназии №5.
Программа для классного руководителя в работе по направлению «Здоровье»
Программа имеет как оздоровительное, так и научно-исследовательское значение. Путём
реализации программы классным руководителем раскрываются возможности в применении
здоровъесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни школьников.
Понятие здорового образа рассматривается как норма жизни семьи .Здоровый образ жизни,
направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает
полноценное развитие и реализацию возможностей ребёнка и его родителей, способствует его
социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.
В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье детей и подростков относится к
приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Концепция укрепления здоровья детей, использование системы мер по сохранению и
укреплению здоровья школьников в образовательном процессе.
Глобальная проблема нашего времени - это охрана физического и психического здоровья детей.
Для решения этой проблемы в классе используются следующие формы работы :
-Тематические классные часы по предупреждению различных заболеваний;
-Родительские собрания по ЗОЖ;
-Общешкольные Дни Здоровья;
-Экскурсии.
Учет состояния детей:
-анализ медицинских карт;
-определение группы здоровья;
-учет посещаемости занятий;
-контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
-организация посещения учащимися спортивных секций, кружков, спорткомплексов.
-дни здоровья;
Урочная и внеурочная работа:
-классные часы общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности,
спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы,
настольный теннис и т д.
Вне сомнения, результативность такой работы возможна лишь при условии тесного контакта
педагогических и медицинских работников, семьи и наличии программы по укреплению
здоровья детей.
Система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно-
воспитательный процесс с учётом возрастных и индивидуальных морфо-физических и
психологических особенностей детей. Существенное значение имеет оценка психологической
ситуации в семье, классе, для этого классным руководителем составляются карты
индивидуального сопровождения.
Понятие здоровъесберегающей деятельности включает в себя формы и методы нравственно-
гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены,
организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и
систематических занятий физической культурой, проведение эффективного закаливания,
продуманную организацию досуга.
Для более углублённого изучения психического здоровья детей и своевременной его коррекции в
классе проводятся диагностические срезы эмоционально-чувственной сферы. Важнейшим
фактором развития психического здоровья является создание благоприятного психологического
климата и взаимоотношений учителей с детьми, с родителями, родителей с учителями.
Программа для учащихся 5-8 класса.
Исполнитель классный руководитель.
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
-здоровьесберегающие медицинские технологии;
-здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
-здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
-здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические
технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры
здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование
представления о здоровье как ценности.
Основные направления программы:
-Работа с учащимися.
Классные часы, Дни здоровья, беседы со школьным медиком, организация дежурства в классе.
- Работа с родителями.
Родительские собрания, беседы со школьным медиком ,анкетирование.
-Работа с детьми и родителями
Проведение совместных мероприятий :Дней здоровья, походы итд.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы будут:
-пропаганда здорового образа жизни;
- снижение вредных привычек у подростков и родителей. •
апробированы элементы методик
по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации,
предрасположенности к вредным привычкам;
-увеличено число детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа
жизни;
-разработка школьной программы по здоровьесбережению;
-разработать рекомендации для родителей, учителей - предметников, позволяющие
систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения.
Исполнитель. Классный руководитель.
Класс
Тема
сроки
5 класс
Правила дорожного движения.
сентябрь
Что вы знаете о здоровом образе жизни? /анкета/
сентябрь
Осенний кросс.
октябрь
Как с ребёнком приготовить домашнее задание./родительское собрание/
октябрь
Профилактика заболеваний .Грипп,
Гепатит.
ноябрь
Твой режим дня.
декабрь
Профилактика заболеваний. Клещевой энцефалит
март
День здоровья. /Весёлые старты/
май
6 класс
Правила дорожного движения
сентябрь
Осенний кросс.
октябрь
Моё здоровье /анкета/
ноябрь
Вред и польза компьютера.
февраль
Профилактика заболеваний .ОРЗ.
март
Твоё здоровье в твоих,руках,,/,жвачка,чипсы,газировка/
апрель
Вредные привычки, как и почему они появляются, можно ли этого
избежать? /родительское собрание/
апрель
День здоровья /Весёлые старты/
май
7 класс
Правила дорожного движения
сентябрь
Осенний кросс.
октябрь
Анкета «В здоровом теле - здоровый дух»
октябрь
Профилактика заболеваний .Грипп.
ноябрь
Инструктаж по технике безопасности.
декабрь
Сквернословие и здоровье.
февраль
Компьютер и здоровье ребёнка./родительское собрание/
март
День здоровья./поход/
май
8 класс
Правила дорожного движения. Охрана безопасности жизни.
сентябрь
Осенний кросс.
октябрь
Профилактика заболеваний .Грипп.
ноябрь
Питание и здоровье.
декабрь
Суицид.
Здоровые дети в здоровой семье./родительское собрание/
Влияние вредных привычек на организм человека.
Возрастные особенности подростка./беседа с медиком/
День здоровья./экскурсия/
Содержание программы:
Правила дорожного движения / 4 часа/
Классный час проводится в 5-8 классах с учётом возрастных особенностей, направлен на
изучение правил дорожного движения и сохранение безопасности жизни.
Осенний кросс /4 часа/
Проводится как общешкольное мероприятие участвует две команды от класса.
День здоровья./4 часа/
Общешкольное мероприятие, проводится совместно с родителями.
5-6 класс «Весёлые старты»
7 класс Поход за пределы города.
8 класс Экскурсия по городу/набережная национальный парк, старый город/
Тематические классные часы. /17 часов/
5-6 класс Направлены на изучение ЗОЖ, организации режима дня ,профилактики
распространённых заболеваний. Изучение вреда и пользы компьютера.
7 -8 класс Инструктажи по технике безопасности, правильное питание, поведение и здоровье.
Как сохранить своё здоровье и жизнь, какие бывают вредные привычки.
Родительские собрания /4 часа/
5-6 класс. Анкетирование. Как организовать режим дня школьника, правильное питание.
выполнение домашнего задания.
Какие вредные привычки могут возникать у ребёнка и как их избежать.
7-8 класс Здоровые дети в здоровой семье/ компьютер, вредные привычки,
конфликты/.Анкетирование и анализ анкет
Беседа с медиком школы 1 / час/
Направлена на возрастные изменения подростка.
Используемые методики:
1.
Методика Лутошкина А.Н. по изучению уровня развития детского коллектива.
Цель: выявить межличностные отношения в группе, коллективе.
2.
Методика Жедуновой Л.Г. «Психологическая атмосфера в коллективе».
Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.
Литература:
1.
Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008.
2.
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный
институт, 2004,
3.
Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? /
Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М.,
1996.
4.
Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/
Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
5.
Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации.
Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
6.
Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.
7.
Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от
преступления.- М.: «Пихта», 1997.
8.
Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов-на-Дону,
Феникс, 2008.
9.
Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону,
Феникс, 2008.
10.
Касаткин В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья. - 1994. -Т.1.- № 1.
11.
Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., Просвещение, 2002
14.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья
в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
15.
Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./
Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
16.
Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС,
1997
.