"Использование электронных таблиц Microsoft Excel для компьютерного тестирования"
Автор: Главатских Роза Геннадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Кузьминская СОШ"
Населённый пункт: д.Желтопи
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Использование электронных таблиц Microsoft Excel для компьютерного тестирования"
Описание:
Проверка знаний учащихся с помощью компьютера значительно ускоряет процедуру подведения итогов выполненных работ и снижает количество ошибок при их оценке. Электронные таблицы Microsoft Excel позволяют грамотному пользователю воспользоваться им при подготовке тестов, контрольных работ и т.д.
Методические рекомендации в использовании электронных таблиц
Microsoft Excel для компьютерного тестирования
Проверка знаний учащихся с помощью компьютера значительно
ускоряет проце дуру подведения итогов выполненных работ и снижает
количество ошибок при их оценке. Для создания программы компьютерного
тестирования обычно привлекают программистов. Однако существуют
компьютерные программные средства, позво
ляющие грамотному
пользователю решать подобные задачи самостоятельно. Одно из них —
электронные таблицы Microsoft Excel. Особенность этой программы состоит
в том, что она позволяет применять для расчетов логические выражения.
Ими можно воспользоваться и при подготовке тестов, контрольных работ и
т.д. Ниже приведен пример использования электронных таблиц
Microsoft
Excel для компьютерного тестирования школьников.
Тестовый документ состоит из шестнадцати листов. На пятнадцати из
них размещены тесты — один на каждом листе, содержащий 20 заданий с
разным количеством вариантов ответов, на шестнадцатом — ведомость, в
которой автоматически отображаются результаты тестирования.
Листы с тестами оформлены следующим образом. С рабочего поля
удалена сетка, для чего в меню
Сервис выбрана команда Параметры, далее
в диалоговом окне Параметры на вкладке Вид удален флажок перед строкой
сетка. Предназначенные для ввода фамилии тестируемого, его инициалов и
ответов на тестовые задания ячейки имеют темные границы. Для этого
выполнены следующие действия: выделены соответствующие ячейки, в
меню Формат выбрана команда Ячейки, в диалоговом окне
Формат ячеек
на вкладке Границы выбраны внешние. На листе с ведомостью в столбец А
внесены номера билетов с тестами (с
I по XV), в строку
4 — номера
тестовых заданий (с 1 по 20).
Учащийся должен выполнить тестовые задания, содержащиеся на
одном из лис тов. Предварительно он вводит с помощью клавиатуры свои
фамилию и инициалы в специально предназначенные для этого поля в
верхней части листа. Автоматически компьютер вносит эти данные в
ведомость в ячейку, соседнюю с той, которая содержит номер этого листа.
Затем тестируемый на листе с тестом вводит ответы на тестовые
задания в поля, расположенные справа от строки
Правильный ответ. В
случае верного ответа напротив фамилии учащегося в ведомости компьютер
в соответствующую ячейку вносит знак «+», неправильного - знак «-». По
окончании тестирования в графе
Сумма компьютер указывает количество
правильных ответов и в графе Оценка выставляет отметку.
Нами установлен следующий критерий оценки результатов: если
количество пра вильных ответов больше или равно 18, то тестируемый
получает отметку «отлично», если больше или равно 15 - «хорошо», если
больше или равно 12 - «удовлет
ворительно», меньше или равно 11 -
«неудовлетворительно». Однако при желании этот критерий можно
изменить. Следует заметить, что в ведомости сохраняются результаты всех
тестируемых.
Для того чтобы нужная информация из листов с тестами
автоматически вводилась в лист с ведомостью, соответствующие ячейки
связаны между собой с помощью формул. Это сделано следующим образом.
В ячейку В5 листа ведомости введена формула: =Лист 1!
D$1, где Лист
1 - имя (номер) листа с тестом;
D1 - адрес ячеек для ввода фамилии и
инициалов тестируемого на листах с тестами; «!» - знак, позволяющий в
формуле отделить имя листа от адреса ячейки; знак «$» - знак, добавляемый
к адресу ячейки (в нашем примере
D1) для того, чтобы при копировании
формулы этот адрес не менялся.
Далее эта формула скопирована в блок ячеек В6 : В15. Номера (имена)
листов тестирования в скопированных формулах скорректированы вручную.
В результате в ячейки В5... В15 листа ведомости введены формулы: =Лист1!
D$1, =Лист2!
D$1, =Лист3!
D$1, =Лист4!
D$1, =Лист5!
D$1, =Лист6!
D$1,
=Лист7!D$1, =Лист8!
D$1, =Лист9!
D$1, =Лист10!
D$1, =Лист11!
D$1,
=Лист12!D$1, =Лист13!D$1, =Лист14!D$1, =Лист15!D$1.
После этого в ячейки С5...
V20 листа ведомости введены формулы,
содержащие логическую функцию
ЕСЛИ().
В общем виде эта функция
может быть записана так: ЕСЛИ (<логическое условие>; <выражение 1>;
<выражение 2>).
Она позволяет учесть одно или несколько условий. Если
логическое условие выполняется, то значение данной ячейки определит
<выражение 1>, в противном случае - <выражение 2>.
Формула, введенная в ячейку С5, имеет следующий вид:
=ЕСЛИ(Лист1! F$11=1; «+»; «-»), где Лист1 — имя листа тестирования,
F$11 — адрес ячейки, в которые на листе 1 вводится ответ на первое
тестовое задание. Запись:
Лист1!F$11=1
представляет собой логическое
условие; запись: «+» - выражение 1; запись: «-» - выражение 2. Формула
расшифровывается так:
если в ячейку
F11 на листе тестирования 1 ввести
цифру 1
(номер правильного ответа на первый вопрос), то
в
ячейке С5
листа ведомости следует отобразить знак «+», в противном случае
- знак
«-».
Формула, введенная в ячейку
D5, представляет собой следующую
последовательность: =ЕСЛИ(Лист1!
F$24=1;«+»;«-») - и отличается от
формулы в ячейке С5 логиче
ским выражением, содержащим адрес ячейки
для ответа на второе тестовое задание и правильный ответ.
Для ячеек Е5... V20 составлены аналогичные формулы. Затем формулы
из ячеек С5... V5 скопированы в соответствующие ячейки листа ведомости и
вручную скорректированы номера (имена) листов тестирования.
Установив связь между ячейками листов тестирования и листа
ведомости, нужно ввести в ячейки ведомости формулы, позволяющие
оценивать результаты тестирования. Для подсчета количества правильных
ответов (значков «+»), использована статистическая функция
=СЧЕТЕСЛИ(),
дающая возможность подсчитать в определенном блоке
ячеек количество тех, которые удовлетворяют заданному условию. Сначала
в ячейку W5 была введена следующая формула:
=СЧЕТЕСЛИ(С5: V5 ;«+»),
где знак «+» - заданное условие,
C5:V5 - блок ячеек, в котором требуется
подсчитать количество этих знаков. После этого формула скопирована в
блок ячеек W6: W19.
В нашем примере для оценки результатов тестирования необходимо
учесть несколько условий: если количество правильных ответов больше или
равно 18, если больше или равно 15, если больше или равно 12. Поэтому
при составлении формулы ис пользуется система вложенных одна в другую
функций ЕСЛИ(). В результате формула для оценки тестирования имеет вид:
=ЕСЛИ(W5>=18;"5";ЕСЛИ( W5>=15;"4";ЕСЛИ( W5>=12;"3";
ЕСЛИ(W5<=11;"2"))))
Она введена в ячейку Х5 и скопирована в блок ячеек Х6 : Х19.
Чтобы учащиеся не могли самостоятельно узнать результаты
тестирования, лист ведомости убран с экрана. Для этого в меню
Формат
выбраны команды Лист/Скрыть. Чтобы этот лист вновь вывести на экран,
следует в меню Формат выбрать команды Лист/Отобразить.
Чтобы учащиеся не могли заранее увидеть правильные ответы в листе
ведомости, этот лист настроен таким образом, что формулы не
отображаются на экране. Для этого были выполнены следующие действия:
выделены ячейки с формулами, в меню Формат выбрана команда Ячейки, в
диалоговом окне
Формат ячеек на вкладке
Защита установлен флажок
перед строкой Скрыть формулы, а затем в меню
Сервис выбраны команды
Защита/Защитить лист
и в диалоговом окне введен пароль. Созданный
документ сохраняют в памяти компьютера. При желании ведомость можно
хранить в отдельном файле. В этом случае в формулах, приведенных выше,
указывая адреса ячеек, следует включать имя файла, в котором находятся
листы тестирования. Число тестовых заданий, количество листов с тестами,
их оформление, а также оформление листа ведомости с результатами
тестирования могут быть различными.