Напоминание

"Дробь как результат деления натуральных чисел"

Автор: Тарасова Галина Александровна

Должность: учитель математики

Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2 г.Владивостока"

Населённый пункт: город Владивосток

Наименование материала: Методическая разработка урока

Тема: "Дробь как результат деления натуральных чисел"

Описание:

Урок открытия новых знаний в 5 классе по новым образовательным стандартам направлен на формирование универсальных учебных действий. В теме урока-это первый урок. Урок состоит из 8 этапов. Каждый этап-работа над проблемной ситуацией. На уроке использовался системно-деятельностный подход. Разработана анкета обратной связи" Рефлексивный лист" для учителей и учащихся.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=2183

Опубликовано 09.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2 г.Владивостока» Данные автора: Учитель Тарасова Г.А. Место работы, должность: МБОУ «Гимназия №2 г.Владивостока», учитель математики Регион: Приморский край Класс: 5 Предмет: Математика. Тип урока. Урок открытия новых знаний. Формирование УУД: Предметные УУД: Иметь представление о дроби как - результате действия натуральных чисел; -частном от деления; - о дроби как одной или несколько равных частей; Метапредметные УУД: Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие при анализе решения заданий или после их завершения. Познавательные: Осуществлять поиск необходимых источников для извлечения нужной информации для выполнения учебных заданий, владеть общим приёмом решения задач. Коммуникативные: Формировать умения работать по заданному алгоритму, используя основные эталоны решения, предлагать свои аргументы при ответе, конкретизировать действия партнёра, учиться работать в одной команде. Личностные: Положительное отношение к учению, познавательной деятельности.
Открытый урок по математике в 5 классе (ФГОС). Дробь как результат деления натуральных чисел. Место урока: первый урок в теме. Оборудование: учебник математика 5 И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович; мультимедийное пособие к учебнику; проектор, картинка с ребусом, листы с заданиями; раздаточный материал для домашней и индивидуальной работы, работы в парах и группах. Дидактическая структура урока. I этап. Организационный момент. Включение в учебную деятельность. С помощью доброжелательной беседы и приветствия ребят, включаемся в работу. Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Ребята! Сейчас я прошу вас –повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха в решении всех поставленных задач на нашем уроке. Я верю, что у нас с вами всё получится. II этап. Актуализация новых знаний. Все мы знаем, что математика-гимнастика ума и она ум в порядок приводит. Проведём разминку в виде устного счёта (1-й слайд). 1) 42:6=7 2) 720:90=8 3)360:4=90 4) 43:6=7(1ост.) 5) 721:90=8 (1 ост.) 6) 361:4= 90(1 ост.) III этап. Постановка учебной задачи (формулирование темы и цели урока) Перед вами зашифрованное слово на листе. Отгадайте данный ребус. Кто готов?
Дети отвечают. Дробь. Учитель. Правильно. Молодцы! А какие вы ещё знаете дроби? Дети. Десятичные. Учитель. Ещё бывают алгебраические дроби. С ними мы будем знакомиться позже. Предположите, как будет называться тема урока? Учащиеся. Обыкновенные дроби.
Учитель. Посмотрим, как в учебнике сформулирована эта тема. Учащиеся открывают стр.86 и читают тему: Дробь как результат деления натуральных чисел. Учитель. А почему так звучит тема? Учащиеся отвечают в разных вариациях. IV этап. Открытие детьми нового знания, осознание записи дроби как результата деления двух натуральных чисел. Учитель предлагает открыть тетради, записать число, классную работу и тему урока. Работа с учебником. Рассматривается первая учебная ситуация №300. Дети рассматривают рисунок, отвечают на вопрос учителя о нахождении длины одной части и проверяют своё решение с решением, предложенным автором учебника. Рассматриваем №301. Дети говорят о том, что необходимо перейти к более мелким единицам длины: 1м=10дм, 10:3=3(1 ост); 1м=100см, 100:3=33(1ост.): 1м=1000мм, 1000:3=333(1ост.). Замечаем, что во всех случаях получаются остатки. Но в условии задачи сказано, что проволоку разрезали и ничего не осталось. В чём же кроется проблема? Учащиеся предлагают применить для обозначения результата деления известное слово, которое называют –треть. Все записывают дробь 1/3, вспоминают, как читается дробь, как называется число, стоящее над чертой, под чертой. Обобщают записи дробей в общем виде, учатся читать их двумя способами. m:n = m/n ( Мультимедийное приложение. Раздел «Теория». Ребус № 24). Учитель. Чему мы будем учиться на уроке? Учащиеся. Как записать дробь в результате деления двух натуральных чисел? Что называется, числителем, а что знаменателем? Учитель. А для чего нам нужны дроби? Учащиеся. Решать разные задачи с практическим содержанием. Учитель. Молодцы! Физкультминутка. Гимнастика для глаз. Посмотрите вверх, посмотрите вниз, Посмотрите влево, вправо. Сделайте круговые вращения глаз в одну, в другую сторону. Ресничками поморгали, поморгали. Зажмурили глазки крепко, крепко. Открыли глаза. А теперь плечиками подвигали: раз-два, три- четыре, круговые вращения плеч вперёд – назад. Спину держим ровно. Садитесь!
Vэтап. Первичное закрепление на стандартных примерах с проговариванием алгоритма вслух. Сначала эта работа проводится фронтально, а затем в парах и группах. (допущенные ошибки фиксируются и отрабатываются на следующем уроке). №303. Запишите частное в виде дроби, назовите числитель и знаменатель: А) 3:4=3/4; Б) 1:7=1/7; В) 15:31=15/31; Г) 17: 83=17/83. Первый пример разбираем вместе, а затем от каждой группы выходит ученик и выполняет поставленную задачу.(Все примеры проговариваем вслух). VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (в парах) У каждой пары лист с заданием. Даётся время и по истечении времени пара, которая готова даёт сигнал. На данном этапе проводится оценивание своей деятельности. Учащиеся в таблице отмечают с помощью специальных знаков свой результат. Задание. Заполните таблицу. Частное Делимое Делитель Дробь Числитель Знаменатель 4:9 11 13 3/10 7 15 Проверка (2слайд) VII этап. Применение новых знаний и доведение их до автоматизированного уровня. Предоставление выбора заданий. Учебник. №307 Решение по эталону. Решение. А) :5= 8/5 разбираем все вместе, проговариваем вслух. Ответ: 8/5 Решение. Б) 10м:14=10/14 м Ответ: 10/14 м. Решение. В) 6ч :11=6/11ч Ответ: 6/11ч. Решение. С) 2км:3=2/3 км Ответ: 2/3ч
Индивидуальная работа. На партах у всех учащихся лежат рабочие листы, где указаны задания. Оцените свою деятельность, выполняя задания.
РАБОЧИЙ ЛИСТ

Ученика (цы) ___________________

Тема: « Дробь, как результат деления натуральных чисел».

Задание 1
. Как правильно записать в виде дроби частное 7:9? 1) 7/9
;
2) 9/7.
Задание 2.
В записи дроби 25/26 число 25 называют: 1) числителем; 2) знаменателем .
Задание 3
. Запишите в виде дроби, какая часть фигуры закрашена. А) Б) В) Г)
Задание 4
. Определите, какая часть фигуры закрашена тёмным цветом. Постарайтесь дать несколько вариантов ответа. А) Б) В) Г)
Тест. Решение задач с практическим содержанием. А. Цена бублика 13р. Какое наибольшее число бубликов можно купить, имея 6о рублей? 1) 4; 2)3; 3)5; 4) 6. Б) Собранные в саду яблоки раскладываются в ящики по 14 кг. Какое наименьшее число ящиков потребуется для вывоза 456 кг яблок? 1) 30; 2) 32; 3) 33; 4) 45. В) Цена тетради 8 р. Какое наибольшее число тетрадей можно купить, имея 100 рублей? 1)10; 2)9; 3) 13; 4) 12. С) Группа туристов, состоящая из 82 человек, разместилась в четырёхместных купе. Сколько купе занято полностью? Сколько свободных мест не занято? Проверка по третьему слайду. VIII этап. Рефлексия, соотношение цели и результатов деятельности. Учитель. Ребята! Скажите, мы сегодня на уроке достигли поставленные цели? Учащиеся отвечают утвердительно. Заполняют листы самооценки, оценивая свою деятельность. Если вы тему поняли и не допустили ошибок, то нарисуйте круг. Если вы тему поняли, но допустили ошибки, то нарисуйте треугольник. Если были затруднения и нужна индивидуальная помощь, то нарисуйте квадрат. Учитель. Закончите предложение: Сегодня на уроке Я научился … Я понял… Мне было интересно… Домашнее задание. 1. На листах выполнить разноуровневые задания. 2. Творческое задание: а) Написать синквейн «Дробь», Б) подготовить устное сообщение «Из истории возникновения дробей» Выставление оценок по результатам выполнения работы. Учитель. Спасибо за урок, ребята!
Приложение №1. Текст домашней работы. Дробь как результат деления натуральных чисел. Задание №1 1) Запишите дроби: пять седьмых, восемь одиннадцатых. 2) Запишите дробь, у которой числитель 4, а знаменатель 9. 3) Запишите дробь, у которой знаменатель 5, а числитель 2. 4) Какую из дробей называют четвертью? 5) Запишите дробь, у которой числитель 1, а знаменатель в 6 раз больше 6) Запишите дробь, у которой числитель 2, а знаменатель на 7 больше. Задание №2 Представьте дроби в виде частного: А) 1/2; 1/4; 1/11; 1/32 Б) 2/3; 7/19; 9/91; 16/1 В) 4/4; 9/55; 71/71; 3/42 Задание №3 Решите задачи: 1. Арбуз массой 7 кг разрезали на 16 равных частей. Какова масса одной части? 2.Верёвку длиной 4 м разрезали на 16 равных частей. Какова длина одной части? 3. Дыню массой 5кг разрезали на 6 равных частей. Какова масса одной части? 4.Автосалон имеет участок земли 6а, предназначенный для размещения пятидесяти автомобилей. Какова площадь, отводимая под один автомобиль? 5.Три яблока разделили на пять равных частей. Чему равна каждая часть? 6.Начертите отрезок длиной 8 см. Выделите цветным карандашом 3/8 отрезка. 7. Начертите квадрат. Закрасьте его половину. 8. На сколько равных частей разделён каждый круг. Запишите полученные дроби.
Приложение №2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2 г. Владивостока» Рефлексивный лист урока по математике в 5 «Б» классе по теме Дробь как результат деления натуральных чисел» 19.11.15 г. А) Ваша объективная оценка. Отметьте соответствие построения урока технологической цепочке проектирования современного урока: o целеполагание на уроке; o методы и приёмы обучения; o содержание учебного материала; o формы организации деятельности учащихся; o рефлексия; o оценка, самооценка деятельности. Б) Ваша субъективная оценка: o получила удовольствие от урока; o было интересно; o узнала идеи, которые могу применить на практике; o остались вопросы. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ В) Ваши пожелания: ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Учитель математики Тарасова Г.А.


Яндекс.Метрика