Напоминание

"Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Круги кровообращения"

Автор: Афанасьева Александра Петровна

Должность: учитель биологии

Учебное заведение: МОАУ СОШ №2

Населённый пункт: г. Щёлково Московская область

Наименование материала: Открытый урок

Тема: "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Круги кровообращения"

Описание:

В помощь учителям биологии. На уроке использовала презентацию, опорные схемы. В урок включила следующий параграф - "круги кровообращения, так как этот материал уже был пройден в теме "Кровь. Кровеносная система"

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=2197

Опубликовано 10.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Открытый урок по теме: «Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей. Круги кровообращения». Эпиграф урока: «Пока дышу, надеюсь» Овидий – римский поэт
Цель урока:
Изучить строение и функции органов дыхания, значение дыхания для организма человека. Болезни органов дыхания. Круги кровообращения. Образовательная задача : раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека, познакомиться со строением органов дыхания в связи с их функциями, процессом образования голоса, мерами профилактики заболеваний голосовых связок. Кругами кровообращения. Развивающая задача : продолжить работу по изучению строения и функций организма человека, активизируя мыслительную деятельность и самостоятельное добывание знаний, умение связывать строение и функции организма. Воспитательная задача : обратить внимание на бережное отношение к здоровью; своему и близких людей. Воспитывать чуткость и внимательное отношение к людям. Демонстрационное оборудование: муляж гортани, таблицы, презентация «Органы дыхательной системы», опорные схемы. Тип урока: изучение нового материала. Применяемые технологии: проблемная, опорных схем, Повторить понятия: оксигемоглобин, карбоксигемоглобин, артериальная кровь, венозная, кровообращение, круги кровообращения. Изучение нового материала: I. Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка «Это нам нужно как воздух» доказывает это. Без пищи человек может прожить месяц, без воды несколько дней, без воздуха – несколько минут. Вопрос: Для чего мы дышим? Какое значение для любого живого организма имеет дыхание? (Учитель вместе с классом обсуждает данные вопросы и подводит к выводу, учащиеся добавляют записи в опорных схемах: 1
Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой. (самое краткое определение) Значение дыхания: 1. Обеспечение организма кислородом. 2. Удаление углекислого газа. 3. Окисление органических соединений с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности. Органические вещества + О 2 СО 2 + Н 2 О + энергия (окисление, распад) 4. Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.) Используя текст параграфа 26, учащиеся определяют последовательность прохождения воздуха по воздухоносным путям. Выясняют, какие органы образуют верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка и нижние дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи. Делают записи в опорных схемах. Учащиеся выясняют виды дыхания и делают записи в опорных схемах: л ёгочное (внешнее) - совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа. тканевое (клеточное) - использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ, с выделением энергии. II. Строение и значение органов дыхания. Использование опорных схем. 1. Носовая полость. «Без носа человек - черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни в окошко!» Н.В. Гоголь А если серьёзно? Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у его предков – человекообразных обезьян - его не было! Вопросы: Для чего появился нос у человека разумного? Почему рекомендуется дышать не через ротовую полость, а через носовую? Что происходит с воздухом в носовой полости? Использование опорных схем, таблицы, слайда презентации. Обсуждение, вывод, добавление записи в опорную схему: 1. Объём носовой полости увеличивается за счёт хоан. 2. Мерцательный эпителий выделяет слизь, которая увлажняет воздух и задерживает пыль. Чихание – глубокий выдох через носовую полость. 3. Слизь содержит лизоцим, который губительно действует на микроорганизмы. 4. Кровеносные сосуды – обогревают воздух. 5. В носовой полости много фагоцитов, лимфоцитов, антител. 2
6. В задней части носовой полости находятся обонятельные клетки, с помощью их человек различает запахи. 2. Гортань. Помощь – опорная схема, параграф, таблица, муляж гортани, слайды презентации. Выявить особенности строения, участие в голосообразовании (положение связок при спокойном дыхании, при пении) функции, сделать записи в опорных схемах. Задание: Найдите гортань. Сделай несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью? (щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, надгортанник закрывает вход в трахею, слюна или пищевой комок двигаются в пищевод. Теперь вы можете объяснить пословицу «Когда я ем, я глух и нем». Задание: Выясните, что происходит с дыханием во время глотания? (оно останавливается) Артикуляция – процесс образования звуковой речи, формируется до 5 лет. Функции гортани:  дыхание;  защита нижних дыхательных путей;  голосообразование. 3 надгортанник 5 4 3 2 1  В формировании голоса и речи кроме гортани принимают участие ротовая и носовая полости, язык, губы, челюсти, нёбо.  Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса.  Частые воспаления дыхательных путей, курение, алкоголь оказывают негативное влияние на голосовой аппарат.  Попробуйте произнести звук А, посмотрите в каком положении находятся ваши губы, язык, небо.  Высота голоса связана с размерами голосовых связок.  У детей и женщин размеры гортани меньше, щитовидный хрящ изогнут назад, голосовые связки короче и голос выше.  У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм.  Частота колебаний связок от 80 до 10 000 Гц.
3. Трахея. Помощь – опорная схема, таблица, слайд презентации. Обсуждение, выводы, записи. Вопрос: Для чего нужны хрящевые полукольца? (чтобы стенки трахеи ниспадали, как меха гармошки). 4. Бронхи и лёгкие. Работа с опорными схемами, с текстом параграфа 27, таблицей, слайдами презентации. Вопросы: 1. Какую функцию выполняют хрящевые кольца бронх? 2. Из чего состоят легкие? 3. Особенность строения альвеол? 4. Роль сурфактанта в альвеолах? 4. Скорость движения в капиллярах альвеол? 5. Количество долей правого и левого лёгких? 6. Пристеночная и лёгочная плевры? 7. Плевральная полость и плевральная жидкость, её роль? 8. Давление в плевральной полости? 9. Что произойдёт, если давление в плевральной полости сравняется с атмосферным давлением? В каких случаях это возможно? 4  Непарная трубка, длина 10-13 см, диаметр 15-18мм.  Служит для прохождения воздуха.  Располагается спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу.  Начинается на уровне VII шейного позвонка, на уровне V грудного позвонка делится на 2 бронха.  Имеет 16-18 хрящевых полуколец.  Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. трахея
5. Инфекционные хронические заболевания дыхательных путей. Доклад с использованием слайдов презентации. Записи в опорных схемах. 5  Некоторые кости черепа имеют воздушные полости – пазухи.  Воспаление гайморовых пазух – гайморит.  Воспаление лобной пазухи – фронтит.  При гайморите и фронтите наблюдается нарушение носового дыхания, выделение из полости носа слизи, нередко гнойной. Иногда повышается температура. Необходимо лечение – у отоларинголога – специалиста, занимающегося лечением людей с заболеваниями уха, горла и носа.  У входа в пищевод и гортань находятся миндалины.  Миндалины содержат лимфоциты и фагоциты, которые уничтожают бактерии, но при этом они сами иногда воспаляются.  Возникает хроническое заболевание – тонзиллит.  Аденоиды – располагаются у выхода из носовой полости в носоглотку. Иногда увеличенные аденоиды перекрывают проход воздуха и носовое дыхание затрудняется.  Тонзиллит и разросшиеся аденоиды необходимо своевременно лечить: оперативно или консервативно (без операции).  Дифтерия – инфекционное заболевание, распространяющее воздушно-капельным путем. Начинается как обычная ангина. Повышается температура тела, на миндалинах появляются серовато-белые налеты. Шея опухает из-за воспаления лимфатических желез.  Для профилактики дифтерии вводят противодифтерийную вакцину. Она создает активный искусственный иммунитет, который может сохраняться несколько лет. лобная пазуха клиновидная пазуха пазуха решётчатой кости верхнечелюстная (гайморова) пазуха
6. Круги кровообращения. Повторение. Закрепление. Слайд презентации, таблица. Предлагается рассказать о кругах кровообращения. 7. Схема газообмена в организме. Использование слайда презентации. Найдите ошибку в схеме. Ответьте на вопросы: Где происходит образование оксигемоглобина? Где происходит образование карбоксигемоглобина? 6 Вопросы для повторения:  Где начинается и заканчивается малый круг кровообращения?  Как называется сосуд, несущий кровь от сердца?  Как изменяется состав крови при газообмене в лёгких?  Как называется сосуд малого круга кровообращения, несущий кровь к сердцу?  Где начинается и заканчивается большой круг кровообращения?  Как называется самый крупный сосуд большого круга кровообращения, несущий кровь от сердца?  Как изменяется состав крови большого круга кровообращения?  Как называются сосуды большого круга кровообращения, несущие кровь к сердцу?  По какому закону физики происходит газообмен в лёгких и тканях? Лёгочное дыхание Тканевое дыхание
Общие выводы: 1. Дыхательная система человека состоит из воздухоносных путей (носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи) и лёгких. 2. В носовой полости воздух очищается, обеззараживается, увлажняется, согревается. 3. Гортань является не только органом проведения воздуха, она участвует в голосообразовании. 4. В лёгких происходит газообмен. Оценивание: Этот материал был пройден в 7 классе, при изучении темы «Дыхательная система млекопитающих». Учащимся предлагается рассказать об органах дыхательной системы. Оценка за ответ ставится по желанию учащегося. Оценивается доклад. Оцениваются ответы учащихся «Круги кровообращения». Оценивается активность и правильные ответы. Задание на дом: №26, 27, вопросы в конце параграфа. 7


Яндекс.Метрика