Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Администрации Белоярского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бруснятская средняя общеобразовательная школа № 6»
Сценарий внеурочного мероприятия
Правовой турнир
«Переполох в сказочной стране»
Автор работы :
Половцева
Жанна
Витальевна
Учитель
обществознания
Категория 1
МБОУ «Бруснятская СОШ №6»
Т. 89530071324
с. Брусняткое
2015 г
Пояснительная записка.
Преподавание обществознания в среднем звене основной школы
предполагает всего 1 час в неделю. А на изучение права в каждом
классе отводится буквально несколько уроков в год. Вместе с тем
реалии современного мира требуют от человека высокой правовой
культуры, знание своих и чужих прав и обязанностей. Социализация
личности начинается с раннего детства, и школа играет в этом
значительную роль. Но малое количество учебных часов изучения
права заставляет искать новые методы обучения, вводить элементы
исследования и работу с правовыми, литературными и историческими
источниками, игры и состязания. А так же использовать внеурочные
мероприятия.
Таким образом, актуальность данной разработки обусловлена:
- новыми потребностями быстро меняющегося общества,
- происходящим в связи с этим изменением образовательных целей,
- возможностью использования потенциала исследовательских и игровых
технологий для повышения эффективности обучения праву и формирования
универсальных учебных действий при ограниченности учебных часов в
учебном плане,
- необходимостью разработки учебно-методических материалов к урокам и
внеурочным мероприятиям.
ЦЕЛЬ мероприятия: Развитие познавательной и творческой активности
учащихся.
ЗАДАЧИ:
1.Вовлечь учащихся в самостоятельную творческую и исследовательскую
правовую деятельность.
2. Повысить их интерес к своим правам и обязанностям.
3. Расширить кругозор учащихся.
4. Выявить школьников, которые обладают творческими способностями,
стремятся к углубленному изучению права.
ВОЗРАСТ: учащиеся 6-9 классов (второе полугодие по программе изучения
права в этих классах)
ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ: итоговый урок, классный час, внеклассное
мероприятие.
ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ: 3 конкурса – урочный час 45 минут, 4 конкурса – 60
(70) минут при внеурочном мероприятии.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Желательно большой зал, или поставить парты
вдоль стен класса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Повысятся потребность и интерес учащихся к дальнейшему
самостоятельному изучению своих прав и обязанностей через источники
права.
Сформируется правовая зоркость в бытовых ситуациях и при изучении
литературы и истории.
ПРОЦЕСС ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ:
В игре участвуют 2-3 команды. Перед игрой ребята дают название командам
и выбирают капитанов. Эта информация и набранные баллы записывается
на доске.
Для наглядности баллы могут быть в виде фигурок различных сказочных
героев или "Знайки", или, например, "Правика", "Юристика".
Каждой команде выдаются правовые источники: Конституция РФ,
Конвенция о правах ребёнка, Кодексы РФ.
Учащимся предлагается самостоятельно за определённое время найти в
сказке как можно больше нарушенных прав и обязанностей и предложить
способы их восстановления и наказания виновных.
Ведущий выступает в роли сказочника, которому требуется помощь для
наведения порядка в сказочной стране, т.к. там нарушаются права сказочных
героев. Некоторые права вообще разбежались и их необходимо найти и
восстановить.
(Очень важна импровизация ведущего, чтобы игра проходила с одной
стороны в хорошем темпе, с другой, у учащихся было бы достаточно времени
самостоятельного поиска-исследования при работе с правовыми
источниками. Для этого, конечно, ученики должны иметь навыки работы с
источниками, в тоже время ведущий имеет право направлять исследования
ребят, подсказывать пути поиска. Юмор и словесные поощрения также
приветствуются. Желательно, чтобы у ведущего было два помощника в
костюмах сказочных героев, которые: коротко разыграют в театрализованной
форме завязку для начала игры (о разбежавшихся правах и наведении
порядка), в течение игры будут вручать фигурки за правильный ответ и
записывать баллы, чтобы ведущий не отвлекался на это, а в конце игры
поблагодарят ребят за наведённый порядок в сказочной стране и вручат
призы.)
Правовой турнир " Переполох в сказочной стране"
1 тур – Разминка.
Ведущий читает ситуации попеременно каждой команде. (Даётся 10 секунд
на размышление и поиск в источниках.) За правильный ответ команда
получает очко. Если команда не ответила, то может ответить другая (уже без
времени) и получить очко. //Записаны много вариантов с повторением прав,
в разных классах можно брать разные сказки//
Какое право или закон нарушено?
- Ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (на жизнь,
использование чужого имени, личности в корыстных целях.)
- Лиса в сказке "Лиса и заяц". (Была у зайца избушка лубяная) -
(неприкосновенность жилища)
- Теремок (Право на качественный товар)
- Сказка о царе Салтане. (право на жизнь и личную неприкосновенность,
право на тайну переписки, право на защиту от клеветы, право на
невмешательство в личную жизнь)
- Гуси-лебеди (кража ребёнка, насильное удержание его, право ребёнка жить
в своей семье)
- Гадкий утёнок (равенство прав независимо от происхождения)
- Три поросёнка (право на жизнь и на неприкосновенность жилища)
- "Как мужик корову продавал". С. Михалков.
…Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова дает молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука
(право потребителя на достоверную информацию)
- Портные в сказке "Голый король" – (мошенничество, право короля на
качественный товар)
- Мачеха в сказке "Золушка" – (право Золушки на заботу родителей,
всестороннее развитие, защита от эксплуатации детского труда, на отдых)
- Летучий корабль (Кража Летучего корабля, царь заставлял дочь выйти
замуж за Полкана –свобода выбора, добровольность брака)
- Иван –Царевич в сказке Царевна лягушка, когда сжёг её кожу (право на
личную тайну)
- Мачеха в сказке "Морозко" (Права Настеньки – защита от эксплуатации
труда, право на отдых)
- Волк и семеро козлят. (право на жизнь и неприкосновенность жилища)
- Мамонтёнок ищет маму (из мультика)- (право знать своих родителей и
воспитываться в семье.)
- Золотое яичко ( право на качественный товар – били –не разбили)
- Колобок (право на жизнь)
- Разбойники в "Снежной королеве" – (неприкосновенность личного
имущества, разбойное нападение, насильное удержание –
неприкосновенность личности)
- Дюймовочка (право на свободу и добровольность брака, на свободу
передвижения, право воспитываться в семье)
- Кот Леопольд (мыши нарушают право на отдых)
2 тур. Сказка "Золотой ключик или Приключения Буратино" -
Найти все нарушенные права и обязанности, а также права, которыми
воспользовались герои сказки.
(Командам выдаются книги с иллюстрациями, листы бумаги и ручки. Даётся
10 минут. Затем команды попеременно называют по одной ситуации и
комментируют её. Выигрывает команда, назвавшая больше ситуаций).
(Варианты ответов. Буратино-обязанность учиться. Схватил крысу Шушару
за хвост – личная неприкосновенность, нанесение лёгких телесных
повреждений. Покупатель книги – нельзя совершать крупную сделку с
малолетним. Карабас – нарушил право на свободу, неприкосновенность
личности, свободу труда и творчества (никто не может заставить трудиться,
тем более детей). У Папы Карло – защита от безработицы и право на
социальное обеспечение. Кот Базилио и Лиса Алиса – неприкосновенность
имущества (украли деньги у Буратино), а также покушение на жизнь
Буратино). Сыщики-доберманы и полицейский Бульдог без суда и следствия
казнили Буратино (бросили в пруд, чтобы тот утонул). Воспользовались
правом на передвижение – в Страну Дураков пошли. Правом свободного
использования своих талантов – открыли Театр. Артемон- право на
самооборону.)
(Другие варианты , но не разным командам в одной игре.
("Сказка о царе Салтане" (право на жизнь и личную неприкосновенность,
право на тайну переписки, право на защиту от клеветы, право на
передвижение - князь Гвидон превращался и летал, право и обязанность
защищать свою родину – 33 богатыря, Царь получив письмо, кого родила
царица, хотел сам во всём разобраться - право на судебную защиту; право
знать своих родителей (отца), право на жилище)
("Снежная королева")
3 тур - Моментальный ответ (эстафета).
За правильный ответ 2 балла. Команды встают в 2 колонны рядом. Ведущий
объясняет, что называет сказку, а участники должны моментально ответить,
какими правами воспользовались герои этой сказки. Кто вперёд, тот и
получает 2 балла. Ведущий встаёт на некотором расстоянии от команд.
(Элемент спортивности включён в целях здоровье сбережения.) По команде
ведущего (поднятая вверх рука) первые члены команд подбегают к ведущему
и выполняют задание; ответивший правильно, получает фигурку-балл и
встаёт за спиной ведущего. Далее по команде ведущего бегут вторые члены
команд и т.д.
(Другой вариант: На некотором расстоянии от команд находится «БАНК с
заданиями» и ручки. По сигналу ведущего первые члены команд подбегают к
БАНКУ, вынимают листок с названием сказки и пишут на нём ответ, кладут в
стоящую рядом пустую коробку (у каждой команды своя) и бегут к своей
команде, передают эстафету (эстафетной палочкой может быть ручка). Тур
заканчивается, когда в БАНКЕ не остаётся заданий. Ведущий оглашает
ответы, за правильные начисляет баллы.) Побеждает команда, у которой
больше правильных ответов.//Данный вариант займёт больше времени, его
лучше использовать во внеурочном мероприятии//
Какими правами воспользовались герои сказок?
- Колобок (право на свободу передвижения)
- Репка (право на труд)
- Сказка о попе и работнике его Балде (право на достойное вознаграждение за
труд)
- Кот в сапогах начало сказки (право на наследство)
- Красная шапочка и её бабушка (право знать родственников и общаться с
ними)
- Лягушка - путешественница (право на свободу передвижения и выбор места
жительства)
- Айболит (право на бесплатную медицинскую помощь)
- Зимовье (когда совещались, чтобы убежать – право на мирные собрания)
- басня Квартет (право на создание организаций)
- Бременские музыканты (право на передвижение, на создание организаций)
- Сказка о царе Салтане ( право на передвижение - князь Гвидон превращался
и летал, право и обязанность защищать свою родину – 33 богатыря)
- сказка " Дюймовочка" (право на медицинскую помощь – ласточка, право
иметь и воспитывать детей – женщина, защита от преследования -
Дюймовочка)
- лев Бонифаций из мультфильма "Каникулы Бонифация" (право на отдых)
4 тур. Домашнее задание " Народная мудрость."
(Команды попеременно называют пословицы, в которых отражены
обязанности, права. Например, " Грамоте учиться всегда пригодится"
(образование)). Выигрывает та команда, которая назовёт больше пословиц и
поговорок.
( Другой вариант Домашнего задания: Инсценировать сказку , в которой
отражены правовые ситуации. Сказки выбирают сами ребята, или назначает
учитель в зависимости от правовой грамотности учащихся, активности
класса и использования сказок в игре, т.к. нежелательно их повторение.
Инсценировка должна быть с "моралью", в которой ребята отражают
понимание правовых ситуаций и способы наказания за нарушение прав.
Сказку можно переделать на свой лад во имя выполнения главных целей
этого задания. Оценивается в первую очередь "мораль" и только затем
"художественность" постановки.)
В ТУРНИРЕ ВЫИГРЫВАЕТ КОМАНДА, НАБРАВШАЯ БОЛЬШЕЕ
КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ-ФИГУРОК, ДРУГИЕ КОМАНДЫ ПОЛУЧАЮТ 2
и 3 МЕСТА, Т.К. ПРОИГРАВШИХ НЕТ, ВСЕ ПОМОГЛИ СКАЗОЧНОЙ
СТРАНЕ.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ и РЕСУРСЫ.
1. Рабочая тетрадь. В. Антонов "Изучаем права человека", изд-во Москва
"Вита – Пресс", 1996 год.