Напоминание

"Переполох в сказочной стране"

Автор: Половцева Жанна Витальевна

Должность: учитель обществознания и права

Учебное заведение: МБОУ "Бруснятская СОШ№6"

Населённый пункт: село Бруснятское

Наименование материала: сценарий конкурса по праву

Тема: "Переполох в сказочной стране"

Описание:

Сценарий правового турнира предназначен для среднего звена и реализуется в течение одного урока или классного часа.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=2226

Опубликовано 10.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Администрации Белоярского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бруснятская средняя общеобразовательная школа № 6»


Сценарий внеурочного мероприятия
Правовой турнир

«Переполох в сказочной стране»

Автор работы
: Половцева Жанна Витальевна Учитель обществознания Категория 1 МБОУ «Бруснятская СОШ №6» Т. 89530071324
с. Брусняткое

2015 г


Пояснительная записка.

Преподавание обществознания в среднем звене основной школы

предполагает всего 1 час в неделю. А на изучение права в каждом

классе отводится буквально несколько уроков в год. Вместе с тем

реалии современного мира требуют от человека высокой правовой

культуры, знание своих и чужих прав и обязанностей. Социализация

личности начинается с раннего детства, и школа играет в этом

значительную роль. Но малое количество учебных часов изучения

права заставляет искать новые методы обучения, вводить элементы

исследования и работу с правовыми, литературными и историческими

источниками, игры и состязания. А так же использовать внеурочные

мероприятия.
Таким образом,
актуальность данной разработки
обусловлена: - новыми потребностями быстро меняющегося общества, - происходящим в связи с этим изменением образовательных целей, - возможностью использования потенциала исследовательских и игровых технологий для повышения эффективности обучения праву и формирования универсальных учебных действий при ограниченности учебных часов в учебном плане, - необходимостью разработки учебно-методических материалов к урокам и внеурочным мероприятиям. ЦЕЛЬ мероприятия: Развитие познавательной и творческой активности учащихся. ЗАДАЧИ: 1.Вовлечь учащихся в самостоятельную творческую и исследовательскую правовую деятельность. 2. Повысить их интерес к своим правам и обязанностям.
3. Расширить кругозор учащихся. 4. Выявить школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению права. ВОЗРАСТ: учащиеся 6-9 классов (второе полугодие по программе изучения права в этих классах) ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ: итоговый урок, классный час, внеклассное мероприятие. ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ: 3 конкурса – урочный час 45 минут, 4 конкурса – 60 (70) минут при внеурочном мероприятии. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Желательно большой зал, или поставить парты вдоль стен класса. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Повысятся потребность и интерес учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению своих прав и обязанностей через источники права. Сформируется правовая зоркость в бытовых ситуациях и при изучении литературы и истории. ПРОЦЕСС ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ: В игре участвуют 2-3 команды. Перед игрой ребята дают название командам и выбирают капитанов. Эта информация и набранные баллы записывается на доске. Для наглядности баллы могут быть в виде фигурок различных сказочных героев или "Знайки", или, например, "Правика", "Юристика". Каждой команде выдаются правовые источники: Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Кодексы РФ. Учащимся предлагается самостоятельно за определённое время найти в сказке как можно больше нарушенных прав и обязанностей и предложить способы их восстановления и наказания виновных.
Ведущий выступает в роли сказочника, которому требуется помощь для наведения порядка в сказочной стране, т.к. там нарушаются права сказочных героев. Некоторые права вообще разбежались и их необходимо найти и восстановить. (Очень важна импровизация ведущего, чтобы игра проходила с одной стороны в хорошем темпе, с другой, у учащихся было бы достаточно времени самостоятельного поиска-исследования при работе с правовыми источниками. Для этого, конечно, ученики должны иметь навыки работы с источниками, в тоже время ведущий имеет право направлять исследования ребят, подсказывать пути поиска. Юмор и словесные поощрения также приветствуются. Желательно, чтобы у ведущего было два помощника в костюмах сказочных героев, которые: коротко разыграют в театрализованной форме завязку для начала игры (о разбежавшихся правах и наведении порядка), в течение игры будут вручать фигурки за правильный ответ и записывать баллы, чтобы ведущий не отвлекался на это, а в конце игры поблагодарят ребят за наведённый порядок в сказочной стране и вручат призы.)
Правовой турнир " Переполох в сказочной стране"

1 тур – Разминка.



Ведущий читает ситуации попеременно каждой команде. (Даётся 10 секунд на размышление и поиск в источниках.) За правильный ответ команда получает очко. Если команда не ответила, то может ответить другая (уже без времени) и получить очко. //Записаны много вариантов с повторением прав, в разных классах можно брать разные сказки//
Какое право или закон нарушено?
- Ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (на жизнь, использование чужого имени, личности в корыстных целях.) - Лиса в сказке "Лиса и заяц". (Была у зайца избушка лубяная) - (неприкосновенность жилища) - Теремок (Право на качественный товар) - Сказка о царе Салтане. (право на жизнь и личную неприкосновенность, право на тайну переписки, право на защиту от клеветы, право на невмешательство в личную жизнь) - Гуси-лебеди (кража ребёнка, насильное удержание его, право ребёнка жить в своей семье) - Гадкий утёнок (равенство прав независимо от происхождения) - Три поросёнка (право на жизнь и на неприкосновенность жилища) - "Как мужик корову продавал". С. Михалков. …Идет покупатель с тугим кошельком, И вот уж торгуется он с пареньком: - Корову продашь? - Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад! - Да так ли! Уж выглядит больно худой! - Не очень жирна, но хороший удой. - А много ль корова дает молока? - Не выдоишь за день - устанет рука
(право потребителя на достоверную информацию) - Портные в сказке "Голый король" – (мошенничество, право короля на качественный товар) - Мачеха в сказке "Золушка" – (право Золушки на заботу родителей, всестороннее развитие, защита от эксплуатации детского труда, на отдых) - Летучий корабль (Кража Летучего корабля, царь заставлял дочь выйти замуж за Полкана –свобода выбора, добровольность брака) - Иван –Царевич в сказке Царевна лягушка, когда сжёг её кожу (право на личную тайну) - Мачеха в сказке "Морозко" (Права Настеньки – защита от эксплуатации труда, право на отдых) - Волк и семеро козлят. (право на жизнь и неприкосновенность жилища) - Мамонтёнок ищет маму (из мультика)- (право знать своих родителей и воспитываться в семье.) - Золотое яичко ( право на качественный товар – били –не разбили) - Колобок (право на жизнь) - Разбойники в "Снежной королеве" – (неприкосновенность личного имущества, разбойное нападение, насильное удержание – неприкосновенность личности) - Дюймовочка (право на свободу и добровольность брака, на свободу передвижения, право воспитываться в семье) - Кот Леопольд (мыши нарушают право на отдых)
2 тур. Сказка "Золотой ключик или Приключения Буратино" -

Найти все нарушенные права и обязанности, а также права, которыми

воспользовались герои сказки.
(Командам выдаются книги с иллюстрациями, листы бумаги и ручки. Даётся 10 минут. Затем команды попеременно называют по одной ситуации и комментируют её. Выигрывает команда, назвавшая больше ситуаций).
(Варианты ответов. Буратино-обязанность учиться. Схватил крысу Шушару за хвост – личная неприкосновенность, нанесение лёгких телесных повреждений. Покупатель книги – нельзя совершать крупную сделку с малолетним. Карабас – нарушил право на свободу, неприкосновенность личности, свободу труда и творчества (никто не может заставить трудиться, тем более детей). У Папы Карло – защита от безработицы и право на социальное обеспечение. Кот Базилио и Лиса Алиса – неприкосновенность имущества (украли деньги у Буратино), а также покушение на жизнь Буратино). Сыщики-доберманы и полицейский Бульдог без суда и следствия казнили Буратино (бросили в пруд, чтобы тот утонул). Воспользовались правом на передвижение – в Страну Дураков пошли. Правом свободного использования своих талантов – открыли Театр. Артемон- право на самооборону.) (Другие варианты , но не разным командам в одной игре. ("Сказка о царе Салтане" (право на жизнь и личную неприкосновенность, право на тайну переписки, право на защиту от клеветы, право на передвижение - князь Гвидон превращался и летал, право и обязанность защищать свою родину – 33 богатыря, Царь получив письмо, кого родила царица, хотел сам во всём разобраться - право на судебную защиту; право знать своих родителей (отца), право на жилище) ("Снежная королева")
3 тур - Моментальный ответ (эстафета).
За правильный ответ 2 балла. Команды встают в 2 колонны рядом. Ведущий объясняет, что называет сказку, а участники должны моментально ответить, какими правами воспользовались герои этой сказки. Кто вперёд, тот и получает 2 балла. Ведущий встаёт на некотором расстоянии от команд. (Элемент спортивности включён в целях здоровье сбережения.) По команде
ведущего (поднятая вверх рука) первые члены команд подбегают к ведущему и выполняют задание; ответивший правильно, получает фигурку-балл и встаёт за спиной ведущего. Далее по команде ведущего бегут вторые члены команд и т.д. (Другой вариант: На некотором расстоянии от команд находится «БАНК с заданиями» и ручки. По сигналу ведущего первые члены команд подбегают к БАНКУ, вынимают листок с названием сказки и пишут на нём ответ, кладут в стоящую рядом пустую коробку (у каждой команды своя) и бегут к своей команде, передают эстафету (эстафетной палочкой может быть ручка). Тур заканчивается, когда в БАНКЕ не остаётся заданий. Ведущий оглашает ответы, за правильные начисляет баллы.) Побеждает команда, у которой больше правильных ответов.//Данный вариант займёт больше времени, его лучше использовать во внеурочном мероприятии//
Какими правами воспользовались герои сказок?
- Колобок (право на свободу передвижения) - Репка (право на труд) - Сказка о попе и работнике его Балде (право на достойное вознаграждение за труд) - Кот в сапогах начало сказки (право на наследство) - Красная шапочка и её бабушка (право знать родственников и общаться с ними) - Лягушка - путешественница (право на свободу передвижения и выбор места жительства) - Айболит (право на бесплатную медицинскую помощь) - Зимовье (когда совещались, чтобы убежать – право на мирные собрания) - басня Квартет (право на создание организаций) - Бременские музыканты (право на передвижение, на создание организаций) - Сказка о царе Салтане ( право на передвижение - князь Гвидон превращался и летал, право и обязанность защищать свою родину – 33 богатыря)
- сказка " Дюймовочка" (право на медицинскую помощь – ласточка, право иметь и воспитывать детей – женщина, защита от преследования - Дюймовочка) - лев Бонифаций из мультфильма "Каникулы Бонифация" (право на отдых)
4 тур. Домашнее задание " Народная мудрость."
(Команды попеременно называют пословицы, в которых отражены обязанности, права. Например, " Грамоте учиться всегда пригодится" (образование)). Выигрывает та команда, которая назовёт больше пословиц и поговорок. (
Другой вариант Домашнего задания: Инсценировать сказку
, в которой отражены правовые ситуации. Сказки выбирают сами ребята, или назначает учитель в зависимости от правовой грамотности учащихся, активности класса и использования сказок в игре, т.к. нежелательно их повторение. Инсценировка должна быть с "моралью", в которой ребята отражают понимание правовых ситуаций и способы наказания за нарушение прав. Сказку можно переделать на свой лад во имя выполнения главных целей этого задания. Оценивается в первую очередь "мораль" и только затем "художественность" постановки.) В ТУРНИРЕ ВЫИГРЫВАЕТ КОМАНДА, НАБРАВШАЯ БОЛЬШЕЕ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ-ФИГУРОК, ДРУГИЕ КОМАНДЫ ПОЛУЧАЮТ 2 и 3 МЕСТА, Т.К. ПРОИГРАВШИХ НЕТ, ВСЕ ПОМОГЛИ СКАЗОЧНОЙ СТРАНЕ.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ и РЕСУРСЫ.

1. Рабочая тетрадь. В. Антонов "Изучаем права человека", изд-во Москва "Вита – Пресс", 1996 год.


Яндекс.Метрика