Напоминание

"КТП по русскому языку для 5 класса"

Автор: Фархутдинова Расима Тазетдиновна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ "СОШ №23"

Населённый пункт: г.Набережные Челны

Наименование материала: КТП

Тема: "КТП по русскому языку для 5 класса"

Описание:

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также программы общеобразовательных учреждений по русскому языку. В соответствии с учебным планом школы на 2012/ 2013 учебный год данная программа рассчитана на 140 часов. Из школьного компонента выделено 1 час для закрепления сложных вопросов в разделах: морфология, синтаксис, словообразование, а также для дополнительных уроков по развитию речи с целью качественной подготовки к ЕГЭ. Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=2343

Опубликовано 18.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23» «Утверждено» Педагогическим советом Протокол от 29.08.2014г. №1 Введено приказом от 29.08.2014 г. №3 44 Директор школы _____________ C .В.Мартынова
Рабочая программа
по предмету русский язык для 5 класса (4 часа в неделю, 140 часов в год) Составитель:Фархутдинова Р.Т.. (учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория) «Согласовано» Заместитель директора _________С.А.Бурова от29.08.2014г. «Рассмотрено» На заседании МО, протокол от 28.08.2014г. №1 Руководитель МО _______З.К.Хайруллина от 28.08.2014г. г.Набережные Челны 2014г.

Пояснительная записка.


Рабочая программа учебного курса русского языка для 5 класса. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также программы общеобразовательных учреждений по русскому языку. В соответствии с учебным планом школы на 2014/ 2015 учебный год данная программа рассчитана на 140 часов. Из школьного компонента выделен 1 час для закрепления сложных вопросов в разделах: морфология, синтаксис, словообразование, а также для дополнительных уроков по развитию речи с целью качественной подготовки к ЕГЭ. Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Она включает все темы , предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал школьного курса русского языка располагается следующим образом: в 5 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика, морфология и орфография. Даются сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса. Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, контрольные работы и тесты) и устной опрос (собеседование). Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплекс, включающий учебник (Ладыженская Т.А. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - Москва «Просвещение» 2012г.) и методическое пособие для учителя ( «Поурочные разработки по русскому языку» Н.В. Егорова 2008г.) Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации состоят в следующем: формирование у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения. Эти цели обуславливают следующие задачи: • Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике; • Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; • Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умений и навыки.

Основное содержание.

Общие сведения о языке-3 +1 р.р
Роль языка в жизни человека и общества. Общение устное и письменное. Читаем учебник и слушаем на уроке. Стили речи: разговорный и художественный.
Повторение изученного в начальной школе 13+3р.р
Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне. Правописание согласных в корне. Буквы и, у, а после шипящих. Разделительный Ь и Ъ. Раздельное написание предлогов. Части речи (повторение). Глагол. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глагола. НЕ с глаголами. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение .
Синтаксис. Пунктуация 28+5 р.р
Словосочетание как основная единица синтаксиса. Разбор словосочетания. Предложение как основная единица синтаксиса. Виды предложения по цели высказывания. Виды предложения по эмоциональной окраске. Главные члены предложения, Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространенные и распространенные предложения. Дополнение. Обстоятельство. Определение . Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Предложения с обращениями. Грамматическая основа предложения. Простое предложение. Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. Сложные предложения Синтаксический разбор сложного предложения Прямая речь. Диалог.

Фонетика. Графика 14+2 р.р
Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Согласные твёрдые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. Связь фонетики с графикой. Алфавит. Соотношение звука и буквы. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь . Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Слог, Ударение. Интонация. Нормы произношения слов и интонирование предложения. Фонетический разбор слов.
Лексика, Культура речи.8+2 р.р
Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Морфемика.16+1 р.р
Морфема – минимальная значимая единица языка. Изменение и образование слов. Окончание, Основа слова. Корень слова. Суффикс. Приставка. Чередование звуков в морфемах. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы 3 и С на конце приставок. Буквы О-А в корне ЛОЖ, ЛАГ. Буквы О-А в корне РАСТ, РАЩ, РОС. Буквы E-О после шипящих в корне. Буквы Ы-И после Ц . Морфология как раздел грамматики., Культура речи. Система частей речи в русском языке.
Имя

Существительное 17+4 р.р
Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевленные. Имя существительные собственные и нарицательные Морфологический разбор имени существительного.
Род имён существительных. Число имен существительных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Имя существительные, которые имеют форму только единственного числа. Три склонения имён существительных. Система падежей имен существительных. Падежные окончания имен существительных в единственном числе. Множественное число имён существительных. Правописание 0-Е после шипящих И-Ц в окончаниях существительных.
Имя

Прилагательное 5+1 р.р
Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Прилагательные полные и краткие. Морфологический разбор прилагательного.
Глагол 13+1 р.р
Глагол как часть речи. НЕ с глаголами. Неопределенная форма глагола. Правописание -тся-ться. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Буквы Е-И в корнях с чередованием. Время глагола. Прошедшее время. Настоящее время. Будущее время. Лицо и число глагола. Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов. Морфологический разбор глагола . Правописание Ь в глаголах 2л., ед.ч. Употребление времён.
Повторение изученного в 5 классе 3ч.




Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому

языку за курс V класса.
1. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых явлений, речевых понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры. 2. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: - разбирать слова фонетическики, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов; - разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями; - соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала. По орфографии. Находить в словах изученные орфограммами; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в V классе. По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты ( в том числе элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом). Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания. Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом), Пользовать орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями. В результате изучения вводного курса синтаксиса в V классе ученик должен уметь: - выделять словосочетания из предложения; - составлять словосочетания изученных видов; - использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи, связи частей текста; - находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено именем существительным или личным местоимением, а сказуемое - глаголом в одной из личных форм, именем существительным, полным или кратким прилагательным (типа Москва - столица России; Вода прозрачна); - знать, на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения; - находить в предложении определение, выраженное прилагательным; дополнение, выраженное именем существительным или личным местоимением; обстоятельство, выраженное существительным; - распространять предложение второстепенными членами; - определять количество грамматических основ в предложении с одиночным союзом и;
- определять количество предложений в составе сложного (с союзами и, а, но или без союзов, а также со словами что, который, потому что, где, когда) при наличии двух составов главных членов в каждой части сложного; - определять вид предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, количеству грамматических основ.
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №23 ______________ С.В.Мартынова
Календарно-тематический план
Фархутдиновой Расимы Тазетдиновны учителя русского языка и литературы на 2014/2015 учебный год План составлен согласно учебному плану, учебной программе, а также учебной литературе. Программа МО РФ для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано МО и науки РФ. Москва «Просвещение» 2008г. Предмет Класс Всего кол-во часов Кол-во часов в неделю Количество Автор учебника, год издания Контрольных диктантов Тестовых заданий Лабораторных, практических работ, р.р Самостоятельные работы, словарные диктанты Русский язык 5 А 140 4 8 4 15 4 Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов 2012г.
Методическая тема на 2013/2014 учебный год
Городская Школьная Учителя Совершенствование методической работы в образовательной организации как основной механизм профессионального роста педагога в повышении качества образования Совершенствование профессионального уровня и мастерства педагога в условиях перехода на ФГОС. Повышение качества знаний обучающихся на уроках русского языка в условиях перехода на ФГОС РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании МО зам.директора Протокол от «28 »августа 2014г. № 1 ____________________ФИО Бурова С.А. Руководитель МО__________ФИО Хайруллина З.К. 29.08.2014г. 28.08.2014г.



п/п

Изучаемый раздел, темы

учебного материала

Кол-

во

часов

Дата

Планируемые умения, навыки

Общеучебные умения,

навыки и способы

деятельности

Контрольно-

измерительные

материалы

план

факт

уметь

знать

Общие сведения о языке – 3+1
1 Язык-важнейшее средство общения. Общение устное и письменное 1 2.09 Уметь отличать языковые единицы. Знать языковые единицы Уметь извлекать информацию из текстов и справочной литературы владеть навыками работы с учебником, научной литературой 2 Читаем учебник. Слушаем на уроке. 1 3.09 Уметь работать с учебником, со словарем, с оглавлением Знать языковые единицы 3 Р.Р №1 Стили речи: разговорный, художественный. Текст. 1 6.09 уметь различать стили речи признаки разговорного, художественного стиля 4 Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. 1 7.09 уметь находить орфограммы в словах знать, что такое орфограмма
Повторение изученного в начальных классах 13+3
5 Правописание безударных гл. в корне. 1 9.09 Уметь находить орфограммы в корне с безударной гласной знать что такое орфограмма 6-7 Правописание проверяемых и непроизносимых согласных в корне 2 10.09- 13.09 Уметь определять виды орфограммы в корне слова Знать виды орфограмм 8 Буквы и, у, а после шипящих 1 14.09 Уметь объяснять орфограмму в слове знать написание И, У, А после шипящих 9 Разделительный Ь и Ъ 1 16.09 уметь распознавать на письме разделительные Ъ и Ь Знать условия выбора разделительных Ъ и Ь 10 Раздельное написание предлогов 1 17.09 уметь отличать орфограмму-букву от орфограммы-пробела Знать отличие предлога от приставки Уметь извлекать информацию из текстов и справочной литературы 11 Входной диктант (орфограммы) 1 20.09 «Поурочные разработки по русскому языку» Н.В.Егорова 2008г
Владеть навыками работы с каталогами, словарями, учебником, справочным материалом Уметь составлять план текста 12 Р,Р №2 Текст, план р.р. Тема текста. Основная мысль текста. 1 21.09 Уметь отличать текст от набора предложений, определять тему знать признаки текста 13 Части речи. Глагол (повторение). ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. НЕ с глаголами. 1 23.09 уметь различать части речи по вопросу, значению Уметь применять правило правописания ТСЯ, ТЬСЯ, уметь применять правило правописания не с глаголами. Знать определение частей речи. Знать применять правило правописания ТСЯ, ТЬСЯ 14 Личные окончания глагола. Словарный диктант. 1 24.09 Уметь правильно определять спряжение знать личные окончания глаголов 15 Имя существительное 1 27.09 уметь находить имена существительные Знать грамматические признаки имени существительного 16- 17 Р.Р №3 Обучающее изложение («Хитрый заяц»)
.
2 28.09- 30.09 Уметь выделять в тексте общую тему, извлекать основное 18 И Имя прилагательное 1 1.10 уметь находить имена прилагательные Знать грамматические признаки имени прилагательного 19 Местоимение 1 4.10 Уметь отличать местоимение от других частей речи знать некоторые грам. признаки местоимения 20 Контрольная работа (тест) по повторению. 1 5.10 уметь работать с тестовыми заданиями Тестирование КИМ Москва «Вако» для 5 класса 2010г.
Синтаксис» Пунктуация 28+5 Р.Р
21 - 22 РНО. Словосочетание как основная единица синтаксиса. Разбор словосочетания 2 7.10- 8.10 уметь находить главную и зависимую части словосочетания, уметь производить разбор словосочетания Знать, что изучает синтаксис и пунктуация Извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
Уметь использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста Уметь работать с текстом, извлекать необходимую информацию Владеть навыками речи. Уметь обобщать, формулировать выводы 23 Р.Р №4 Сочинение по упр. 118 1 11.10 Уметь выделять основную мысль текста, писать сочинение на заданную тему 24 - 25 Предложение как основная единица синтаксиса. Виды предложения по цели высказывания. 2 12.10- 14.10 уметь распознавать предложения по цели высказывания Знать виды простых предложений по цели высказывания 26 Виды предложения по эмоциональной окраске. 1 15.10 уметь распознавать предложения по интонации Знать виды предложений по интонации 27 Главные члены предложения. Подлежащее 1 18.10 уметь находить основу предложения Знать способы выражения подлежащего: существительным, местоимением, сочетанием слов 28 Сказуемое. 1 19.10 уметь находить грамматическую основу предложения Знать способы выражения сказуемого 29 Тире между подлежащим и сказуемым 1 21.10 знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым 30 Нераспростран. и распростран. предложения 1 22.10 уметь различать распространённые и нераспространённые предложения Знать в чём отличие между нераспространёнными и распространёнными предложениями 31 Второстепенные члены предложении. Дополнение 1 25.10 уметь находить в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение Знать определение понятия, способы выражения дополнения 32 Обстоятельство 1 26.10 уметь находить обстоятельства в предложении Знать что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражено
33 Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть 1 28.10 уметь применять полученные знания на практике Проверочный диктант «Поурочные разработки по русскому языку» Н.В.Егорова 2008г 34 РНО. Определение 1 29.10 уметь находить определение в предложении, употреблять его в речи Знать определение понятия, способы выражения определения, о роли определения Уметь использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста Уметь выделять основное в высказывании, самостоятельно извлекать необходимую информацию 35 - 36 Р.Р.№5 Основная мысль. Изложение по рассказу К.Г.Паустовского «Первый снег». 2 1.11- 2.11 Уметь выделять основную мысль текста 37 Предложения с однородными членами. 1 12.11 уметь находить однородные предложения Знать опознавательные признаки однородных членов предложения 38 Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 1 15.11 уметь правильно ставить ЗП в предложениях с однородными членами 39 Обобщающие слова при однородных членах предложения. 1 16.11 уметь применять правило постановки ЗП знать правила постановки ЗП 40 Предложения с обращениями 1 18.11 уметь находить обращение в предложении, ставить ЗП Знать определение понятия, об использовании обращения в речи 41 Р.Р №6 Письмо. 1 19.11 Сформировать навык правильного написания письма знать правила написания письма 42 - 43 Грамматическая основа предложения. Простое предложение. 2 22.11- 23.11 уметь находить грамматическую основу предложения знать отличие простого предложения от сложного
уметь использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста Уметь конструировать предложения с прямой речью, работать с материалом учебника, обобщать, делать выводы 44 - 45 Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения 2 25.11- 26.11 уметь правильно разбирать простое предложение, синтаксически и пунктуационно знать порядок разбора простого предложения 46 Сложное предложение 1 29.11 уметь различать простые и сложные предложения знать структурные различия между простыми и сложными предложениями 47 - 48 Синтаксический разбор сложного предложения 2 30.11- 2.12 уметь правильно разбирать сложное предложение, синтаксически и пунктуационно знать порядок разбора сложного предложения 49 Прямая речь. ЗП при прямой речи. 1 3.12 уметь определять и находить слова автора, прямую речь, уметь ставить ЗП Знать определение понятия прямая речь, слова автора 50 Диалог 1 6.12 уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге Знать, что такое диалог, реплика 51 Р.Р №7 Выборочное изложение по упр.261 1 7.12 уметь выделять основную информацию в тексте 52 Повторение по теме: синтаксис и пунктуация 1 9.12 53 К Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: Синтаксис, пунктуация. 1 10.12 Уметь применять полученные знания на практике Контрольный диктант «Поурочные разработки по русскому языку» Н.В.Егорова
Фонетика. Орфоэпия

14+2Р.Р
54 РНО. Система гласных 1 13.12 уметь различать буквы Знать, что изучает фонетика , о владеть навыками работы с книгой
и согласных звуков и ЗВУКИ , гласные и согласные звуки различении гласных и согласных звуков, их образовании 55 Изменение звуков в речевом потоке. 1 14.12 уметь определять сильные и слабые позиции звуков знать о позиционных чередованиях звуков 56 Согласные твёрдые и мягкие 1 16.12 уметь различать твёрдые и мягкие согласные Знать о различии твёрдых и мягких согласных Уметь добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа 57 Р.Р №8 Повествование 1 17.12 Знать основные признаки текста повествования 58 Согласные звонкие и глухие. 1 20.12 уметь различать звонкие и глухие согласные Знать о различии звонких и глухих согласных 59 Связь фонетики с графикой. Алфавит. 1 21.12 уметь правильно называть буквы алфавита Знать об обозначении звуков на письме, знать отличие звука и буквы 60 Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция. 1 23.12 уметь выполнять транскрипцию знать обозначения звуков в транскрипции Умение работать с учебником, добывать необходимую информацию 61 Обозначение звонких и глухих согласных на письме 1 24.12 уметь владеть способом действия при выборе на письме согласной Знать о явлении замены звонких и глухих согласных Уметь свободно работать с текстом, самостоятельно делать выводы, готовить рассказ на предложенную тему 62 Контрольный диктант за 2 четверть 1 27.12 Уметь применять на практике полученные знания Контрольный диктант «Поурочные разработки по русскому языку» Н.В.Егорова 63 РНО. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Словарный диктант. 1 28.12 уметь выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного на письме Знать об использовании Ь для обозначения мягкости предыдущего согласного 64 Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я 1 13.01 уметь называть звуки, обозначаемые буквам и Е,Ё,Ю,Я Знать что буквы Е.Ё.Ю.Я могут обозначать два. звука
65 Орфоэпия . Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. 1 14.01 уметь правильно ставить ударении в словах, произносить слова согласно правилам орфоэпии Знать основные правила орфоэпии 66 Слог, Ударение. Интонация. Нормы произношения слов. Фонетический разбор. 1 17.01 уметь определять ударные и безударные слоги, произносить слова согласно правилам орфоэпии, уметь производить фонетический разбор Знать об ударных и безударных слогах 67 Р.Р. №9 Описание предмета. Сочинение по упр. 302 1 18.01 Уметь выделять главное в тексте Знать основные признаки текста- описание 68 Повторение по теме: фонетика, графика 1 20.01 уметь обобщать и систематизировать полученные знания 69 Контрольная работа (тест) по теме: Фонетика, графика. 1 21.01 уметь применять на практике полученные знания КИМ Москва «Вако» для 5 класса 2010г.
Лексика, Культура речи.8+2Р.Р
70 РНО. Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. 1 24.01 уметь различать лексическое и грамматическое значение слов Знать определение понятий лексика, лексическое и грамматическое значение слова Уметь готовить сообщения на заданную тему, пересказывать, давать развёрнутые ответы на вопросы 71 Однозначные и многозначные слова 1 25.01 уметь определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово Знать о многозначных и однозначных словах 72 Прямое и переносное значение слова. 1 27.01 уметь различать прямое и переносное значение слова Знать о прямом и переносном значении слова 73 Омонимы 1 28.01 уметь находить в толковом словаре омонимы, отличать омонимы от многозначных слов Знать определение понятия, чем отличаются омонимы от многозначных слов 74 Синонимы 1 31.01 уметь подбирать синонимы к данному слову Знать определение синонимов
75 Антонимы 1 1.02 уметь подбирать антонимы Знать о роли антонимов в речи 76- 77 Сочинение по картине (Описание) «Опять двойка» Ф.П.Решетников
р.р. №10
2 3.02- 4.02 Уметь писать сочинение-описание знать особенности текста-описания Уметь выделять основное в картине, последовательно излагать свои мысли 78 Повторение по разделу: лексика 1 7.02 уметь обобщать и систематизировать полученные знания 79 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме : Лексика . 1 8.02 уметь применять полученные знания на практике Контрольный диктант «Поурочные разработки по русскому языку» Н.В.Егорова
Морфемика.

Культура речи 16+1Р.р
80 РНО. Морфема – минимальная значимая единица языка. Изменение и образование слов. 1 10.02 уметь отличать однокоренные слова и формы слова Знать, чем отличаются формы одного и того же слова уметь работать с научной информацией 81 Окончание, Основа слова 1 11.02 уметь выделять основу в слове и окончание Знать определение основы слова, окончания 82 Корень слова 1 14.02 уметь находить однокоренные слова Знать способы образования однокоренных слов Умение работать с материалом учебника, составлять опорные схемы-таблицы, рассказывать на предложенную тему, владеть навыками монологической речи 83 Суффикс 1 15.02 уметь выделять суффиксы в словах Знать о роли суффиксов владеть навыками работы с учебным материалом 84 Рассуждение и повествование. Сочинение по упр. 402
р.р. №11
1 17.02 Уметь отличать текст рассуждения от повествования. на заданную тему Знать понятие о типе речи -рассуждение, уметь строить высказывание - рассуждение Умение работать с материалом учебника, рассказывать на предложенную тему, владеть навыками монологической речи
85 Приставка 1 18.02 уметь выделять приставки в словах Знать роль приставок Владеть навыками монологической и диалогической речи, уметь обобщать, формулировать выводы 86 Чередование звуков в морфемах 1 21.02 уметь выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками Знать о чередований гласных и согласных звуков 87 Беглые гласные. Варианты морфем 1 22.02 уметь выделять части слов с беглыми гласными Знать о беглых согласных 88 Морфемный разбор слова. 1 24.02 Уметь выделять значимые части слова знать определение значимых частей слова 89 Правописание гласных и согласных в приставках 1 25.02 уметь находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках Знать о неизменяемых приставках 90 Буквы 3 и С на конце приставок Словарный диктант. 1 28.02 уметь владеть этим способом Знать способ действия при выборе 3-С на конце приставок 91 Буквы О-А в корне ЛАГ, ЛОЖ. 1 1.03 уметь владеть способом выбора нужной орфограммы. Знать правило чередования А-О в корнях слов уметь использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста 92 Буквы О-А в корнях РАСТ, РАЩ, РОС. 1 3.03 уметь распознавать слова с чередующимися гласными А-0 в указанных корнях Знать в каких случаях происходит чередование гласных А- 0 в указанных корнях 93 Буквы E-Q после шипящих в корне слова. 1 4.03 уметь обосновать выбор Ё-0 в корнях слов после шипящих Знать способ выбора Ё- 0 в корнях слов после шипящих 94 Буквы Ы-И после Ц. 1 7.03 уметь обосновывать выбор гласных Ы-И после Ц Знать условия выбора Ы-И в корнях слов после Ц 95 Повторение по теме: морфемика, словообразование 1 10.03 Уметь делать выводы по изученным орфограммам Знать основные правила по теме словообразования
Уметь систематизировать полученные знания Умение работать с текстом учебника 96 Диктант с грамматическим заданием по теме: морфемика, словообразование. 1 11.03 уметь применять полученные знания на практике Диктант «Поурочные разработки по русскому языку» Н.В.Егорова 2008г 97 РНО. Система частей речи в русском языке. 1 14.03 уметь различать самостоятельные и служебные части речи Знать самостоятельные и служебные части речи
Морфология. Культура речи

Имя существительное 16+4 Р.Р
98 Имя сущ. как часть речи 1 15.03 уметь опознавать существительные среди других частей речи Знать морфологические признаки имени сущ., его роль в предложении Уметь анализировать, делать выводы, аргументировано отвечать на вопросы, приводить примеры 99 Контрольный диктант за 3 четверть 1 17.03 Уметь применять полученные знания на практике Диктант «Поурочные разработки по русскому языку» Н.В.Егорова 2008г 100 РНО. Имена сущ. одушевлённые и неодушевленные 1 18.03 уметь различать одушевлённые и. неодушевлённые имена существительные Знать о существительных одушевлённых и неодушевлённых 101 Имена сущ. собствен. и нарицательные 1 21.03 уметь разграничивать имена собственные и нарицательные, правильно писать их Знать деление существительных на собственные и нарицательные 102- 103 Р.Р №12 Доказательство и рассуждение
р.р.

Сочинение.

«Чем я больше всего

люблю заниматься и

почему».
2 1.04- 4.04 уметь приводить доводы, доказывать, последовательно излагать свои мысли Знать основные признаки текста- рассуждения 104 Род имен существительных. 1 22.03 уметь различать существительные по родам 105 Число имен существительных 1 5.04 уметь различать существительные по числам знать об изменении существительных по числам
106 Имена сущ., которые имеют форму только множ. числа 1 7.04 уметь употреблять эти существительные в речи Знать о существительных, имеющих форму только множественного числа 107 Имя сущ., которые имеют форму только ед. числа 1 8.04 уметь употреблять их в речи Знать о существительных, имеющих форму только единственного числа Уметь работать с материалом учебника, составлять опорные схемы уметь применять полученные знания на практике 108 Три склонения имён сущ. 1 11.04 уметь определять склонения сущ. Знать характерные признаки сущ. трёх склонений 109 Система падежей имен существительных 1 12.04 уметь изменять имена существительные по падежам, правильно определять падеж 110 Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. 1 14.04 уметь владеть навыком выбора орфограммы . Знать правило Е-И в безударных падежных окончаниях существительных 111 112 Множественное число имён сущ. Морфологический разбор имен существительных 1 1 15.04 18.04 Уметь определять число имён сущ. уметь правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе его как части речи Знать морфологические признаки имени существительного 113 Правописание 0-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. 1 19.04 уметь применять правило написания О-Е после шипящих и Ц Знать способ действия при выборе написания О-Е в окончаниях сущ. после шипящих и Ц
114- 115 Подробное изложение по тексту учителя
р.р. №13
2 21.04- 22.04 Уметь выделять основную мысль текста знать способы сжатия текста Уметь выделять основную мысль текста, выбирать главное в тексте 116 Повторение по теме: Имя существительное. 1 25.04 117 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: Имя существительное. 1 26.04 уметь применять изученные в разделе орфограммы на практике Знать изученные по теме термины и орфограммы уметь работать со справочной литературой Контрольный диктант «Поурочные разработки по русскому языку» Н.В.Егорова 2008г
Имя прилагательное 5+1Р.Р
118 РНО. Имя прилагательное как часть речи 1 28.04 уметь употреблять прилагательные в речи Знать роли прилагательного в тексте 119 Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. 1 29.04 уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы от определяемого слова Знать о согласовании прил. с сущ. 120 Описание животного р.р. №14 Сочинение- описание картины А.Н.Комарова «Наводнение» 1 2.05 уметь писать сочинение -повествование с элементами описания Знать основные признаки текста -описания Уметь составлять текст по заданной теме, уметь выделять основное в тексте 121 Прилагательные полные и краткие 1 3.05 Уметь отличать полные и краткие прилагательные Уметь систематизировать полученные знания 122 Морфологический разбор имени прилагательного. 1 5.05 уметь правильно определять морфологические признаки имени прилагательного при разборе его как части речи Знать морфологические признаки имени прилагательного 123 Повторение по теме: имя прилагательное. Проверочная работа(тест). 1 6.05 уметь применять полученные знания на практике. Знать основные грамматические признаки прилагательного КИМ Москва «Вако» для 5 класса 2010г.

Глагол 13+1Р.р
124 РНО. Глагол как часть речи. Не с глаголами. 1 8.05 уметь отличать глагол от других частей речи, уметь применять правило НАПИСАНИЯ НЕ С ГЛАГОЛАМИ знать признаки глагола. Знать правило написания НЕ с глаголами 125 Н ЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА . П РАВОПИСАНИЕ - тся -ться в глаголах 1 10.05 УМЕТЬ РАЗЛИЧАТЬ ГЛАГОЛЫ В ЛИЧНОЙ И НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМАХ , УМЕТЬ ВЛАДЕТЬ СПОСОБОМ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЫБОРЕ НАПИСАНИЯ З НАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИ . З НАТЬ УСЛОВИЯ ВЫБОРА НАПИСАНИЯ -ТСЯ- ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ Уметь составлять план, логически, правильно и последовательно излагать свои мысли в письменной форме 126 С ОЧИНЕНИЕ - РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ «Н Е ВЗЯЛИ НА РЫБАЛКУ »
Р

.

Р

. №15
1 12.05 УМЕТЬ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ З НАТЬ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА - РАССКАЗ Учебник 127 Г ЛАГОЛЫ СОВЕРШЕННОГО И НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА . 1 13.05 УМЕТЬ РАСПОЗНАВАТЬ ВИДЫ ГЛАГОЛОВ З НАТЬ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВИДОВЫХ ПАР ГЛАГОЛОВ 128 Б УКВЫ Е - И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ 1 15.05 УМЕТЬ ВЫБИРАТЬ НЕОБХОДИМУЮ ОРФОГРАММУ З НАТЬ О ЧЕРЕДОВАНИИ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ 129- 130 В РЕМЯ ГЛАГОЛА . Н АСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ . П РОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ . Б УДУЩЕЕ ВРЕМЯ . 2 16.05- 17.05 УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛЫ З НАТЬ , КАК ОБРАЗУЮТСЯ ВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОТ ГЛАГОЛОВ СОВ . И НЕСОВ . ВИДА 131 Л ИЦО И ЧИСЛО ГЛАГОЛА 1 19.05 УМЕТЬ ИЗМЕНЯТЬ ГЛАГОЛ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ
132- 133 С ПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ Л ИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ . С АМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ : ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ . 2 20.05- 21.05 УМЕТЬ ВЛАДЕТЬ СПОСОБОМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПРЯЖЕНИЯ , УМЕТЬ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ . З НАТЬ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ , ЗНАТЬ ГЛАГОЛЫ - ИСКЛЮЧЕНИЯ . 134 М ОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА 1 УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА З НАТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА , ЗНАТЬ ПОРЯДОК РАЗБОРА ГЛАГОЛА 135 П РАВОПИСАНИЕ Ь В ГЛАГОЛАХ 2 Л ., ЕД . Ч . 1 Знать о правописании глаголов 2л. ед. ч. 136 Повторение по теме: глагол. 1 уметь обобщать и систематизировать полученные знания Знать основные грамматические признаки глагола Владеть навыками монологической и диалогической речи, уметь обобщать, формулировать выводы 137 138- 140 Промежуточная итоговая аттестация Повторение изученного в 5 классе 1 3 уметь применять полученные знания на практике, обобщить, систематизировать полученные за год знания Административна я контрольная работа

Оценка устных ответов учащихся.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Балл

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»
1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4»
ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
«2»
если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений
и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка («5», «4», «3») может ставиться
не только за единовременный ответ
(когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за
рассредоточенный
во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка письменных работ.

Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ.

Диктант
— одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать
связные
тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объём диктанта устанавливается: - для V класса — 90—100 слов, - для VI класса — 100—110 слов, - для VII класса — 110—120 слов, - для VIII класса — 120—150 слов, - для IX класса — 150—170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»
0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
«4»
2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)
«3»
4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)
«2»
7/7, 6/8, 5/9, 8/6 В контрольной работе, состоящей
из диктанта и дополнительного
(фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.)
задания
, выставляются
две
оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

«5»
— ученик выполнил все задания верно;
«4»
— ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий;
«3»
— выполнено не менее половины заданий.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.
Итоговые диктанты
, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1 — 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограммы, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограммы,
в VII классе — 20 различных орфограмм и 4 — 5 пунктограмм, в VIII классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в IX классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм. В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух — трёх предыдущих уроках). В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах — не более 7 слов, в VIII—IX классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.
Контрольный словарный диктант
проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15 — 20 слов, для VI класса — 20 — 25 слов, для VII класса — 25 — 30 слов, для VIII класса — 30 — 35 слов, для IX класса — 35 — 40 слов. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
«5»
— ошибки отсутствуют;
«4»
— 1 – 2 ошибки;
«3»
— 3 – 4 ошибки. «Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.
Критерии оценки орфографической грамотности.
В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки
представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо «бесшумный», «предлогать» вместо «предлагать» и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила; 2) на неизученные правила; 3) на правила, не изучаемые в школе. Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа . Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа. Среди ошибок на изученные правила выделяются
негрубые ошибки
. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами; 4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого; 5) в написании ы и и после приставок; 6) в написании собственных имен нерусского происхождения; 7) в случаях трудного различения не и ни: Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,… При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки. В письменных работах учащихся могут встретиться
повторяющиеся и однотипные ошибки.
Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта.
Повторяющиеся ошибки
(в одном и том же слове или в корне однокоренных слов) считаются за одну ошибку.
К однотипным
относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова. Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах «строят», «видят», то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола. Ошибки в парах «поздний / грустный»; «взглянуть / тянуть» не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы. Однотипные ошибки (на одно правило, связанное с грамматической формой слова или его фонетическими особенностями) учитываются так: 3 первых однотипных ошибки считаются за одну, каждая последующая учитывается как самостоятельная ошибка.
Описки
- это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности.
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки
грубые и негрубые
. К
негрубым
относятся: 1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.); 2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила; 3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа «Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения». Ошибки в передаче авторской пунктуации не учитываются при оценке письменных работ школьников. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок . Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по

русскому языку для средней школы.


Критерии и нормативы оценки изложений и сочинений.
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объём текста для подробного изложения
: в V классе — 100—150 слов, в VI классе — 150—200 слов, в VII классе — 200—250 слов, в VIII классе — 250—350 слов, в IX классе — 350—450 слов. Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. Рекомендуется следующий
примерный объём классных
сочинений: в V классе — 0,5—1,0 страницы, в VI классе — 1,0—1,5, в VII классе — 1,5—2,0, в VIII классе — 2,0— 3,0, в IX классе — 3,0—4,0 страницы. К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления

изложений и сочинений.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев: - богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - правильность и уместность употребления языковых средств. Показателями
богатства речи
являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания. Показатель
точности речи
- умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи
предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи. Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами. Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками:
первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность.
При выставлении оценки
за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность). При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1 - 2 речевых недочета. Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 - 4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3»
1.В работе допущены существенные отклонения. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических (в 5 кл. -
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. 5 орфографических и 4 пунктуационные), а также 4 грамматические ошибки
«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных, или 5 орфографических и 9 пунктуационных, или 9 пунктуационных, или 8 орфографических и 5 пунктуационных, а также 7 грамматических ошибок
ПРИМЕЧАНИЯ
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл. 2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание. 3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. 4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».
Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся V—IX классов нерусской национальности
, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1 — 2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утверждённых Министерством образования и науки РФ. Оценка выполнения тестовых заданий. число заданий в тесте оценки «2» «3» «4» «5» 5 3 и менее 3 4 5 6 3 и менее 3 5 6
7 4 и менее 5 6 7 8 5 и менее 6 7 8 9 5 и менее 6 7,8 9 10 6 и менее 7 8 9,10 11 6 и менее 7,8 9 10,11 12 7 и менее 8 9,10 11,12 13 8 и менее 9,10 11,12 13 14 9 и менее 10,11 12,13 14 15-16 9 и менее 10 11,12,13 14,15,16 17 10 и менее 11 12,13,14 15,16,17 18 19 11 и менее 12 и менее 12,13 13,14 14,15,16 15,16,17 17,18 18.19 20 13 и менее 14,15 16,17,18 19,20 24 15 и менее 16,17,18 19.20,21 22,23,24 30 19 и менее 20,21.22,23 24.25,26,27 28,29,30 Проверка и оценка знаний и умений учащихся при выполнении тестовых заданий. - выполнение заданий на 85-100% - «5» - выполнение заданий на 75% и выше – «4» - выполнение заданий на 66% и выше – «3» - выполнение заданий менее 66% - «2».

График

контрольных

работ в 5

классе
тема дата вид контроля план факт 1 Входной контрольный диктант 20.09 вводный 2 Словарный диктант 24.09 3 Контрольная работа (тест) по теме: Повторение. 5.10 промежуточный 4 Контрольный диктант за 1 четверть. 28.10 итоговый 5 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: синтаксис, пунктуация. 10.12 текущий 6 Словарный диктант. 28.12 7 8 Контрольный диктант за 2 четверть. Контрольный тест по теме: фонетика 27.12 21.01 итоговый текущий 9 Контрольный диктант по теме: лексика. 8.02 текущий 10 Словарный диктант. 28.02 11 Контрольный диктант по теме: морфемика, словообразование. 11.03 текущий 12 Контрольный диктант за 3 четверть. 17.03 итоговый 13 Контрольный диктант по теме: имя существительное. 26.04 текущий 14 Проверочная работа (тест) по теме: имя прилагательное. 6.05 текущий 15 Самостоятельная работа по теме: личные окончания глаголов. 21.05 промежуточный 16 Контрольная работа за год (тест) 27.05 итоговый

Практические занятия по русскому языку в 5 классах




п/п

Развитие речи

Кол-во часов

Календарные сроки
План Факт 1 Текст. Стили речи: разговорный, художественный. 1 2 Текст. План. Тема текста. Основная мысль текста. 1 3 Обучающее изложение («Хитрый заяц») 2 4 Основная мысль текста. Сочинение по упр.118 1 5 Основная мысль изложения «Первый снег». 2 6 7 Письмо. Выборочное изложение по упр.261 1 1 8 Повествование. 1 9 Описание предмета. Сочинение по упр.302 1 10 Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка» (описание) 2 11 Рассуждение и повествование. Сочинение по упр.402 1 12 Доказательство и рассуждение. «Чем я больше всего люблю заниматься и почему». 2 13 Подробное изложение по тексту учителя. 2 14 Описание животного. А.Н.Комаров «Наводнение». 1 15 Сочинение по картине «Не взяли на рыбалку». 1
5 класс Литература и средства обучения. Для учителя. Учебник русского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений. Т.А.Ладыженская, М.Л.Баранов рекомендовано М.О. РФ Москва «Просвещение» 2012г. Программа М.О. РФ для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано М.О.РФ Москва «Просвещение» 2008 год. Тесты по русскому языку в 2-х частях. Учитель русского языка высшей категории М.П.Книгина Издательство «Лицей» 2010г. «Поурочные разработки по русскому языку» Н.В.Егорова 2008г, КИМ Москва «Вако» 5 класс 2010 год gramota. ru Для учащихся. Учебник русского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений. Т.А.Ладыженская, М.Л.Баранов рекомендовано М.О. РФ Москва «Просвещение» 2012г. Тесты по русскому языку в 2-х частях. Учитель русского языка высшей категории М.П.Книгина Издательство «Лицей» 2010г. Список справочной литературы по русскому языку для учащихся 1. Ушаков Д.Н., Крючков СЕ. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы. - 41-е изд. 2. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка/Под ред. Ф.П.Филина. - 2-е изд., дораб. 3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. 4. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - 2-е изд., перераб. 5. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. 6. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - 3-е изд., перераб.


Яндекс.Метрика