Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников
по экологии (из опыта работы).
Горева Елена Вячеславовна
МБОУ ООШ № 37 п. Балакирево Владимирской области
«Исследование природы трудно, однако приятно, полезно, свято».
Слова М.В. Ломоносова для школьников школы № 37 поселка Балакирево в
последние годы становятся значимыми и приоритетными. Организация
учебно-исследовательской и практической деятельности по экологическому
образованию, реализация деятельностного подхода, как наиболее важной
составляющей экологического образования, являются основополагающими в
повышении качества экологического образования. Формирование
экологической культуры учащихся в нашей школе начиналось с введения в
индивидуальный учебный план школы предмета «экология». Школа
реализует вот уже четвертый год экологическое образование с 5 по 9 класс.
До этого только небольшая часть ребят была охвачена экологической работой
в летнем школьном лагере и в кружке «Юный эколог». Введение детей в мир
экологических знаний требует у них исследовательской деятельности.
Исследовательская работа играет большую роль в экологическом
образовании и воспитании школьников любого возраста. Учащиеся школы
принимают активное участие в научно-исследовательской работе. В школе
на протяжении четырех лет работает научное общество «Эврика», где
формируется готовность учащихся среднего звена к исследовательской
деятельности в сфере экологии. Работая в научном обществе, школьники
разрабатывают и осуществляют проекты, которые имеют практическое
значение. Так, например, работа учащихся девятых классов «Чтобы
помнили» принимала участие в конкурсе социальных проектов «Гражданин
России» и получила высокую оценку жюри. В ходе работы над проектом
учащиеся решали ряд экологических задач: изучили законы об охране
памятников и окружающей среды; оценили
экологическое состояние и озеленили территорию вокруг памятника воинам,
погибшим в Великой Отечественной войне.
Социальный проект «Чистый пруд» посвящен решению ряду наболевших
задач по проблеме единственного крупного водоема поселка - пруда
Угольница. Администрация поселка, познакомившись с материалами
проекта, оплатила бактериологический анализ воды пруда. Учащиеся школы
в течение 8 лет проводят мониторинг (гидробиологический анализ)
экологического состояния пруда.
Одной из эффективных форм, активизирующих интерес школьников к
экологическим проблемам, является приобщение их к практической
деятельности в форме совместной работы детей с Александровским
лесничеством: посадка леса на гарях, сбор желудей и их посев в своем
питомнике (грядках), заготовка других семян древесных и кустарниковых
растений для последующей посадки. Увлекла ребят и работа над проектом
«Проблема повреждения хвойных лесов короедом-типографом». Сейчас
учащиеся девятых классов готовят свои исследовательские работы на
данную тему.
В апреле-мае 2015 года ученики школы приняли участие в Федеральном
образовательно-просветительском проекте «Вместе сохраним леса от
пожаров». Основной целью проекта явилось приобщение подрастающего
поколения, учителей и педагогов к активной деятельности по
информированию широких слоев населения о вреде палов сухой травы и
правилах охраны лесов от пожаров, профориентация молодежи для работы в
системе лесного хозяйства. В ходе работы в проекте участниками
проводилась работа по следующим направлениям: агитация населения по
недопущению палов сухой травы, охране лесов от пожаров, разработка и
проведение старшими марафонов, занятий в детских садах, младшей и
средней школе, весенние уборки на природных территориях, проведение
конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, создание и организация работы
передвижных выставок в учреждениях и организациях, постановка
спектаклей, производство видеороликов, создание новых Интернет-ресурсов,
распространение информации на ранее действующих Интернет-ресурсах,
организация публикаций статей в местных СМИ. По итогам работы в данном
проекте учащиеся нашей школы вошли в десятку лучших школ страны.
Активная жизненная позиция детей отражается в практической
деятельности. Ежегодно учащиеся 5-9 классов следят за чистотой берегов
ручья Терентьевки , реки Серой и родников. И конечно готовят
исследовательские работы. Такие работы, как «Биоиндикация реки Серой в
окрестностях поселка Балакирево», «Сравнение методов
гидробиологического анализа при оценке экологического состояния ручья
Терентьевки в поселке Балакирево», «Изучение особенностей поведения
паука-крестовика», «Изучение некоторых особенностей поведения и условий
содержания лошади ганноверской породы» получили первые места на
районных конкурсах юных исследователей окружающей среды и призовые -
на областных. А работа «Изучение особенностей питания росянки
круглолистной» - стала победителем районного, призером областного
конкурсов юных исследователей окружающей среды и призером (диплом
второй степени) Всероссийского научно-технического конкурса «Открытый
мир. Старт в науку» при РГАУ-РСХА им К. А. Тимирязева.
Помогает в проектной и исследовательской деятельности и созданная силами
учащихся, родителей и учителей учебная экологическая тропа. Здесь дети
могут понаблюдать за жизнедеятельностью бобров и ондатры, уток и чаек,
послушать и определить голоса птиц, увидеть своими глазами превращение
головастиков в лягушку и многое другое. Тут же рождаются темы новых
исследовательских работ. Изучая какой-либо природный объект, ребята
пишут о нем заметки, фотографируют, оформляют результаты своих
исследований в рефераты и проекты. Такая работа ведется под руководством
учителя экологии. Участие школьников в решении практических задач
экологического характера способствует формированию у них умения
смотреть на мир глазами наблюдателя и исследователя и умения разрешать
экологические ситуации в зависимости от их собственных возможностей.