Напоминание

"Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников по экологии"

Автор: Горева Елена Вячеславовна

Должность: учитель биологии

Учебное заведение: МБОУ ООШ № 37

Населённый пункт: п. Балакирево, Владимирская область

Наименование материала: Статья

Тема: "Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников по экологии"

Описание:

В данной статье автор делится опытом работы по учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников в средней школе.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=2366

Опубликовано 19.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников

по экологии (из опыта работы).
Горева Елена Вячеславовна МБОУ ООШ № 37 п. Балакирево Владимирской области «Исследование природы трудно, однако приятно, полезно, свято». Слова М.В. Ломоносова для школьников школы № 37 поселка Балакирево в последние годы становятся значимыми и приоритетными. Организация учебно-исследовательской и практической деятельности по экологическому образованию, реализация деятельностного подхода, как наиболее важной составляющей экологического образования, являются основополагающими в повышении качества экологического образования. Формирование экологической культуры учащихся в нашей школе начиналось с введения в индивидуальный учебный план школы предмета «экология». Школа реализует вот уже четвертый год экологическое образование с 5 по 9 класс. До этого только небольшая часть ребят была охвачена экологической работой в летнем школьном лагере и в кружке «Юный эколог». Введение детей в мир экологических знаний требует у них исследовательской деятельности. Исследовательская работа играет большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста. Учащиеся школы принимают активное участие в научно-исследовательской работе. В школе на протяжении четырех лет работает научное общество «Эврика», где формируется готовность учащихся среднего звена к исследовательской деятельности в сфере экологии. Работая в научном обществе, школьники разрабатывают и осуществляют проекты, которые имеют практическое значение. Так, например, работа учащихся девятых классов «Чтобы помнили» принимала участие в конкурсе социальных проектов «Гражданин России» и получила высокую оценку жюри. В ходе работы над проектом учащиеся решали ряд экологических задач: изучили законы об охране памятников и окружающей среды; оценили
экологическое состояние и озеленили территорию вокруг памятника воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Социальный проект «Чистый пруд» посвящен решению ряду наболевших задач по проблеме единственного крупного водоема поселка - пруда Угольница. Администрация поселка, познакомившись с материалами проекта, оплатила бактериологический анализ воды пруда. Учащиеся школы в течение 8 лет проводят мониторинг (гидробиологический анализ) экологического состояния пруда. Одной из эффективных форм, активизирующих интерес школьников к экологическим проблемам, является приобщение их к практической деятельности в форме совместной работы детей с Александровским лесничеством: посадка леса на гарях, сбор желудей и их посев в своем питомнике (грядках), заготовка других семян древесных и кустарниковых растений для последующей посадки. Увлекла ребят и работа над проектом «Проблема повреждения хвойных лесов короедом-типографом». Сейчас учащиеся девятых классов готовят свои исследовательские работы на данную тему. В апреле-мае 2015 года ученики школы приняли участие в Федеральном образовательно-просветительском проекте «Вместе сохраним леса от пожаров». Основной целью проекта явилось приобщение подрастающего поколения, учителей и педагогов к активной деятельности по информированию широких слоев населения о вреде палов сухой травы и правилах охраны лесов от пожаров, профориентация молодежи для работы в системе лесного хозяйства. В ходе работы в проекте участниками проводилась работа по следующим направлениям: агитация населения по недопущению палов сухой травы, охране лесов от пожаров, разработка и проведение старшими марафонов, занятий в детских садах, младшей и средней школе, весенние уборки на природных территориях, проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, создание и организация работы передвижных выставок в учреждениях и организациях, постановка спектаклей, производство видеороликов, создание новых Интернет-ресурсов,
распространение информации на ранее действующих Интернет-ресурсах, организация публикаций статей в местных СМИ. По итогам работы в данном проекте учащиеся нашей школы вошли в десятку лучших школ страны. Активная жизненная позиция детей отражается в практической деятельности. Ежегодно учащиеся 5-9 классов следят за чистотой берегов ручья Терентьевки , реки Серой и родников. И конечно готовят исследовательские работы. Такие работы, как «Биоиндикация реки Серой в окрестностях поселка Балакирево», «Сравнение методов гидробиологического анализа при оценке экологического состояния ручья Терентьевки в поселке Балакирево», «Изучение особенностей поведения паука-крестовика», «Изучение некоторых особенностей поведения и условий содержания лошади ганноверской породы» получили первые места на районных конкурсах юных исследователей окружающей среды и призовые - на областных. А работа «Изучение особенностей питания росянки круглолистной» - стала победителем районного, призером областного конкурсов юных исследователей окружающей среды и призером (диплом второй степени) Всероссийского научно-технического конкурса «Открытый мир. Старт в науку» при РГАУ-РСХА им К. А. Тимирязева. Помогает в проектной и исследовательской деятельности и созданная силами учащихся, родителей и учителей учебная экологическая тропа. Здесь дети могут понаблюдать за жизнедеятельностью бобров и ондатры, уток и чаек, послушать и определить голоса птиц, увидеть своими глазами превращение головастиков в лягушку и многое другое. Тут же рождаются темы новых исследовательских работ. Изучая какой-либо природный объект, ребята пишут о нем заметки, фотографируют, оформляют результаты своих исследований в рефераты и проекты. Такая работа ведется под руководством учителя экологии. Участие школьников в решении практических задач экологического характера способствует формированию у них умения смотреть на мир глазами наблюдателя и исследователя и умения разрешать экологические ситуации в зависимости от их собственных возможностей.


Яндекс.Метрика