Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий как средство повышения эффективности обучения школьников"

Автор: Муслимова Фирдия Тукаевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ "СШ№5"

Населённый пункт: Город Нижневартовск ХМАО-ЮГРА

Наименование материала: статья

Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий как средство повышения эффективности обучения школьников"

Описание:

В современных социально-экономических условиях назрела острая необходимость рассмотрения понятия "эффективность обучения" с позиции здоровьесбережения. Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=2372

Опубликовано 20.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ
Повышение эффективности обучения является одной из ключевых проблем деятельности любого образовательного учреждения. Оценка эффективности подготовки (образования) обучаемого в том или ином виде всегда являлась и является обязательным компонентом любой образовательной системы. Поскольку цели функционирования и развития образовательных систем связаны с социальными требованиями к уровню образования и развития обучающихся, то непрерывное повышение требований к современному человеку, особенно к его творческим и прогностическим способностям, постоянно актуализирует проблему оценки эффективности образования и развития человека. В современных социально-экономических условиях назрела острая необходимость рассмотрения понятия «эффективность обучения» с позиции здоровьесбережения. Современная школа большое внимание уделяет способности выпускника в дальнейшей, взрослой жизни адаптироваться к окружающей действительности. Все чаще стали вспоминать, что интеллектуальные способности и возможности человека во многом определяются его функциональным здоровьем. В последнее время в обществе школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни. Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину,
школу и семью. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.
Цель педагогической (образовательной) технологии
— достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение по определению не может быть основной целью образовательного процесса, а может быть только условием, одной из важнейших задач, связанных с достижением главной цели. Реализация здоровьесберегающих образо вательных технологий направлена на такую организацию образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Для этого требуется решить следующие задачи: 1.0беспечить здоровьесберегающие условия проведения образовательного процесса (в первую очередь — соблюдение требований Санпинов). 2. Использовать здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания. 3. Обеспечить гармоничное, соответствующее возрасту, развитие учащихся: а) физическое б) психологическое в) социальное. 4. Обучить школьников принципам и практике здорового образа жизни, воспитать у них потребность заботиться о своем здо ровье. 5. Создать в школе условия для укрепления здо ровья учащихся и педагогов. Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние
учителя, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся. Приоритетными направлениями деятельности учителей нашей школы являются:  Предупреждение учебных перегрузок школьников, приводящих к состоянию переутомления.  Формирование компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.  Организация питания школьников.  Целенаправленная забота о благополучии психологического здоровья учащихся.  Формирование культуры здоровья учащихся.  Приобщение родителей учащихся к программе сохранения и укрепления здоровья их детей. Одна из задач нашей школы заключается в необходимости помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Любая личносто-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей. Это:  технология уровневой дифференциации;  технология проектного обучения;  информационно-коммуникативные технологии;  технология развивающего обучения. Я остановлюсь только на некоторых моментах использования этих технологий в работе нашей школы. Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся.
Компьютер,
благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране позволяет удерживать это внимание в течение всего урока. В нашей школе большинство уроков проводятся не в компьютерном, а
в обычном классе. При этом не страдает и зрение, что обычно бывает, когда учащийся сидит перед экраном монитора. Разнообразные формы работы в ходе урока не вызывают зрительного утомления, а следовательно не приводят к функциональным нарушениям органа зрения. Разнообразие форм работы учащихся на уроке создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся. Применение в учебном процессе
индивидуально-

дифференцированной технологии
дает возможность работать с разными детьми, помогать неуспевающим учащимся, не забывая уделять внимание наиболее успешным. При таком подходе часто используется распределение на уроке учебного материала, согласно уровням обученности детей в виде карточек с индивидуальными заданиями. При повторении, обобщении и контроле учителями часто применяется методика свободного выбора учащимися разноуровневых заданий. Используется работа по группам (рядам, командам), дополнительные индивидуальные занятия с отстающими учащимися во внеурочное время, консультации с сильными (подготовка к экзаменам, олимпиадам, конкурсам). Для повышения мотивации, особенно в среднем и старшем звене подходит
метод проектов
. Это метод позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике. Каждый педагог в ходе уроков использует физкультурные минуты, эффективно влияющие на укрепление здоровья учащихся и продуктивность самих занятий. Проводятся они в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание, учащиеся становятся неспокойными. В образовательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы, методы направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и
укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития, обучения. Изучение предметов по данным технологиям способствует приобретению учащимися качественных знаний и навыков для обучения на следующей после окончания школы образовательной ступени. Эти технологии организации уроков являются наиболее целесообразными, и благодаря этому удается повышать уровень познавательной активности учащихся не за счет их здоровья. Повышение эффективности обучения является одной из ключевых проблем деятельности любого образовательного учреждения. Оценка эффективности подготовки (образования) обучаемого в том или ином виде всегда являлась и является обязательным компонентом любой


Яндекс.Метрика