"Использование здоровьесберегающих технологий как средство повышения эффективности обучения школьников"
Автор: Муслимова Фирдия Тукаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ№5"
Населённый пункт: Город Нижневартовск ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий как средство повышения эффективности обучения школьников"
Описание:
В современных социально-экономических условиях назрела острая необходимость рассмотрения понятия "эффективность обучения" с позиции здоровьесбережения. Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка.
ШКОЛЬНИКОВ
Повышение эффективности обучения является одной из ключевых
проблем деятельности любого образовательного учреждения. Оценка
эффективности подготовки (образования) обучаемого в том или ином виде
всегда являлась и является обязательным компонентом любой
образовательной системы. Поскольку цели функционирования и развития
образовательных систем связаны с социальными требованиями к уровню
образования и развития обучающихся, то непрерывное повышение
требований к современному человеку, особенно к его творческим и
прогностическим способностям, постоянно актуализирует проблему оценки
эффективности образования и развития человека.
В современных социально-экономических условиях назрела острая
необходимость рассмотрения понятия «эффективность обучения» с позиции
здоровьесбережения.
Современная школа большое внимание уделяет способности
выпускника в дальнейшей, взрослой жизни адаптироваться к окружающей
действительности. Все чаще стали вспоминать, что интеллектуальные
способности и возможности человека во многом определяются его
функциональным здоровьем. В последнее время в обществе школа
становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к
условиям и требованиям современной жизни.
Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и
подростков, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для
ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в
образовательном учреждении, возникает необходимость превращения
образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и
просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного
пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину,
школу и семью. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны
здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.
Цель педагогической (образовательной) технологии — достижение
заданного образовательного результата в обучении,
воспитании, развитии.
Здоровьесбережение по определению
не может быть основной
целью образовательного процесса, а может быть только условием, одной
из важнейших задач, связанных с достижением главной цели.
Реализация здоровьесберегающих образо
вательных технологий
направлена на такую организацию образовательного процесса на всех его
уровнях,
при
которой качественное обучение, развитие и воспитание
учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.
Для этого требуется решить следующие задачи:
1.0беспечить здоровьесберегающие условия проведения
образовательного процесса
(в первую очередь — соблюдение требований
Санпинов).
2. Использовать здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания.
3. Обеспечить гармоничное, соответствующее
возрасту, развитие
учащихся:
а) физическое
б) психологическое
в) социальное.
4. Обучить школьников принципам и практике
здорового образа жизни,
воспитать у них потребность заботиться о своем здо
ровье.
5. Создать в школе условия для укрепления здо
ровья учащихся и педагогов.
Рациональная организация урока – важная составная часть
здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и
психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит
функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние
учителя, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и
здоровье учащихся.
Приоритетными направлениями деятельности учителей нашей школы
являются:
Предупреждение учебных перегрузок школьников, приводящих к
состоянию переутомления.
Формирование компетентности педагогов в вопросах здоровья и
здоровьесберегающих технологий.
Организация питания школьников.
Целенаправленная забота о благополучии психологического
здоровья учащихся.
Формирование культуры здоровья учащихся.
Приобщение родителей учащихся к программе сохранения и
укрепления здоровья их детей.
Одна из задач нашей школы заключается в необходимости помочь
каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их
развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е.
осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и
воспитании. Любая личносто-ориентированная технология вправе называться
здоровьесберегающей. Это:
технология уровневой дифференциации;
технология проектного обучения;
информационно-коммуникативные технологии;
технология развивающего обучения.
Я остановлюсь только на некоторых моментах использования этих
технологий в работе нашей школы.
Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания
внимания учащихся.
Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от
увиденного на экране позволяет удерживать это внимание в течение всего
урока. В нашей школе большинство уроков проводятся не в компьютерном, а
в обычном классе. При этом не страдает и зрение, что обычно бывает, когда
учащийся сидит перед экраном монитора. Разнообразные формы работы в
ходе урока не вызывают зрительного утомления, а следовательно не приводят
к функциональным нарушениям органа зрения. Разнообразие форм работы
учащихся на уроке создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный
интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость
учащихся.
Применение в учебном процессе
индивидуально-
дифференцированной технологии дает возможность работать с разными
детьми, помогать неуспевающим учащимся, не забывая уделять внимание
наиболее успешным. При таком подходе часто используется распределение
на уроке учебного материала, согласно уровням обученности детей в виде
карточек с индивидуальными заданиями.
При повторении, обобщении и контроле учителями часто применяется
методика свободного выбора учащимися разноуровневых заданий.
Используется работа по группам (рядам, командам), дополнительные
индивидуальные занятия с отстающими учащимися во внеурочное время,
консультации с сильными (подготовка к экзаменам, олимпиадам, конкурсам).
Для повышения мотивации, особенно в среднем и старшем звене
подходит метод проектов . Это метод позволяет органично интегрировать
знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт
возможность применить полученные знания на практике.
Каждый педагог в ходе уроков использует физкультурные минуты,
эффективно влияющие на укрепление здоровья учащихся и продуктивность
самих занятий. Проводятся они в то время, когда у учащихся появляются
первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание,
учащиеся становятся неспокойными.
В образовательном процессе школы все психолого-педагогические
технологии, программы, методы направлены на воспитание у учащихся
культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и
укреплению, формирование представления о здоровье как ценности,
мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды
деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со
сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития, обучения.
Изучение предметов по данным технологиям способствует
приобретению учащимися качественных знаний и навыков для обучения на
следующей после окончания школы образовательной ступени.
Эти технологии организации уроков являются наиболее
целесообразными, и благодаря этому удается повышать уровень
познавательной активности учащихся не за счет их здоровья.
Повышение эффективности обучения является одной из ключевых
проблем деятельности любого образовательного учреждения. Оценка
эффективности подготовки (образования) обучаемого в том или ином виде
всегда являлась и является обязательным компонентом любой