Педагогическое эссе на тему: «Учитель радости»
(от имени ученицы)
Меня зовут Луиза. Мне 16 лет. Передо мною всегда темнота. Я никогда не
видела лица людей, окружающие предметы и сны.
Год назад я перевелась в новую школу- интернат для слепых и слабовидящих
детей города Михайловка Волгоградской области. Здесь я впервые попала в
кабинет СБО (кабинет коррекционного предмета «социально-бытовая
ориентировка»). Он появился в школе только 3 года назад. Я переступила
порог кабинета и увидела свет. Свет надежды, тепла моей души. Свет
доверия. Свет, который открывает глаза и дает прозрение. Здесь я
почувствовала себя здоровой и уверенной, потому что мечтаю об этом. Сюда
я прибегаю, а точнее прилетаю на крыльях, чтобы увидеть что-то новое и
познать это. Когда у тебя только одно желание: проснуться и увидеть этот
мир своими глазами. Здесь готовишься к настоящей серьезной жизни,
добиваться всего сама.
Предмет СБО ведет Шмыгалева Юлия Валерьевна, молодой учитель, но уже
с большим опытом работы с детьми. Именно она мне показала и рассказала,
что и где находится в кабинете, именно к ней я прибегаю, чтобы спросить
совет и рассказать свои секреты.
Дома родители меня опекают: это не трогай, это нельзя, еще не доросла,
обожжешься, обрежешься, не сможешь сделать правильно, еще и интернат
далеко находится, только на каникулах бываю дома. Если, просыпаясь,
видишь только темное пятно или размытые очертания предметов, то
повторить какие-либо действия за взрослым по подражанию совершенно
невозможно. А тут Юлия Валерьевна разрешает дотронуться до мечты,
ощутить себя нужной, а главное - взрослой.Она учит пользоваться
электроприборами самостоятельно, такими как микроволновая печь,
телевизор, музыкальный центр, электроплита, пылесос. Пусть времени
отводится всего 25 минут, но это самое драгоценное для познания себя и
окружающего.
А потом взахлеб рассказывать маме по телефону, чему сегодня учила
Юлия Валерьевна и что новое я освоила. Причем, для тебя насколько
становится важен этот предмет и общение именно с этим человеком, что
начинаешь с нетерпением ждать следующего занятия и понимать, что там ты
учишься тому, с чем будешь сталкиваться в повседневной жизни, учишься
общению и отношению с другими людьми и восприятию себя.
Помню, как Юлия Валерьевна учила меня работать сэлектрочайником. Вы
представить себе не можете, как бывает трудно включить его вилку в розетку.
Ведь с детства мама учила меня не совать туда пальцы, может ударить током.
У электрочайника короткий шнур, но я смогла справиться: вилка вставилась в
розетку. Быстро на ощупь нашла кнопку для включения и уже через
некоторое время услышала сначала шум, потом бульканье воды и щелчок,
чайник закипел. А как нелегко было научиться наливать кипяток в чашку.
Раньше всегда приходилось тыкать пальцем, чтобы определить, сколько воды
налито. Здесь Юлия Валерьевна учила меня пользоваться индикатором
уровня жидкости, который существует специально для людей с нарушением
зрения.
Я впервые в жизни училась разбивать сырое яйцо. Дома мне яйца даже не
показывали. Оно такой интересной формы. Его в сказке снесла курочка,
разбила мышка, и из него мог бы вылупиться цыпленок. У яйца оказывается
такая хрупкая скорлупа.
Резать ножом дома никогда не давали. Мама боялась, что порежу пальцы.
А тут я научилась с помощью специального ножа-дозатора отрезать ровный
кусок хлеба.
Утюг тоже не сразу я покорила. Мама близко к нему не подпускала,
боялась, что обожгусь. Как он интересно устроен!!! Юлия Валерьевна для
того, чтобы мы почувствовали руками, где находятся переключатели нагрева,
наклеила объемные точки из бархатной бумаги. Я долго училась наливать
воду в утюг, чтобы вещь легче было погладить. Очень боялась обжечься, но
страх прошел, и я упорно шла к своей цели. Теперь я знаю, как определить
нагрелся ли утюг. Пока только погладить могу простые вещи, но все еще
впереди.
Каждый раз узнаешь что-то новое и радуешься, что сделан еще один шаг
к самостоятельной жизни, ведь те, кто хорошо видит этот мир, порой не
задумываются о таких вещах, как одевание, обувание, умывание, стирка,
глажение белья и т. д. Как важно научиться овладевать всем этим без помощи
взрослых. Я всегда хожу советоваться к Юлии Валерьевне по различным
вопросам, не только бытовым, но и личным.
Я здесь только второй год, еще несколько лет мне предстоит учиться в
школе и многое узнать. В этом мне поможет любимый учитель, который
вселяет радость и уверенность в завтрашнем дне. Теперь я точно знаю, что
после окончания школы стану самостоятельной, не буду иждивенкой у
родителей. Смогу найти достойное место в кругу нормально видящих людей.