Напоминание

"Русский язык 9 класс (VIII вид)"

Автор: Барыкина Клавдия Сергеевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ СОШ №3

Населённый пункт: г.Вилючинск, Камчатский край

Наименование материала: Программа

Тема: "Русский язык 9 класс (VIII вид)"

Описание:

Планирование уроков грамматики для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) на 2015-2016 учебный год разработано на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П "Об утверждении планов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии (I-VIII вида). Программа составлена на основе программы по русскому языку 5-9 классов специальной общеобразовательной школы для детей с задержкой психического развития и классов коррекционно-развивающего обучения. Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=2404

Опубликовано 24.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета
: РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс:
9 (VIII вид)
Уровень общего образования
: ______________________
Срок реализации программы, учебный год:
2015-2016
Количество часов по учебному плану:
Всего 102 часов в год; 3 часа в неделю
Рабочая программа составлена на основе:
(название, автор)
Учебник
: учебник Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», М., «Просвещение», 2009 г.; название, автор, год издания Рабочую программу составила (реализует) _______________________________________________/________________/ подпись расшифровка подписи «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №3 ______________/ ____________/ ___________ /___________/ « ____» _______г. Приказ от_____ _____г.№ _____

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование уроков грамматики для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) на 2015-2016 учебный год разработано на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении планов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии (I-VIII вида). Программа составлена на основе программы по русскому языку 5-9 классов специальной общеобразовательной школы для детей с задержкой психического развития и классов коррекционно-развивающего обучения. Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год. При обучении по предмету используется следующий УМК: 1. учебник Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», М., «Просвещение», 2009 г.; 2. А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Москва, «Просвещение», 2004 г.; 3. А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе», М., «Просвещение», 1994г. ; Н.Н. Бебешина, Ф.Н. Самсонова «Уроки русского языка во вспомогательной школе (5 – 8 классы)», М., «Просвещение», 1970г.; 4. М.Ф. Гнездилов «Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы», М., 1962г.; Н.М. Барская, Л.А. Нисневич «Обучение русскому языку в 5 – 9 классах вспомогательной школы», М., «Просвещение», 1992г.; 5. В.П. Свириденков «Сборник упражнений по русскому языку, 5 – 8 классы», М., «Просвещение», 1999г.; 6. Л.А. Жидкова, Л. М., Каменецкая « Сборник статей для изложений во вспомогательной школе», М., «Просвещение», 1999г.; 7. Е.Я. Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида, 5 – 7 классы», М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013г. Планирование уроков составлено с учетом решения двух основных задач:  сформировать основы функциональной грамотности и основные умения и навыки учения и общения, дать обучающимся начальные представления об отечественной культуре;  скорригировать отставание в развитии обучающихся, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерные для обучающихся с ЗПР, и преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения. Программа предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ

(КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ
Программа по русскому языку в 9 классе специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность . На первый план в связи с этим выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения, как способа коррекции их мыслительной деятельности. Требования к умениям школьников определены по двум уровням в зависимости от их возможностей. Первый уровень предполагает овладение учащимися программным материалом по всему основному содержанию, указанному в требованиях; второй – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Рабочая программа по русскому языку в 9 классе специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц. В программе по русскому языку для старших классов структурно выделяются два раздела: 1. Письмо и развитие речи. 2. Чтение и развитие речи. Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу каждого года обучения. Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями — в зависимости от учебных возможностей школьников. 1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, 2-й — предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы:
принцип коррекционно-речевой направленности
, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность
обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц. При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
ФОРМЫ РАБОТЫ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический
разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установления связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих. Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
МЕТОДЫ УРОКА
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой -наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр -практические – упражнения, карточки, тесты Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные
ТИПЫ УРОКОВ:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала; -урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок); -урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок); -комбинированный урок; -нестандартные уроки.
При оценивании знаний детей с интеллектуальной недостаточностью авторы различных

исследований описывают 4 группы учащихся.
Первую группу составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. Для второй группы (25 – 35%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются. Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров. К четвёртой группе относятся дети (10 – 15%), которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. Письмо и развитие речи
Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько
умение применять изученный грамматике орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме. Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка — катушка, семья — семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания. Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный — глинистый, экскаватор — эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом — домик, дом — домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте. Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро). В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления. Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию. С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста. При изучении темы «Текст» у учащихся формируются следующие умения: • определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль); • выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста; • выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль из ряда предложенных учителем; • определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
• выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения, текстовые синонимы, наречия и др.; • отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях; • подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи; • с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты; исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи. Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках. Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 9 класса с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Раздел 2. Чтение и развитие речи
В старших классах продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, научно-популярных статей, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст. Чрезвычайно важно добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного языка литературного текста, на использование таких выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения (последнее — под наблюдением учителя). Для качественного формирования навыка сознательного чтения, в программе выделяется в качестве самостоятельного подраздел «Работа с текстом». В нем предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении. К указанному разделу также представлен перечень возможных требований к уровню усвоения читательских умений. Не менее важным является также дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность, у разных групп умственно отсталых учащихся формируются не только медленно, но и асинхронно. Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения,
поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения. Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста. С учетом того что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по .чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе. Начиная с 7 класса учащиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения. Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит рекомендательный, характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы. С 8 класса вводится чтение статей периодической печати. По мере перехода учащихся из класса в класс уменьшается помощь учителя в составлении отзывов и аннотаций на читаемые произведения. Вместе с тем (с учетом сложности контингента учащихся) творческие работы по освоению литературных текстов могут выполняться коллективно.
ЗАДАЧИ
1. Коррекционно-образовательные: 1. Повторить и закрепить знания и умения по синтаксису и пунктуации, определенные программой и учебником для коррекционных школ VIII вида. Отрабатывать практические умения и навыки разбора предложений по членам, по частям речи, составление характеристик предложений, их схем. 2. Продолжить формирование практически значимых орфографических знаний и навыков (орфограммы в корне, правописание приставок и др.). 3. Отрабатывать навыки по звукобуквенному анализу, по составу слова. 4. Дать понятие о сложносокращенных словах, научить их расшифровывать и писать. 5. Повторить и закрепить знания об имени существительном, его роли в речи, об основных грамматических категориях, правописании падежных окончаний и способах проверки безударных окончаний. 2. Коррекционно-развивающие: 1. Продолжать работу над обогащением, уточнением и активизацией словаря учащихся (правильное употребление несклоняемых существительных, сложносокращенных слов и др.).
2. Развивать фонематический слух, правильное произношение, языковое чутье, память, логическое мышление, умение находить связь между словами в предложении, правильно задавать падежные вопросы. 3. Продолжать формирование умения строить предложения разной степени распространенности, умений писать творческие работы. 4. Развивать познавательную активность, общеинтеллектуальные знания (приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации). 5. Вырабатывать жизненно необходимые речевые навыки. 3. Коррекционно-воспитательные. 1. Продолжать работу по воспитанию интереса к родному языку, желания его изучать и грамотно писать; показывать его красоту, выразительность; формировать умения использовать средства языка, культуру речи; развивать коммуникативные навыки. 2. Воспитывать самостоятельность. Использовать материалы, содержащие значимые связи с окружающей действительностью для подготовки к самостоятельной жизни. 3. Продолжать воспитание ответственного отношения к учебной деятельности, сознательного отношения к труду, хорошим поступкам, к здоровому образу жизни. 4. На материалах упражнений и работ осуществлять экологическое, нравственное, эстетическое воспитание.
Основные требования к умениям учащихся 9 класса:
1 уровень:  писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75 – 80 слов)  составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;  писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов);  составлять простые и сложные предложения с опорой на картину, схему, предложенную ситуацию, на собственный трудовой опыт;  подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова;  определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;  находить и решать орфографические задачи;  оформлять все виды деловых бумаг;  пользоваться орфографическим словарем. 2 уровень:  писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;  принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;  составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картинке или без нее (40 – 45 слов);  составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картину, собственный опыт, с помощью учителя;  решать орфографические задачи, опираясь на схему, с помощью учителя;  пользоваться орфографическим словарем.

Изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу



п/п

Тема

Количество часов на изучение

отдельных тем, структурная

перестановка порядка

изучения тем

Обоснование целесообразности

внесения данных изменений

В авторской

программе

В рабочей

программе
1. 136 102 2. 3.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 «А» КЛАССЕ

специальная (коррекционная) программа VIII вида

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-

во

часо

в

Сроки прохождения

Словарь

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (13ч)
1-2 Простое и сложное предложения. Их использование в текстах с элементами рассуждения 2 02.09 – 04.09 Ф Былина писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75—80 • составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями; • писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов); • составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку, схему, предложенную ситуацию, на собственный трудовой опыт; 3-4 Простое и сложное предложения в деловых бумагах (заявление, расписка, доверенность). 2 08.09 – 09.09 Ф Архив 5-6 Решение орфографических задач в процессе работы над текстом. 2 11.09 – 15.09 Ф Обязанность 7 Исправления в тексте (правильность построения простых и сложных предложений), устранение других недочетов. 1 18.09 Ф Объеденный 8-9 Типы текстов. Сравнение планов ко всем типам текстов. 2 22.09 – 23.09 Ф Объединённый 10-11 Составление любого типа текста с использованием простых и сложных предложений. 2 25.09 – 29.09 Ф Окрестность 12-13 Связная речь. Составление автобиографии по данному плану. 2 30.09 – 02.10 Ф
СОСТАВ СЛОВА (11ч)
14-15 Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов. 2 13.10 – 14.10 Ф Организация проверять написание в корне слова безударных гласных звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов; разбирать слово по составу; выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи; 16-17 Сложные слова с соединительными гласными и без них ( сбербанк, видеомагнитофон). 2 16.10 – 20.10 Ф Планетарий 18 Сложносокращенные слова ( НТВ, АТС). 1 21.10 Ф Сберкасса 19-20 Правописание приставок
без-
(
бес-
)
,

воз-
(
вос-
)
, из-
(
ис-
)
, раз-
(
рас
) в зависимости от произношения. 2 23.10 – 27.10 Ф Профессия 21-22 Составление текстов повествовательного и описательного характера по коллективно 2 28.10 – 30.10 Ф Иногородний, совершеннолетни
составленному плану. й, единомышленник 23-24 Изложение статьи учебника географии или естествознания. 2 03.11 – 04.11 Ф Правонарушение
ЧАСТИ РЕЧИ (64ч)
25-26
Имя существительное.
Смысловые группы имен существительных. 2 06.11 – 10.11 Ф Ежемесячный строить простое распространённое предложение с однородными членами; связно высказываться устно и письменно (по плану); пользоваться школьным орфографическим словарём. подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова; • определять части речи, используя сложные предложения для доказательства; • находить и решать орфографические задачи; • оформлять все виды деловых бумаг; пользоваться школьным орфографическим словарем. • писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора; • принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста; • составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картинке или без нее (40—45 слов); 27-28 Составление словосочетаний существительного с существительным. 2 11.11 – 13.11 Ф Восстание 29-30 Определение падежа и окончания зависимого слова. 2 24.11-25.11 Ф Митинг 31 Несклоняемые имена существительные. Определение их рода. 1 27.11 Ф Легенда 32-33 Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными. 2 01.12 – 02.12 Ф Жюри 34 Тематический подбор несклоняемых имен существительных. 1 04.12 Ф Буржуазия 35-36 Составление рассказа по опорным словам. 2 86.12 – 09.12 Ф Оригинальный 37 Написание деловых бумаг (доверенности, заявления), заполнение почтового перевода. 1 11.12 Ф Прогресс, прогрессивный 38-39 Правильное употребление имен собственных в косвенных падежах (Василию, Марии) 2 15.12 – 16.12 Ф Жандарм 40-41 Сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картинок. 2 18.12 – 22.12 Ф Изумрудный 42-43
Имя прилагательное.
Согласование прилагательного с именами существительными в роде, числе и падеже. 2 23.12 – 25.12 Ф Обычай 44-45 Правописание падежных окончаний имен прилагательных. 2 29.12 – 12.01 Ф Правительство 46-47 Подбор лексического материала для составления портретной характеристики с опорой на картину известного художника или литературное произведение. 2 13.01 – 15.01 Ф Адвокат
• составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картинку, собственный опыт (с помощью учителя); • решать орфографические задачи, опираясь на схему (с помощью учителя); • пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
способы проверки написания гласных и согласных в корне слов. 48-49 Определение типа предполагаемого текста (повествование, описание, рассуждение). 2 19.01 – 20.01 Ф Бухгалтер 50-51 Имена прилагательные на
-ий, -ья,

-ье.
Упражнение в их правописании. 2 22.01 – 26.01 Ф Вольнолюбивые стихи, последний приют 52-53 Сочинение-повествование по картине известного художника. 2 27.01- 29.01 Ф Ликование 54-55
Местоимение.
Правописание личных местоимений с предлогами. 2 02.02 – 03.02 Ф Бетон 56-57 Исправление в тексте. Правильное использование местоимений в качестве средств связи предложений в тексте. 2 05.02 – 09.02 Ф Истязать, исцелять 58-59
Глагол.
Лексические группы глаголов, обозначающих состояние, речемыслительные процессы, настроение, цвет, звучание и др. 2 10.02- 12.02 Ф Агрегат 60-61 Составление словосочетаний с переносным значением для описания пейзажа. 2 16.02 – 17.02 Ф Отчизна монаржия 62-63 Трудные случаи правописания глаголов. 2 19.02 – 01.03 Ф Биография 64-65 Глаголы I и II спряжения с ударным и безударным окончанием. 2 02.03 – 04.03 Ф дубликат 66 Повелительная форма глагола в просьбах, приказаниях, инструкциях. 1 08.03 Ф анкета (опросник) 67-68 Составление текстов повествовательного характера с опорой на глагольную лексику и серию сюжетных картинок. 2 09.03 – 11.03 Ф 69 Использование образных средств языка, решение орфографических задач. 1 15.03 Ф Автономия 70-71 Сочинение по картине с изображением пейзажа. 2 16.03 – 18.03 Ф Изящный 72-73
Наречие.
Значение и вопросы для выделения наречия как части речи. Его неизменяемость. 2 22.03 -23.03 Ф Комиссия, комиссар 74-75 Составление словосочетаний глаголов с наречиями для описания места, пейзажа, характера человека. 2 25.03 – 29.03 Ф Заимообразно Расправа окружение
76-77 Наречия, характеризующие глаголы речи в диалоге (весело сказал, удивленно спросил, испуганно прошептал и т. д.). 2 30.03 – 01.04 Ф Благодаря (чему?) 78 Правильное интонирование диалогов с ориентировкой на глагол и наречие. 1 05.04 Ф Досуг воззвание 79-80 Правописание наречий на -
а
и

с проверкой их именем существительным (с окн
а
, на окн
о
, слева, направ
о
). 2 06.04 – 08.04 Ф Коллега Обучение коллония 81 Использование наречий в текстах- рассуждениях (отзывы на книгу, на просмотренную телепередачу). 1 19.04 Ф Ландшафт 82-83
Имя числительное.
Количественные и порядковые числительные. 2 20.04 - 22.04 Ф Девяносто, двести, триста, четыреста 84 Употребление числительных в деловых бумагах. 1 26.04 Ф Издательство 85-86 Написание заявления, расписки, доверенности с использованием имен числительных. 2 27.04 – 29.04 Ф Сознательность 87-88 Сочинение с элементами рассуждения на материале уроков труда. 2 26.04 – 27.04 Ф Диагноз
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (14ч)
89-90 Образование различных словосочетаний. 2 29.04 – 04.05 Ф Иждивенец Научить правильно обозначать звуки буквами на письме; формировать навыки и умения подбора группы родственных слов; проверки написания в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов; связно высказываться устно и письменно; пользоваться школьным орфографическим словарём; знать способы проверки написания гласных в корне слова. разбора слова по составу; выделять имя существительное как часть речи; строить простое предложение с однородными членами предложения; 91-92 Простое и сложное предложения с союзами
и, а, но, что, чтобы,

потому что, когда
и союзным словом
который.
2 06.05 – 10.05 Ф Компенсация забастовка 93-94 Использование простых и сложных предложений в различных типах текстов. 2 11.05 – 13.05 Ф Авторитет каторга 95 Составление диалогов с опорой на ситуацию, тему, картину, прочитанное произведение, практическую деятельность. 1 17.05 Ф Катастрофа Вентиляция 96 Полное и краткое изложение темы. Составление телеграммы. 1 18.05 Ф Администратор равенство 97-98 Сочинение творческого характера. 2 20.05 – 24.04 Ф Избиратель пролетарий
99 Исправление текстов, составленных учащимися в течение года. 1 25.05 Ф Общежитие благодарность 100 РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ 2 27.05, 31.05 Свидетельство малодушие ИТОГО: 102 часа

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Грамматика, правописание и развитие речи.

Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа. Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя. «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка письменных работ обучающихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты. В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих. Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся. Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста. Примерный объем текстов контрольных работ V классе – 45-50 слов, VI – VII – 65-70 слов, VIII – X – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить.
Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется. Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами: V-IX классы Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок. «4» ставится за работу с 1-2 ошибками. «3» ставится за работу с 3-5 ошибками. «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок. В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается: а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается. б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:  повторение одной и той же буквы (например, «посода»);  недописывание слов;  пропуск одной части слова при переносе;  повторное написание одного и того же слова в предложении. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления. «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки. «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий. «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В V классе для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах – 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания. При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы. Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки. «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки. «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками. «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок. Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю. В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебники:
 Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2012 год.  Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2012 год.  Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2011 год.  Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2011 год.  Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2011 год.
Методические пособия:
 Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией А.К.Аксеновой «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида».  «Уроки русского языка в коррекционной школе» под редакцией Н.Н. Бебешиной, Ф.И.Самсоновой.  «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» под редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой, М. «Просвещение», 2004 год.

Диагностическая контрольная работа по русскому языку. 9 класс (VIII вид).
 
1. Подчеркните одной чертой местоимения в предложениях:
  Если ты попросишь у брата коньки, мы сходим на каток.  В комнате стоял стол, его внесли давно.  Учитель похвалил Наташу, ей поставили пятерку.  Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона.  
2. Впишите недостающие слова в правило:
  Местоимение - это ______________________________________,   которая сама предмет не ______________, а только ______________ на него,   личные местоимения всегда употребляются вместо ____________________.  
3. Впишите в предложения подходящие по смыслу личные местоимения:
  ___ учусь в девятом классе. Как ________ проводишь свое свободное время? В воскресенье   _____ пойдем в кино. Мама уезжает на юг, завтра ______ купит билет. Дети любят музыку,   _________ с удовольствием поют песни.  
4. Личные местоимения из скобок запиши в нужной форме:
  гостить у _________(я)  приветствую __________(вы)  подошел к ___________(ты)  пригласили к __________(мы)  думаю о ______________(он)  надеюсь на ____________(она)  сделаю для ____________(они)  
5. Прочитайте. Вставьте в текст пропущенные буквы. У личных местоимений

обозначьте лицо и число.
  Ни_ко над рожью кружила в_рона. В клюв_ у нее висела мышь. Вдруг к в_роне метнулась  л_сица. Она сл_дила за в_роной. Птица от неожиданност_ закр_чала. Мышь вып_ла из клюва.  Л_сица схватила добычу. С мышк_й ей удалось скрыться во ржи.  
6 . Диктант. Учитель диктует учащимся текст.
  Репейник.  В семенах репейника есть масло. Оно нужно для приготовления мыла. Из стеблей репейника делают бумагу. Настой его корня на масле полезен для роста волос. 


Яндекс.Метрика