Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Октябрьский Городок"
Населённый пункт: с.Октябрьский Городок, Татищевский район, Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Суд над Интернетом"
Описание:
Тема мероприятия: "Суд над Интернетом"
Цели мероприятия:
Сформировать информационно-коммуникационной культуру и грамотность у учащихся, как фактор безопасности учащихся в информационном обществе.
НА ТЕМУ « Суд над Интернетом»
Подготовила: учитель информатики МОУ
«СОШ с. Октябрьский Городок»
Лапшина Е.Ю.
2015-2016 уч.год
1
Оглавление
Тема классного часа.............................................................................................................................................3
Цели классного часа............................................................................................................................................3
Задачи (функции) классного часа.......................................................................................................................3
Форма проведения классного часа....................................................................................................................3
Вид классного часа..............................................................................................................................................3
Оформление и оборудование воспитательного классного часа......................................................................3
Место проведения...............................................................................................................................................4
Время, продолжительность.................................................................................................................................4
Подготовка классного часа..................................................................................................................................4
Сценарий классного часа....................................................................................................................................6
Список литературы............................................................................................................................................14
Тема
мероприятия
:
«Суд над Интернетом»
Цели
мероприятия
:
2
1.
Формирование информационно-коммуникационной культуры и
грамотности у учащихся, как фактора безопасности учащихся в
информационном обществе.
Задачи
(
функции
)
мероприятия
:
Познавательные :
1)
Просветительная : расширить у обучающихся круг знаний из разделов
следующих
наук:
Информатики
(информационная
безопасность,
компьютерная
безопасность,
информационные
коммуникационные
технологии), Обществознание, ОБЖ, Биологии, Медицины.
Воспитательные:
2)
Ориентирующая : сформировать у обучающихся адекватное отношение к
понятиям реального и виртуального мира и назначению сети интернет и
компьютера в жизни человека, ценности реального общения между людьми
и назначение использования технических и программных средств общения,
значимости сетевого этикета в виртуальном общении, отрицательного
отношения к нарушению прав других людей и закона РФ.
3)
Направляющая – сформировать правила работы обучающихся и родителей,
которые способствуют положительному влиянию применения компьютера и
интернета в жизни человека и снижают негативное влияние.
Форма
проведения
классного
часа
: сюжетно-ролевая игра (в форме суда над
интернетом) с элементами дискуссии в заключительной части мероприятия.
Вид
классного
часа
: информационный классный час
Целевая аудитория : ученики 6,7 класса
Оформление
и
оборудование
воспитательного
классного
часа
:
Оформление: расставить в кабинете парты по периметру, чтобы освободить
место для выступления обучающихся. Подготовить в печатном виде буклет с
основными
правилами
для
обучающихся
безопасной
работы
в
(см.папку«Печатный
материал»);
подготовить
и
распечатать
подписи
для
участников (Интернет и Компьютер и др. по сценарию) (см.папку «Печатный
3
материал»); подготовить и распечатать два экземпляра вопросов для присяжных и
судьи (см.папку«Печатный материал»); молоток для судьи и мантия.
Технические
и
программные
средства
для
реализации :
компьютер,
проекционная техника, принтер, редактор презентаций (PowerPoint), текстовый
редактор (Word).
Место
проведения
: классный кабинет
Время
,
продолжительность
: в рамках расписания, 35-40 минут
Подготовка
классного
часа
:
План подготовки к классному часу:
составить план (сценария) и распечатать на бумагу в количестве 5 экземпляров: классному
руководителю, судье, прокурору, адвокату, секретарю суда;
распределить роли среди учащихся класса, остальные учащиеся в роли присяжных (им
заранее содержание мероприятия не известно);
подготовить презентацию с памятками по выступлению актёров (см. файл «презентация Суд
над Интернетом»);
подготовить в печатном виде буклет с основными правилами для учащихся безопасной
работы в интернете (по количеству учащихся в классе) (см.папку Печатный материал»);
подготовить и распечатать подписи для участников (Интернет и Компьютер и
др. по
сценарию) (см.папку «Печатный материал»);
подготовить и распечатать два экземпляра вопросов для присяжных и судьи (см.папку
Печатный материал»);
подготовить для судьи молоток и мантию;
расставить ученические столы, накрыть скатертью.
В сценарии принимают участие 15 человек, которым известен только
содержание инсценирования процесса суда,
остальные учащиеся в роли
присяжных (им заранее содержание мероприятия не известно).
Количество актёров можно сократить для малокомплектных классов до 11 (за
счёт объединения слов следующих участников процесса:Врач (объединение с
психологом),
Родители
(ввести
одного,
маму
или
папу),
Пострадавшая
девочка(объединить слова двух пострадавших девочек), роль Секретаря суда
может взять на себя классный руководитель (учитель).
Расстановка мебели кабинета и её оформление потребует времени (около 15
минут), следует привлечь учащихся из числа актёров, им же можно поручить и
4
дальнейшее оформление (накрыть столы скатертью, расставить на места
участников процесса подписи, оформить внешний вид Интернета и Компьютера
(прикрепить
заранее
подготовленные
таблички
с
сервисами
их
характеризующими, см. папку «Печатный материал»)).
Следует учесть, что сценарий насыщен множеством коротких диалогов
между участниками процесса, поэтому целесообразно подготовить экземпляры
диалогов (сценарий суда) для следующих ведущих участников: классному
руководителю,
Судье, Прокурору, Адвокату, Секретарю суда, оформив их
папками (что в принципе наблюдается в реальном процессе суда). Участники
Врач, Психолог, Специалист по ИБ в своём выступлении пользуются материалом,
размещённым в слайдах презентации в форме памяток, которые должны
выводиться
аудитории
Присяжных.
Остальные
участники
процесса:
Пострадавший, Компьютер, Интернет, Родители, Девочки, Свидетель со
стороны защиты имеют короткие диалоги и не требуют сопроводительного
текстового материала на время мероприятия.
5
Сценарий
классного
часа
Действующие лица:
секретарь суда: ____________
прокурор: _______________
адвокат: ____________________
обвиняемый 1: Интернет ______________
обвиняемый 2: Компьютер __________________
пострадавший: мальчик (Иванов Саша)______________
врач: _____________________________
психолог: _________________________
специалист по информационной безопасности (ИБ): _________________________
родители: мама_____________, папа:_ _____________________
девочки (ка) (Петрова и Сидорова):____________________
Свидетель со стороны защиты, мальчик Михайлов: ___________________________________
присяжные: остальные ребята
Ход кл.часа:
Вступительное слово кл.руководителя – 5 минут
:(на экране слайд №1
презентации,
способствует
мобилизация
внимания
учащихся)
- Ребята,
скажите какое сегодня число?
(ребята предлагают свои варианты).
Кл.руководитель : -Существует такой день в календаре – День информации. Это
26 ноября..
-26 ноября является Международным днём информации. А скажите, где
сегодня можно найти множество разнообразной информации, ответ практически
на любой вопрос?(ребята предлагают свои варианты).
-Действительно, Интернет - это всемирная глобальная сеть, которая является
крупнейшим хранилищем информации. Многие люди благодарят её создателей и
не представляют своей жизни без интернета, а другие ругают и называют её
паутиной, которая способна поймать человека в свои сети. Давайте попробуем
разобраться, так Интернет – друг или враг человека, и нужен ли вообще человеку
сегодня интернет? Именно этому вопросу мы посвятим наш сегодняшний
6
классный час, который пройдёт в форме суда, где все мы станем его участником.
Причём ответ на поставленный непростой вопрос дадут учащиеся, которые будут
выступать в роли суда присяжных, именно от вас зависит судьба интернета.
-Итак, мы начинаем!
Основная часть - 20 минут.
Секретарь
: Встать, суд идёт!
Судья:
-Прошу всех садиться. Слушается дело по обвинению Интернета в
нанесении физического, психологического и материального ущерба гражданину
Иванову А.С.
-Обвинение представляет прокурор: ………….
-Со стороны защиты выступает ……………………………………
-Суд проходит с привлечением присяжных – это учащиеся 6 класса МОУ «СОШ
с. Октябрьский городок» в составе…… человек.
-Сторона обвинения, вам первым представляется слово.
Прокурор: - Уважаемый суд и господа присяжные, мы собрались здесь, чтобы
остановить злодеяния обвиняемого Интернета против здоровья (психического и
физического), а также материального благосостояния гражданина Иванова и его
семьи.
- Гражданин
Иванов
познакомился
с
Интернетом
и
его
товарищем
Компьютером в 1-м классе на собственном дне Рождения.
-Они обманным путём заманили его в свои сети, пообещав ему общение с
друзьями, не выходя и дома; путешествие по миру, без выезда из квартиры;
возможность делать покупки; помощь в выполнении домашнего задания. Обман
заключался в том, что Иванова не предупредили о том, что за все эти блага он
вынужденбудет отдать своё здоровье (физическое и психологическое) и потратить
из бюджета семьи немалую сумму денежных средств.
-В результате преступных действий обвиняемых Интернета и Компьютера,
пострадавший
получил
ущерб
своему
здоровью,
лишился
способности
полноценно общаться с людьми, получил страх перед выходом из дома и
зависимость от услуг Интернета.
7
-Обвинение считает, что Интернет и его сообщник Компьютер совершили
преступление и должны понести заслуженное наказание – лишение возможности
предоставлять свои услуги в дальнейшем и изоляцию от всех пользователей!
Судья:- Обвиняемые, встаньте. Вам понятно, в чём вас обвиняют. Согласны ли вы
с обвинением?
Интернет: -Нет, я несогласен. Я не считаю себя виновным.
Компьютер: - Я не делал того, в чём меня обвиняют. Я не виноват.
Судья: -Сторона защиты, вам предоставляется слово.
Адвокат: - Уважаемый суд, уважаемые господа присяжные, мои подзащитные
действительно оказывали гражданину Иванову услуги по общению, обучению,
развлечению,
но
это
всё
входит
в
функциональные
обязанности
моих
подзащитных.Давайте обратимся к истории их рождения.
(презентация о компьютере,
слайд №2)Компьютер
– это универсальное
устройство для работы с информацией. К его созданию шли многие известные
изобретатели и учёные. Задача персонального компьютера – облегчить работу
людей с информацией. Родился он в 1985 году…..
(презентация об Интернете, слайд №2 ) Интернет –это мировая компьютерная
сеть, которая связывает компьютеры всего мира. Разработан в Америке в 1969
году. Его задача – передача информации на большие расстояния.
-Компьютер и Интернет широко применяются в жизни человека: с их помощью
проектируют здания, самолёты, космические корабли, лечат людей, обучают ребят,
которые не могут посещать школу по состоянию здоровья, обеспечивают работой
многих людей.
-Интернет и Компьютер стали незаменимыми помощниками человека. Защита
считает обвиняемых незаслуженно обвинёнными и докажет вам это в зале суда.
Судья:
-Переходим к опросу свидетелей. Сторона обвинения, у вас есть
свидетели?
Прокурор: - Да. Разрешите пригласить в зал врача, который расскажет об
отрицательном влиянии Компьютера и Интернета на здоровье человека.
Секретарь
: -В зал суда приглашается врач.
8
Врач: - (представляет отрицательное влияние на здоровье человека работы за
компьютером и в интернете на экране слайд №3).
Судья : -Скажите, в мире многие люди пользуются Интернетом, работают за
компьютером, они все больны?
Врач: - Нет.
Судья: - А чем вы можете объяснить, что не все люди, пользующие услугами
Интернета и Компьютера, больны?
Врач: - Для сохранения своего здоровья пользователи компьютера должны
соблюдать некоторые правила безопасной работы (слайд №4).
Адвокат: - Поясните, правильно ли я вас понял, если бы гражданин Иванов
соблюдал эти правила, то его здоровье не пострадало бы?
Врач: - Да, вы правы. Об этих правилах должны рассказывать были и родители, и
учителя информатики, и классные руководители в школе. Сейчас многие журналы
и газеты пишут об этом.
Судья: - Интернет, вы предупреждали Иванова о последствиях несоблюдения
правил и о самих правилах?
Интернет:- Конечно. В моём пространстве очень много информации по технике
безопасности при работе за компьютером и в компьютерной сети.
Судья: - Иванов, вас предупреждали об этих правилах?
Иванов: - Да, мне говорили, но я не думал, что это так серьёзно, и наступит так
быстро ухудшение моего здоровья.
Судья: - Обвинение, у вас есть ещё свидетели?
Прокурор: - Да, я прошу пригласить в зал психолога, который расскажет о
психологическом влиянии Интернета на человека.
Секретарь
: -В зал суда приглашается психолог.
Психолог: - (рассказывает о влиянии на психику,слайд №5, №6, №7).
Адвокат: - А можно ли избежать таких последствий, как считает наука
психология?
Психолог: - Да. Необходимо было следовать следующим рекомендациям (слайд
№8).
9
Судья: - Обвинение, у вас ещё свидетели?
Прокурор: - Я приглашаю в зал родителей Иванова. Они расскажут о финансовом
ущербе, который Интернет нанёс своей деятельностью семье.
Секретарь
: -В зал суда приглашаются родители Иванова Саши.
Родители:
мама: - После работы нашего сына в Интернете компьютер начинал странно себя
вести: медленно работал, пропали многие файлы, стал сам выключаться,
программы также стали сами запускаться. Нам приходилось неоднократно
ремонтировать его. Мы потратили, большую для нашего бюджета, денежную
сумму.
Прокурор: - Скажите, а что вам говорили в центре ремонта техники, какова
причина такого поведения компьютера?
Папа: - Нам сообщили, что Интернет заражал компьютер вирусами.
Прокурор: - Родители, вам есть, что добавить о негативных последствиях
общения вашего сына.
Папа: - Наш сын однажды заказал в Интернете компьютерную игру и, в тайне от
нас, оплатил через телефон её стоимость. В результате, деньги со счёта телефона
были списаны, а игра так и не пришла.
Прокурор: - Как видите, Интернет всё время вымогал у семьи пострадавшего
денежные суммы.
Судья: - Спасибо! Защита, вам есть что пояснить?
Адвокат: - Да, я прошу вызвать в зал специалиста по компьютерной защите.
Секретарь
:
-В
зал
суда
приглашается
специалист
по
информационной
безопасности.
Специалист по ИБ: - Если пользователь интернета и компьютера не беспокоится
о защите, то в его компьютер могут проникнуть компьютерные вирусы (слайд
№9 ) . Компьютерные вирусы – это вредоносные программы, написанные для
разных целей: кража и порча информации, могут выводить из строя устройства
компьютера…..
10
Адвокат: - Скажите, а можно ли защититься от компьютерных вирусов. Как это
сделать?
Специалист по ИБ : - Да. Сам пользователь компьютера отвечает за безопасность
своего компьютера. Необходимо соблюдать меры профилактики и защиты от
компьютерных вирусов….(слайд №9).
Судья : - Иванов, что вы делали для защиты от компьютерных вирусов?
Иванов: - У меня была антивирусной программа, но я думал, что она сама будет
защищать меня и компьютер. Я не проверял свой компьютер.
Судья : - А почему?
Иванов : - Я думал, что ко мне компьютерные вирусыне придут.
Судья : - Сторона обвинения, у вас есть ещё свидетели?
Прокурор : - Да, я приглашаю в зал девочек, также пострадавших от Интернета.
Они имели страницы в социальной сети…
Секретарь
: - В зал приглашаются Петрова и Сидорова.
Девочки: - Петрова: Однажды я в Интернете увидела свою фотографию, на
которой моё лицо исказили. Я очень расстроилась.
Сидорова : - А про меня кто-то написал обидные слова, и это было видно всем. А
ёще написали мой адрес.
Судья: - Интернет, как вы можете объяснить такое своё поведение?
Интернет: - Со мной общаются многие люди. Среди них есть и те, кто не знает
законы и правила сетевого этикета.
Адвокат : - Уважаемый суд, я могу дать пояснения. Действительно, пользователи
Интернета должны знать и соблюдать правила сетевого этикета и законы нашей
страны. Обратимся к ним:…….(слайд№10 ).
Судья: - Спасибо.Есть ли ещё свидетели. Обвинение?
Прокурор : - Нет.
Адвокат : - Да. Я приглашаю в зал гражданина Михайлова. Он расскажет, как ему
помог Интернет.
Секретарь
: В зал суда приглашается Михайлов.
11
Михайлов : - В 1 четверти я сильно заболел. В школу не ходил. Но я не хотел
отставать от школьной программы. Тогда с помощью компьютера и интернета я
заходил в электронный дневник, где брал домашние задания. То, что мне было не
ясно как выполнять, я мог спросить у учителей, написав им там же сообщение. А
ещё я просматривал видеоуроки. Это позволило мне положительно закончить
четверть и не отстать от класса. Я очень благодарен за это Интернету и
Компьютеру.
Судья : - Спасибо. Стороны защиты и обвинения, есть у вас ещё свидетели?
Адвокат и прокурор : - Нет.
Судья: -
Тогда
перейдём
к
заключительной
части
нашего
заседания.
Пострадавший, что вы бы хотели сказать?
Пострадавший Иванов : - Я очень обрадовался дружбе с Интернетом. Но я не
оценил последствий этой дружбы.
Судья : - Обвиняемые, вам есть, что сказать суду?
Компьютер: - Я делал всё, что бы помочь Иванову и не хотел причинить ему вред.
Интернет : - Я хотел Саше предоставить возможности, но он не прислушивался к
советам родителей, учителей и друзей. Я не считаю себя виновным.
Судья: - Господа присяжные! Вам предстоит сейчас решить судьбу обвиняемых:
Интернета и Компьютера. Ответьте на вопрос и дайте обоснование: Интернет –
друг или враг человека ?
Секретарь
выдаёт
список
присяжным.
(Присяжным
выдаётся
список
вопросов, на которые они должны ответить)(слайд №12) .
Присяжные совещаются.
Секретарь
: - Оглашается приговор Интернету и Компьютеру, по обвинению в
отрицательном влиянии на детей и подростков.
Судья задаёт вопросы по одному, Присяжные выносят вердикт. Поясняют.
Секретарь
: - Суд окончен.
Заключительная часть классного часа (обратная связь) – 10 минут.
12
Кл.руководитель: - Ребята, мы выяснили с вами сегодня, что интернет сегодня
просто необходим человеку, как помощник в работе с информацией. А скажите,
эта проблема значения интернета применима только к истории мальчика Иванова,
или подобное случалось и с вами?(ребята дают ответы).
- Скажите, а может ли в такую ситуацию попасть другой ребёнок, другой
взрослый человек? (дети предлагают свои варианты).
-Можно ли эту проблему, которую мы озвучили, считать глобальной, важной?
(дети дают ответы)
-Так, когда же Интернет может стать врагом для человека и как же этого
избежать (дети приводят свои доводы).
Кл.руководитель (рефлексия):
-Ребята, сегодня мы поднимали и обсуждали очень важные проблемы не
только для Иванова, но и всего человечества.
- Поднимите руки те, кто узнал что-то новое для себя на нашем классном часу.
-Поднимите руки те, кто считает, что ему есть чем поделиться с родителями и
друзьями по сегодняшней теме классного часа.
-Ну, а для того, чтобы вы всегда оставались друзьями с интернетом и его
напарником компьютером, я вручаю вам буклеты, которые помогут вам эти
важные правила знать, помнить и дадут возможность научить других.
(Слайд №13)
Помните, не автомобиль нарушает правила дорожного движения, а водитель, который им
управляет.
Безопасной вам дороги в путешествии по бескрайним просторам Интернета!
Ваша судьба в ваших руках!
Не меняйте реальную жизнь на виртуальную, пусть и такую заманчивую.
Помните, предупреждён – значит вооружён!
- Спасибо за участие!
13
Список
литературы
1.
Методические рекомендации классным руководителям СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ
ПО
ПОДГОТОВКЕ
И
ПРОВЕДЕНИЮ
КЛАССНОГО
ЧАСА.
Худоназарова Л.И..
2.
Методические рекомендации при подготовке к классному часу.
3.
Безопасный интернет детям. Буклет. Лига безопасного интернета. Управление "К" МВД РФ.
14