Напоминание

"Вид глагола"

Автор: Ильясова Татьяна Романовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ лицей №3

Населённый пункт: город Учалы, Республика Башкортостан

Наименование материала: Разработка урока русского языка в 5 классе

Тема: "Вид глагола"

Описание:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Вид глагола" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. УМК Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=2461

Опубликовано 27.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока

Класс
- 5 УМК – Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова «Русский язык. 5 класс. Часть 2. Учебник для общеобразовательных учреждений»
Тема урока –
ВИД ГЛАГОЛА
Учитель
: Ильясова Т.Р.
Тип урока
- урок открытия нового знания
Цели урока
: Образовательные - усвоить понятия вид глагола, видовые глагольные пары; уметь определять вид глагола, продолжить работу по развитию речи; Развивающие - развивать умения учащихся работать с информацией, аргументировать свой ответ; работать в группах Воспитательные - формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности.
Планируемые результаты учебного занятия.

Предметные
: умение определять вид глагола, владение терминологией.
Метапредметные
: регулятивные: проектирование действий преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. коммуникативные: использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. познавательные: объяснение учащимися языковых явлений, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования глаголов на нахождение вида. личностные: адекватная самооценка и смыслообразование.
Оборудование:
«Орфографический словарь», Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков; «Толковый словарь» С.И.Ожегов; грамматическое лото, проектор
Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия
1.Самоопределение деятельности. Настрой на деловой ритм. Подготовка класса к работе Добрый день, ребята! Я рада встрече с вами. Думаю, мы сумеем организовать работу так, чтобы урок прошел с наибольшей пользой для вас. Надеюсь на наше сотрудничество. Начнем урок с загадки: Три братца пошли купаться. Два купаются, третий на берегу валяется. Испугались, вышли, на третьем повисли. (Слайд 1 Приложение). Объяснение значения слова коромысло Слова какой части речи помогли справиться с Оформление рабочей записи в тетради: число, классная работа. Отгадали загадку: ведра и коромысло. Работа со словарем С.И.Ожегова (1 ученик) Коромысло - толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах для ношения двух вёдер на плече. Л: самоопределение, смыслообразование К: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками и учителем
заданием? 2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков. Выполнение заданий, тренирующих отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Повторение изученного по теме ГЛАГОЛ:
Повторенье - мать ученья
(Слайд 2)
.
Попутное повторение синтаксиса(тире м/у подлежащим и сказуемым). Почему так говорят? Чтобы плодотворно поработать, нужно вспомнить то, что мы знаем о глаголе. Выполним тест (Слайд 3) Почему затруднились при выполнении последнего задания? ( что помогло выполнить это задание?) Объяснение смысла пословицы. Объяснение постановки тире м/у подлежащим и сказуемым. Выполнение теста (Слайд 3) Не знают термин «вид глагола» (знакомство с новым понятием) К: планирование учебного сотрудничества Л: анализ объектов с целью выделения признаков 3.Постановка учебной задачи. Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации. Постановка цели, формулирование (уточнение) темы урока Предложите формулировку темы урока. Какие же задачи мы должны выполнить? Записывают тему урока в тетрадях Формулируют задачи: - познакомиться с понятием «вид глагола», - узнать, какие виды глагола существуют, - научиться их распознавать Р: целеполагание К: постановка вопросов П: самостоятельное формулирование цели, формулирование проблемы 4.Построение проекта выхода из затруднения. Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. Составление плана достижения цели и определение средства ее достижения (алгоритм, модель и т.д.) Давайте вернемся к загадке, с которой начали урок, найдем глаголы, обоснуем свой выбор: почему эти слова являются глаголами. Чем отличаются глаголы? Почему ставим разные вопросы? Предлагаю провести исследовательскую работу, для этого вспомним сказку «Репка». Чему учат герои этой народной сказки? Подберите словосочетания к рисункам (Слайд 4, 5) Какие вопросы мы задаем к глаголам? Стр.110 учебника: найти ответ, почему мы задавали разные вопросы, определить вид глаголов Как вы понимаете термин соверш. и несов. вид? Называют глаголы: они обозначают действия, отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Сопоставляют вопросы, выделяют приставку, высказывают предположение о значении действия (завершенное и незавершенное) и виде (совершенном и несовершенном) Объясняют поучительный смысл сказки: сообща можно сделать самую трудную работу. Подбирают словосочетания: зовут внучку - пришла внучка кличут кошку - прибежала кошка тянут репку - вытянули репку Находят новые понятия, определяют вид, объясняют свое решение дают объяснение значения глаголов: Р: планирование Прогнозирование П: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование К: сотрудничество в поиске и выборе информации
- Какое действие обозначают глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? что делать? законченное, свершившееся действие незаконченное, которое еще происходит 5.Первичное закрепление. Устанавливание осознанности восприятия. Первичное обобщение. Решение типовых заданий с проговариванием алгоритма действия вслух 1.Какие действия нужно выполнить, чтобы определить вид глагола? 2. Проверим, как вы усвоили новое знание. Продолжите по памяти строчки из басен И.А.Крылова и запишите глаголы (Слайд 5) Определите вид глаголов, обоснуйте свой ответ 3.Работа в парах «Грамматическое лото» На партах карточка с различными глаголами. Договоритесь, глаголы какого вида будет записывать каждый из вас, затем приступайте к работе Проверка 1: сколько глаголов получилось в обеих группах? (Слайд 6) Оценивание работы учащимися 4.Инд. задание - упр 640 (один у доски) Выпишите из орфографического. словаря шесть глаголов с приставкой раз- (рас-), составьте с ними словосочетания, укажите вид глаголов. 5. Выполнение упр.642. Подобрать к данным Проговаривают Называют глаголы, задают к ним вопрос. Записывают глаголы из басни, определяют вид 1) Однажды Лебедь, Рак да Щука… (Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись). 2) Попрыгунья Стрекоза Лето красное….(пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза). Распределяют глаголы по группам Шёл, играет, выскочил, высматривает, заметил, наблюдает, нарисовал, перестроил, вылетели, подметают, записывала, укрылся, вспыхнуло, мелькает. Зачитывают по вариантам (сов.в, несов.в.) Ставят оценку на полях Примерный ответ ученика: разломать пирамидку, распечатать конверт, разбросать детали, расписать обязанности, разболтать кефир, раскатать лепешку. Анализируют ответ ученика, задают дополнительные вопросы (к примеру: - Что такое пирамида? - Есть ли среди существительных заимствованные слова? - Какая орфограмма встречается во всех глаголах? и т.д.) Записывают пары однокоренных глаголов, Р: контроль, оценка, коррекция; П (общеучебные): умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; К: управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера).
глаголам однокоренные. Записать их парами. Попутное повторение: чем различаются однокоренные слова и формы одного и того же слова. Проверка 2: чем отличаются глаголы? Понятие видовые пары, способы образования ВП Оценивание работы учащимися методом взаимопроверки
ФИЗМИНУТКА
Без сомненья, вы устали. Встали, сели снова встали. Распрямились, потянулись, Вправо, влево повернулись. Головою повертели, Сели, встали, снова сели. определяют вид Ставят оценку на полях 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организация деятельности по применению новых знаний. Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки, пошагово сравнивая с эталоном. Закончить предложения, подставив соответствующий смыслу глагол (Слайд 6). Проверка (Слайд 7) Выполняют задание 1. ( Решать, решить .) Вчера я долго… задачку. Ты уже… пример? 2. (Писать, написать.) Сегодня я… письмо дедушке. Я давно не… ему. Самостоятельная работа с самопроверкой, определение значения слов (экспозиция, бинокль) 1. ( Вымыть, мыть .) Дома я всегда… посуду. Ты… тарелки, которые оставил папа? 2. (Шить, пришить.) На уроках девочки … фартуки. Алеша сам … пуговицу к пиджаку. . 3. ( Смотреть, посмотреть .) Кто успел… новую экспозицию в музее? На протяжении всего спектакля я … в бинокль. 4. (Опоздать, опаздывать.) Друзья часто … на урок. Из-за непогоды мы … на поезд. 5. ( Приносить, принести .) Каждое утро нам … газеты. Сегодня почему-то ее не…. П: действие по алгоритму Р: контроль выполнения, оценка коррекция, П (общеуч.): умение структурировать знания , выбор эффективных способов решения задач К: полное и точное формулирование своего мнения 7.Этап включения в систему знаний и повторения Написание сочинения-миниатюры «Весенний ручеек» (Слайд 8 – 9, карт.М.Саттарова «Весенний ручей») Создать текст из 5-6 предложений, используя Пишут текст с использованием глаголов: бежать, шуметь, перекатываться, затихать, бормотать, звонко петь, шуршать по камушкам, забурлить, встретив препятствие, повернуть в чащу, вырвался на свободу, радостно зазвенеть Читают тексты (два ученика). Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Л: самоопределение.
данные глаголы: бежать, шуметь, перекатываться, затихать, бормотать, звонко петь, шуршать по камушкам, забурлить, встретив препятствие, повернуть в чащу, вырвался на свободу, радостно зазвенеть. Определить их вид Двое других высказывают мнения о работе. Еще два ученика приводят свои примеры использованных глаголов сов. и несов. вида. 8.Рефлексия деятельности (итог урока) Организация рефлексии Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение целей и результатов, степени их соответствия Продолжить фразу (проекция на доску) Запись домашнего задания: g 111, № 644 На сегодняшнем уроке - я узнал(а)… - научился(лась)… - мне было сложно… - мне было легко… - мне понравилось… К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: рефлексия; Л: смыслообразование.
Приложение

Слайд 1
Три братца пошли купаться. Два купаются, третий на берегу валяется. Испугались, вышли, на третьем повисли.
Слайд 2
Повторенье - мать ученья.
Слайд 3
Проверочный тест по теме «Глагол» А1. Глагол – часть речи, которая обозначает 1) предмет 2) действие предмета 3) признак предмета 4) признак признака А2. В каком случае НЕ пишется СЛИТНО 1) (не)мог 2) (не)доумевал 3) (не)видел 4) (не)нравится А3. Найдите ИНФИНИТИВ 1) борется 2) бороться 3) боролись
4) борюсь А4. В каком случае НЕ НУЖЕН Ь 1) читаеш… 2) освещает…ся 3) стрич…ся 4) катат…ся А5. Найдите глагол, стоящий в форме НАСТОЯЩЕГО времени: 1) разожгу 2) строить 3) кушаю 4) сжевал А6. Укажите глагол I спряжения 1) лет…шь 2) смотр…т 3) кле…м 4) бор…тся А7. Укажите слово без ь 1) силач. 2) прилеч. 3) рисуеш. 4) намаж. А9. Найдите глагол совершенного вида 1) продумывает решение 2) выполняет упражнение 3) надел пальто 4) поднимается в гору
Слайд 4
Рисунки с подписями: зовут внучку - пришла внучка кличут кошку - прибежала кошка тянут репку - вытянули репку
Слайд 5
1)Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись. 2)Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела,
Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза.
Слайд 6 «Грамматическое лото»
Шёл, играет, высматривает, наблюдает, подметают, записывала, мелькает Нарисовал, перестроил, вылетели, Выскочил, заметил, укрылся, вспыхнуло
Слайд 7
1. (Решать, решить.) Вчера я долго… задачку. Ты уже… пример? 2. (Писать, написать.) Сегодня я… письмо дедушке. Я давно не… ему.
Слайд 8

Самостоятельная работа с самопроверкой
1. (Вымыть, мыть.) Дома я всегда… посуду. Ты… тарелки, которые оставил папа? 2. (Шить, пришить.) На уроках девочки … фартуки. Алеша сам … пуговицу к пиджаку. . 3. (Смотреть, посмотреть.) Кто успел… новую экспозицию в музее? На протяжении всего спектакля я … в бинокль. 4. (Опоздать, опаздывать.) Друзья часто … на урок. Из-за непогоды мы … на поезд. 5. (Приносить, принести.) Каждое утро нам … газеты. Сегодня почему-то ее не….
Слайд 8
Репродукция картины М.Саттарова «Весенний ручей»
Слайд 9
Бежать, шуметь, перекатываться, затихать, бормотать, звонко петь, шуршать по камушкам, забурлить, встретив препятствие, повернуть в чащу, вырвался на свободу, радостно зазвенеть


Яндекс.Метрика