Тема урока : «Длина окружности»
Класс : 6
Тип урока : изучения нового материала.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.
Технология: проблемно-эвристический урок.
Цель урока: формирование практико-ориентированной компетенции при выведении
формулы длины окружности и научиться применять её при решении задач.
Основные виды деятельности
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и
групповой работы.
Личностные: формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до полного её результата.
Познавательные: строить логическое суждение, развивать творческую и мыслительную
деятельность учащихся.
Оборудование и наглядность: компьютер, интерактивная доска, циркуль, линейка,
карандаш, нитка.
Структура урока
1.Постановка темы и цели урока.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Изучение нового материала.
4.Закрепление нового материала.
5.Итог урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1.Постановка темы и цели урока.
Учитель: Здравствуйте!
Математика - царица наук,
Вдохновенье - венец творчества,
Без него математик, как паук,
Которому не до зодчества,
Эх, страдалец одиночества.
Сегодня на уроке мы с вами в этом убедимся, и конечно мне бы очень хотелось, чтобы в роли
учёного побывали бы вы все и сделали открытие. А сейчас я попрошу вас рассесться по
группам.
Мы на лист поставим кружку,
Обведём карандашом.
Получилось то, что нужно-
Называется-( окружность)
Задание группам: заполните таблицу
а
и
д
л
р
с
н
1,2
2,4
49
1,44
1,20
14
5,85
Предварительно выполнив задание:
Найдите: 1) 7²; 2) 1,2²; 3) 10% от24; 4)6,8-0,95; 5) 2,4*0,5.
Получилось слово? Каждая команда приносит свой ответ написанный на листе(лежат на
столе у каждой команды) Правильное слово «длина».
Назовите тему нашего урока. «Длина окружности»
Как вы думаете , чему мы должны научиться сегодня на уроке?
–
Научиться находить длину окружности.
–
Решать задачи на нахождение длины окружности.
2. Актуализация опорных знаний (ответы группы отдают учителю и она их тут же
проверяет)
Давайте вспомним, что мы знаем об окружности?
-Как расположены точки окружности относительно его центра?
-Какой отрезок называют радиусом окружности?
-Какой отрезок называют хордой окружности?
-Какую хорду называют диаметром окружности?
-Как называют части, на которые две точки делят окружность?
-Как называют окружность и часть плоскости, которую она ограничивает?
3.Изучение нового материала.
а) Создание проблемной ситуации.
Можем ли мы измерить длину радиуса, диаметра? С помощью какого инструмента мы это
делаем? (с помощью линейки). Как измерить длину окружности? Существует ли такой
инструмент?
Человеческий ум придумал много способов решения этой задачи. Естественно, что захочется
«надрезать» окружность, а потом « распрямить» её в отрезок и измерить её длину с помощью
линейки. Но не всё можно «разрезать».
б)Практическая работа. «Измерение длины окружности».
Цель: вывести формулы для вычисления длины окружности через диаметр.
Указание:
1. Начертите окружность радиусом (2 см, 3см, 4,5 см). Задание каждой группе.
2. Обернуть ниткой свою окружность так, чтобы концы совпали в одной и той же
точке окружности, оставшуюся часть нитки отрезать.
3. Выпрямить эту нитку и по линейке измерить её длину, вы получите длину
окружности.
Длину окружности обозначают буквой l. Диаметр окружности буквой d.
4. Каждая группа заполняет таблицу на доске:
№ группы
Длина окружности
Длина диаметра
l:d
1
2
3
в) Проверка работ.
Посмотрите на последний столбик в таблице, где находили отношение длины окружности к
диаметру. Что мы получили?
Результаты деления получились практически одинаковыми. Как вы думаете это верно?
г) вывод
Для всех окружностей отношение длины окружности к её диаметру является одним и тем же
числом.
Это число обозначают ГРЕЧЕСКОЙ БУКВОЙ π (читается: «пи»). Оно является бесконечной
десятичной дробью, но для вычисления мы будем пользоваться его приближённым
значением, равным 3,14.
π
»
3,14152653... .
д) историческая справка.
Сообщение заранее подготовленное учащимся.
Число пи получается делением длины окружности на ее диаметр. При этом размер
окружности не важен. Большая или маленькая, отношение длины к диаметру одно и то же.
Хотя вполне вероятно, что это свойство было известно ранее, самые первые свидетельства об
этом знании —Московский математический папирус1850 г. до н.э. И папирус Ахмеcа1650 г.
до н.э. (хотя это копия более старого документа). В нем имеется большое количество
математических задач, в некоторых из которых
приближается как
, что чуть более
чем на 0,6% отличается от точного значения. Примерно в это же время вавилоняне считали
равным
. В Ветхом Завете, написанном более десяти столетий спустя, Яхве не
усложняет жизнь и божественным указом устанавливает, что
в точности равно
.
Однако великими исследователями этого числа были древние греки, такие как Анаксагор,
Гиппократ из Хиоса и Антифон из Афин. Ранее значение
определялось, почти наверняка, с
помощью экспериментальных измерений. Архимед был первым, кто понял, как теоретически
оценить его значение. Использование описанного и вписанного многоугольников (больший
описан около окружности, в которую вписан меньший) позволило определить, что
больше
и меньше
. С помощью метода Архимеда другие математики получили
лучшие приближения, и уже в 480 г. Цзу Чунчжи определил, что значения
находится
между
и
. Тем не менее метод многоугольников требует много
вычислений (напомним, что все делалось вручную и не в современной системе счисления),
так что у него не было будущего. В 1706 году англичанин Джон Мечин впервые смог найти
сто знаков π. В настоящее время находят миллионы знаков π с помощью компьютеров.
14 марта отмечается День пи- неформальный праздник математиков. «Отцом» праздника стал
Лари Шоу, обративший внимание на то, что этот день приходится на 3.14 в американской
системе записи дат. В Сиэтле установлена металлическая скульптура числа π ( слайд 19).
е) вывод формул
Ниткой удобно пользоваться для измерения длины окружности малого радиуса. А как быть,
если требуется измерить длину окружности предмета круглой формы большого размера,
например арены цирка? С помощью нитки или веревки это сделать можно, но весьма
трудоемко и результат таких измерений может быть неточным.
Задание группам: выразите из формулы С/d = π полученной в ходе практической работы
длину окружности через диаметр, а затем через радиус. (минута на обсуждение) Ответы
групп: длина окружности С= π d.
Итак, длина окружности равна произведению диаметра на число π.
А так как d=2r, то С =2 π r.
С этого дня для нахождения длины окружности, мы будем пользоваться формулами С = π d,
С = 2 πr, а для этого достаточно знать радиус или диаметр окружности.
Запишите формулы в тетрадь и к следующему уроку вы должны их знать.
Посмотрите внимательно ещё раз на нашу с вами таблицу, если диаметр увечить, например,
в 1,5 раз, то и длина окружности увеличится в 1,5 раза. Математика подтверждает: длина
окружности прямо пропорциональна её диаметру.
Для дальнейшей работы ребята садятся на свои места.
4. Закрепление новых знаний
1.Решение задач у доски и в тетрадях
1. Решить №1(учитель) на доске и в тетрадях.
Решение.
d = 10 дм;
p
»
3,14; с =
p
d
»
10 · 3,14
»
134 (дм).
Ответ: 134 дм.
2. Решить № 731 (два человека решают на доске, остальные самостоятельно в тетрадях,
потом проверяется решение).
3. Решить № 735 (обратная задача найти радиус зная длину окружности).
1)Решение.
l = 18,84 см;
Найти: r
r = 18,84:(2 · 3,14)
»
3.
Ответ: 3 см.
2) решают самостоятельно (проверяем ответ)
2. Тест первичного закрепления
Учащимся выдаются листочки с тестами, после выполнения работы они обмениваются ими с
соседом по парте и проверяют выполненные задания. Правильные ответы и критерии
оценивания высвечиваются на экране
ТЕСТ
1.Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр.
а) радиус; б) сторона; в) диаметр; г) отрезок
2.Число π примерно равно:
а) 5,14; б) 4,14; в) 3, 14; г) 4,15
3.Формула длины окружности
а) С=πr, б) С=πd, в) C=2πd, г) C=2r.
4.Чему равна длина окружности, диаметр которой равен 8 см? Число π округлите до целых.
а) 6,28 б) 50,24 в) 24г) 24,4
5.Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы:
-Сделали открытие…(Вывели новое число π)
-Узнали… ( Формулы, по которым вычисляется длина окружности).
-Научились… (Решать задачи с помощью формулы длины окружности).
- А теперь продолжите предложения, которые вы видите на экране:
1.Я хотел(а) бы ещё узнать... .
2.Мне понравилось... .
3.Мне не понравилось... .
Выставление оценок.
6.Домашнее задание:
Изучить п. 25, решить № 732, 741, 743, найти ребусы и шутки о числе π ( по желанию).
Литература:
1.Учебник математики.6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/
А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир – М.: Вентана-Граф, 2014.
2.Математика:6 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и
др. - М. : Вентана-Граф, 2014.
3.Материалы из интернета:
-planeta.tspu. «Как организовать проблемно-эвристический урок»
«Эвристические и проблемные способы активизации учебного процесса обучения
математике»
-ru.wikipedia›ВикипедиЯ>