МБОУ СОШ п. Ключ жизни Елецкого муниципального района
Липецкой области
Формирование и развитие проектных
умений учащихся в условиях введения
ФГОС
Подготовила:
учитель английского языка
Сафонова И.В.
2016
1
На уроке английского языка учащиеся овладевают многими
метапредметными умениями. Они учатся
самостоятельно определять цели
своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности. Благодаря интеграции английского языка с
другими предметами (иностранной литературой, историей, биологией,
химией, географией, русским языком, МХК и др.) учитель помогает в
развитии мотивации и интереса познавательной деятельности.
При выполнении различных типов заданий дети учатся самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
на уроке иностранного языка учащиеся овладевают основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности. Они организовывают учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Дети
работают индивидуально и в группе, находя общее решение и, разрешая
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Они
формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, осознанно
используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планируют и регулируют
свою деятельность; овладевают устной и письменной речью,
монологической контекстной речью.
Обобщая изученный материал, учащиеся выполняют задания,
ориентированные на интеграцию всех отработанных стратегий.
Для развития способностей к межкультурной коммуникации важно давать
учащимся весь спектр знаний о культуре, обычаях и традициях англоязычной
страны с тем, чтобы учащиеся имели объективную картину и могли
сознательно выбирать стиль общения. Моделирование ситуаций диалога
культур на уроках английского языка позволяет учащимся сравнивать
особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого
языка, помогая им лучше осознать культуру нашей страны и
развивая у них умение представлять ее средствами английского языка.
Воспитательный аспект также является неотъемлемой частью учебного
процесса, поэтому все образовательные технологии предусматривают
воспитание у учащихся необходимых качеств зрелой личности.
Процесс формирования метапредметных умений часто выходит за
рамки урока, и тогда на помощь учителю приходит проектная работа (от
латинского projectus — выдвинутый вперёд). Метод проектов в отличие от
других методов обучения:
позволяет не только эффективно осваивать предметное содержание, но
и формировать многие личностные качества учащихся;
всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников;
органично сочетается с групповым подходом к обучению;
2
предполагает решение какой-то проблемы, с использованием
совокупности разнообразных методов и средств обучения, знаний из
различных областей науки, техники, технологии;
создаёт условия для использования широкого спектра проблемных,
исследовательских поисковых методов, ориентированных на
практический результат значимый для ученика;
может быть использован преподавателем любого учебного предмета.
Трудности реализации этого метода заключаются в проблеме выбора
темы и огромных временных затратах учителя на подготовку. Однако они
полностью компенсируются результатами работы.
Метод проектов применяю со 2-го класса, когда учащиеся начинают
изучать предмет. Для начала беру простые темы «Животные», «Английский
алфавит», «Мой друг», «Мой питомец», в 5 классе возможны темы «Мой
родной город», «Достопримечательности Москвы», «Письмо английскому
другу по переписке», в 6 классе: «Праздники и традиции Великобритании»,
«Путешествие по Лондону», «Природа Шотландии», в 7 классе: «Загадки
долины Солсбери», «Природа и климат США», «Первые колонисты в
Америке» и т.д. С каждым классом тема усложняется.
Основные требования к использованию метода проектов, которыми я
руководствуюсь:
наличие значимой в исследовательском, творческом плане
проблемы/задачи, требующей интегрированного знания,
исследовательского поиска для её решения;
практическая, теоретическая, познавательная значимость
предполагаемых результатов;
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
учащихся;
структурирование содержательной части проекта (с указанием
поэтапных результатов);
использование исследовательских методов, предусматривающих
определенную последовательность действий: определение проблемы и
вытекающих из неё задач исследования; выдвижение гипотез их
решения; обсуждение методов исследования (статистических методов,
экспериментальных, наблюдений и так далее); обсуждение способов
оформления конечных результатов (презентация, защита, творческий
отчёт, просмотр и так далее); сбор, систематизация и анализ
полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их
презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования [3].
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике
ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он
превращается в организатора познавательной исследовательской
деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в
классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-
воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды
3
самостоятельной учебной деятельности желательно исследовательского,
поискового, творческого характера.
Овладевая методом проектов, мои учащиеся учатся планировать свою
работу.
Все виды приобретаемых проектных навыков в школе имеют одну
цель: в процессе продуктивной деятельности подготовить учащегося к жизни
вне школы, максимально компетентного в образовательной сфере, умеющего
решать жизненные проблемы, непрерывно учиться, получать информацию,
организовывать работу группы и участвовать в ее деятельности.
Содержание учебного предмета Английский язык позволяет создавать
условия для достижения широкого спектра личностных образовательных
результатов и формирования коммуникативных учебных умений. Основная
задача учителя при подготовке к уроку проанализировать, выделить и
подобрать содержание таким образом, чтобы урок был ориентирован на
целенаправленное достижение личностных и метапредметных
результатов,
выбранных в качестве приоритетных при изучении конкретной темы.
4
Литература:
1.
ФГОС основного общего образования//Просвещение - 2011
2.
Харрис М., Мувер Д., Солокова И. и др. New Opportunities /Russian
Edition/ Intermediate// Longman - 2006
3.
Яковлева С.В. Интеграция современных образовательных технологий
как профессиональный творческий процесс //ИЯШ – 2008 № 2
5