Напоминание

"Русско-турецкие войны второй половины XVIII века"

Автор: Просвирнина Елена Александровна

Должность: учитель дефектолог

Учебное заведение: КОУ "Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Населённый пункт: с.Леуши, Кондинский район, Тюменская область, ХМАО-Югры

Наименование материала: конспект урока истории Отечества, 8 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

Тема: "Русско-турецкие войны второй половины XVIII века"

Описание:

КЛАСС: 8 ТЕМА: "РУССКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА" ЦЕЛЬ:  Формирование представлений учащихся о победах русских войск и флота в Северном Причерноморье. ЗАДАЧИ:  Познакомить учащихся с внешней политикой России второй половины XVIII века, которая проводилась в интересах купцов и помещиков за овладение новыми землями и торговыми путями, за выход к Черному морю;  Коррекция и развитие умения устанавливать причинно-следственные связи посредством вопросно-ответной системы;  Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, восхищения мужеством и доблестью русских солдат и полководцев.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=2674

Опубликовано 04.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

1
ДАТА:

КЛАСС: 8

ТЕМА:

«РУССКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА»

ЦЕЛЬ:
 Формирование представлений учащихся о победах русских войск и флота в Северном Причерноморье.
ЗАДАЧИ:
 Познакомить учащихся с внешней политикой России второй половины XVIII века, которая проводилась в интересах купцов и помещиков за овладение новыми землями и торговыми путями, за выход к Черному морю;  Коррекция и развитие умения устанавливать причинно-следственные связи посредством вопросно-ответной системы;  Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, восхищения мужеством и доблестью русских солдат и полководцев.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
1768 – 1774 гг. – I русско-турецкая война 1787 – 1791 гг. - II русско-турецкая война П.А. Румянцев, А.В. Суворов – русские полководцы
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Ультиматум
ОБОРУДОВАНИЕ:
ТСО
ТИП УРОКА:
Комбинированный
2
ХОД УРОКА

I.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
 Приветствие учащихся  Проверка готовности учащихся к уроку  5 – ти минутное чтение
II.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Работа с «Лентой времени»
Вставить пропущенные цифры так, чтобы получилось: 1 . . 5 г. – вторая половина XVI века (15 . 5 г.) 1 . . 9 г. – первая половина XIX века (18 . 9 г.) 2 . . 1 г. – первая половина XXI века (20 . 1 г.)
Учитель:
Вспомните, о чем говорили на прошлом уроке?
Учащиеся
: На прошлом уроке мы говорили о восстании крестьян под предводительством Е. Пугачёва.
Учитель:
Когда проходило восстание?
Учащиеся
: Восстание проходило 1773 – 1775 гг.
Учитель:
Кто возглавлял восстание?
Учащиеся
: Восстание возглавил казак Е. Пугачёв.
Учитель:
Почему вспыхнуло восстание?
Учащиеся
: Восстание вспыхнуло из-за недовольства крепостных крестьян на жестокое обращение со стороны помещиков.
Учитель:
Кто участвовал в восстании?
Учащиеся
: В восстании участвовали крепостные крестьяне, казаки.
Учитель:
Вот мы с вами говорим, говорим – крепостные крестьяне. А вот кто такие крепостн6ые крестьяне?
Учащиеся
: Крепостные крестьяне – это крестьяне, прикреплённые к земле и принадлежат помещикам.
Учитель:
Покажите на карте территорию охваченную восстанием под предводительством Е. Пугачёва.
Учащиеся
:
(показывают на карте)

Учитель:
Скажите, почему крестьяне пошли за Е. Пугачёвым?
3
Учащиеся
: Крестьяне пошли за Е. Пугачёвым потому, что он объявил себя спасшимся Петром III, который во время своего императорства хотел дать вольную всем крепостным крестьянам.
Учитель:
Чем закончилось крестьянское восстание?
Учащиеся
: Крестьянское восстание закончилось поражением отряда под предводительством Е. Пугачева, арестом и казнью предводителя.
III.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Учитель:
Екатерине II в период своего правления пришлось вести не только вопросы внутренней политики, но и внешней. Екатерина участвовала в трёх разделах Польши и присоединила к Российскому государству часть польской территории. Но ей хотелось укрепить позиции России на Черноморском побережье. поэтому она начала вести активные действия против ослабевшей Турции и Крымского ханства. Сегодня на уроке мы познакомимся с ходом и результатами русско-турецких войн. Откройте тетради и запишите дату и тему урока. Тема урока:
«Русско-турецкие войны второй половины XVIII

века»

Учащиеся
:
(открывают тетради, записывают дату и тему урока)

IV.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель
: Для того чтобы у России был выход к Черному морю Екатерина II поставила задачу о необходимости присоединения к России Черноморского побережья. Важность такого решения была в том, что владение побережьем Черного моря давало возможность России не только развивать торговлю в южном направлении, но и то что южные земли были плодородными и они могли принести дополнительные доходы Российскому государству. Турецкий султан знал о желании русской императрицы завладеть Черноморским побережьем и решил первым напасть на Россию, и таким образом в 1768 году началась русско- турецкая война. Российская армия превосходила по численности турецкую армию и на суше и на море. Российскую армию возглавил Пётр Александрович Румянцев.
(СЛАЙД).

Запись в тетради:

П.А. Румянцев – полководец I русско-турецкой войны.

Учитель
: Первые столкновения армий показали о превосходстве русской армии. Россия захватили крепости
Хотин, Бухарест, Азов и Таганрог
и туркам приходилось постоянно обороняться. Военные действия продолжались 2 года. Летом 1770 года произошло решающее сражение в низовьях реки Дунай. На русских обрушилась турецкая конница, но русские солдаты сразу же отбили атаку. Артиллерийцы непрерывно обстреливали турецкие позиции. Румянцев
4 направил небольшой отряд в тыл противника. Турки в панике побежали, и большое количество турков попали в плен. Турецкая армия была полностью разгромлена. Одновременно с победой русских на суше в Средиземное море из Балтийского моря пришла русская эскадра под командованием графа Алексея Григорьевича Орлова. Турецкая армия и русская флотилия встретились недалеко от крепости
Чесма
. Ночью завязался бой. По эскадре неприятеля с русских судов был открыт непрерывный огонь из пушек. На всём турецком флоте начался пожар, но один корабль не сгорел и его взяли в плен. Таким образом Россия одержала победу на суше. Турции ничего не оставалось делать, как прекратить сопротивления и попросить мира. Начались длительные переговоры. И в 1774 году между Турцией и Россией был заключён мирный договор, по которому:
(СЛАЙД)
1. Русские торговые суда имели право свободно перемещаться по Черному и Черноземному морям; 2. Россия получила часть побережья Черного моря. Крымское ханство было объявлено независимым, а затем было присоединено к России.
Учитель
: Ребята, назовите полководца, возглавившего русскую армию на суше?
Учащиеся
: На суше русскую армию возглавил П.А. Румянцев.
Учитель
: Вспомните и покажите на карте, где и когда произошло решающее сражение?
Учащиеся
: Решающее сражение произошло летом 1770 году в низовьях реки Дунай.
Учитель
: Каков итог русско-турецкой войны 1768-1770 гг.?
Учащиеся
: Русская армия выиграла русско-турецкую войну 1768 – 1770 гг.
Учитель
: Скажите, что Россия получила по мирному договору?
Учащиеся
: По мирному договору Россия получила: 1. Русские торговые суда имели право свободно перемещаться по Черному и Черноземному морям; 2. Россия получила часть побережья Черного моря. Крымское ханство было объявлено независимым, а затем было присоединено к России.
Учитель
: Но итогами войны 1768 – 1774 гг. не были довольны, ни Россия, ни Турция. Турция мечтала вернуть территории потерянные в ходе войны, а у России были планы расширить и закрепить свои владения на побережье Черного моря. В 1887 году турецкий флот напал на русскую крепость Кинбурн. Гарнизоном этой крепости командовал выдающийся полководец Александр Васильевич Суворов.
5 А вот как проходила вторая русско-турецкая война, вы прочитаете самостоятельно на стр. 180 – 181. Во время чтения вам нужно найти ответы на следующий план: 1. Причины начала второй русско-турецкой войны 2. Дата начала второй русско-турецкой войны 3. Итог второй русско-турецкой войны
Учитель
: Сейчас мы с вами проверим, как вы ответили на пункты плана. Назовите причины второй русско-турецкой войны.
Учащиеся
: Причиной второй русско-турецкой войны явилась мечта Турции вернуть потерянные в ходе первой русско-турецкой войны территории.
Учитель
: Назовите даты русско-турецкой войны.
Учащиеся
: Вторая русско-турецкая война началась в 1787 году и закончилась в 1791 году.
Учитель
: Итог второй русско-турецкой войны.
Учащиеся
:
Учитель
: Суворов начал готовиться к наступлению, чтобы взять неприступную турецкую крепость Измаил. Для того, чтобы подготовка к наступлению была более приближенной к бою, Суворов приказал построить укрепления похожие на крепость Измаил, на которой солдаты обучались штурмовать неприступные стены. Чтобы взбираться вверх по вертикальным стенам крепости были построены длинные лестницы. Когда приготовления были закончены Суворов выдвинул
ультиматум
защитникам крепости: «24 часа на размышление – воля. Первый мой выстрел – неволя. Штурм – смерть». Турецкий начальник гарнизона был очень удивлен таким вызовом и не мог предположить о захвате Измаила и говорил: «Скорее небо упадёт на землю, чем сдастся Измаил …». На следующий день Суворов приказал начать штурм крепости. Сначала был открыт артиллерийский огонь, затем, дождавшись тумана, русские войска начали штурмовать стены Измаила одновременно со всех сторон. И тренировки солдат не прошли даром – они быстро взбирались на стены крепости и вступали с турками в рукопашный бой. В итоге остатки турецкого гарнизона, у которых уже не было сил обороняться – собрались в центре крепости и сдались русским солдатам. Это была одна из величайших побед русской армии.
Учитель
: Расскажите, как Суворов готовил солдат к штурму?
6
Учащиеся
: Суворов приказал построить крепость похожую на крепость Измаил, были построены длинные лестницы для подъема вверх по вертикальным стенам. И тренировки были приближены к условиям реального сражения.
Учитель
: Что ответил султан на предложение сдать крепость?
Учащиеся
: На предложение сдать крепость Измаил султан ответил:«Скорее небо упадёт на землю, чем сдастся Измаил …».
Учитель
: Таким образом, в ходе двух войн с Турцией, Россией была выполнена важнейшая внешнеполитическая задача: присоединение черноморского побережья к России. На этих землях возникли новые города – Херсон, Николаев, Одесса, Севастополь и другие. Дворяне получили земли, возникали новые помещичьи имения, утверждалось крепостное право. Военные действия русских войск ослабили Османскую империю.
V.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель
: Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся
: Сегодня на уроке говорили о русско-турецких войнах второй половины XVIII века.
Учитель
: Назовите годы русско-турецких войн.
Учащиеся
: Русско-турецкие войны проходили: I русско-турецкие война – 1768 – 1774гг., II русско-турецкие война – 1787 – 1791 гг.
Учитель
: Назвать причины русско-турецких войн.
Учащиеся
: Причина I русско-турецкой войны – желание России присоединить к России Черноморское побережье; II русско-турецкой войны – Турция мечтала вернуть потерянные в ходе первой войны территории.
Учитель
: Кто возглавил русскую армию в русско-турецкой войне 1768 – 1774 гг.?
Учащиеся
: Русскую армию в русско-турецкой войне 1768 – 1774 гг. возглавил П.А. Румянцев.
Учитель
: Что получила Россия в результате этой войны?
Учащиеся
: Русские торговые суда имели право свободно перемещаться по Черному и Черноземному морям; Россия получила часть побережья Черного моря. Крымское ханство было объявлено независимым, а затем было присоединено к России.
Учитель
: С какой целью Россия вступила в войну с Турцией в 1788 - 1791 гг.
7
Учащиеся
: Во вторую войну с Турцией Россия вступила для утверждения своих позиций по результатам первой русско-турецкой войны.
Учитель
: соедините стрелками героев русско – турецкой войны, кто где воевал. А.Г. Орлов На суше А.В. Суворов На море П.А. Румянцев
Учитель
: Из данного списка выбрать главный итог войны. Выход в Черное море Приобретение военного опыта Освобождение народов южных земель Ослабление турецкой армии
Учащиеся
: Главным итогом русско-турецкой войны стал выход в Черное море.
VI.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке: Слава – Юра – Кристина – Полина – Артем – Паша -
VII.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Стр.


Яндекс.Метрика