Напоминание

"Формирование активных форм речи у неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы."

Автор: Шевченко Ирина Николаевна

Должность: учитель коррекционной школы

Учебное заведение: Школа-интернат №1

Населённый пункт: Саратовская область г.Энгельс

Наименование материала: Статья

Тема: "Формирование активных форм речи у неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы."

Описание:

Развитие устной и письменной речи, формирование речевых и коммуникативных умений является необходимым условием для успешной социальной адаптации учащихся.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=2720

Опубликовано 06.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Формирование активных форм речи

у неслышащих учащихся на уроках русского

языка и литературы.

Учитель русского языка и литературы

Государственного бюджетного образовательного

учреждения Саратовской области

«Школа-интернат для обучающихся

по адаптированным образовательным программам

№1 г. Энгельса»

Шевченко Ирина Николаевна
Известный психолог Л.С.Выготский отмечал: « Глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастием, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми. Немота, лишая человека речи, отрывает его от социального опыта, выключает из общей связи. Глухота – недостаток социальный по преимуществу. Она прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности». Развитие устной и письменной речи, формирование речевых и коммуникативных умений является необходимым условием для успешной социальной адаптации учащихся. В уроках русского языка, развития речи, литературы заложен значительный развивающий и воспитывающий потенциал, позволяющий учителю формировать метапредметные 1
универсальные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Формирование устной и письменной речи на начальном этапе обучения в коррекционной школе для глухих и слабослышащих детей создает предпосылки для последующего изучения школьниками сложных языковых явлений и закономерностей, что в свою очередь служит дальнейшему обогащению речевой практики. На уроках русского языка работа по усвоению учебного материала должна носить коллективный характер, что способствует созданию условий для обмена мыслями между детьми. Каждый этап урока необходимо организовать таким образом, чтобы смоделировать ситуацию, обеспечивающую речевое общение всех участников учебного процесса в различных комбинациях. учитель  ученики ученики  учитель учитель  ученик  ученики «маленький учитель»  ученики ученики  ученики Мобилизующий этап урока может быть начат с рапорта дежурного, который сообщает о количестве учащихся, причинах отсутствия одноклассников, напоминает, какое число, урок. Дежурный также может спросить, готовы ли ребята к уроку, попросить их надеть наушники, посмотреть в окно и т.д. «Маленьким учителем» может быть проведена вводная беседа на общие темы (погода, дежурство, календарные даты, приезд родителей, здоровье, настроение). Обязательно надо давать установку на внятную речь, самоконтроль, соблюдение правил орфоэпии. Речевая зарядка предполагает работу над звуками, запланированными учителем по слуховой работе. Необходимо использовать прием сопряженного проговаривания. Этап воспроизведения , коррекции и актуализации знаний может быть проведен в различной форме: в форме беседы, работы с книгой, в виде пересказа текста, составлении предложений изучаемой конструкции, представлении различных творческих работ. Можно расположить на доске опорный речевой материал, который по мере усвоения заменяется или убирается. На этом этапе урока целесообразно организовать работу детей в парах или группах, предложить им поменяться тетрадями, проверить друг у друга задание, найти ошибки и отчитаться: «Вова написал верно» или «У Наиля 2 ошибки». При этом я оцениваю не только правильность ответов, но и речевую активность детей, а также их самоконтроль за собственной речью. На этапе постановки цели и задач урока я предлагаю ученикам самим выяснить тему урока, используя при этом приемы, активизирующие речевую деятельность: информация заранее подготовленного дежурного, диалог учащихся с учителем по определению содержания урока. Дети должны знать, какими ключевыми понятиями им необходимо овладеть. Важный момент - отработка словаря по теме, предполагающая знакомство со слуховым образом слова, его звуко-буквенный анализ, запись слова, возможно дактилирование. Лексический состав языка – важнейший его компонент, без усвоения которого невозможно овладеть речью как средством общения. Овладение словом - процесс, затрагивающий все важнейшие психические функции (восприятие, представление, мышление, речь, память, эмоции), требующий волевых усилий, сосредоточенности и внимания. Активизация накапливаемого детьми речевого запаса является важной задачей всего процесса формирования речи. Вовлечение пассивно усвоенной лексики и грамматических средств в активную речевую деятельность происходят на специально подобранном и систематизированном материале. Одни и те же лексические единицы осваиваются в несколько этапов, употребляются в разных ситуациях, контекстах, приобретая более точное и обобщенное значение через активную речевую практику. Необходимо приучать детей к активному восприятию учебного материала: внимательному слушанию, высказываниям, задаванию вопросов типа: 2
- Скажите, пожалуйста, что означает слово...? - Извините, я не понял, как выполнять задание... . - Объясните, как обозначать ...? - Разрешите мне добавить (уточнить, высказать) … . Адекватное использование речевых средств предполагает решение различных коммуникативных задач – создание речевых высказываний по заданию учителя, по собственной инициативе, в процессе общения, владение диалогической речью. Под руководством учителя ребята закрепляют навыки ведения диалога, учатся понимать вопросы и высказывания собеседника, быстро отвечать на вопросы и самому задавать их. Тематика бесед должна отражать повседневную деятельность детей, их учебную работу в классе и мастерской, проектную деятельность, работу на закрепленном участке, отдых на каникулах, участие в концерте, спортивном мероприятии, этапы экскурсии. Обучение диалогу составляет одну из центральных задач развития устной речи, т. к. диалог – это та форма речи, которая обслуживает непосредственные контакты. Я обучаю детей речевым высказываниям, приближенным к лексике и синтаксису устной разговорной речи (неполные предложения, типовые вопросительные, побудительные, повествовательные конструкции). Тренировочные упражнения разнообразны: построение диалога по образцу, подбор реплик из числа предложенных, вставка в диалог пропущенной реплики, продолжение диалога по его началу, составление диалога по заданной ситуации). При обучении разговорной речи на основе живого общения учитель стимулирует самостоятельную активную речь учащихся. Вовлекая детей в беседу, он задает вопросы, терпеливо выправляет ответы, заставляет задуматься над тем, как можно сказать по-другому. Он следит за тем, чтобы дети не забывали употреблять в устной и письменной речи изученные грамматические формы, пройденные синтаксические конструкции и новый лексический материал. Актуальным в настоящее время становится обучение правильному написанию SMS- сообщений, письменных сообщений в социальных сетях. Часто приходится использовать ситуацию, когда дети обращаются ко мне за помощью в составлении электронной записи. В таких случаях я привлекаю ребят всего класса. Предупреждая аграмматизмы неслышащих учащихся, необходимо работать над тем, чтобы они осмысливали значение грамматических изменений слов в словосочетаниях. В ходе обучения диалогической форме общения создаются предпосылки для овладения рассказыванием, описанием, повествованием, рассуждением, т.е. монологической речью. Все виды работ по формированию связной монологической речи должны иметь коммуникативную направленность. В средних классах видами монологической речи являются рассказ о событии, письма, заметки в стенгазету, рапорты, отчеты, написание деловых бумаг, подписывание поздравительных открыток. В старших классах продолжается формирование связной речи уже как специфической монологической формы, обслуживающей изложение мыслей, рассуждений, описаний. Старшеклассники продолжают работу над сочинением, публичным сообщением, докладом, рефератом, репортажем. После летних каникул ученики привозят мне дневники с описанием ежедневных событий, иллюстрированных рисунками, чертежами,фотографиями. Детям помогают родители, бабушки, сёстры. Знание лексических, морфологических, синтаксических средств языка еще недостаточно для того, чтобы овладеть даром слова, выражать свои мысли и чувства, воздействовать словом на окружающих. Практическая направленность в обучении языку предполагает знание основных особенностей стилей речи: научного, официально- делового, публицистического, художественного, разговорного. Смысловым центром обучения языку выступает предложение и текст. Но текста «вообще» не существует, его структурные, содержательные и языковые характеристики определяются условиями, целью и задачами общения. Важно научить школьников ориентироваться в речевых ситуациях, учитывать задачу общения для того, чтобы выбрать оптимальные языковые 3
средства. В качестве примера я приведу работу над особенностями публицистического стиля на уроке по написанию репортажа, в котором описывался школьный субботник. Публицистическому стилю языка свойственны такие особенности, как логичность, последовательность, образность, призывность. Придумали название репортажа «Приводим в порядок свою школьную планету», повторили сказку Антуана де Сент Экзюпери, вспомнили правило Маленького принца: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок, приведи в порядок свою планету». Затем описывали осенний день, последовательность трудового дня, составляли предложения по фотографиям с субботника. В урок было включено интервью «корреспондента» с ребятами: - С каким настроением вы работаете? - Почему вам нравится трудиться на школьной территории? - Каким вы хотите увидеть школьный двор после субботника? Итогом урока стал фоторепортаж, подготовленный ребятами 10 класса. Изучая деловой стиль речи, особое внимание уделяю правильному оформлению деловых бумаг, с которыми учащимся обязательно придется столкнуться в жизни: заявление, доверенность, расписка, объяснительная, объявление, автобиография. Для официально-делового стиля важна предельная точность изложения, характерны специальные слова, стандартные обороты речи. В 11-ом классе на уроке по изучению лексики и фразеологии я предложила учащимся отредактировать текст заявления. Заведующему кафе «Волжанка» Степанову П.С. Ивановой К.Л. заявление. Прошу принять меня на должность повара в соответствии со штатным расписанием. Обязуюсь работать засучив рукава, не бить баклуши, не валять дурака, не точить лясы. 20.10.2015 Подпись Дети догадались, что использование фразеологизмов в деловом письме недопустимо. На уроках развития речи проводится работа по обучению детей составлению собственного речевого высказывания разного типа (повествовательный, описательный, текст-рассуждение). Я учу детей отбирать словарь для каждого типа текста, с помощью систематических упражнений отрабатываю построение и грамматическое построение предложений, помогаю редактировать тексты, выполнять задания творческого характера: заменить выражение словом, составить синтаксический ряд, восстановить предложение по опорным словам. Уроки делового и творческого письма тесно связаны с уроками литературы. Перед тем, как проводить анализ художественного произведения, необходимо прочитать, прокомментировать, осмыслить и пересказать текст. Я считаю, что роль учителя состоит в создании обстановки поиска, творчества и возможности сделать свое маленькое открытие. Приведу в качестве примера работу над содержанием «Песни про царя Ивана Васильевича» М.Лермонтова. Читаем и комментируем части произведения, описываем иллюстрации. Задаю вопрос: «Почему опричник Кирибеевич сидел на царском пиру грустный?» Дети давали разные ответы: «Он проиграл бой», «У него нет денег» и т.д. Выяснили причину, и я спрашиваю: «Почему Алена Дмитриевна не отвечает ему взаимностью?». Называли разные причины, а, прочитав соответствующую часть, узнали, что героиня замужем. Вопрос о том, кто победил в кулачном бою, привел к тому, что класс разделился на две группы. На дом было дано задание дочитать «Песню...» и ответить на этот вопрос. 4
Успешному пересказу текста способствуют элементы игры, например: «Ты пересказываешь, я слушаю». Ученик из одной команды пересказывает текст, а другие слушают и оценивают точность пересказа, соответствие стилю, выразительность, жесты. Беседа по содержанию художественного произведения будет живее и активнее, если использовать картинки, нарисованные детьми, чтение по ролям, инсценировки отдельных эпизодов. Работа над текстом художественного произведения предполагает обязательный стилистический анализ в том числе раскрытие использованных автором языковых средств. При этом работа над словом направлена на то, чтобы помочь ученикам проникнуть в образный смысл произведения, понять мысли и чувства автора, которые выражены с помощью различных средств языковой выразительности. Различные виды анализа художественного произведения способствуют совершенствованию навыка полноценного чтения, его основных составляющих: сознательности и выразительности. Итогом продуманной, хорошо организованной педагогической работы становится овладение школьниками с большой потерей слуха речевым поведением как неотъемлемой частью их жизнедеятельности. Это выражается в их речевой активности, в желании вступать в контакт с окружающими, воспринимать информацию и обмениваться ею, что является необходимым условием для успешной социальной адаптации неслышащих детей. 5


Яндекс.Метрика