Напоминание

"Мой взгляд на современный подход к уроку географии"

Автор: Новикова Ирина Николаевна

Должность: учитель географии

Учебное заведение: МОУ "СОШ с.Широкое"

Населённый пункт: с.Широкое, Татищевский район, Саратовская область

Наименование материала: статья

Тема: "Мой взгляд на современный подход к уроку географии"

Описание:

В статье я представила различные приёмы работы с учениками, развивая у них самостоятельные навыки в работе на уроках и во внеклассной деятельности. Рассматриваю современные методы работы ученика с материалами Интернета, где ученик может самостоятельно найти материал, его оформить и доложить о ней с помощью презентаций.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=280

Опубликовано 25.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Мой взгляд на современный подход к уроку географии В современном подходе к уроку географии выделяются принципы, которым необходимо следовать. Первый принцип: первичность образовательной продукции ученика. На уроках я применяю различные приёмы: даю опережающее задание учащимся, по которому они подбирают материал, готовят его, докладывают на уроке о проделанной работе. Учащимся даётся задание составить кроссворды, загадки, ребусы. Работая над этим задание, они проявляют своё творчество, закрепляют свои знания. Также на уроке, возможно, показать видеоматериал и по нему дать задания учащимся, а возможно создать проблемную ситуацию. Ученик участвует во всех этапах урока, тем самым создаётся личностное содержание образования для ребёнка. Второй, принцип личностного целеполагания ученика. Ребёнок на уроке должен видеть перед собой цель и стремится её достичь. Эта цель может быть сформулирована учителем, но ребёнок, поняв её, будет воспринимать как свою личностную. Тогда этот ребёнок будет делать всё, чтобы достичь её, осуществить её. Ребёнок лучше будет работать на уроке, если цель будет реальная для него. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения личностного содержания образования. Системы контроля и оценки. На уроке я даю задания учащимся составить план параграфа или план – конспект, если учащиеся старших классов. По плану и плану-конспекту можно оценить, как учащийся усвоил материал, как он выделил основные моменты. Учащимся можно дать задание спланировать свою работу по параграфу. Метод взаимообучения позволяет учащимся поработать друг с другом, найти формы общения и взаимообучения. Кроме того, чтобы процесс обучения был эффективен, им самим необходимо выработать правила поведения при работе группами, чтобы они не мешали друг другу. Когда ученик выступает в качестве консультанта, он предполагает, что знает больше консультируемого и поэтому старается дать как можно больше объяснения, тем самым, закрепляя для себя усвоенный материал. Когда ученик выступает в роли эксперта, журналиста, гидролога он готовится к этой роли, изучает много материала чтобы быть компетентным по вопросу. Следующий принцип - принцип продуктивности обучения. Ребёнок взаимодействует с миром в трёх видах деятельности: познания, создание личностного продукта и самоорганизация.
Учащиеся не только познают географические сведения по теме, но и развивают творческие способности, сочиняя сказку, рекламу или лозунг в защиту, например какого-либо животного или памятника природы. Учащиеся очень любят задания по составлению рекламы или экскурсионного маршрута. Здесь проявляются их творческие способности, организационные, поисковые. Чтобы составить проспект по привлечению туристов в живописный уголок, учащимся приходится изучить много материала и найти удивительное, необыкновенное, что заинтересует их приехать сюда. Учащимися 10 класса нашей школы были разработаны туристические маршруты по памятникам природы нашего района и усадебных парков. Этой работой они занимались с увлечением, узнали о своём крае много интересного и постарались составить так маршруты, чтобы привлечь туристов. Эту разработку маршрутов учащиеся представили на научно- практической конференции. Пятый принцип - принцип педагогической поддержки ученика. Учитель всегда поможет ученику в его поиске решения задачи, направит по правильному пути, предложит пути, по которому ученик сам придёт к правильному решению. Предпрофильная подготовка учащихся даёт им возможности получить больше знаний по предмету, развитию личности ребёнка. Исходным моментом в конструировании методической системы предпрофильного обучения географии является корректировка целей, ориентирующих на развитие личности ученика средствами предмета, раскрытие ещё недостаточно проявленных интересов, склонностей и способностей, усиление мотивации изучения географии, ориентацию в выборе собственной учебной и будущей профессиональной деятельности. Содержание географии многогранно, охватывает все процессы и явления, происходящие в географической оболочке. Чтобы восполнить интерес учащихся к изучению этих вопросов я провожу совместно с коллегами, преподавателями других предметов, интегрированные уроки, на которых раскрываются связи географии с физикой, химией, русской литературой. Вопросы экологии звучат практически на каждом уроке географии. Например, изучение проблемы «Географическая среда и здоровье населения» предполагает выявление факторов, формирующих здоровье населения в целом и конкретно в своей местности. Оцениваются природные факторы, влияющие на состояние здоровья людей: по показателю комфортности климата, по влиянию климата на самочувствие людей, их трудоспособность, потребность в отдыхе, оздоровлении. Учащиеся также рассматривают природные воды и водные ресурсы - весомый фактор здоровья населения. Их количество и качество зависит от природной среды. Оценивается природный уровень опасности здоровья и жизни людей в связи с чрезвычайными природными ситуациями. Учащиеся самостоятельно применяют полученные ранее знания. Изучая показатели здоровья населения своего населённого пункта, учащиеся формулируют вывод общей
заболеваемости, обсуждают возможные меры по улучшению здоровья населения. В результате формируется представление о здоровье как основе понятия «человеческий капитал». В современном мире оно является главным при оценке ресурсов страны и ценится выше, чем все накопленные богатства. Основными методическими условиями при современном подходе к предпрофильной подготовке учащихся является целенаправленный отбор и структурирование содержания на основе комплексного использования подходов: - интегративного, открывающего новые стороны в изучении географии; - проблемного, позволяющего структурировать и моделировать содержание в виде интересных задач, вопросов, заданий, проблем различного уровня, активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся; - исторического, раскрывающего развитие географических явлений и процессов в пространстве- времени, позволяющего учащимся понять, как связаны прошлое, настоящее и будущее и на этой основе осуществлять элементарный географический прогноз; - практико-ориентированного, направленного на взаимодействие знаний и решение практических задач, узнавание в окружающей среде реальных проблем, явлений, социально-экономических процессов, применения знаний и умений для решения практических задач, что обеспечивает продуктивность обучения и закладывает основы географической компетентности; - развивающего, способствующего становлению активной самостоятельной личности, обладающей гибким, критичным мышлением, овладевшей предметными интеллектуальными умениями как инструментом деятельности, отличающейся коммуникативностью, понимающей значение самооценки и самоконтролю.


Яндекс.Метрика