Населённый пункт: с.Уваровка Нижнегорского района Республики Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация пятиклассников"
Описание:
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным.. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ
ТЕМА: АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ
ПЯТИКЛАССНИКИ
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным
периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса -
сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем
много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с
организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к
младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением
чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает
потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и
это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме
- стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых.
Отсюда - конфликты со взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти
собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросткок
ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе
происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки
рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы
взаимодействия людей, моральные ценности.
Целостный образ-Я ученика, который сложился у него в общении с учителем
начальной школы, дополняется множеством новых составляющих, которые
выступают поочередно то на уроке математики, то на уроке русского языка. Ребенок
уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких
рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на
успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребенка это
означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его
пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному. Важной задачей
для ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны
помочь педагог и психолог. Ребенок должен сохранить самоуважение, даже несмотря
на то, что учитель математики ставит ему тройки и двойки или что он стал объектом
критики учителя биологии или завуча школы. Признание собственных недостатков для
ребенка является всего лишь осознанием им своих слабостей как составных частей
позитивно эмоционально окрашенного образа-Я. Ребенок должен чувствовать и понимать,
что если у него сейчас не все ладится с учебой, то виновата в этом не плохая
учительница, а он сам, более того, он в состоянии преодолеть эти
проблемы или принять их. Если же нарушается преемственность реальных школьных
достижений (например, в начальной школе он мог быть хорошим учеником, а в
средней успехи заметно упали, но уровень притязаний остался прежний) , то задача
педагога и психолога состоит в помощи ребенку сохранить самоуважение как
важнейшее условие преодоления неудач. Если же самоуважение не будет сохранено,
вся система-Я у ребенка встает на его защиту и он может выбрать путь лжи,
мошенничества и уклонения от решения своих проблем.
Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит
постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего
школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах
школы постепенно меняются приоритеты.
Умственная активность младших подростков велика, но вот способности
развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или
неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную
роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение
оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном
случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические
особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных
функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную
нестабильность подростков.
Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не
только внешним, но и внутренним изменениям.
АДАПТАЦИЯ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И
поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его
интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать
отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила,
ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:
- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
- возросший объем работы как на уроке, так и дома;
- новые требования к оформлению работ;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию
(литературу) и работать с ней.
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие
признаки:
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на
другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о
дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее
виды:
1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в
развитии от сверстников.
2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным
нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.
5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по
поводу проблем в школе.
Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного
обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное - помочь ребенку
в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное
развитие, его психологическое благополучие.
Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими
трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для
этого давайте обратимся к результатам диагностики.
С ГОРДОСТЬЮ И ТРЕВОГОЙ
В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом
детства - достаточно стабильным периодом развития.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный
шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких
учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений
является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с
определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй»
математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое
новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся
отношения с педагогами.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на
психику ученика.
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в
начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым
условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала
обучения в первом классе.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение
требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции
«старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней - все это является
довольно серьезным испытанием для психики школьника.
РАССОГЛАСОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или,
напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться
работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда
нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме
характерны примерно для 70-80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают,
как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс
адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe
заболевания носят психосоматический характер.
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку,
четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и
помощь со стороны родителей.
При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества
функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего это
рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по
математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по
иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному;
учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений,
изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.
Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого
рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности
требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать
связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли
подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием
на требования, например: «история - составить план ответа по учебнику», «иностранный
язык - приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для
записи устных тем» и т.п.).
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке
приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания
каждого учителя.
СВОБОДА ИЛИ ОДИНОЧЕСТВО?
Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и
встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных
словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно
разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания
школьного материала.
Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть
связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к
школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из
взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной
свободы - они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из
старших классов.
Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых,
«прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для
маленьких детей.
Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса,
в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и
мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки
и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить
себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и
того же подростка это может сочетаться.
Необходимо показать родителям, что некоторое «обезличивание» подхода к
школьнику - очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства
взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке
домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в
преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в
средней школе.
Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в
значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.
Рекомендации родителям:
- Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка,
несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится
ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим
ребенком после прошедшего школьного дня.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят
после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес
ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и
психические наказания.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.
Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро
теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие,
сарказм и жестокость.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация
обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование
достижений ребенка.
- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для
целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал
правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни
среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям
необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой
жизни:
- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
- Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым.
- С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
- Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах они обязательно у
тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
- Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!