"Здоровьесберегающая среда на уроке иностранного языка"
Автор: Рублёвская Татьяна Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №;
Населённый пункт: станица Атаманская Павловского района Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающая среда на уроке иностранного языка"
Описание:
В последние годы наблюдается тотальное ухудшение состояния здоровья детского населения, следовательно, построение учебного процесса требует от учителя использования здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающая среда на уроке иностранного языка
Сегодняшние школьники живут в очень динамичное, наполненное событиями и
переменами время. Повышающиеся стрессогенность окружающей действительности,
дискомфорт нередко приводят к пассивности, огромное количество информации,
получаемой школьниками каждый день в школе, зачастую приводит к возникновению
утомления, переутомления.
Эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета
физиологических и психологических особенностей ребенка. Еще К.Д.Ушинский писал:
«Изучение педагогики предполагает уже некоторое предварительное знакомство с
устройством и законами жизни и развития человеческого организма, изучение педагогики
предполагает уже некоторое предварительное знакомство с физиологией и психологией.
Без этого сколько-нибудь рациональное преподавание педагогики невозможно».
Положения, высказанные выдающимся педагогом, в настоящее время являются особенно
актуальными. В последние годы наблюдается тотальное ухудшение состояния здоровья
детского населения, следовательно, построение учебного процесса требует от учителя
использования здоровьесберегающих технологий.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии»,
по определению
Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические
технологии, программы,
методы, которые направлены на воспитание у
учащихся культуры здоровья,
личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование
представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
•
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);
•
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями);
•
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
возможностям ребенка;
•
необходимый, достаточный и рационально организованный
двигательный режим.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику
возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать у него
необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий – такая
организация образовательных процессов на всех уровнях, при которой происходит
качественное обучение. Развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения
ущерба их здоровью.
Проблема сохранения здоровья нашла отражение в трудах С. В. Попова, Н.М. Амосова,
В. П. Казначеева, И. И. Брехмана, К. Г. Зайцева, Ю. А. Андреева (13,8) и других.
Приемами здоровье сберегающих технологий можно считать динамические паузы
( физ. минутки), игры, песни с движениями, релаксационные упражнения на языковом
материале. Их использование на уроках английского языка способствует
здоровьесбережению школьников, расслаблению учащихся, созданию «момента
отдыха» и поддержанию динамического поведения школьников, а также поддержанию
интереса к изучению иностранного языка (9).
Языковые динамические паузы предназначены для формирования
произносительных, лексических, грамматических навыков и тренировки употребления
языковых явлений. Произнесение языковых стихотворений, рифмовок, пение песен
сопровождается телодвижениями под музыку. Целесообразно подбирать динамические
паузы (физминутки) с учетом изучаемой темы. Поэтому учитель, готовясь к урокам,
продумывает и этот структурный элемент, который может занимать 2-3 минуты. Для того
чтобы правильно скомпоновать упражнения во время динамической паузы
(физкульминутки), нужно четко представлять, на что они направлены. Скажем,
приседания с подъемом рук вверх стимулируют мозговое кровообращение, потряхивание
кистями рук препятствует утомлению мелких мышц кисти, различные наклоны и повороты
снимают излишнее напряжение мышц туловища, а сочетание круговых движений головой,
глазами и туловищем активизируют, кроме того, чувство общей координации в
пространстве. Если возможно, хорошо проводить бег на месте, так он снимает многие
симптомы утомления.(16)
Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью
избавляться от физического или психологического напряжения (
12). Противострессовые
дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно
условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном
положении. Это даёт возможность дышать естественно, свободно, без напряжения,
полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное
положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо
сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части
тела. Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных
фаз дыхания не имеет значения. От правильного дыхания в значительной мере зависит
здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни.
Опыт показывает, что наилучшие возможности использования элементов
здоровьесберегающих технологий – использование музыки. Использование музыки на
уроке является сильнейшим психическим побудителем, проникающем в глубину сознания.
На песенной основе легче усваивается грамматический материал, песни стимулируют
развитие навыков диалогической речи. Музыку или песни можно использовать: для
закрепления лексического и грамматического материала, как стимул для развития
речевых навыков и умений, для снятия напряжения, как вариант психоразгрузочной
паузы.
Ещё одним посильным лекарством от эмоционального напряжения оказывает
танец. Это может быть танец с использованием изучаемой лексики на уроке иностранного
языка. В этом случае можно добиться двойного эффекта. Во-первых, с помощью
телодвижений можно снять напряжение. Во-вторых, при проведении танца дети с
большим интересом включаются в процесс запоминания слов.
Одной из важнейших форм релаксации является игра. Игра – один из
увлекательных видов работы. Но, как было уже отмечено ранее, игра, как вид здоровье
сберегающей технологии, направлена на релаксацию и отдых детей. Это всегда
подвижный вид деятельности.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование
ролевых игр. Ролевая игра –
методический прием, относящийся к группе активных
способов обучения практическому владению иностранным языком.
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной
практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность
обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением
интереса к предмету.
Большей популярностью среди школьников явилось использование упражнений по
«превращению» (растения, животные и т. д.) и на память физических действий
(выполнение манипуляций согласно ситуации). Как показывает опыт, ребята с
удовольствием включаются в такого рода игры, так как они не чувствуют страха и
напряжения из-за возможности получить негативную оценку.
Охарактеризовав разнообразные приемы здоровьесберегающих технологий в
процессе обучения английскому языку, можно сделать выводы:
Динамические, релаксационные паузы, игровые упражнения, песни с движениями
используются для восстановления работоспособности, для укрепления зрения,
динамические упражнения, подобранные по ритму дыхания, укрепляют физическое и
психическое здоровье и являются:
профилактикой по предупреждению падения зрения,
развивают память,
обогащают словарный запас,
способствуют переводу информации из одного вида в другой,
усиливают двигательную активность,
повышают стимул к работе,
предупреждают и снимают хроническую усталость,
повышают мотивацию к учению.
Использование такого рода упражнений, поможет
снять общую усталость
учащихся на уроках английского языка в младших классах основной общей школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. М. В. Антропова, А. Г. Хрипкова. Адаптация организма учащихся к учебным и
физическим нагрузкам. – М., 1992
2. Антропова М. В., Манке Г. Г. Обучение с учетом психофизических особенностей
подростков // Педагогика, 1993. – № 5.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии – М.: Педагогика, 1989.
4. Буянов Н. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Медицина. – М.: ТКО «ACT», 1995.
5. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах
современных общеобразовательных учреждений. СанПИН 2.4.2.576-96 // Справочник
руководителя и учителя начальной школы. – Тула, 1999.
6. Доскин В. А., Куинджи Н. Н. Биологические ритмы растущего организма. – М., 1998.
7. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. – М.,
2000.
8. Зайцев Г. К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья
учащихся и учителей. – СПб., 1998.
9. Запорожец А.В. «Избранные психологические труды»: В2 – Т. I. Психическое развитие
ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
10. Ковинько Л. В. Воспитание младшего школьника. – М., 1998.
11. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный)
Издательский дом «Март», 2005.
12. Мижериков В.А. Словарь справочник по педагогике/ Под общ. ред. П.И.
Пидкасистого.-М.,2004. Творческий центр. – 448 с.
13. С.В. Попов. Валеология в школе и дома. (о физическом благополучии школьников).
СПб: СОЮЗ, 1998. 256 с.
14. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья.– М.: Физкультура и
спорт, 1993.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:
Народное образование, 1998. – 256 с.
16.
Смирнов С. А. , И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова 4 – е
изд., Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Для студ.
высш. и сред. пед. учеб. заведений. Испр. – М.: Издательский центр «Академия»,
2001. – 512с.
17. Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста:
Методические рекомендации использования здоровьесохраняющих принципов обучения
и воспитания.. – Гродно, 1992.