Напоминание

"Использование ИКТ на уроках эстетического цикла как средство развития познавательной и творческой деятельности обучающихся".

Автор: Храмцова Таисия Николаевна

Должность: учитель музыки, МХК

Учебное заведение: Карельский филиал МБОУ Устьинской СОШ

Населённый пункт: Тамбовская область, Моршанский район, с. Карели

Наименование материала: статья

Тема: "Использование ИКТ на уроках эстетического цикла как средство развития познавательной и творческой деятельности обучающихся".

Описание:

Статья из опыта работы по формированию у обучающихся высоких эстетических чувств через музыкальную, художественную культуру посредством использования информационных технологий, развития у обучающихся проектно-исследовательских навыков.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=2963

Опубликовано 17.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Использование ИКТ на уроках эстетического цикла

как средство развития познавательной и

творческой деятельности обучающихся.
Автор: Храмцова Таисия Николаевна Должность: учитель музыки,МХК Организация: Карельский филиал МБОУ Устьинской СОШ Моршанского района Тамбовской области Населенный пункт: Тамбовская область, Моршанский район, с. Карели Одной из важнейших задач современной школы является воспитание нравственно развитой, духовно богатой личности. Состояние нравственности российского общества таково, что с разрушением прежней идеологии, с резкой сменой экономической основы общества произошла дезориентация в нравственных ценностях у людей. Эта ситуация осложняет формирование национальной идеи, которая смогла бы объединить общество на основе традиционных российских общенациональных ценностей. Первым направлением реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» является переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Поэтому сегодня к школьному образованию предъявляются новые требования. Оно должно быть опережающим, в чем-то даже профориентационным, с внедрением новых методов, средств и технологий обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. Он нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни и представляет собой совокупность требований: личностным, метапредметным предметным. Предполагается, что обучающиеся будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Особое место в новом стандарте уделяется духовно-нравственному развитию.
Целью
моей работы как раз и является создание духовно-нравственной атмосферы, призванной подготовить обучающихся к полноценной жизни в современных условиях с учетом духовных и практических потребностей личности и общества, формирование высококультурной, нравственной личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, а также создание условий для проявления познавательной и творческой активности обучающихся. Работаю по программе музыкально-эстетического воспитания в соответствии с требованиями концепции развития музыкального образования школьников, государственных образовательных стандартов, сущности общего среднего образования. Работая учителем музыки, МХК, большое внимание уделяю работе с одарёнными и мотивированными детьми. Учитывая особенности социокультурной среды села Карели, контингента обучающихся, уровня квалификации педагогов, материально – технической
базы школы педагогический коллектив работает над проблемой: «Формирование компетентной, физически и духовно – здоровой личности, способной к самовыражению и самоопределению в обществе». Исходя из целей и задач развития школы, учитывая уровень учебно- воспитательного процесса, сложившиеся традиции, запросы и потребности учителей, состояние учебно-материальной базы, а также особенности состава обучающихся была определена методическая тема «Управление познавательной и творческой деятельностью обучающихся на уроке» . В соответствии с методической темой школы выбираются темы для работы методических объединений и самообразования учителей. В планирование методической работы школы и методических объединений включаются те мероприятия, которые способствуют решению проблем и задач, стоящих перед школой, а именно: повышение ответственности учителей, внедрение новых, передовых, интенсивных методов и приёмов работы в практику преподавания учебных предметов, обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учителя через сеть кружков и индивидуальных занятий, проведение предметных недель. Выбранная мною
тема самообразования
«Использование ИКТ на уроках эстетического цикла как средство развития познавательной и творческой деятельности обучающихся», тесным образом перекликается с проблемой, над которой работает школа. В связи с этим ставлю перед собой следующие
задачи:
- развитие у детей чувства прекрасного, формирование высоких эстетических чувств через музыкальную, художественную культуру; - развитие познавательной, творческой активности обучающихся на уроках; - развитие у обучающихся музыкальных способностей, певческого голоса и формирование музыкальной культуры; - развитие художественно – образного мышления; - владение интонационно – образным языком; - формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой культуре; - развитие у обучающихся умения использовать информационные технологии в знакомстве с мировой художественной культурой; - развитие у обучающихся проектно-исследовательских навыков. Для каждого человека музыка является огромнейшим миром. Она способна выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний, может помочь вызвать к жизни сокровенные помыслы, унести в далекое прошлое, заглянуть в будущее. Профессия учителя музыки хороша тем, что учитель имеет возможность импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. И, конечно, считаю школу самым надёжным и интересным местом для занятий музыкой с детьми. К своей работе стараюсь подойти творчески, с любовью. Уроки эстетического цикла - это уроки творчества. Каждый из них должен способствовать развитию личности школьника, выявления его индивидуального «Я», проявлению способностей, активизации мышления и воображения. При составлении рабочей программы по музыке преимущественной содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы, созданной под научным руководством Д. Б. Кабалевского. Уроки музыки по
программе Д.Б. Кабалевского открывают много возможностей для творчества учителя. Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств, от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, от собственных личностных качеств. Одной из важнейших сторон творческой деятельности учителя является искусство управления познавательной активностью обучающихся на уроке музыки, МХК. Умение естественно и ненавязчиво подвести к теме урока, способствовать ее усвоению, пробудить активность ребят - все это требует от учителя определенного педагогического искусства. Учитель должен владеть словом, искусством общения с детьми, и искусством направленного музыкального, эстетического воздействия. Когда речь идет о творческом отношении к программе, то имеется в виду, прежде всего возможность учителя расширять музыкальный материал, используемый на уроке. В то же время основной стержень программы должен оставаться незыблемым. Это относится как к принципу «тематизма», так и к трем ведущим методам музыкального обучения (обобщения, забегания вперед и возвращение назад, эмоциональной драматургии). При проведении уроков по мировой художественной культуре за основу взята программа В.Г. Маранцман, которую несколько изменила с учетом индивидуальных физиологических, психологических особенностей обучающихся, учебно-метдический комплект под редакцией Г.И.Даниловой. Изучение данного предмета помогает приобщить современного ребенка к прекрасному миру русской и зарубежной культуры, к истории не только своей страны, но и других стран мира, создать необходимую почву для понимания детьми шедевров мирового искусства, помочь найти свое личностное отношение к лучшим образцам творческого наследия предков. На уроках музыки очень важно, чтобы ребят окружала яркая, эмоционально- привлекательная и понятная музыка, чтобы любое произведение, которое прозвучит на уроке, было бы значимым для ребят, оставляло след в детской душе. Однако, не менее важно, чтобы уже первоклассники не только знакомились с доступными для них произведениями, но и могли активно, самостоятельно размышлять о них. И здесь учитель должен создавать атмосферу доверия, доброжелательности, чтобы у ребят возникло желание высказаться о своих чувствах. С некоторыми учениками бывает трудно наладить контакт, привлечь их к общему разговору на уроке. Самолюбие, проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят. Им требуется особое внимание. Стараюсь в таких случаях проявить терпение и такт, поощрять любую попытку высказаться о музыке. Или задаю на дом письменное задание, где ученик выражает свои мысли. Уроки часто проводятся в форме дискуссий, бесед, обсуждений того или иного направления в мировой художественной и музыкальной культуре. Стараюсь ставить ребят в ситуацию нравственного выбора, искать решение этой проблемы. Дети учатся отстаивать свою точку зрения на различные вопросы. В своей работе использую нетрадиционные методы: 
метод творческого самовыражения
. Смысл его заключается в том, чтобы дать возможность каждому ребенку почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти резервы в собственной индивидуальности, дать ему новые возможности для самораскрытия, развить веры в себя, в свой творческий
потенциал. Например, обучающимся предлагаю написать сочинение – эссе по картине. Прослушав музыкальное произведение, дети составляют программу данного музыкального отрывка. 
метод дискуссии
. Метод обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и отношении к себе. Содержание дискуссии может быть организовано, например, по поводу анализа того или иного художественного, музыкального, литературного произведения. Дети учатся отстаивать свою точку зрения по поводу различных явлений, направлений, сюжетной линии, стилистики произведений различных видов искусств. На уроке постоянно пытаюсь ввести обучающихся в состояние
диалога,
чтобы провести совместную ориентировку в личностно - значимой предметной области, выявить проблемы, интересующие школьников, рассмотреть эти проблемы в контексте значимых для обучающихся жизненных ценностей, способствовать тому, чтобы школьники могли использовать свои знания по предмету в качестве средства общения и научились обоснованно выражать свои суждения, приводить аргументацию для доказательства своего мнения. Познавательные способности характеризуются активностью ученика, его возможностью выйти за пределы заданного. За учеником закрепляется роль познающего мир, но в специально организованных для этого условиях. Чем лучше обучающие условия, тем оптимальнее развивается ученик. Для развития познавательных способностей нужна такая образовательная технология, которая бы обеспечивала становление способов учебной работы через обучение, контроль за процессом учения, оценку сложившихся у учеников способов учебной работы.
Достижение этой цели я вижу в:
- использовании разнообразных форм и методов организации учебной деятельности; - создании атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; - поощрении обучающихся за использование различных способов выполнения заданий, даже если они ошибочны; - использовании в ходе урока дидактического, наглядного материала; - поощрении стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; - создании проблемных ситуаций, которые позволяют ученику проявлять инициативу, самостоятельность. Предлагаю обучающимся на выбор задания различного содержания, вида и форм. Такой дифференцированный подход создает ситуацию успеха в обучении и развитии каждого ребенка. Эффективной формой организации учебной деятельности на уроке является
работа в группах
, так как она позволяет формировать коммуникативные навыки общения. В начальных классах использую на уроках игровые моменты, устраиваю театрализацию музыкальных произведений, применяю различные жесты при исполнении музыки. Иногда прослушиваем и анализируем записанные на магнитофонную пленку или снятые на видео фрагменты исполнения песен ребятами в классе. В
процессе слушания дети находят свои ошибки, недостатки в исполнении. Таким образом, делают самоанализ исполненной песни. Игра на музыкальных инструментах на школьных уроках музыки пока занимает очень скромное место. Причина - в отсутствии в школе качественных, дешевых и эстетически привлекательных детских музыкальных инструментов. Имеющиеся инструменты в основном сделаны своими руками и их недостаточно. Тем не менее, стараюсь использовать и эти инструменты для развития чувства ритма, слуха. На уроках использую многообразие дидактических приёмов, развивающих мышление, память и творческие способности обучающихся: моделирование, импровизация мелодическая и ритмическая, самооценка, взаимооценка, поиск ассоциаций, сравнение и т.п. Основной методической задачей считаю процесс всестороннего музыкального воспитания обучающихся средствами хорового искусства. В её основе лежит развитие слуха и голоса. Трудно найти теоретическую работу, посвящённую вокально-хоровой методике, в которой не говорилось бы о распеваниях. Распевания, которые использую в своей методике, состоят из специальных вокальных упражнений и представляют собой материал, на котором у поющих целенаправленно развиваются определённые качества певческого голоса. Они поются в начале урока и выполняют также функцию настройки, подготовки голосового аппарата к работе над репертуаром. К распевкам, к их подбору предъявляю определённые требования: 1. Они должны носить универсальный характер, что особенно важно при коллективных хоровых занятиях. 2. Принципиальное значение имеет стабильность, постоянство отдельных приёмов, используемых мною из года в год. На начальной стадии развития детского певческого голоса работаю на центральных звуках. Диапазон голоса для слабых, певчески не развитых детей – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае стараюсь полностью избежать напряжения, но это не всегда получается. Постановкой голоса стараюсь заниматься постепенно, без торопливости. Ни в коем случае нельзя допускать форсирования звучания, петь нужно умеренным звуком. Дети часто или кричат, или сипят. В таких случаях стараюсь максимально фиксировать свою деятельность на звукообразовании. Наибольшее внимание уделяю качеству звучания и свободе при пении. Особо кропотливой и сложной является работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Этот процесс целесообразно проводить в ещё более ограниченном диапазоне. Делом серьёзным и ответственным в моей педагогической деятельности является подбор репертуара. Перегрузки могут привести к заболеваниям голосового аппарата. Особенно вредно для детского голоса включение в репертуар произведений завышенной трудности. Считаю, что правильнее брать произведения менее сложные, но добиваться на них исполнительского максимума. В моей работе с хором иногда возникают трудности, их наличие обязательно, но преодоление всех препятствий дело реальное, интересное и полезное. Опираясь на знания особенностей звучания детского певческого голоса, представляю себе, в какой мере могут повлиять на характер звучания
такие элементы произведения, как его тесситура, звуковые компоненты, ритмический рисунок, динамика, штрихи, поэтический текст, художественный образ в целом, его эмоциональная насыщенность. Наконец, определяю общую исполнительскую трактовку произведения, учитываю, насколько данный состав хора сможет добиться художественности исполнения песни, готов ли хор к этому психологически, эмоционально, достаточно ли он технически обучен. Особое внимание на занятиях уделяю патриотизму, стремлению слушать образцы национальной музыки своего народа, как в её подлинных фольклорных образцах, так и в аранжировке композиторов-профессионалов. У русского народа очень своеобразная и богатая культура: мудрые пословицы и поговорки, веселые и печальные песни, торжественные былины, частушки, пляски, хороводы, игры и т.д. Это творчество было достоинством и умом народа. Многие коренные обычаи уже исчезли безвозвратно, некоторые еще живут в народе и сохраняют свою привлекательность. Что поможет нам вернуть утраченное, сохранить и приумножить нравственную, духовную культуру нашего народа, которая сложилась еще в далекой древности? Решая эту проблему, постоянно обращаюсь к фольклору. Это особенно необходимо маленькому человеку, ибо познав с раннего детства свои истоки, почувствовав всей душой родной народ, он будет духовно богаче, с любовью относиться к своему краю, своей стране, будет с гордостью носить имя русского человека. На страницах различных изданий много всевозможных педагогических технологий. Есть и интересные задумки, и оригинальные идеи, и нетрадиционные методы. Чему отдать предпочтение? С каждым днем усложняется окружающая жизнь. Переосмысливаются многие понятия, идет поиск новых решений вечных проблем. Одной из интереснейших проблем, занимающих исследователей педагогического процесса, является проблема противоречий обучения. Вопрос о противоречиях в учебно-воспитательном процессе поднимался и рассматривался в трудах Н. Пирогова, К.Ушинского, Н. Бунакова. Представители интеллектуальной элиты страны утверждали, что национальная система воспитания и образования в её широком, массовом варианте не соответствует задачам всестороннего развития подрастающего поколения. В сфере музыкального образования противоречия имеют достаточно характерные черты и особенности. Музыка, как известно, является одним из наиболее действенных средств формирования духовного облика человека, становления и развития художественно-эстетического сознания. Между тем, воспитательное воздействие классического музыкального искусства на молодежную среду, да и на общество в целом, в последние годы явно неудовлетворительно. Сужается реальное пространство музыкальной культуры, снижается коэффициент ее влияния на массы. Ценностные ориентации явно направлены сегодня в сторону развлекательного псевдоискусства; никаких иных целей, кроме развлечения или эпатажа, музыкальный «поп-арт» перед собой и не ставит.
Одними из центральных противоречий в музыкальной воспитательно-

образовательной системе, считаю следующие:

 противоречие между актуальными требованиями, которые сегодня предъявляются к музыке российской действительностью, — и тем реальным потенциалом, которым располагает национальная система музыкального воспитания и образования. Речь о том, что могла и должна бы давать серьезная, классическая музыка современному российскому обществу, его духовной традиции, и что она дает в действительности;  оторванность, практическая изолированность традиционных приемов и способов преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла от новых педагогических технологий, базирующихся на широком использовании технических средств обучения (аудио и видеозаписи, компьютерные технологии, дистанционное обучение и проч.);  нерешенность проблемы оптимального использования информационно- коммуникативных возможностей современных технических средств обучения в практике преподавания предметов эстетического цикла, а также нерешенность проблемы органичного сочетания новых информационных технологий с «человеческим фактором» в обучении;  между необходимостью получения базового уровня знаний и природными данными каждого ученика;  между большим объемом программного материала и недостаточным количеством учебного времени (для изучения МХК, музыки 1 час в неделю – это очень мало). Можно ли избежать данные противоречия? Ответить на этот вопрос очень сложно, но стоит попытаться. Считаю так: пробовать нужно, менять существующие методы работы нужно, но при этом нельзя допустить, чтобы ученик стал просто экспериментальным материалом. Учитель должен находиться в непрерывном поиске разнообразных путей обновления основных положений программы «Музыка» Д.Б. Кабалевского. Необходимость этих перемен продиктована самой жизнью, которая насыщена компьютерами, DVD и mp3-плейерами, мобильными телефонами и т. д. Учебным планом предусмотрено лишь по одному уроку музыки и МХК в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии. Учитель имеет возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока. Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, возможность дополнительных творческих поисков детей, помощник в отработке практических умений и навыков обучающихся. Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Мои наблюдения и анализ показывают, что использование современных музыкальных и информационно - компьютерных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для обучающихся любого возраста, повышает уровень мотивации ученика и развивает его творчески, формирует эмоционально положительное отношение к предмету, позволяет добиться желаемого результата. По большому счету, главное для нас – гуманитарное образование личности ребенка, которое является основой человеческой нравственности и культуры. И
информационные технологии становятся хорошим помощником учителю эстетического цикла, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. В качестве основной цели использования ИКТ на уроках музыки, МХК можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. Не следует также забывать, что урок искусства должен иметь свою драматургию, кульминацию и, конечно, содержать художественно- педагогическую идею. Поэтому, считаю целесообразными следующие формы использования ИКТ на уроках эстетического цикла:  работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;  использование Internet и медиа-ресурсов: дополнительный материал (тексты, иллюстрации, музыка и т.д.);  работа в Publisher: подготовка справочных и обобщающих материалов, буклетов, сертификатов и т.д.;  работа в Power Point: мультимедийные презентации о жизни и творчестве композиторов, художников, о различных эпохах в мировой художественной культуре, музыкальных жанрах, стилях и направлениях в музыке, живописи, архитектуре и т.д. и т.п. В конце такой презентации возможны тестовые или творческие задания, которые выполняются как письменно, так и устно. В случае устного выполнения заданий возможны дискуссии, обсуждения, сопоставление различных точек зрения, что приведёт к главному выводу по теме, то есть к осознанию детьми художественно-педагогической идеи урока;  демонстрация видеофрагментов. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с обучающимися. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей;  образцы звучания музыкальных инструментов, симфонического оркестра, оркестра народных инструментов;  работа в Excel: диаграммы, таблицы;  виртуальные экскурсии по великим музеям мира (Эрмитаж, Лувр, Метрополитен и др.), путешествия по странам и эпохам.  использование Интернет - ресурсов для выполнения обучающимися домашних творческих заданий с использованием информационно- коммуникационных технологий.
Цифровые образовательные ресурсы
разрабатываю как комплекс средств обучения, в который входят:  Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.  Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись,
декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика. Иконопись и др.) и т.д.  Звуковые фонограммы музыкальных произведений, песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;  Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.  Творческие (интерактивные) задания для обучающихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника. При проведении уроков использую следующие материалы: биографические статьи о композиторах, музыкальных деятелях, исполнителях и дирижерах, художниках, архитекторах; CD-диски: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Шедевры классической музыки», «Русская живопись» и т.п., DVD, MP3-диски с записями лучших образцов классической музыки; видеофрагменты оперных и балетных спектаклей; демонстрационные материалы; презентации; викторины, тесты различной сложности; иллюстрации, плакаты-схемы; детские проекты и презентации на различные темы; дидактический, раздаточный материалы. На уроках музыки практикую исполнение песен обучающимися под караоке. Караоке способно заменить стандартное музыкальное сопровождение песни на аккомпанемент эстрадного ансамбля, симфонического или духового оркестра. Под караоке надо понимать не только развлекательное устройство или стиль отдыха, но и принцип самодеятельного исполнения любимых песен. Детям очень нравится попробовать себя в качестве популярного артиста. Применение информационных коммуникационных технологии в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. Применение данных форм работы позволяет осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса обучающихся, формирования у них навыков работы с информацией. Не могу не сказать, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя много времени, особенно при подготовке к уроку (у меня, например, оно увеличилось в разы), и терпения. К тому же создают некоторые неудобства организационного характера. При всём при этом, такие уроки приносят большое удовлетворение учителю и пользу ученикам.
Результатом
использования ИК – технологий на уроках считаю, прежде всего,
повышение интереса у обучающихся к изучению предмета.
Все большее количество учеников стараются готовить домашние задания, используя компьютер, создавая различные презентации.
Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, развитию метапредметных связей, достижению нового качества обучения. На основе сказанного ставлю перед собой задачи:  Заинтересовать больше детей проектной деятельностью на уроках эстетического цикла.  Расширить фонотеку кабинета музыки.  Укомплектовать кабинет медеотекой. Информацию о том, как обучающиеся осваивают материал, о наличии интереса к моим предметам получаю с помощью анкетирования, тестирования. Познавательная активность детей, стремление к выполнению творческих работ, исследовательских проектов по музыке, МХК наводит на мысль о том, что у школьников есть заинтересованность в изучении данных предметов.

В своей педагогической деятельности активно использую следующие
формы контроля:
 устный контроль: фронтальный опрос, индивидуальный опрос.  письменный контроль: письменный зачет, викторина, тест.  творческая работа обучающегося: сообщение, реферат, доклад. При составлении тестов использую задания разного уровня сложности и вопросы разных типов (с одним выбором правильного ответа, с несколькими выборами, незаконченное предложение, анализ произведения, характеристика той или иной исторической эпохи т.д.);
современные способы оценивания:
- являюсь администратором портала «Дневник. ru»; - электронные тесты; - презентации, выполненные обучающимся; -ученические исследовательские проекты. Работая над проектами, обучающиеся самостоятельно выбирают тему для проекта. Опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор информационного и иллюстративного материала.

Анализ результатов анкетирования обучающихся, показал, что в результате использования на уроках МХК, музыки ИКТ повышается учебная мотивация (92% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.
Положительным результатом
своей деятельности считаю то, что у большинства обучающихся повысился интерес к предмету «Музыка», многие мои ученики захотели продолжить свое музыкальное образование и развитие в районной музыкальной школе, некоторые с успехом ее закончили, другие продолжают учебу по сей день. В течение последних трёх лет наблюдается повышение качества знаний
по музыке
с 88,7% до 100%;
по МХК
с 74% до 97%. Мои ученики принимают активное участие в конкурсах, конференциях, фестивалях различного уровня, становясь победителями и призерами. В процессе многолетней педагогической деятельности мною накоплен определенный опыт, которым широко делюсь с коллегами. Принимаю активное участие во всех музыкальных и тематических вечерах школы, в различных
конкурсах профессионального мастерства. Являюсь победителем муниципального профессионального конкурса «Учитель года - 2007», победителем регионального этапа «Учитель года - 2007» в номинации «Экология души». Продуктом моей работы служат Web- разработки блоков уроков по темам «Музыка моего народа», «Художественная культура Китая», «Художественная культура Японии», «Художественная культура Древней Руси», междисциплинарные Web - проекты «Моя родина – Моршанск», «Древнерусское зодчество. Собор Святой Софии», «Влияние музыки на человека», «Празднование Нового года в разных странах», «Значение формы в искусстве», «Искусство Древней Руси» и.т.д. Все разработки и проекты были продемонстрированы в рамках единых методических дней, педагогических советов школы, предметных недель, межмуниципальных, региональных научно- практических конференций, Всероссийских Интернет-конкурсов. Список использованной литературы: 1. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Холодная М.А. и др. Рабочая концепция одарённости. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 234 с. 2. Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность// Школьные технологии. - 2007. - №2. 3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007. 4.Ляхова Л. В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / Л.В. Ляхова // Начальная школа. - 2009. - № 7.


Яндекс.Метрика